Casual
РЦБ.RU

Клятва Гиппократа для Украины

29 января 2010

Хотя выбор между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем во втором туре президентских выборов не особо радует участников рынка, мы все же считаем, что Янукович со значительно большей долей вероятности одержит победу. Однако, мы считаем, что после избрания новому президенту настоятельно посоветуют следовать клятве Гиппократа: «Прежде всего, не навреди».

Первый тур президентских выборов в Украине, в общем, подтвердил ожидания. Он подтвердил то, чего многие ожидали – Виктор Янукович, лидер оппозиционной «Партии Регионов», и Юлия Тимошенко, действующий премьер-министр, прошли во второй тур голосования, который состоится 7 февраля. В то же время, голосование принесло два (относительных) сюрприза. Первый сюрприз: 10-поцентный разрыв в голосах избирателей, полученных Януковичем и Тимошенко, оказался меньше, чем 17-процентный разрыв, который предсказывали многие социологические опросы. Второй сюрприз: хотя Сергей Тигипко по предварительным опросам должен был финишировать третьим, уровень полученной им поддержки значительно превзошел ожидания. Многие считают, что результаты выборов повышают шансы Г-жи Тимошенко на победу. В подтверждение данного предположения приводятся ее умение проводить политические кампании, и тот факт, что она с большей вероятностью во втором туре завоюет голоса, ранее отданные за проигравших кандидатов. Мы с этим не согласны по двум причинам:

  • На смену массовому энтузиазму, который изначально захлестнул Украину во время оранжевой революции 2004 года, пришло разочарование нереализованными политическими обещаниями. И хотя действующий президент Виктор Ющенко, преимущественно, несет ответственность за эти неудачи, когда он уйдет из поля зрения, мы считаем, что электорат перенесет ответственность на второе по популярности «оранжевое» действующее лицо – Тимошенко. Вряд ли это произведет позитивное влияние на ее положение. В связи с этим, мы считаем, что голосование во втором туре будет еще одним голосованием против действующих лидеров Украины, а не демонстрацией прямой поддержки Януковича.
  • Кроме того, все еще большой (предполагаемый) разрыв между Януковичем и Тимошенко сделали Тигипко исключительно осторожным, и он не спешит отдать Тимошенко свою поддержку, даже не смотря на то, что их программы согласуются в значительно большей мере. Более того, по многим важным вопросам, таким как перезаключение договора о поставках газа с Россией, Тигипко высказал мнения, которые противоречат позиции Тимошенко.

Юлия Тимошенко быстро выдвинула обвинения в адрес Януковича, прибегая к техническим приемам ведения кампании, которые многие считают неуместными.

В результате, мы продолжаем придерживаться высказанного ранее мнения, что Виктор Янукович станет президентом. Несмотря на его многочисленные недостатки, в том числе и широко известные связи с украинскими олигархами, Янукович, как минимум, более прозрачен в своих убеждениях: он пытается достичь примирительного взаимопонимания с Москвой, при этом поддерживая проевропейскую ориентацию своей внешней политики. В отличие от него, Тимошенко была политическим хамелеоном, чьи политические решения были направлены на получение политических дивидендов и основаны на популизме, направленном на широкие массы.

На наш взгляд, после избрания, Януковичу следует объявить о проведении досрочных парламентских выборов. По результатам выборов можно будет сформировать большинство в парламенте, которое сможет избрать премьер-министра, с которым у Януковича были бы конструктивные отношения. Досрочные парламентские выборы также позволят Тигипко получить выгоды от роста своей популярности и могут привести к избранию его премьер-министром. Тигипко выказал желание принимать непопулярные шаги с целью усиления ключевых слабых мест экономики и позиционирует себя как технократ, который стремится вывести Украину из ее нынешнего состояния глубокого экономического и политического недомогания.

