Casual
РЦБ.RU

Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?

Март 2005


    Не успела вступить в действие с 1 января 2001 г. Ч. II Налогового кодекса РФ, как в гл. 23 <Налог на доходы физических лиц> стали вносить бесконечные поправки, касающиеся налогообложения операций с ценными бумагами. Сначала Федеральным законом № 33-ФЗ от 24 марта 2001 г. был введен до 1 января 2002 г. мораторий на применение имущественных вычетов при продаже ценных бумаг физическими лицами. Затем Федеральным законом № 71-ФЗ от 30 мая 2001 г. были приняты очередные поправки в гл. 23 НК РФ и введена специальная ст. 214.1, регулирующая особенности исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги. В дальнейшем изменения и дополнения касались уже самой ст. 214.1 НК РФ: сначала Федеральным законом № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г. была принята новая редакция ст. 214.1 НК РФ, вступившая в действие с 1 января 2003 г., а затем в соответствии с Федеральным законом № 51-ФЗ от 6 мая 2003 г. в нее внесли изменения.
    Особенно тревожат профессиональных участников рынка ценных бумаг и всех, кто совершает операции на фондовом рынке, непрекращающиеся попытки фискальных органов <подредактировать> налоговое законодательство в соответствии со своими интересами. Так, устоявшаяся практика налогообложения операций с ценными бумагами была буквально <взорвана> очередными разъяснениями налогового ведомства страны - Письмом МНС РФ № 04-2-07/302 от 22 июня 2004 г. <Об уплате налога на доходы физических лиц>.

НИКАКИХ ЛЬГОТ

    Отвечая на запрос НАУФОР, налоговое ведомство в своем письме рассматривает и комментирует следующую ситуацию: физическое лицо продает в течение одного налогового периода ценные бумаги, находящиеся в его собственности более 3 лет, через посредничество своего брокера, с которым у него заключен договор. При этом документов, подтверждающих расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении ценных бумаг, налогоплательщик не представляет и просит брокера при определении налоговой базы предоставить имущественный налоговый вычет в размере всей суммы, полученной от реализации ценных бумаг. Данный имущественный налоговый вычет не может быть предложен налогоплательщику, так как, по мнению МНС РФ, такой вычет предоставляется только в том случае, когда расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не подтверждены документально. Поскольку при реализации ценных бумаг через своего брокера налогоплательщик - физическое лицо несет расходы в виде комиссионного вознаграждения брокеру, биржевого сбора и т. п., которые могут быть подтверждены документами, представленными брокером, то при определении налоговой базы из полученного дохода должны исключаться только фактически произведенные налогоплательщиком расходы.
    Кроме того, по мнению МНС, в случае отсутствия у брокера информации о расходах на приобретение ценных бумаг налогоплательщик обязан предоставить брокеру документы, подтверждающие расходы по их приобретению. (По всей видимости, <потеря> налогоплательщиком документов, подтверждающих понесенные им расходы, будет рассматриваться налоговым ведомством как умышленное сокрытие документов, необходимых для исчисления налога, с целью получения льготы и уклонения от уплаты налога.)
    Таким образом, Федеральная налоговая служба считает, что если при совершении операций с ценными бумагами у налогоплательщика имеется возможность документально подтвердить понесенные им расходы, то он не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 214.1 220 НК РФ.
    Если следовать предложенному толкованию налогового законодательства, то налогоплательщики никогда не смогут воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной законом. При совершении операций на фондовом рынке налогоплательщик всегда несет расходы, которые могут быть подтверждены документально. Так, налоговые агенты (брокеры, управляющие компании и др.) всегда могут документально подтвердить расходы своих клиентов и, следуя разъяснениям ФНС РФ, при расчете налоговой базы отказать им в предоставлении налогового имущественного вычета. Даже если физические лица с целью избежания документального подтверждения своих расходов самостоятельно будут совершать операции с ценными бумагами, они не смогут воспользоваться налоговой льготой.
    Так, например, чтобы воспользоваться имущественным вычетом в размере всей суммы, полученной от продажи ценных бумаг, налогоплательщик должен будет доказать, что владеет ценными бумагами более 3 лет. Для этого ему необходимо при подаче налоговой декларации предоставить налоговому органу справку реестродержателя или депозитария о <движении> ценных бумаг по своему лицевому счету за определенный период, которая подтверждает время владения налогоплательщиком ценными бумагами.
    В соответствии с действующим законодательством реестродержатели и депозитарии оказывают услуги на рынке ценных бумаг на возмездной основе. Следовательно, за предоставление указанной справки, как, впрочем, и за совершение любой операции по лицевому счету физического лица (например, внесение изменений в анкету физического лица, связанных с переменой места жительства или паспортных данных, сменой владельца по передаточному поручению и т. д.), налогоплательщику придется заплатить деньги, т. е. понести расходы, которые могут быть подтверждены документально.
    По расчетам ФНС РФ, это в свою очередь приведет к невозможности предоставить имущественный вычет, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 214.1 220 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик никогда не сможет реализовать свое право на налоговый вычет, предусмотренный законом.
    В дальнейшем в письмах, а также разъяснениях специалистов налогового ведомства, опубликованных в средствах массовой информации и на Интернет-сайте, Федеральная налоговая служба России подтвердила позицию, изложенную в рассматриваемом письме.
    В результате в настоящее время профессиональные участники рынка ценных бумаг, их клиенты, а также граждане, самостоятельно реализовавшие в 2004 г. принадлежащие им ценные бумаги, столкнулись с трудноразрешимой задачей. В связи с окончанием налогового периода они должны исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц от операций с ценными бумагами.
    Если согласиться с позицией Федеральной налоговой службы России, то физические лица лишаются части (в некоторых случаях значительной части) своих доходов от операций с ценными бумагами, и возникает необходимость начислить, удержать и уплатить налог в большем размере, чем ранее предполагали налогоплательщики и профессиональные участники рынка ценных бумаг, совершая операции на фондовом рынке. Если не принимать во внимание мнение ФНС РФ, то это неминуемо приведет к конфликту с налоговыми органами и, следовательно, к применению к участникам фондового рынка налоговых санкций.

