Casual
РЦБ.RU

Тайные владельцы бизнеса - найти и обезвредить

14 декабря 2009

Министерство финансов выполняет наказ Президента, изложенный в его послании федеральному собранию. Чиновники разработали предложение по изменению налогового законодательства в сфере предоставления налоговых льгот иностранным компаниям, предусмотренных Соглашениями об избежании двойного налогообложения. В частности, данные льготы предоставляются при выплате иностранным компаниям доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.

Предоставление указанных льгот предлагается ограничить для компаний, фактическими владельцами (бенефициарами) которых являются граждане РФ.

Вместе с тем, реализация подобных нововведений, в случае их принятия, на практике может оказаться весьма затруднительной по причине сложности получения информации, как об акционерах, так и о фактических владельцах (бенефициарах) иностранных компаний.

В первую очередь, для получения информации в иностранном государстве о бенефициарных собственниках компаний, необходимо правовое основание, каковым, как правило, являются положения соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) либо международных договоров о правовой помощи и обмене налоговой информацией. Т.е. необходимо наличие соответствующего международного договора с государством, в котором запрашивается информация. При этом, далеко не каждым соглашением предусмотрен обмен подобного рода информацией. Зачастую, положения об обмене информацией ограничиваются предоставлением информации о фактической уплате налогов зарубежной компанией в государстве ее регистрации и общими сведениями о компании (организационно-правовая форма, вид деятельности, дата и место регистрации, сведения о директорах и, в определенных случаях, акционерах компании).

Получение сведений об акционерах компании может быть ограничено в зависимости от требований местного законодательства. Так, в ряде стран, сведения об акционерах не фигурируют в государственном реестре компаний для компаний определенного типа (акционерных обществ). К таким странам относятся, в частности, Швейцария и Люксембург, законодательство которых предусматривает, к тому же, возможность выпуска акций на предъявителя. Большинством островных государств, т.н. «оффшорных зон», предоставление сведений об акционерах в государственные органы вообще не предусмотрено. В других странах, информация об акционерах содержится в открытом доступе в государственных реестрах компаний, и может быть получена без помощи государственных органов. К таким странам относятся, к примеру, Сингапур, Кипр, Великобритания и большинство европейских государств. Однако в этих странах существует возможность заключения договора о доверительном держании акций компании. Т.е., фактический владелец компании и ее акционер могут не совпадать, а получение сведений от держателя акций о фактическом собственнике охраняется законодательством о защите профессиональной и банковской деятельности и не обязывает разглашать подобную информацию, за исключением случаем уголовного преследования по особо тяжким преступлениям.

Таким образом, при запросе информации о наличии среди бенефициарных собственников компании граждан РФ, даже при наличии СИДН, иностранным государством может быть отказано в предоставлении этой информации. Тем не менее, в последнее время вновь заключаемые СИДН содержат положения, согласно которым, государства обмениваются информацией в налоговых целях, в том числе и в отношении бенефициарной собственности, невзирая на внутреннее законодательство о профессиональной и банковской тайне. К таким соглашениям, в частности, относится, соглашение, заключенное между РФ и Сингапуром. Проектом дополнительного Протокола к соглашению между РФ и Кипром также предусмотрено внесение соответствующих положений в СИДН. Кроме того, предоставление подобной информации может быть предусмотрено и внутренним законодательством государств на основе принципа взаимности (к примеру, согласно последним изменениям налогового законодательства Кипра, принятым в 2008г.). Однако, действие подобных положений, как внутреннего законодательства, так и международных соглашений, не подразумевает автоматического обмена информацией между странами. Запрос о предоставлении подобной информации рассматривается в индивидуальном порядке, подлежит одобрению компетентными органами иностранного государства и должен касаться конкретного лица, компании, содержать сведения о предположительном бенефициаре и цель получения информации, которая должна соответствовать соглашению.

Вместе с тем, рядом соглашений, заключенных РФ, к примеру, со Швейцарией, Великобританией, Люксембургом, прямо не предусмотрен обмен информацией о бенефициарном владении и любой информации, за исключением той, которая касается уплаты, предусмотренных соглашением налогов.

