Casual
РЦБ.RU

Приморский край: солнце встает на востоке

Январь 2005


    Интервью с первым вице-губернатором Приморского края Александром Костенко

    РЦБ: Александр Иванович, чем, по Вашему мнению, привлекателен Приморский край для инвесторов? Каковы его конкурентные преимущества? Какие меры предпринимает Администрация края для реализации этих преимуществ?

    А. К. Приморский край является лидирующим субъектом Дальневосточного региона: на территории края проживает около 1/3 населения региона, мы создаем более 20% совокупного валового регионального продукта, в том числе 30% добавленной стоимости транспорта и связи, 15% добавленной стоимости в промышленности. Он отнесен к регионам с темпами экономического роста на уровне среднероссийских. Кроме того, по оценке рейтингового агентства <Эксперт РА>, Приморский край входит в десятку наиболее динамичных регионов по снижению инвестиционного риска - этот показатель в 2002-2003 гг. уменьшился на 12 рейтинговых пункта.
    Край находится в окружении мощных, динамично развивающихся, оперирующих современными финансовыми механизмами и технологиями экономик азиатских стран - Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии.
    Стратегическая задача для нас - создание комфортных условий для инвестиций в развитие на территории Приморского края конкурентоспособных производств. В рамках этой задачи по заданию губернатора Приморского края Сергея Михайловича Дарькина был разработан основной документ развития экономики Приморского края на ближайшие годы - <Стратегия развития Приморского края на период до 2010 г.> (далее - Стратегия). Документ задумывался и создавался как сбалансированное средоточие интересов бизнеса, населения и власти.
    Цель Стратегии - ускоренная капитализация региональных инфраструктурных, предпринимательских и человеческих активов, использование которых позволит снижать издержки при выходе на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Мы видим Приморский край субъектом, который способен отстаивать свои интересы в конкурентной борьбе за ресурсы развития с другими регионами России и странами АТР. Стратегия стала основой, при помощи которой были разработаны и уже реализуются программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы Приморья. В рамках этих программ осуществляются интересные проекты в энергетике, нефтехимической промышленности, туризме, глубокой переработке леса, рыбной промышленности.
    В 2002 г. во Владивостоке проходил Инвестиционный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который показал взаимный интерес инвесторов и предпринимателей в сфере сотрудничества в реализации проектов на российском Дальнем Востоке.
    Прошедший 2-3 ноября 2004 г. по инициативе губернатора Приморского края Дальневосточный инвестиционный форум <Финансовые инструменты для развития предприятий и привлечения инвестиций в регион> - очередной этап в последовательном создании системы взаимодействия участников инвестиционного процесса в рамках развития Приморья и ДВФО.
    Администрация Приморского края активно использует в своей работе правовой и экономический механизмы соглашений власти и бизнеса, для того чтобы закрепить инвестиционное и налоговое поле, в рамках которого субъект хозяйственной деятельности и региональная государственная власть готовы осуществлять конструктивное сотрудничество. Соглашения носят именно добровольный и взаимовыгодный характер, поскольку основной принцип работы губернатора Приморского края: <Власть не должна диктовать свои условия>.
    Подобные соглашения действуют с крупными транспортными компаниями и предприятиями топливно-энергетического комплекса - базовых отраслей экономики края, формирующих необходимую инфраструктуру для развития.
    Для экономики края важно привлечь инвестиции из других регионов России и государств. В то же время важно мобилизовать инвестиционные резервы экономики края - свободные финансовые ресурсы экономических субъектов, включая сбережения населения, должны быть трансформированы в инвестиции. Политика Администрации направлена на формирование инвестопроводящей системы, обеспечивающей эту трансформацию.
    Сегодня очевидно, что развитие финансового посредничества является мощным стимулом экономического роста, а его недостаточное развитие, напротив, становится серьезным препятствием для прогрессивной экономической динамики.
    Поэтому в рамках Стратегии развития Приморского края для создания устойчивой рыночной финансовой инфраструктуры, способной обеспечить потребности экономики в кредитных и инвестиционных услугах, а также для формирования эффективного механизма перетоков капитала была разработана программа <Развитие финансовых рынков и инвестопроводящей системы Приморского края на 2004-2010 гг.> Основная ее задача - сформировать модель управления региональными финансовыми ресурсами, которая будет эффективно взаимодействовать с кредитным потенциалом негосударственного сектора для обеспечения устойчивого развития края.
    Сформулированы и поставлены следующие программные задачи: перед предпринимателями края - создать инструменты для привлечения и размещения инвестиционных ресурсов; перед банковским сектором - повысить качество и расширить спектр финансовых услуг; перед участниками фондового рынка - повысить качество финансового посредничества и уровень своей капитализации. Задача губернатора края и региональных органов власти - создать условия для формирования проводящей системы Приморского края и законодательное обеспечение инвестиционного процесса.
    Считаю, что именно механизм финансового рынка способен, во-первых, в необходимых масштабах мобилизовать капитал, включая средства мелких инвесторов, во-вторых, обеспечить его оптимальное использование с учетом рыночных преимуществ. Развитие в крае финансовых инструментов и услуг обеспечит доступ, в том числе малых и средних предприятий, к финансовым ресурсам для развития, технологических новаций и повышения производительности.

