Casual
РЦБ.RU

Как "потрогать" рынок капитала?

Январь 2005

    Интервью с генеральным директором компании <Альпари Консалтинг> Феликсом Степанцом
    Возглавляемая Феликсом Степанцом компания <Альпари Консалтинг> начала свою работу на территории Приморского края с консалтинга в области выпуска ценных бумаг и привлечения инвестиций. В данном интервью речь пойдет о специфике дальневосточных компаний и их деятельности на финансовых рынках.

    РЦБ: Феликс Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности вашей компании.

    Ф. С. <Альпари Консалтинг> работает на рынке с 2000 г. За это время компания планомерно изменяла портфель своих услуг: начинала с консалтинга в узкой сфере - выпуски ценных бумаг - и постепенно создавала новые продукты в области маркетингового управления и стратегического развития. Иначе это можно назвать комплексным изменением компании для получения новых конкурентных преимуществ, в том числе и в области привлечения инвестиций. Планы большие: дальнейшее совершенствование продуктов компании в направлении стратегического маркетинга, разработка маркетинговых технологий для такого специфичного продукта, как ценные бумаги. Ну и, конечно, расширение географии нашего рынка.

    РЦБ: Как Вы охарактеризуете спрос на консалтинговые услуги среди компаний Приморского края?

    Ф. С. Как небольшой и однобокий, имеющий своей целью не изменение своей деятельности, т. е. создание более продаваемых продуктов, а продажу того, что производится, либо решение кризисных вопросов. Лучше всего развит юридический консалтинг. Можно, конечно, еще говорить о рекламе и маркетинговых исследованиях, но это все-таки не совсем консалтинг. В основном есть спрос на конкретные исправления. Особенно осторожно относятся к управленческому и маркетинговому консалтингу: можно пересчитать по пальцам как консультантов, так и заказы на такой вид консалтинга. Еще не сложилась традиция обращаться за <взглядом со стороны>. Тем более что во время становления бизнес-процессов было много консультантов, знавших бизнес только на уровне учебников либо практического опыта без знаний. И результаты такого консалтинга были неудовлетворительными. Также можно отметить и недостаток кадров. Компании испытывают кадровый <голод>, который пытаются компенсировать за счет обучения персонала на 2-3-дневных тренингах. Но это не дает достаточной компетентности, а серьезных обучающих программ немного. Подобную проблему испытывают и консалтинговые компании.

    РЦБ: Дайте оценку уровня корпоративного управления среди ведущих приморских предприятий.

    Ф. С. За редким исключением уровень корпоративного управления компаний невысокий, но это крупные компании, чьи акции обращаются на организованном рынке. Среди них проводился опрос по корпоративному управлению. Из 500 компаний ответить согласились только 12. К сожалению, о корпоративном управлении начинают задумываться только тогда, когда появляется необходимость соответствовать стандартам.

    РЦБ: Что Вы думаете о возможности выхода приморских компаний на рынки капитала?

    Ф. С. Потребности большие, но вот готовность выйти на организованные рынки капитала пока незначительная. Да и с чем выходить? Для этого необходимо отказаться от многого, начать по другому управлять, возможно, предоставить персоналу больше свободы. И стать более открытыми. А вот с этим проблема. Кроме того, выход на рынки капитала нередко означает потерю или ослабление контроля над компанией. Однако пока немногие решаются на это. Особенно когда ощущают, что механизм вроде работает, но как-то со скрипом. А если добавится еще одна шестеренка - как справиться с этим? Вот и получается, что лучший способ получить капитал - кредит, где все просто, понятно и привычно. Когда-то автомобили с правым рулем воспринимали подобно этому процессу - непривычно, значит, неприемлемо. Но весь Дальний Восток ездит на машинах с таким управлением и даже не вспоминает о российских автомобилях.
    Необходимо больше времени, информации, примеров. Самое главное - дать возможность попробовать. Если машину можно потрогать, то как потрогать рынок капитала? Почему это лучше кредита? И остается проблема с кадрами: кто сможет ее решить? Чему необходимо научить персонал (если вообще компания желает кого-то учить)? Не решен также денежный вопрос, ведь необходимо потратить капитал, а результат не гарантирован. Только услуги финансового консультанта при регистрации выпуска недешево обойдутся. Поэтому лучше синица в руках, чем журавль в небе. Когда вокруг беспорядок, очень сложно решиться бросить что-то постоянное и с головой окунуться в организованный хаос, тем более организованный кем-то другим.
    Приморский край занимает удобную стратегическую позицию, поэтому, надеюсь, в скором будущем увидеть перемены в лучшую сторону. Но влияние будут оказывать очень многие факторы, начиная от изменения восприятия региона российским бизнесом (если только китайские бизнесмены не опередят). Ведь сравнительно недавно Дальний Восток начали воспринимать не как сырьевой придаток России, а и как выход на рынки Восточной Азии.
    Если судить по данным статистики, то в настоящее время развивается преимущественно сфера услуг. А значительный капитал нужен главным образом для развития производства либо услуг широкого спроса - для сети магазинов, кафе быстрого питания и т. д.
    Да и масштабы бизнеса накладывают свой отпечаток. Рынок не очень большой, значит, и объемы капитала нужны меньшие. И не всегда потребности соответствуют возможностям организованных рынков капитала. Это так же, как с автомобилями: нужна малолитражка, а рынок предлагает только машины представительского класса.

    РЦБ: Как складываются у приморских компаний отношения с инвесторами?