Отметим, что ни с одной из оффшорных юрисдикцией (БВО, Сейшеллы, Панама и пр.) РФ подобные соглашения не заключались, и, какого-либо обмена налоговой информацией просто не существует, несмотря на увеличение количества налоговых соглашений этими юрисдикциями в течение 2009г. с рядом западных стран. Заключенные же этими юрисдикциями соглашения об обмене налоговой информацией на РФ не распространяются и передача такой информации от третьего государства прямо запрещена. Перспективы же заключения таких соглашений РФ весьма туманны, поскольку Россия сама не является членом ОЭСР, которая оказывает давление на оффшорные страны. Кроме того, для получения места в юрисдикции в т.н. «белом списке», достаточно заключить соглашения лишь с 12 странами, что уже было сделано практически всеми оффшорными странами. Вместе с тем, стоит сказать, что последние изменения законодательства практически всех таких юрисдикций обязывают идентифицировать собственников регистрируемых там компаний.

Также стоит отметить, что в бюджетном послании Президента РФ было упомянута и иная мера в сфере налогообложения российских собственников иностранных компаний, а именно, установление налоговой обязанности по уплате налогов в РФ с доходов, получаемых такими компаниями, в случаях, когда фактическое управление деятельностью компании осуществляется на территории РФ. Весьма вероятно появление в будущем подобной инициативы со стороны Министерства Финансов РФ по принятию в законодательстве концепции «места фактического управления компанией» в качестве критерия определяющего место ее налоговой резиденции. Однако реализация подобной инициативы на практике столкнется с уже указанными выше препятствиями. На сегодня же, у налогового резидента РФ, являющегося бенефициаром компании, зарегистрированной, к примеру, на Британских Виргинских или Каймановых островах, не возникает каких-либо налоговых обязательств до момента получения от этой компании дохода. Таким образом, даже при получении налоговыми органами информации о факте владения иностранной структурой налоговым резидентом РФ, ни о каком нарушении закона речи не идет.

Вместе с тем, ведение деятельности от имени иностранной компании на территории РФ, к примеру, посредством доверенности, может привести к рискам образования постоянного представительства иностранной компании на территории РФ, и, соответственно, к налогообложению доходов, получаемых, в результате осуществления деятельности компании на территории РФ, налогом на прибыль в РФ в рамках действующего законодательства. В целях предупреждения подобной ситуации, целесообразным является отказ от использования генеральных доверенностей на ведение дел компании и использование института номинальных директоров.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Рынок облигаций: взгляд из глубины
Взаимодействие с ФАС: современные правовые реалии
Инвестиционный арбитраж: на пути к альтернативным способам разрешения конфликтов на финансовых рынках.
Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры
"Норильский никель, перспективы национализации"
Россия: что делать, когда акции компаний падают?
Выкуп облигаций с организованного рынка
Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
Структурный инструмент для инфраструктурных проектов
Нефть: в шаге от консолидации рынка
Есть ли рецессия в России?
Тяжелое время для нефтяных компаний.
Крутой разворот
"Ad Libitum. Автопром"
Газпром и Нафтогаз: незавершившийся телесериал
Финансовый кризис или кризис финансового капитализма?
IR-идеи на кризисный 2009 год
Сколько будет стоить рубль?
Как побороть манипулирование ценами
Поведение рубля и мировых валют в средне- и долгосрочной перспективе
Обвал цен на недвижимость. Миф или реальность
Выделяем непрофильное подразделение, или как бросить "чемодан без ручки"
Аналитический метод управления активами ПИФа
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Модель расчета биржевой балансовой цены
Гарантия дохода – маркетинговая реклама УК?
ФСФР требует презумпцию виновности
О некоторых "деликатных" аспектах управления инвестициями
Тайные владельцы бизнеса - найти и обезвредить
Условие роста – низкие ставки
Почему «рейтинговые» требования не имеют смысла
Кайманские публичные SPC в качестве защиты конфиденциальности информации о бенефициарах.
Прогноз курса рубля
Лидеры бизнеса уверены в будущем
Клятва Гиппократа для Украины
Обесценение активов в условиях экономического кризиса: итоги 2008 года
Новые возможности реструктуризации долга: debt-for-equity swap в России
Рекомендация по акциям ритейлеров: «настойчиво избегать»
Скрытый позитив Рубини
ПИФы сохраняют максимальную привлекательность
Россия: На выходе из пике
Три топовых темы на рынке акций
Новые правила игры на корпоративном корте: уставный капитал, кредиторы, облигации
Доллар будет стоить 28,4 рубля
Курс рубля достиг потолка
Российский рынок слияний и поглощений в 2009 г
Возможен ли отказ от валютного коридора?
Мировой финансовый кризис: способы преодоления
Кризис заставил инвесторов пересмотреть свои аппетиты
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100