Casual
РЦБ.RU

"Ad Libitum. Автопром"

11 января 2009

Сегодня крупнейшие автомобильные концерны столкнулись с труднопреодолимыми препятствиями. В условиях кризиса большое кредитное плечо американских автопроизводителей фактически придавило всю отрасль в США. Однако страдает и автопром других стран, в том числе и России.

Ситуация в автомобильной промышленности под конец года стала одной из самых обсуждаемых тем не только в США, но и в РФ.

Уже сейчас можно говорить о стратегическом просчете, сделанном в середине 90-х гг. американскими производителями. Тогда компании сделали ставку на производство SUV. До 1999 г., когда был зарегистрирован пик продаж новых SUV, эта ставка себя оправдывала, однако, затем объемы неуклонно падали. Рост цен на бензин к середине 2000-х еще больше усилил эту тенденцию. Наибольший спад продаж SUV был зарегистрирован в апреле 2008 года (29% в годовом исчислении) на фоне $4 за галлон. В то же время японские производители со своими экономичными двигателями довольно агрессивно отъедали долю американского рынка и завоевывали всевозможные профессиональные награды, влияние которых на продажи в США довольно существенно. Уже в 2005 году заводы GM работали с загрузкой 85%.

Другой проблемой американского автопрома кроме продуктовой линейки являются различные выплаты рабочим, входящим в профсоюз The International Union, United Automobile, Aerospace and Agricultural Implement Workers of America (UAW). UAW все это время был настолько силен, что умел лоббировать просто сказочные условия для своих членов. Средняя почасовая зарплата с учетом всех социальных выплат (медицинские страховки, пенсии и т.д.) для работников GM, Chrysler и Ford составляла $73/час на конец 2006 г. (данные University of Michigan). В то же время средняя почасовая зарплата работников японских компаний на американских площадках варьировалась от $40 до $50. Колоссальная разница возникла как раз из-за социальных обязательств американских производителей. Достаточно отметить, что сокращенным членам UAW до недавнего времени было положено платить зарплату в объеме до 95% до полного окончания трудового контракта (средняя длительность составляет около 4 лет). Разумеется, обычный член UAW мог и не получить в полной мере все причитающиеся $73 за час, однако, для компаний стоимость была именно такой.

О достоверности приведенных мной выше цифр по оплате труда можно спорить. Однако американские конгрессмены, настроенные против выделения кредитов детройтской тройке, активно их используют в своей риторике. Надо сказать, что аргумент "зачем спасать тех, кто получает $70 в час, за счет тех, кто получает $40 в час" звучит убийственно: По крайней мере, для избирателей. UAW уже согласился частично прекратить выплаты сокращенным рабочим.

На сегодняшний день фактически подтвержденная государственная помощь детройтской тройке составляет чуть более половины от изначально требуемой суммы в $34 млрд. $13,4 млрд. компании получат в течение ближайшего месяца в рамках TARP, еще $4 млрд. обещаны в феврале, если это будет необходимо (в чем у меня сомнений нет). Выделенные средства компании должны вернуть до 31 марта 2009 г. Такой объем помощи американскую промышленность не спасет. Администрация президента Буша и конгрессмены не захотели окончательно решать данную проблему, предоставив эту почетную альтернативу ("спаситель" или "убийца") администрации президента Обамы и новому составу конгресса.

Фактически этих денег хватит только на фондирование текущих операций до марта. Скорее всего, уже в феврале представители автопроизводителей снова обратятся за помощью. Причем дополнительная помощь понадобится даже если в компаниях будут начаты процедуры банкротства. Так что $17,4 млрд. - цифра не окончательная при любом развитии ситуации.

Аналогичные меры принимаются по всему миру. Daimler произвел дополнительные выплаты в пользу своих дилеров, чтобы оставить их на плаву. Volkswagen подал заявку на финансовую помощь в рамках программы по спасению немецких банков (общий объем $650 млрд.). China Export & Import Bank выделил Chery Automobile кредит объемом $1,42 млрд. Шведское правительство обещает выделить $3,5 млрд. на поддержку Saab и Volvo. Канадское правительство утверждает, что будет выделять финансовую помощь производственным площадкам Big 3, расположенным в Канаде, в размере 20% от объема, выделяемого американским правительством. Другими словами каких-то оригинальных мер по поддержке автопрома пока не применяется.