    РЦБ: Какие меры предпринимает Администрация Приморского края для поддержки малого бизнеса?

    А. К. За последние 4 года доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Приморского края увеличилась в 2 раза - с 8% в 2001 г. до 15,5% в 2004 г.
    Региональные власти стремятся обеспечить доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для развития и проводят гибкую налоговую политику в их отношении. Введены дифференцированные ставки коэффициента К2 для уплаты единого налога на вмененный доход в городах и районах края с учетом сложившегося на территориях уровня доходов населения.
    Разработан и проходит утверждение механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым приморскими банками малым и средний предприятиям. По расчетам специалистов, это реально позволит снизить финансовую нагрузку по заимствованиям малого и среднего бизнеса в следующем году как минимум на 2-3% относительно действующих ставок кредитования.
    По инициативе губернатора края формируется гарантийный фонд для малого и среднего предпринимательства, что обеспечит доступ к заимствованиям предприятиям, не имеющим кредитной истории и достаточного залогового обеспечения. Риски неисполнения заемщиком обязательств по кредитным договорам будут частично компенсироваться гарантиями из бюджета края.
    Малый бизнес Приморского края активно участвует в предоставлении товаров и услуг для государственных нужд: предусмотрена квота 20% для его участия в конкурсных торгах. В результате в первом полугодии 2004 г. субъектами малого бизнеса заключено контрактов на сумму 467 млн руб.
    Основные принципы политики Администрации Приморского края в отношении любого бизнеса - партнерство, понимание целей и задач друг друга, поиск общих интересов бизнеса и власти, в том числе в отношении социального развития края.

    РЦБ: За счет чего предприятия Приморья смогут усилить свои рыночные позиции?

    А. К. Для каждого направления развития экономики Приморского края свойственны свои рыночные приоритеты и возможности роста.
    Например, для транспорта - дальнейшее развитие системы транспортных коридоров с минимизацией временных и финансовых издержек при пересечении <отраслевых> границ, формирование взаимосвязанных транспортных комплексов, включающих железнодорожные пути, автомобильные трассы и портовые мощности.
    В рыбном хозяйстве большую роль должно играть развитие береговой инфраструктуры - реорганизация системы прибрежного рыболовства и разведение марикультуры, строительство судов маломерного флота. В этом направлении активно работают ЗАО <Интрарос> и Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ), которые создают новые производства по переработке рыбы и морепродуктов.
    Стратегией развития края предусмотрено развитие комплексных направлений, включающих несколько взаимосвязанных процессов и производств, а не отдельных отраслей. Подобный кластерный подход позволяет значительно повысить экономический эффект от проектов по модернизации.
    В ближайшей перспективе ожидается усиление позиций предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Например, компания <Ратимир> (производство мясной продукции), занимающая 60% рынка Дальневосточного региона, запускает в эксплуатацию новый мясоперерабатывающий завод. В то же время комбинат, как и многие другие предприятия, работает на привозном сырье. Развитие собственного животноводства позволит устранить зависимость производителей Приморья от поставщиков из других регионов и снизить цены на продукцию мясоперерабатывающих компаний края за счет снижения транспортных затрат.
    В развитии лесопромышленного комплекса основная ставка сделана на компании, осуществляющие переработку древесины: планируется строительство заводов по производству клееного бруса в п. Ольга и клеевых щитов в г. Дальнереченске.
    Одной из приоритетных задач, обозначенных Президентом России и губернатором Приморского края, является обеспечение населения Приморского края качественным и доступным жильем. Рост жилищного строительства обусловил развитие производства строительных материалов. Так, увеличивает объемы выпуска цемента ОАО <Спасскцемент> (+20% за 9 мес. 2004 г.), завершается монтаж оборудования по производству пеностекла на кирпичном заводе <Кристалл>, вводится в строй производство стеновых теплоизоляционных ЭКО-блоков на Тереховском заводе бетонных изделий.
    Убежден, если мы хотим активно присутствовать на рынках АТР в качестве полноправного участника системы глобальных обменов, необходимо переходить на мировые стандарты качества продукции и управления. Такую работу уже проводят большинство предприятий края, и это только начало.
    В условиях ужесточения конкуренции непрерывно увеличивается вклад в экономический рост факторов непрямого воздействия на экономику, таких как репутация компании, степень известности торговой марки, имидж региона. И это еще один инструмент конкурентной борьбы, который будет активно использоваться.

