Casual
РЦБ.RU

IR-идеи на кризисный 2009 год

29 января 2009

2009 год может стать годом серьезных испытаний не только для российских компаний, но и для самой профессии Investor Relations. Многие менеджеры имеют (вполне обоснованные) сомнения в полезности их IR-службы в период финансового кризиса и думают о сокращении не только IR-бюджетов, но и самих IR-служб.

Однако именно период кризиса открывает перед профессионалами на рынке новые перспективы: но для их достижения требуется серьезно пересмотреть все используемые подходы к работе с инвесторами, возможно, переориентироваться на новые группы инвесторов, и начать с инвесторами диалог, учитывающий их опасения. Проактивный и сфокусированный на потребностях инвесторов IR может показывать свою очень высокую эффективность, особенно в период кризиса.

Итак, вот некоторые идеи для планирования работы в 2009 году...

"IR-щик в условиях кризиса"

В конце 2008 года прошло несколько мероприятий под общим девизом "IR в условиях кризиса", при этом предполагалось, что главная тема мероприятия - это то, как IR может помочь компании пережить кризисный период.

Между тем уже впору ставить вопрос совсем другим образом: "Как спасти IR-профессию" в условиях кризиса?"

Некоторые публичные компании уже закрыли IR - отдел, некоторые закроют к концу года. Существуют компании, где IR-щика формально не уволили, но он теперь занимается другими делами, единичные компании объявили о делистинге и прекращают быть публичными компаниями. Скорее всего, такие примеры в новом году только умножатся

Почему в компаниях закрывают IR?

IR в компаниях появился в основном не в результате осознания контролирующими акционерами и менеджментом потребности компании во взаимодействии с инвесторами, а по указке со стороны финансовых и коммуникационных консультантов, бирж, аналитиков. А сама IR-служба должна была не столько решать какие-то задачи, сколько обеспечивать выполнение минимальных требований.

В большинстве компаний в предкризисный период IR так и не смог доказать менеджменту, что он нужен. Собственно, уже этого было достаточно, чтобы ожидать возможных проблем в професии, мы, в частности, предполагали, что для перехода к профессиональной работе в области Investor Relations многим компаниям потребуется "болезненный опыт" (IR-кризис), однако мировой экономический кризис вместо повышения требований к IR грозит, напротив, отбросить IR во многих компаниях на годы назад.

В текущей ситуации, чтобы доказать свою необходимость компании, службы по связям с инвесторами нужно в значительной степени перейти от работы по выполнению минимальных требований регуляторов и предпринимать намного более нетривиальные усилия, чем были типичны для российской IR индустрии за последние два-три года.

В условиях кризиса все традиционные критерии эффективности IR показали свою несостоятельность

Во многих компаниях IR традиционно оценивался по росту капитализации компании, однако этот критерий, неверный даже на растущем рынке, в период кризиса показал свою полную непригодность. Кризис ярко проиллюстрировал, что на часом деле может сделать IR, а чего он не может.

Многие компании сейчас оценены ниже денежных средств на своем балансе, ниже денежного потока за год или дешевле стоимости чистых активов по ликвидационной стоимости. Для многих менеджеров это служит доказательством того, что в текущий момент IR не нужен, т.к. нет необходимости разъяснять инвесторам, что три рубля больше двух. А значит - и IR-служба показала свою ненужность.

Альтернативным доказательством ненужности IR служит наблюдение, что распродажа акций вызвана внутренними проблемами инвесторов, поэтому пока у самих инвесторов "всё не образуется", с ними общаться бесполезно - а значит, пока на IR можно сэкономить в рамках общей стратегии сокращения затрат.

Зачем компании IR в условиях кризиса?

Тем не менее, существуют аргументы в пользу сохранения и даже роста значимости IR в условиях кризиса. Понимание этих факторов в некоторых компаниях привело, напротив, к усилению IR-работы.

Расширение аудитории: долговые инвесторы

Во многих компаниях кризис жестко поставил вопрос взаимодействия даже не столько с акционерами, сколько с имеющимися и потенциальными кредиторами, в частности, на рынке облигаций, а также с рейтинговыми агентствами.

Обычно с владельцами облигаций компании вовсе не общались, однако неумолимое приближение даты ближайшей оферты поневоле заставило многие компании начать активные поиски владельцев облигаций и вступить с ними в прямые отношения.