В том же русле находятся и действия российских властей: накачивание компаний оборотным капиталом за счет государственных кредитов и стимулирование конечного спроса. Разница заключается лишь в том, что конечного потребителя в США стимулируют сами производители, предоставляя грандиозные скидки, а у нас стимулирование будет осуществляться за счет увеличенного гос. заказа (на 45% по отношению к изначально планированному) и частичного субсидирования со стороны государства ставок по кредитам на автомобили стоимостью до 350 тыс. руб. (в размере 2/3 ставок рефинансирования).

По оценкам Минфина общий объем выделяемых средств составит до 220 млрд. руб. (около $7,7 млрд.), из которых 50 млрд. руб. ($1,8 млрд.) пойдут в рамках прямой господдержки, а 170 млрд. руб. ($5,9 млрд.) будут направлены на улучшение условий кредитования и возобновление лизинговых операций. На подразделения иностранных производителей помощь в полном объеме распространяться не будет, но по крайней мере, они могут рассчитывать на субсидирование автокредитов. В рамках заявленной суммы в 170 млрд. руб. предполагаются следующие решения:

  • Открытие кредитных линий ВЭБа лизинговым компаниям при автозаводах по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ и срочностью до 3 лет,
  • Предоставление возможности реповать в ЦБ облигации автопроизводителей. Конкретный список пока не определен, однако, все крупнейшие компании - Автоваз (в частности, речь идет и о биржевых облигациях), ГАЗ, Соллерс, КАМАЗ - в него попадут с большой долей вероятности. Общий объем обращающегося публичного долга автопроизводителей на данный момент составляет 26 млрд. руб. (включая облигации ИжАвто объемом 2 млрд., по которым уже был допущен техдефолт).
  • предоставление госгарантий по кредитам, взятым на пополнение оборотного капитала.

Наиболее горячими и востребованными безусловно станут меры, направленные на пополнение оборотного капитала. Без них автопром просто физически не выживет или в лучшем случае откатится к началу 90-х: серым схемам и бартеру. Автоваз, например, уже заявил, что с нового года 30% расчетов будут осуществляться с помощью собственных векселей, 30% - векселей работающих с заводом банков, 10% - факторинг, и оставшиеся 30% - живые деньги. В такой конфигурации поставщики первого уровня еще имеют теоретические шансы на выживание, а вот субпоставщики уже нет. Так что в конечном итоге продолжительное использование данной схемы приводит к коллапсу всей вертикали. Поэтому госгарантии под кредиты в коммерческих банках нужны уже буквально сейчас. То же самое относится и к включению облигаций автопроизводителей в ломбардный список ЦБ: чем раньше это будет сделано, тем раньше у компаний появится физическая возможность продать в рынок новые эмиссии.

Применение мер по стимулированию конечного спроса, равно как и стимулирование лизинговых операций - мера действенная, если при этом значительно корректируются производственные планы компании. Живой пример некорректного использования - американский автопром. Производители субсидируют покупателей по различным схемам (скидки, субсидирование ставок по кредитам), делая расчет на то, что будущий рост продаж перекроет потери в текущем моменте. К чему это все привело было написано в самом начале статьи. В МинПромТорге считают, что в следующем году падение продаж автомобилей в РФ составит 30%. Таким образом, субсидирование лизинга и процентных ставок по автокредитам должно поддерживаться со своей стороны и производителями. Они должны сделать ответные шаги:

  • Корректировать объемы выпуска в зависимости от конъюнктуры и не допускать ситуации как в Тольятти, когда на складах скапливается 2-месячный объем выпуска.
  • Существенно пересмотреть политику затрат. Чистая рентабельность до 5% в 2009 г. может легко обернуться отрицательной из-за существенного роста стоимости кредитования.
  • Пересмотреть свой подход к качеству продукта, иначе негативный эффект от снижения спроса на автомобили усугубится снижением привлекательности марки. В России сейчас достаточно широкое предложение иностранных бюджетных автомобилей, собранных внутри РФ.

Кроме того, российское правительство использовало один из своих главных козырей - отсутствие членства в ВТО - чтобы поднять импортные пошлины на автомобили. Можно долго рассуждать об этичности данного шага. Все-таки лидеры стран на встрече G-20 в Вашингтоне договорились "в течение следующих 12 месяцев ... воздерживаться от введения новых барьеров для инвестиций или для торговли товарами или услугами, а также от введения новых экспортных ограничений или введения для стимулирования экспорта мер, которые не будут соответствовать требованиям ВТО". Тем не менее, в рамках поддержания конкурентоспособности отечественного автопрома это наиболее эффективная мера по критерию "цена/качество" ("бюджетная нагрузка / эффективность"). Ничего личного, просто бизнес. Наши рабочие тоже не хотят за свой счет спасать ни американских, ни японских, ни европейских коллег.