Хотя это может привести к более позднему формированию нового правительства, мы считаем, что такое правительство будет иметь больше возможностей для реализации остро-необходимых экономических реформ. Если Юлия Тимошенко станет президентом – что, на наш взгляд, является маловероятным – она, по всей вероятности, будет избегать новых парламентских выборов путем переформатирования групп в действующем парламенте и формирования нового большинства. Это будет означать, что правительство, вероятно, будет сформировано уже в марте-апреле. Досрочные парламентские выборы в мае отложат формирование нового правительства до июня или июля. Однако, если Тигипко удастся выиграть эти выборы, мы считаем, что ему будет легче найти общий язык с Виктором Януковичем, принимая во внимание, что он руководил избирательной кампанией Януковича на выборах 2004 г.

Тем не менее, даже если Янукович выиграет выборы и станет президентом, ему все же придется столкнуться со значительными политическими и экономическими сложностями. В частности, мы считаем, что ему будет необходимо (1) снизить влияние политики на экономику путем применения подхода «Прежде всего, не навреди»; (2) учесть самую большую ошибку Президента Ющенко, который переоценил готовность и желание Украины встать на сильную европейскую позицию; (3) сконцентрировать внимание на разрешении сложной экономической ситуации в стране, в частности, путем принятия бюджета на 2010 год и восстановления переговоров с МВФ.

Основная политическая задача должна состоять в ограничении влияния политики на экономику. Большие надежды, порожденные оранжевой революцией, отражали желание населения стать более свободным и более плюралистическим обществом, основанном на верховенстве права и стремящемся достигнуть более высоких экономических результатов. Однако политический капитал был израсходован на битвы за территорию, а не на экономические реформы, необходимые для реформирования социальной системы, изменения структуры государственных расходов и уменьшения бюрократических барьеров. Поэтому, мы считаем, что основной задачей Януковича должно стать проведение политики, которая в меньшей мере затрагивает экономику, хотя это будет нелегко сделать, учитывая его связи с украинскими олигархами, которые, в основном, профинансировали его избирательную кампанию.

Достижение этой цели, на наш взгляд, можно существенно приблизить путем внесения изменений в конституцию, которые разрешат нынешнее патовое положение в отношениях президента и премьер-министра. Действующая конституция обеспечивает перманентный конфликт между двумя институтами власти, что было особенно очевидно в период президентства Ющенко. Вне зависимости от того, будет ли Украина в дальнейшем развиваться как президентская или парламентская республика, существующая смешанная президентско-парламентская система, бесспорно, пагубно влияет на нормальное функционирование страны.

Януковичу также следует занять более центристскую позицию, чем та, которую занимал его предшественник. Самым основным политическим уроком уходящего Президента Ющенко является то, что ни один из политиков, который склоняется к Европе или России, не сможет сделать успешную и долговечную карьеру. Не смотря на его природную близость к России, Виктор Янукович уже продемонстрировал, что он усвоил урок из ошибки Ющенко, и пытается вести примирительный диалог с Россией, одновременно проводя проевропейскую внешнюю политику.

Тем временем, экономические проблемы усугубляются. Накопился длинный перечень проблемных вопросов, самым первостепенным из которых является принятие бюджета на 2010 год. Среди других приоритетов: восстановление переговоров с МВФ, повышение цен на электроэнергию для населения и предприятий, и назначение нового главы Национального Банка Украины.

Отсутствие бюджета на 2010 год существенно ограничивает нормальную работу правительства. В разговорах все чаще приходится слышать о том, что местные власти сталкиваются со значительными трудностями при расчетах по своим текущим обязательствам, в т.ч. по выплате зарплаты.

Основная проблема состоит в требовании Закона «О бюджете», которое ограничивает месячные расходы одной двенадцатой от размера расходов, предусмотренных в бюджете 2009 года. Бюджет 2009 года предусматривал расходы на уровне 195 миллиардов гривен, что подразумевает ежемесячный лимит денежных расходов в 2010 году на уровне 16 миллиардов гривен, и ежеквартальный – на уровне 49 миллиардов гривен. Однако, принимая во внимание двузначные показатели потребительской инфляции, а также противоречивое повышение уровня минимальной заработной платы, этот лимит представляет собой очень жесткое бюджетное ограничение для правительства. Например, по информации Секретариата Президента Украины, плановые расходы по защищенным статьям бюджета за первый квартал составляют 51 миллиард гривен, что превышает лимит, установленный Законом «О бюджете».