    РЦБ: Существуют ли планы выхода на долговой рынок у Администрации края?

    А. К. Вне всяких сомнений, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, являются наиболее перспективным инструментом мобилизации капитала для реализации государственных инвестиционных программ. У внутреннего рынка региональных заимствований Приморского края положительные перспективы. Однако на сегодняшний день существует задолженность по так называемым <энергооблигациям> и <агрооблигациям> Приморского края 1997 г. выпуска, находящимся в собственности Российской Федерации.
    Сегодня проводится работа по реструктуризации задолженности, и по ее завершении планируется использовать инструменты региональных государственных заимствований для привлечения финансовых ресурсов. Положительные перспективы выхода на долговой рынок есть у ряда крупных городов края, и прежде всего г. Находки, где уже есть опыт выпуска муниципальных займов, а также у Уссурийска и Владивостока. Для небольших муниципальных образований выпуск займов незначительных объемов слишком затратен, и муниципалитеты продолжают прибегать к заимствованиям в виде банковских ссуд и бюджетных кредитов.

    РЦБ: Как в Приморском крае реализуются программы ипотечного кредитования?

    А. К. Развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на территории Приморского края является для нас стратегическим приоритетом, губернатор края уделяет особое внимание программам повышения доступности жилья и развития рынка недвижимости. В крае действует целевая программа <Ипотечное жилищное кредитование в Приморском крае>.
    Первый этап реализации программы - формирование такой ипотечной системы, при которой стало бы возможным именно долгосрочное банковское кредитование, так как уровень развития банковской системы на тот момент не позволял предоставлять действительно долгосрочные займы. Решение сконцентрировать усилия и ресурсы именно на создании системы обеспечило успех нашей программы. Мы - лидеры в Дальневосточном регионе по развитию ипотечного рынка.
    Инвестиции в размере 50 млн руб. бюджетных средств менее чем за один год помогли создать в крае эффективную инфраструктуру ипотечного кредитования, которая включает 5 региональных банков, 4 страховые компании и региональный ипотечный оператор <Наш дом - Приморье>. В качестве источника долгосрочных финансовых ресурсов служит система рефинансирования федеральным ипотечным агентством <АИЖК>.
    В результате реализации программы процентные ставки по ипотечным кредитам снизились с 23 до 15%, сроки кредитования увеличились с 3 до 27 лет. Объем портфеля ипотечных кредитов составляет 327 млн руб.
    Средний уровень ежемесячного платежа по ипотечному кредиту колеблется в пределах 230-250 долл. во Владивостоке и 30-100 долл. по краю. Такой размер платежей, аналогичен арендным ставкам на рынке недвижимости края. Считаю, это неплохое начало.
    Цель второго этапа реализации программы - дальнейшее увеличение объемов ипотечного кредитования. Эффективно и самостоятельно привлекать средства, в том числе на фондовом рынке, региональные ипотечные системы смогут при достижении ежегодных объемов кредитования более 500 млн руб. А для этого необходимо повысить доступность ипотечных кредитов для населения. По некоторым оценкам, текущие условия ипотечного кредитования доступны 10-15% жителей края. Это очень мало. Основными причинами низкой доступности ипотеки являются высокий уровень цен на рынке недвижимости и величина первоначального взноса.
    Сложившаяся структура строительной отрасли создает барьеры для вхождения на рынок новых участников. Строительным компаниям проще и выгоднее отвечать на растущий спрос населения увеличением цен, а не ростом объемов строительства. Вопросы развития рынка жилья и строительства решаются в рамках краевой программы <Развитие жилищного строительства Приморского края на 2004-2010 гг.>.
    Чтобы снизить размер первоначального взноса, нашими специалистами совместно с АИЖК разрабатываются новые стандарты ипотечного кредитования, которые позволят за счет более широкого использования системы страхования снизить размер первоначального взноса до 10% уже в следующем году.
    Устраняя барьеры выхода на строительный рынок и совершенствуя механизмы и стандарты ипотеки, возможно сделать ипотечное кредитование действительно массовым, а качественное жилье доступным.

