Casual
РЦБ.RU

Об итогах VI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг

Январь 2005

    12-13 ноября 2004 г. в Москве прошла VI Всероссийская конференция профессиональных участников рынка ценных бумаг. Участники конференции (специалисты фондового рынка и представители государственных органов и регуляторов рынка) обсудили существующие проблемы и недостатки и выработали предложения по их разрешению. В статье подводятся основные итоги прошедшего мероприятия.

    В VI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг приняли участие российские и зарубежные специалисты фондового рынка, а также руководители ведомств, регулирующие данные рынки. Конференция профучастников РЦБ традиционно проводится один раз в два года. На конференции вырабатывается стратегия развития фондового рынка на ближайшие два года и подводятся итоги за прошедший период. Профсообщество выносит на обсуждение наболевшие вопросы и коллегиально пытается их разрешить.
    О статусе конференции упомянул в своем приветственном слове заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков. По его словам, <проведение данного мероприятия является значимым событием не только для профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов, но и для органов государственной власти>. Миссию мероприятия в послании участникам конференции сформулировала заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ольга Орлова. Она выразила надежду, что <идеи и проекты, зарожденные на форуме, будут способствовать дальнейшему совершенствованию системы регулирования финансовых рынков, а сама конференция станет отправной точкой для развития финансовых рынков>.
    В работе конференции приняли участие представители ФСФР - заместители руководителя службы (Бембя Хулхачиев, Сергей Харламов, Владимир Гусаков) и руководители ее ключевых департаментов. Национальная Фондовая ассоциация (НФА), СРО <ПРОФИ>, Национальная Лига Управляющих (НЛУ) оказали поддержку конференции и выступили ее партнерами. На пленарном заседании заместитель руководителя ФСФР Бембя Хулхачиев напомнил собравшимся о препятствиях, которые встали на пути организаторов конференции, и одобрил идею ее проведения.
    Прошедшее мероприятие примечательно еще и тем, что по охвату обсуждаемых вопросов оно стало самым масштабным форумом, посвященным РЦБ. В течение двух дней специалисты говорили о проблемах и недостатках российского фондового рынка. В итоге участники пришли к выводу, что фондовый рынок России активно развивается, и этот процесс сопровождается характерными проблемами роста.
    На заседаниях тематических секций конференции отмечалась слабость законодательной базы, регулирующей финансовые рынки. По словам заместителя руководителя ФСФР Бемби Хулхачиева, в настоящее время в работе находятся более 15 законопроектов и десятки подза-конных актов, без принятия которых РЦБ может так и не стать весомым фактором развития экономики. <Наш рынок неконкурентоспособен, и потому все игроки уходят на западные площадки>, - так охарактеризовал ситуацию заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
    Действительно, и Госдума и Правительство РФ уже в течение нескольких лет обсуждают, например, проекты законов об инсайдерской информации и о срочном рынке, но эти нормативные акты все еще не приняты. Данные темы вызвали оживленные дискуссии на тематических секциях, а также <круглых столах> конференции, посвященных новым правилам эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации и ипотечному кредитованию.
    В кулуарах специалисты рынка ценных бумаг обсуждали одну из самых животрепещущих тем - изменение лицензионных и квалификационных требований к профучастникам РЦБ. Напомним, ФСФР планирует провести реформу системы аттестации специалистов фондового рынка. Профучастники высказали ряд претензий к проектам Положения о порядке лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ Так, проектом Положения о специалистах РЦБ предусмотрена возможность регистрации аттестата только по основному месту работы, а перечень уполномоченных организаций ограничен СРО и РО ФСФР. При этом во многих зарубежных странах функции уполномоченных организаций выполняют биржи, инфраструктурные институты, учебные центры. Многим также чрезмерными представляются требования о представлении для регитрации в реестре аттестованных лиц документа об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики и требование о том, что не менее половины членов коллегиального исполнительного органа должны соответствовать квалификационным требованиям.