В этих условиях опыт и технологии, накопленные IR-подразделениями, оказались очень кстати, тем более, что анализ посещаемости телефонных и интернет-конференций показывает рост числа посещений корпоративных мероприятий именно долговыми инвесторами.

Восстановление капитализации

Хотя большинство российских компаний и не имеет подобного опыта, в принципе даже в период кризиса акции компании могут расти против рынка (см., например, бокс "Рост против рынка: Казкоммерцбанк"), просто в отличие от обычного рынка, где рост обеспечивают коллективные усилия инвесторов, в период кризиса рынок может развернуть покупки акций одним или двумя крупными инвесторами.

Обеспечение роста после кризиса

Стоит помнить, что кризис закончится, однако, учитывая масштабы падения, капитализация компаний будет восстанавливаться неравномерно, особенно это касается не самых больших компаний. Акции "голубых фишек" вырастут более-менее сразу, а вот в акциях компаний второго эшелона спрос будет появляться намного более неравномерно.

IR-активность в период кризиса окажет самое решающее влияние на темпы восстановления спроса.

Надо помнить, что фондовые рынки, как показывают многочисленные исследования, всегда начинают расти раньше, чем кризис в реальном секторе достигает своего "дна", поэтому рост на этой стадии определяется именно ожиданиями, а не реальными финансовыми и операционными достижениями.

Рост против рынка: Казкоммерцбанк (Case Study)

Казкоммерцбанк (Казахстан, LSE: KKB) в период кризиса в банковской системе страны в конце 2007 и 2008 годов показал активный рост котировок банка на LSE даже в условиях падения цены на депозитарные расписки других банков страны.

Этот рост был обеспечен скупкой акций на открытом рынке со стороны небольшой группы инвесторов. В июне 2008 года "Казкоммерцбанк" уведомил акционеров, что компания Alnair Capital Holding, которой принадлежит 8,03% капитала банка получила статус банковской холдинговой компании и обратилась в надзорные органы за разрешением о приобретении дополнительных 17,12% капитала банка. Акции были куплены на открытом рынке и не затронули позиции контролирующих акционеров.

Alnair Capital Holding - казахстанская компания, принадлежащая частному инвестиционному фонду, учрежденному Его Высочеством шейхом Тахнуном бин Заидом аль-Нахаяном, который является членом королевской семьи Эмирата Абу-Даби.


Источник: котировки GDR 3 казахстанских банков на LSE: Казкоммерцбанк, Халык Банк Альянс Банк.

В конце 2008 года акции Казкоммерцбанка снова показали высокую динамику на фоне негативного движения котировок других банков.

Благодаря этому ККБ остается одним из наиболее высоко оцененных банков Казахстана (хотя и со сравнительно низкими коэффициентами оценки, отражающими кризисный период).

Формирование новой "истории" компании

Не секрет, что кризис значительно изменил планы многих компаний. Скажем откровенно, перед многими компаниями стоит серьезный вопрос: как вообще теперь разговаривать с инвесторами, если, например, компания, всегда продававшая "Growth story" сталкивается с сокращением не только прибыли, но и объема бизнеса? Презентации, которые были написаны инвестбанками до кризиса, уже не годятся:

Для многих компаний кризис станет испытанием модели бизнеса, которая часто формировалась именно с целью выхода на IPO, а как известно, бизнес, построенный на продажу сильно отличается от бизнеса, сделанного для своих детей. Поэтому многие "истории роста" столь болезненно переживают кризис.

В настоящий момент в России, как и во всем мире, существуют компании, которые переживут кризис и возможно, даже укрепят свои позиции благодаря кризису. Инвесторы сейчас хотят как раз знать, то, какие уроки компания извлекла из кризиса, какой у нее план преодоления трудностей. Очень мало инвесторов, которые когда-то ориентировались на рост, до сих пор его требуют с компании, но они хотят понимать реальное положение дел в компании, даже если оно весьма трудное.

"Ужас, но не ужас, ужас, ужас!"

В период кризиса большинство инвесторов говорят: "Хватит кормить нас оптимизмом, мы в оптимизм больше не верим", "лучше скажите честно, что вы летите в пропасть". "Но вы сделали выводы, у вас есть план и когда вы упадете, вы приземлитесь на все четыре, встанете и пойдете, ничего не сломав".