СПОКОЙСТВИЕ, ГЛАВНОЕ, СПОКОЙСТВИЕ?

    Однако участникам рынка ценных бумаг рано впадать в уныние. Мнение налогового ведомства нельзя признать верным и обоснованным. Например, несколько иную позицию по данному вопросу занимает Министерство финансов России. Так, отвечая на вопрос о предоставлении имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, при совершении операций с ценными бумагами, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в Письме № 03-04-06/153 от 10 июня 2004 г. указывает: имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением). Таким образом, имущественный налоговый вычет представляет собой эквивалент расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.
    Принимая во внимание в целом правильность подхода Минфина России к рассматриваемой проблеме (действительно, вычеты можно рассматривать как некий эквивалент понесенных налогоплательщиком расходов, размер которых заранее резюмируется законодателем и не требует доказательства), тем не менее нельзя не отметить его непоследовательность и половинчатость. Минфин допускает ситуацию, когда налогоплательщику будет отказано в предоставлении имущественного налогового вычета в случае существования документов, подтверждающих расходы налогоплательщика.
    Цель любого толкования закона - понимание воли законодателя. Для этого рассмотрим, как определяется доход и налоговая база налога по действующему законодательству.
    Доходом при совершении операций купли/продажи с ценными бумагами, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, признается доход, определяемый как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом сумм убытков (п. 3 ст. 214.1 НК РФ). При этом доход (убыток) по отдельной сделке купли/продажи ценных бумаг может быть определен одним из двух способов:
    1) как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и суммами фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг;
    2) как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и соответствующими имущественными вычетами, предусмотренными ст. 214.1 НК РФ.
    Статья 214.1 НК РФ устанавливает 2 вида вычетов, принимаемых во внимание при определении дохода (убытка) и налоговой базы налога при совершении операций с ценными бумагами:

  • имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ;
  • вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
        Законодательство устанавливает, что при продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, на него распространяется соответствующая налоговая льгота (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Так, если налогоплательщик в течение налогового периода реализует имущество, которым владеет менее 3 лет (до 1 января 2005 г. для недвижимого имущества этот срок составлял 5 лет), он вправе уменьшить свои доходы на величину налогового имущественного вычета в размере денежных средств, полученных от продажи такого имущества, но не более 1 млн руб. - при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач и др.) и не более 125 тыс. руб. - при продаже иного имущества, в том числе и ценных бумаг. В случае если продаваемое имущество находилось в собственности налогоплательщика более 3 лет, он имеет право на имущественный налоговый вычет в размере всей суммы, полученной от продажи данного имущества.
        Из приведенной нормы следует, что законодатель не связывает право применения указанного налогового имущественного вычета с фактом наличия или отсутствия у налогоплательщика каких-либо расходов, связанных с получение дохода, а тем более их документальным подтверждением. Единственным критерием определения права налогоплательщика на соответствующий имущественный налоговый вычет является время нахождения имущества в собственности налогоплательщика. Размер такого вычета зависит от суммы денежных средств, полученных от продажи имущества. Размер вычета для имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, ограничен соответствующими суммами, установленными законом.
        Таким образом, с дохода от реализации ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, налог удерживаться не должен. Если ценными бумагами налогоплательщик владеет менее 3 лет и общий доход от реализации таких бумаг в налоговом периоде не превышает 125 тыс. руб., налог также не удерживается. С сумм, превышающих данную величину, удерживается налог в размере 13%.
        Вместе с тем законодатель не лишает налогоплательщика права при налогообложении учесть понесенные им расходы и вместо использования имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Такое право предусмотрено подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в случае реализации любого имущества, кроме ценных бумаг, а при реализации ценных бумаг - п. 3 ст. 214.1 НК РФ (вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов).
        Таким образом, уже с момента принятия гл. 23 НК РФ <Налог на доходы физических лиц> законодателем были установлены соответствующие льготы для налогоплательщиков, реализующих в течение налогового периода принадлежащее им имущество, в том числе и ценные бумаги. Принятая позднее специальная ст. 214.1 НК РФ лишь устанавливает особенности определения налоговой базы при совершении физическими лицами операций с ценными бумагами (например, кем и когда может быть предоставлен имущественный налоговый вычет), не затрагивает, да и не может затрагивать, самого права налогоплательщика на применение налоговой льготы (налогового имущественного вычета).
        Кроме того, несмотря на утверждение ФНС России, налоговое законодательство не содержит обязанности доказывать отсутствие у налогоплательщика, налогового агента либо иного лица документов, подтверждающих расходы физического лица, для использования его права на применение имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Неважно, по какой причине расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально: отсутствуют ли у него соответствующие документы или он не предоставляет их по какой-либо другой причине. Если налогоплательщик документально не подтверждает свои расходы и делает соответствующее заявление, он тем самым выражает свою волю - воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным законодательством. Исходя из содержания гл. 23 НК РФ, именно так следует понимать положение п. 3 ст. 214.1 НК РФ о том, что <имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик вправе воспользоваться, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально>.
        Когда налогоплательщик хочет, чтобы при налогообложении были учтены его расходы, он должен предоставить соответствующие документы. В таком случае налоговая база должна определяться как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг и суммами фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг.
        Таким образом, рассмотренная позиция ФНС России по вопросу предоставления имущественного налогового вычета физическим лицам при совершении ими операций на рынке ценных бумаг неверна. Чтобы воспользоваться указанным вычетом, налогоплательщику достаточно заявить о том, что он не подтверждает документально свои расходы и желает при определении налоговой базы воспользоваться указанным имущественным налоговым вычетом. При этом если налогоплательщик владеет ценными бумагами более 3 лет, то он должен дополнительно представить доказательства владения ценными бумагами в пределах указанного срока. Таким доказательством обычно служит справка реестродержателя либо депозитария, учитывающего права по ценным бумагам, об операциях по лицевому счету физического лица за определенный период.
        Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется либо источником выплаты дохода при расчете и уплате налога (брокером, доверительным управляющим, управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика), либо налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по итогам года. Имущественный налоговый вычет производится только у одного источника выплаты дохода по выбору налогоплательщика. Законодательство предусматривает возможность перерасчета налогового вычета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации. Поэтому если в соответствии с разъяснениями ФНС РФ налогоплательщику не был предоставлен источником выплаты дохода имущественный налоговый вычет, то это не лишает его права при подаче налоговой декларации потребовать перерасчета налога от налогового органа.
        В заключение необходимо указать на причины, которые могли привести к подобным ошибкам при применении налогового законодательства. Прежде всего к ним относятся неточность и некорректность некоторых его формулировок. Например, в ст. 214.1 НК РФ понятия <налоговая база> и <объект налогообложения> необоснованно отождествлены, что приводит к путанице и неправильному исчислению налога. Так, в соответствии с п. 4 ст. 214.1 НК РФ и налоговая база по операциям купли/продажи ценных бумаг, и доход, полученный по операциям с ценными бумагами, определяются:
        1) как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и суммами фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг;
        2) как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и соответствующими имущественными вычетами, предусмотренными ст. 214.1 НК РФ:
  • имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ;
  • вычетом в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
        В результате при применении налогового законодательства невозможно понять, в чем отличие первого способа определения налоговой базы от второго. Неясно также, в каком случае применяется тот или иной способ определения налоговой базы.
        В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, если его расходы не могут быть подтверждены документально. Употребление в тексте закона слова <могут> также приводит к возможности произвольного толкования налогового законодательства со стороны налоговых органов.
        Конечно, юридические недостатки методов установления налогов должны устраняться в законодательном порядке. А пока участники рынка ценных бумаг должны помнить, что все сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ).

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Делайте ваши ставки, господа!
    Пора снимать "розовые очки"
    Риск как спасение от инфляции
    Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
    Новости
    В ожидании позитивных новостей
    Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
    Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
    Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
    Металлургия: новые возможности для инвесторов
    Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
    Челябинский трубопрокатный завод
    Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
    Российский облигационный конгресс-2004
    Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
    Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
    Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
    Республика Саха: большие возможности большого региона
    Новому рынку региональных облигаций - три года
    Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
    Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
    Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
    О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
    Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
    Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100