Ситуация ухудшается из-за невозможности проведения внутренних заимствований для покрытия текущих расходов. Закон «О бюджете» также устанавливает ограничение на возможность правительства финансировать текущие расходы. Так как бюджета на 2010 год еще нет, правительство может прибегать к выпуску внутренних долговых обязательств для продления существующих долговых обязательств, рекапитализации банков и увеличения стабилизационного фонда. Однако, данные условия не допускают проведения заимствований с целью оплаты по текущим обязательствам.

Президентская программа Януковича также может лечь тяжелым грузом на способность ограничить расходы. Она представляет собой сборную солянку из экономических идей стороны предложения, включая, среди прочих, снижение налоговой нагрузки и предоставление налоговых каникул для малого бизнеса, а также дальнейшее увеличение размера пенсий. (См. Иллюстрацию 1.) Если эти положения будут реализованы, они, по всей вероятности, усугубят фискальную ситуацию в кратковременной перспективе, и еще более снизят возможности правительства по ограничению расходов.

Это может поставить под угрозу срыва переговоры с МВФ, который считает вопрос обеспечения фискальной стабильности Украины первостепенным. При условии, что утвержденный МВФ дефицит бюджета на уровне 4% от ВВП будет выдержан, номинальный дефицит в 2010 году составит 45 миллиардов гривен. Сумма задерживаемого с 2009 года транша и запланированных на 2010 год поступлений от МВФ составляет приблизительно 50 миллиардов гривен. Эти цифры подчеркивают важность достижения установленных бюджетом целей, что позволит привлечь остро необходимые финансовые вливания.

Резюмируя все сказанное, мы считаем, что в случае победы, Виктор Янукович должен сконцентрироваться на достижении пяти основных целей на протяжении первых 100 дней своего пребывания на посту президента (См. Иллюстрацию 2.):

  • Он должен огласить проведение внеочередных парламентских выборов, так как существующая расстановка сил в парламенте не позволит ему наладить рабочие отношения с премьер-министром. Принимая во внимание результаты Сергея Тигипко в первом туре президентских выборов, мы считаем, что его популярность у электората и поддержка Януковича позволят ему стать премьер-министром.
  • Он должен содействовать принятию бюджета на 2010 год, который соответствовал бы бюджетным целям, установленным МВФ – дефицит на уровне 4% от ВВП.
  • Он должен провести согласованное ранее с МВФ повышение тарифов на электроэнергию для населения и предприятий, а также сократить расходы бюджета.
  • Он должен использовать новый бюджет и продемонстрированное желание выполнить условия МВФ для согласования нового письма о намерениях с целью привлечения новых траншей от глобального кредитора. Ему также следует использовать добрую волю МВФ, возможно, приобретенную в процессе сотрудничества, и попросить МВФ разрешить использовать часть средств на финансирование бюджетного дефицита. МВФ уже указал, что третий пересмотр программы МВФ будет проведен после президентских выборов. Мы также ожидаем, что переговоры будут проходить более легко, так как Украина будет представлена одним мнением, в то время как раньше переговоры усложнялись противоположными сигналами, которые поступали от президента и премьер-министра.
  • Ну и напоследок, он должен предложить парламенту кандидатуру нового главы центрального банка, чтобы повысить уровень независимости Банка.

Хотя мы предвидим, что политические перипетии займут всю первую половину года, мы сдержанно оптимистически предсказываем рост экономики на протяжении второй половины 2010 года. Восстановление промышленного производства, позитивные изменения платежного баланса, и повышение настроения инвесторов являются положительными экономическими сигналами. Оспаривание результатов второго тура выборов может омрачить перспективы развития и привести к задержкам при формировании нового правительства, которое мы считаем важным для восстановления переговоров с МВФ. Однако, на наш взгляд, все возможные рыночные потрясения, которые будут сопутствовать этому процессу, уже были заложены в цены. В частности, мы считаем, что курс валюты будет находиться в пределах ценового коридора, а экономика в 2010 году вырастет на 3,6%.