    Дебаты на секции, посвященной секьюритизации ипотечных кредитов, разгорелись вокруг недавно принятого закона <Об ипотечных ценных бумагах>. Объем рынка ипотечных ценных бумаг исчисляется миллиардами долларов, и фондовый рынок может стать основным инструментом привлечения средств. Но без устранения пробелов в законодательстве о ценных бумагах достичь этого не удастся. Так, закон <Об ипотечных ценных бумагах> не гарантирует сохранности средств в случае банкротства банков. Однако поправки к этому закону уже подготовлены и в ноябре поступили в Государственную думу.
    Другие документы еще предстоит разработать и опробовать в экспертном сообществе. В частности, эксперты из Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) рекомендовали МЭРТ РФ, Минфину РФ и Минпромэнерго РФ в месячный срок внести на рассмотрение проект закона, предусматривающего субсидиарную ответственность государства по обязательствам юридического лица, специально созданного Правительством РФ для развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а ФСФР России в 3-месячный срок разработать проекты нормативных актов в соответствии с требованиями федерального закона <Об ипотечных ценных бумагах>.
    В результате работы секции по секьюритизации ипотечных кредитов участники пришли к выводу, что ФСФР, МЭРТ и Минфину РФ при участии Банка России следует подготовить предложения по выработке комплекса мер, направленных на формирование рынка ипотечных ценных бумаг в России к 2010 г. в объеме 1,2 трлн руб.
    Таким образом, в рамках конференции были сформулированы конкретные предложения Правительству РФ и регулирующим органам. Данные рекомендации вошли в резолюцию, составленную по итогам конференции, инициатором подготовки которой выступил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ) - организатор VI Всероссийской конференции профучастников РЦБ. Резолюция была передана в Аппарат Правительства РФ, ФСФР, Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Государственную думу РФ.
    Проблемы РЦБ, обозначенные авторами резолюции, обсуждались и на заседании Правительства РФ <О состоянии развития финансовых рынков РФ> 25 ноября 2004 г. В резолюции содержатся эффективные рецепты оздоровления отечественного РЦБ, сформулированные профучастниками РЦБ, руководителями СРО, депутатами профильных комитетов Госдумы РФ, сотрудниками ФСФР, специалистами кредитных организаций.
    Из документа следует, что сегодня основными причинами неконкурентоспособности российского фондового рынка являются слабая законодательная база и отсутствие необходимого рынку инструментария - новых финансовых инструментов. Авторы резолюции предлагают органам законодательной и исполнительной власти сосредоточиться на разработке и принятии законодательных актов <Об инсайдерской информации>, <О срочном рынке и производных финансовых инструментах>, <О кредитных историях>, <Об ипотечных ценных бумагах>. Рекомендуется также внести поправки в закон <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций>.
    Кроме того, авторы предложений по развитию РЦБ предлагают рекомендации по совершенствованию системы раскрытия информации и указывают на недоработки в этой системе. <Финансовая отчетность, раскрываемая эмитентом, должна быть адекватным инструментом оценки и анализа результатов деятельности, финансового состояния и инвестиционной привлекательности эмитента>, - подчеркивают авторы документа. Акционерам и инвесторам при наличии у эмитента дочерних и зависимых компаний предлагается предоставлять консолидированную финансовую отчетность для отражения реальной финансовой картины в отношении тех или иных предприятий. При этом, по мнению авторов резолюции, исполнению требований по раскрытию информации препятствует отсутствие новой электронной анкеты эмитента, сложность применения автоматизированных процедур обработки и структурирования раскрываемой информации, затрудненный доступ к ней пользователей.