Реальное испытание на честность с инвесторами начнется с отчетности за первый квартал 2009 года, где будет наблюдаться значительное падение бизнеса, а история роста и рентабельности уже никого не интересует.

Трудный разговор о своих проблемах - это как раз то, что способно вселить в инвестора оптимизм. В отношении российского IR это оказывается и самым сложным, потому что менеджмент многих компаний никогда не говорил про трудности публично, а в настоящий момент самое сложное - убедить менеджмент объективно и честно рассказывать всю информацию инвесторам. Тем более, что часто менеджмент боится еще больше испугать инвесторов чрезмерной откровенностью.

Как показывает наш опыт, в условиях кризиса очень сложно найти инвестора, который не заложил бы в свои прогнозы настолько плохой сценарий, который точно никогда не реализуется. Рынок исходит из апокалиптических сценариев развития как компаний, так и целых отраслей, и основная проблема коммуникаций состоит в том, что инвестора на самом деле нужно убеждать в том, что ситуация плоха, но все же далека от полной катастрофы: да, ужас, но не ужас, ужас, ужас...

Когда инвесторы исходят из ситуации полного коллапса, можно посоветовать: "обсчитайте свой ужас, и обсчитанный ужас всегда будет намного меньше, чем ужас, который представил себе инвестор". Это уже даст очень большой эффект.

Не было ни одного случая, когда сценарий, который компания считала самым пессимистическим, оказался бы хуже базового сценария по оценкам инвесторов и аналитиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести опрос инвесторов и аналитиков (Perception study) с целью выяснить, на какой сценарий они ориентируются и какие вопросы из более всего волнуют, - и честно ответить на все опасения инвестиционного сообщества.

К сожалению, одна из причин, по которой в реальной жизни совет, честно обсудить проблемы компании, может оказаться неприменим, состоит в том, что иногда раскрыв какую-либо информацию, мы ставим компанию в позицию риска. Например, коммерческие банки так долго раскрывают свои проблемы, потому что если они начнут сразу показывать крупные убытки, то про это немедленно напишут газеты, и завтра во всех отделениях будут стоять очереди из вкладчиков.

Соответственно, реальный IR сталкивается иногда с противоречием между интересов отношений с инвесторами и клиентских отношений, потому что люди хотят иметь бизнес с компанией, которая находится в хорошем положении, потому что иначе сразу начнут разбегаться и поставщики, и клиенты.

Ответом на это противоречие является сегментирование коммуникаций: разделение IR и PR активности. В реальной жизни вопрос состоит не только в том, ЧТО раскрывать, но КАК раскрывать, В КАКИЕ СРОКИ раскрывать, а также КОМУ раскрывать.

Идеи для Investor Relations в 2008 году

(1) Переход от Analyst Relations к Investor Relations

У нас всегда IR в большинстве компаний был больше повернут к аналитикам, чем к инвесторам. Все старались удовлетворить запросам аналитикоd, но инвесторами никто особенно не занимался.

Однако в условиях кризиса этот фокус становится еще менее эффективным: действительно, зачем строить отношения с инвесторами через аналитиков, если даже у самого пессимистичного аналитика fair value компании в три раза выше текущих котировок, но в настоящий момент фактически никто на это не обращает внимание?

В период кризиса компании убеждаются, как бывает трудно изменить мнение аналитика, заставить его модифицировать модель, увидеть новые факторы. Однако это неудивительно, ведь для большинства аналитиков в основе работы лежит DCF-модель, а также необходимость отранжировать все компании от лучшей к худшей, поэтому компании бывает очень трудно изменить свое место в этом списке.

В то же время инвесторы смотрят на те же факторы совсем иначе. Например, в Казахстане есть три публичных банка: Халык банк (бывший Сбербанк), которому все аналитики дают рекомендацию BUY, есть Казкоммерцбанк, по которому большинство рекомендаций - SELL или HOLD, и есть Альянс банк (напоминающий по модели бизнеса Банк "Русский Стандарт") - почти единодушное SELL. Однако, если взять динамику акций трех банков за 6 или 9 месяцев с начала 2008 года, обнаружится, что они все упали, но меньше всех упал Альянс Банк, а больше всех - Халык Банк. Но главное - то что Халык Банк (фаворит аналитиков) был по коэффициентам оценен почти также, как Альянс Банк (аутсайдер всех прогнозов).