Что будет в 2009 г. и далее, ответственно заявлять сейчас просто невозможно. Определенно известно, что до марта американский автопром не остановится. Потом, вероятно, его конфигурация будет изменена. Я считаю, что Big 3 в современном понимании перестанет существовать. Возможна консолидация вокруг Ford как наиболее здоровой в финансовом отношении компании. Возможно создание государственного холдинга (или корпорации) на основе 2 или 3 детройтских компаний. Возможно банкротство по 11 главе. В общем, еще одно тяжелое решение для господина Обамы.

По поводу отечественных компаний у меня уверенности больше: финансовое состояние любой из них лучше, чем у американских компаний. Все, в конечном итоге, будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно будут применяться меры помощи. С точки зрения экономики все они здравые, будем наблюдать за их реализацией. Переходя на футбольные термины: пасы - "конфетки", надо замыкать!

  • Рейтинг
  • 5
Добавить комментарий
Комментарии (6):
Subroto
25.10.2013 14:15:31
That's the pefrect insight in a thread like this.
Mayur
26.10.2013 02:34:51
Life is short, and this article saved <a href="http://ffjzvkuizlu.com">vabullae</a> time on this Earth.
Nishadi
27.10.2013 10:13:46
Phneemonal breakdown of the topic, you should write for me too!
Yesycris
30.10.2013 13:50:45
Now I know who the brainy one is, I'll keep lonoikg for your posts. http://uudwehgmv.com [url=http://wwwpdyl.com]wwwpdyl[/url] [link=http://rekfbm.com]rekfbm[/link]
Minasyan
08.11.2013 17:53:39
That's way more clever than I was <a href="http://vfkydrbq.com">exicgtpne.</a> Thanks!
Ingridy
11.11.2013 14:18:30
Wait, I cannot fathom it being so sthrtgaiforward. http://ksejxyjqdc.com [url=http://bxiymk.com]bxiymk[/url] [link=http://zhlgfhtceu.com]zhlgfhtceu[/link]
Содержание (развернуть содержание)
Рынок облигаций: взгляд из глубины
Взаимодействие с ФАС: современные правовые реалии
Инвестиционный арбитраж: на пути к альтернативным способам разрешения конфликтов на финансовых рынках.
Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры
"Норильский никель, перспективы национализации"
Россия: что делать, когда акции компаний падают?
Выкуп облигаций с организованного рынка
Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
Структурный инструмент для инфраструктурных проектов
Нефть: в шаге от консолидации рынка
Есть ли рецессия в России?
Тяжелое время для нефтяных компаний.
Крутой разворот
"Ad Libitum. Автопром"
Газпром и Нафтогаз: незавершившийся телесериал
Финансовый кризис или кризис финансового капитализма?
IR-идеи на кризисный 2009 год
Сколько будет стоить рубль?
Как побороть манипулирование ценами
Поведение рубля и мировых валют в средне- и долгосрочной перспективе
Обвал цен на недвижимость. Миф или реальность
Выделяем непрофильное подразделение, или как бросить "чемодан без ручки"
Аналитический метод управления активами ПИФа
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Модель расчета биржевой балансовой цены
Гарантия дохода – маркетинговая реклама УК?
ФСФР требует презумпцию виновности
О некоторых "деликатных" аспектах управления инвестициями
Тайные владельцы бизнеса - найти и обезвредить
Условие роста – низкие ставки
Почему «рейтинговые» требования не имеют смысла
Кайманские публичные SPC в качестве защиты конфиденциальности информации о бенефициарах.
Прогноз курса рубля
Лидеры бизнеса уверены в будущем
Клятва Гиппократа для Украины
Обесценение активов в условиях экономического кризиса: итоги 2008 года
Новые возможности реструктуризации долга: debt-for-equity swap в России
Рекомендация по акциям ритейлеров: «настойчиво избегать»
Скрытый позитив Рубини
ПИФы сохраняют максимальную привлекательность
Россия: На выходе из пике
Три топовых темы на рынке акций
Новые правила игры на корпоративном корте: уставный капитал, кредиторы, облигации
Доллар будет стоить 28,4 рубля
Курс рубля достиг потолка
Российский рынок слияний и поглощений в 2009 г
Возможен ли отказ от валютного коридора?
Мировой финансовый кризис: способы преодоления
Кризис заставил инвесторов пересмотреть свои аппетиты
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100