Иллюстрация 1. Программа Виктора ЯнуковичаИллюстрация 2. Пять основных задач президента на первые 100 дней работы
  • Налоговые каникулы для малого бизнеса на пять лет;
  • Снижения ставки налога на прибыль до 16% до 2014 года;
  • Выплаты по 3.125 USD при рождении первого ребенка, 6.250 USD при рождении второго ребенка, и 12.500 USD при рождении третьего ребенка;
  • 1 миллион новых квартир за 10 лет;
  • Увеличить население страны до 50 миллионов до 2020 года;
  • Вдвое повысить минимальную пенсию – до 150 USD, а среднюю пенсию – до 250 USD;
  • 50 миллиардов USD иностранных инвестиций до 2014 года.
  • Огласить парламентские выборы и выбрать дружественного премьер-министра, например, Сергея Тигипко;
  • Принять бюджет на 2010 год, с дефицитом, который согласуется с Программой МВФ (4% от ВВП);
  • Провести значительное сокращение расходов, включая сокращение оглашенных ранее повышений социальных выплат; провести давно задерживаемое повышение цен на электроэнергию;
  • Вернуться к переговорам с МВФ, которые должны привести к безотлагательному выделению траншей МВФ (4 млрд. USD за прошлый год и 2.3 млрд. USD за 2010 год);
  • Предложить кандидатуру нового главы Национального Банка Украины.
Источник: NomuraИсточник: Nomura
  • Рейтинг
  • 5
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Аналитик
29.01.2010 13:58:03
Достаточно хорошие выводы, автор хорошо разобрался в ситуации.
Содержание (развернуть содержание)
Рынок облигаций: взгляд из глубины
Взаимодействие с ФАС: современные правовые реалии
Инвестиционный арбитраж: на пути к альтернативным способам разрешения конфликтов на финансовых рынках.
Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры
"Норильский никель, перспективы национализации"
Россия: что делать, когда акции компаний падают?
Выкуп облигаций с организованного рынка
Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
Структурный инструмент для инфраструктурных проектов
Нефть: в шаге от консолидации рынка
Есть ли рецессия в России?
Тяжелое время для нефтяных компаний.
Крутой разворот
"Ad Libitum. Автопром"
Газпром и Нафтогаз: незавершившийся телесериал
Финансовый кризис или кризис финансового капитализма?
IR-идеи на кризисный 2009 год
Сколько будет стоить рубль?
Как побороть манипулирование ценами
Поведение рубля и мировых валют в средне- и долгосрочной перспективе
Обвал цен на недвижимость. Миф или реальность
Выделяем непрофильное подразделение, или как бросить "чемодан без ручки"
Аналитический метод управления активами ПИФа
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Модель расчета биржевой балансовой цены
Гарантия дохода – маркетинговая реклама УК?
ФСФР требует презумпцию виновности
О некоторых "деликатных" аспектах управления инвестициями
Тайные владельцы бизнеса - найти и обезвредить
Условие роста – низкие ставки
Почему «рейтинговые» требования не имеют смысла
Кайманские публичные SPC в качестве защиты конфиденциальности информации о бенефициарах.
Прогноз курса рубля
Лидеры бизнеса уверены в будущем
Клятва Гиппократа для Украины
Обесценение активов в условиях экономического кризиса: итоги 2008 года
Новые возможности реструктуризации долга: debt-for-equity swap в России
Рекомендация по акциям ритейлеров: «настойчиво избегать»
Скрытый позитив Рубини
ПИФы сохраняют максимальную привлекательность
Россия: На выходе из пике
Три топовых темы на рынке акций
Новые правила игры на корпоративном корте: уставный капитал, кредиторы, облигации
Доллар будет стоить 28,4 рубля
Курс рубля достиг потолка
Российский рынок слияний и поглощений в 2009 г
Возможен ли отказ от валютного коридора?
Мировой финансовый кризис: способы преодоления
Кризис заставил инвесторов пересмотреть свои аппетиты
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100