На различии между инвесторами и аналитиками можно построить очень серьезную IR-программу (подробнее см. статью "Стратегия относительных преимуществ" - будет опубликована в январе 2009 года).

(2) Крупные компании: восточные инвесторы

Для многих крупных компаний с устоявшимся бизнесом возможность изменить ситуацию имеется за счет средств инвесторов с Ближнего или Дальнего Востока (см. бокс "Рост против рынка: Казкоммерцбанк").

Традиционно IR в большей степени интересовался инвесторами из Европы и США, но в момент кризиса новые возможности представляются на других рынках, в меньшей степени подверженных кризису.

Однако в данном случае никак нельзя ограничиться просто рассылкой пресс-релизов, надо ехать, встречаться, быть готовым к не самым быстрым срокам принятия инвестиционных решений, а также к инвесторам, которых будут интересовать сравнительно крупные пакеты акций.

(3) Micro-Cap компании: российские инвесторы

Многие когда-то крупные российские компании (например, из сектора девелопмента) столкнулись с резким снижением капитализации, а компании когда-то бывшие средними по капитализации стали совсем маленькими.

Это неизбежно приводит к изменению целевой аудитории IR. Особенно велико будет изменение для компаний с листингом в Лондоне.

В самом деле, такое $200 млн. капитализации при free float 20%? Это $40 млн. в обращении, причем на ММВБ обращается примерно $12 млн., а на LSE $28 млн. Цифры условные, но мы понимаем, что это очень маленькие средства, сопоставимые с позицией отдельного типичного иностранного инвестора, и гарантированно очень низкая ликвидность акций со всеми ее негативными последствиями (подробнее см. статью "Куда делась ликвидность акций?" на сайте www.irconsulting.ru, раздел "Аналитика").

В такой ситуации IR, который построен на общении с аналитиками и крупнейшими западными фондами, приводит к гарантированному нулевому результату. Крупнейшие западные фонды узнают много интересного про вашу отрасль и ваш рынок, но к сожалению, ваши акции нельзя купить, - и IR превращается в очень долгосрочный IR.

Для того, чтобы показывать в настоящий момент хоть какие-то результаты, стоит помнить, что: а) аналитики - это хорошо, но инвесторы лучше, б) крупные инвесторы - это очень здорово, но инвесторы, которым акции именно вашей компании могут быть интересны - еще лучше. И только в таком варианте возможен такой результат, как рост против рынка.

(4) Новый тип инвестора - фонды частных инвестиций (Private Equity)

Многие публичные компании подешевели настолько, что стали представлять интерес для нового типа инвесторов - фондов частных инвестиций (Private Equity). Эти фонды, традиционно интересующиеся компаниями на стадии pre-IPO, (и многие такие фонды побывали в свое время акционерами ныне публичных компаний) обратили внимание на компании на фондовом рынке, т.к. эти сравнительно крупные и прозрачные компании в настоящий момент оценены едва ли лучше, чем обычные компании, которые ищут частных инвестиций.

В такой ситуации возможно привлечь новых акционеров, причем в том числе и путем выпуска новых акций, что позволит получить столь важные для развития средства и поднять капитализацию компаний.

(5) Новые инструменты - конвертируемые облигации

В период фактически закрытых финансовых рынком можно привлечь финансирование, предложив инвесторам опцион в виден возможности конвертации облигации в капитал компании, что в хорошем исходе позволит им получить намного больший доход, а в худшем случае - просто сделает одними из кредиторов компании.

(6) Корпоративное управление как конкурентное преимущество

В 2008 году проблема качества корпоративного управления показала себя совершенно в новом ракурсе. Некоторые крупные компании, в том числе и считавшиеся ранее эталоном корпоративного управления, в период кризиса удивили инвесторов всеми возможными формами нарушения прав акционеров, включая выборочный выкуп акций.

Корпоративное управление - это тот самый фактор, из-за которого инвестор может предпочесть возможность влиять на события в компании через членство в Совете директоров, чем вложиться в компанию, где он будет полностью зависеть от контролирующего акционера, который будет принимать решение, в каком кармане будет больше денег.