    Авторы резолюции выдвинули также ряд предложений по техническому совершенствованию инфраструктуры российского фондового рынка, призванных снизить операционные риски и повысить надежность депозитарных и клиринговых систем. Речь идет, в частности, о создании центрального депозитария, через который должны проходить все биржевые сделки, что повысит их надежность и снизит затраты. По мнению генерального директора ИФРУ Андрея Демченко, реформа инфраструктуры фондового рынка активизирует процесс выхода российских эмитентов на внутренний рынок ценных бумаг. <Действительно, первичное размещение акций на российских площадках сегодня сопряжено с высокими транзакционными издержками, кроме того, с большими затратами связана подготовка IPO, оплата услуг андеррайтеров. Все это тормозит выход потенциальных эмитентов на рынок>, - подчеркнул А. Демченко. <Понятно, что стимулировать IPO на внутреннем рынке нужно, поскольку массовый вывод free float за рубеж снижает привлекательность отечественного РЦБ для долгосрочных инвесторов. Однако, прежде чем российские эмитенты придут на внутренний рынок, предстоит создать им благоприятные условия для размещения на российском РЦБ>, - резюмировал А. Демченко. <Эмитентам необходимо четко сформулировать проблемы, с которыми они сталкиваются при выходе на внутренний фондовый рынок, - это ускорит процесс решения этих проблем государством>. Обсудить трудности, связанные с выходом на российский рынок ценных бумаг, и выдвинуть конкретные предложения к регуляторам эмитенты смогут в начале апреля на Международном IPO-Конгрессе, который проведет ИФРУ.
    Участники конференции признали важность и востребованность услуг, оказываемых финансовым консультантом на РЦБ. В резолюции подчеркивается, что <важная задача финансового консультанта - мониторинг раскрытия эмитентом информации, отслеживание своевременности и полноты раскрываемой информации>. В связи с этим регулирующим организациям предлагается <взвешенно и стратегически подходить к вопросу об отмене обязательного участия финансовых консультантов при публичных эмиссиях>.
    Кроме того, участники конференции предложили Правительству РФ и регулятору совместно с профсообществом подготовить Стратегию развития российского рынка ценных бумаг на ближайшие 4 года. В качестве образца заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил выбрать уже существующую Стратегию развития банковского сектора. По его мнению, главная задача Стратегии - <сделать российский фондовый рынок массовым и конкурентоспособным>. А. Аксаков полагает, что стратегия должна готовиться в ФСФР, утверждаться Правительством РФ и рассматриваться Государственной думой РФ (по аналогии с Единой программой государственной денежно-кредитной политики).
    Дискуссии, предусмотренные программой конференции, с трудом уместились в отведенные им временные рамки - 2 дня. В итоге специалисты решили встречаться чаще и предложили организатору данного мероприятия - ИФРУ проводить конференцию профучастников РЦБ ежегодно.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Завтра будет лучше, чем вчера?
О пользе двойного дефицита США для российской экономики
За высокими стандартами
Можно ли доверять суверенным кредитным рейтингам?
Особенности управления портфелем ценных бумаг в малых банках
Об итогах VI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Отдадим деньги в хорошие руки
Reverse merger - альтернатива IPO
Методы оценки рыночных рисков между компаниямианалогами при расчете рыночной стоимости оцениваемой компании на основе метода рынка капитала
Сколько стоит время на рынке?
Программная торговля: миф или реальность?
Международные расчетно-клиринговые центры и биржи выбирают надежных партнеров
Оценка эффективности работы механических торговых систем методом случайных сделок
Особенности национальных рисков на рынке ценных бумаг
Схема риск-анализа инвестиций на российском рынке ценных бумаг
Свопы на акции - перспективный продукт для доступа на фондовый рынок
Мировой опыт использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг
Приморский край: солнце встает на востоке
"Нераскрытие информации - общероссийская проблема"
Как "потрогать" рынок капитала?
"Приморье - восточные ворота России..."
Дальний Восток изнутри
Инфраструктура валютного рынка: НА пути к конвертируемому рублю
Рынок акций нефтегазовых и электроэнергетических компаний в 2004 г.
Российский рынок облигаций. Итоги 2004 года.
Инвестиционная привлекательность ПИФов
Системы управления рисками фьючерсных бирж
Проекты НДЦ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100