    РЦБ: Какова политика Администрации по вопросам международного сотрудничества?

    А. К. Традиционно основными, хотя и далеко не единственными, международными экономическими партнерами Приморского края являются Китай, Япония, Южная и Северная Корея, США, на которые приходится 85% внешнеторгового оборота края.
    Приоритетной задачей региональной внешнеэкономической политики является переориентация на экспорт товаров высокой степени переработки, в том числе рыбной продукции, и уход от сырьевого экспорта. Как следствие, активно развивается экспорт услуг, включая международные транспортные перевозки всеми видами транспорта - от автомобиля до авиации.
    Прорабатываются возможности продажи резервов электрической энергии Приморья в Северную Корею.
    Важнейшим проектом в сфере международного сотрудничества является строительство приграничного торгового комплекса <Пограничный-Суйфэньхэ>.
    Можно говорить о зарождающемся сотрудничестве с такими странами, как Вьетнам, Индия и Индонезия; на деловые контакты с этими странами Администрация Приморского края также возлагает большие надежды.

    РЦБ: Александр Иванович, в завершение беседы сформулируйте, что Вы считаете основным фактором, обеспечивающим уже достигнутые и будущие успехи Приморского края?

    А. К. Залогом успеха сегодня является не столько способность развиваться быстрее других, сколько готовность к согласованным действиям по реализации общих интересов. Сегодня субъекты Федерации все больше ведут себя как интегрированные компании, конкурирующие за ресурсы и рынки сбыта. Преимущества в межрегиональной конкуренции получат регионы, стратегия которых направлена на формирование лидирующих параметров социального развития и ускоренную капитализацию регионального бизнеса и инфраструктурных активов. Мы формируем эффективную систему правления региональным развитием, приводим институциональные и инфраструктурные условия в соответствие с потребностями бизнеса, ориентируем всю свою работу на результат, чтобы в Приморском крае стало конкурентоспособным все: товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и сам регион.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Завтра будет лучше, чем вчера?
О пользе двойного дефицита США для российской экономики
За высокими стандартами
Можно ли доверять суверенным кредитным рейтингам?
Особенности управления портфелем ценных бумаг в малых банках
Об итогах VI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Отдадим деньги в хорошие руки
Reverse merger - альтернатива IPO
Методы оценки рыночных рисков между компаниямианалогами при расчете рыночной стоимости оцениваемой компании на основе метода рынка капитала
Сколько стоит время на рынке?
Программная торговля: миф или реальность?
Международные расчетно-клиринговые центры и биржи выбирают надежных партнеров
Оценка эффективности работы механических торговых систем методом случайных сделок
Особенности национальных рисков на рынке ценных бумаг
Схема риск-анализа инвестиций на российском рынке ценных бумаг
Свопы на акции - перспективный продукт для доступа на фондовый рынок
Мировой опыт использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг
Приморский край: солнце встает на востоке
"Нераскрытие информации - общероссийская проблема"
Как "потрогать" рынок капитала?
"Приморье - восточные ворота России..."
Дальний Восток изнутри
Инфраструктура валютного рынка: НА пути к конвертируемому рублю
Рынок акций нефтегазовых и электроэнергетических компаний в 2004 г.
Российский рынок облигаций. Итоги 2004 года.
Инвестиционная привлекательность ПИФов
Системы управления рисками фьючерсных бирж
Проекты НДЦ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100