В такой ситуации инвестор может предпочесть 15% мелкой компании, чем 1-2-3% в крупной компании, если в мелкой компании он получит возможность влиять на управление компанией, гарантировав себя через процедуры корпоративного управления от неприятных сюрпризов.

Но речь идет именно о демонстрации эффективности корпоративного управления, а не просто выполнении всех требований регулятора и кодекса.

Заключение

В результате кризиса инвесторская база всех компаний кардинально изменится. Такое случается и в спокойной ситуации с компаниями, которые дорастают до стадии насыщения рынка и у них соответствующим образом меняется инвесторская база: например, инвесторы, рассчитывавшие на бурный рост будут замещаться инвесторами, ищущими дивидендных выплат.

Аналогичные процессы неизбежно будут происходить и в период кризиса, причем сейчас инвесторы менее чем когда-либо будут склонны к "стадному поведению", инвестиции будут совершаться только с полным пониманием всех рисков и достоинств компании.

Еще в 2006-2007 годах было замечено, что IPO компаний, которые проходили на фоне растущего рынка впоследствии часто заканчивались заметным падением капитализации, а акции компаний, проведших IPO, проведенные на неблагоприятном рынке, показывали высокую устойчивость к падению рынка (при этом без заметных различий в уровне оценки компаний при размещении).

На хорошем рынке приходят "плохие" инвесторы, потому что рынок растет, и инвесторы покупают акции, чтобы "прокатиться на индексе". На плохом рынке приходят "хорошие" инвесторы, потому что когда люди делают инвестиции на плохом рынке, они обычно понимают, зачем они это делают и не рассчитывают на краткосрочный результат.

Поэтому всем компаниям в 2009 году можно пожелать хороших инвесторов, пусть и приобретенных дорогой ценой!

  • Рейтинг
  • 2
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Adrian
26.03.2012 23:40:37
Thanks for your thoughts. It's hleped me a lot.
Содержание (развернуть содержание)
Рынок облигаций: взгляд из глубины
Взаимодействие с ФАС: современные правовые реалии
Инвестиционный арбитраж: на пути к альтернативным способам разрешения конфликтов на финансовых рынках.
Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры
"Норильский никель, перспективы национализации"
Россия: что делать, когда акции компаний падают?
Выкуп облигаций с организованного рынка
Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
Структурный инструмент для инфраструктурных проектов
Нефть: в шаге от консолидации рынка
Есть ли рецессия в России?
Тяжелое время для нефтяных компаний.
Крутой разворот
"Ad Libitum. Автопром"
Газпром и Нафтогаз: незавершившийся телесериал
Финансовый кризис или кризис финансового капитализма?
IR-идеи на кризисный 2009 год
Сколько будет стоить рубль?
Как побороть манипулирование ценами
Поведение рубля и мировых валют в средне- и долгосрочной перспективе
Обвал цен на недвижимость. Миф или реальность
Выделяем непрофильное подразделение, или как бросить "чемодан без ручки"
Аналитический метод управления активами ПИФа
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Модель расчета биржевой балансовой цены
Гарантия дохода – маркетинговая реклама УК?
ФСФР требует презумпцию виновности
О некоторых "деликатных" аспектах управления инвестициями
Тайные владельцы бизнеса - найти и обезвредить
Условие роста – низкие ставки
Почему «рейтинговые» требования не имеют смысла
Кайманские публичные SPC в качестве защиты конфиденциальности информации о бенефициарах.
Прогноз курса рубля
Лидеры бизнеса уверены в будущем
Клятва Гиппократа для Украины
Обесценение активов в условиях экономического кризиса: итоги 2008 года
Новые возможности реструктуризации долга: debt-for-equity swap в России
Рекомендация по акциям ритейлеров: «настойчиво избегать»
Скрытый позитив Рубини
ПИФы сохраняют максимальную привлекательность
Россия: На выходе из пике
Три топовых темы на рынке акций
Новые правила игры на корпоративном корте: уставный капитал, кредиторы, облигации
Доллар будет стоить 28,4 рубля
Курс рубля достиг потолка
Российский рынок слияний и поглощений в 2009 г
Возможен ли отказ от валютного коридора?
Мировой финансовый кризис: способы преодоления
Кризис заставил инвесторов пересмотреть свои аппетиты
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100