    Ф. С. В данном случае сложно что-то сказать, потому что практически нет примеров. Но, судя по увеличившемуся количеству публикаций на данную тему и повышенному вниманию к теме инвестиций, скорее всего, дело обстоит не совсем так, как хотелось бы. Мне кажется, сегодня больше приобретают жизнеспособный бизнес, чем вкладывают средства в производство. Причем приобретают тот бизнес, для реализации заложенного потенциала которого не потребуется много усилий. А вот дальше развитие идет за счет собственных ресурсов и кредитов компаний. Возможно, в дальнейшем и можно будет говорить об отношениях компаний с инвесторами, но на данный момент это преждевременно (за исключением, наверное, предприятий энергетики, связи, некоторых портов, пароходств).

    РЦБ: Насколько остро, на Ваш взгляд, стоит проблема прозрачности предприятий в Приморском крае?

    Ф. С. Очень остро, так как более или менее прозрачными являются только крупные компании в силу либо требований закона, либо стандартов организованных рынков ценных бумаг. Нет еще понимания, что открытая информация принесет не вред, а пользу. Но пока компании будут обращены <в себя>, говорить о реальной культуре прозрачности нельзя. Немногие компании Приморского края, да и Дальнего Востока готовы опубликовать сведения о своей стратегии и менеджерах, тем более если к этому не <подталкивает> законодательство. Зачем раскрывать свои действия конкурентам? Я бы сказал, что такое нежелание связано с отсутствием не только корпоративной культуры, но и способности конкурировать развиваясь. На действительно конкурентных рынках нельзя делать одно и то же из года в год. А компании Приморья делают, потому что конкуренция еще не настолько острая. Основные методы конкурентной борьбы - цены, объем рекламы, доступ к ресурсам. Если в таких условиях раскрывать информацию о компании, тогда быстро появится конкурент, потому что ниша привлекательная. Скорее всего, конкурент предложит новый продукт, так как мог оценить ситуацию на рынке со стороны, при этом он может иметь больше ресурсов. Если компания, освоившая нишу первой, не мобильна, не способна быстро реагировать, развиваться, она не сможет удержаться на рынке. Почему компании выходят на рынки капитала и стремятся соответствовать требованиям таких рынков? Потому что необходимы новые ресурсы, для того чтобы быть лучше конкурентов. А если конкурентов нет, то зачем усложнять себе жизнь. Но забывается одна простая истина: для того чтобы что-то делать лучше, недостаточно просто знать. Необходимо практиковаться. А вот когда это потребуется, может быть уже поздно нарабатывать практику. Согласен, риск высок, но потом, возможно, будет еще выше.
    Недолго осталось ждать усиления конкуренции. Уже сегодня капиталам из других регионов необходимы новые рынки. Дальний Восток - огромная территория и значительные стратегические возможности. Конечно, налицо много сдерживающих факторов: климат, стоимость энергии, транспортные тарифы, направленность экономики. Но свято место пусто не бывает.

    РЦБ: Не могли бы Вы привести пример удачного бизнес-решения, предложенного специалистами вашей компании?

    Ф. С. Сложно говорить об удачном решении - все относительно.
    В принципе один пример можно привести, тем более что мы говорим об инвестициях: во время работы с одной торговой компанией, испытывавшей значительное конкурентное давление, мы решали вопрос необходимости привлечения инвестиций для более успешного противостояния конкурентам. После всестороннего анализа нескольких вариантов вложения средств было решено инвестировать только в персонал. Фактически мы рекомендовали внедрить следующий подход: маркетинг - задача каждого сотрудника компании. В данном случае очень способствовала подготовка менеджмента компании, имеющего не только опыт, но и соответствующее образование. В результате были проведены изменения в компании через целый ряд обучающих мероприятий, что привело к устойчивому развитию. В настоящий момент компания способна использовать предлагаемые рынком инструменты, диверсифицировать свой бизнес не после действий конкурентов, а прогнозируя их и постоянно создавая отличия от конкурентов. И при этом ресурсов потребовалось значительно меньше, достаточно было имеющихся средств компании.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Завтра будет лучше, чем вчера?
О пользе двойного дефицита США для российской экономики
За высокими стандартами
Можно ли доверять суверенным кредитным рейтингам?
Особенности управления портфелем ценных бумаг в малых банках
Об итогах VI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Отдадим деньги в хорошие руки
Reverse merger - альтернатива IPO
Методы оценки рыночных рисков между компаниямианалогами при расчете рыночной стоимости оцениваемой компании на основе метода рынка капитала
Сколько стоит время на рынке?
Программная торговля: миф или реальность?
Международные расчетно-клиринговые центры и биржи выбирают надежных партнеров
Оценка эффективности работы механических торговых систем методом случайных сделок
Особенности национальных рисков на рынке ценных бумаг
Схема риск-анализа инвестиций на российском рынке ценных бумаг
Свопы на акции - перспективный продукт для доступа на фондовый рынок
Мировой опыт использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг
Приморский край: солнце встает на востоке
"Нераскрытие информации - общероссийская проблема"
Как "потрогать" рынок капитала?
"Приморье - восточные ворота России..."
Дальний Восток изнутри
Инфраструктура валютного рынка: НА пути к конвертируемому рублю
Рынок акций нефтегазовых и электроэнергетических компаний в 2004 г.
Российский рынок облигаций. Итоги 2004 года.
Инвестиционная привлекательность ПИФов
Системы управления рисками фьючерсных бирж
Проекты НДЦ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100