Casual
РЦБ.RU

Регулирование фондового рынка: обзор основных изменений в российском законодательстве

Сентябрь 2013

Создание в России финансового мегарегулятора

23 июля 2013 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) был опубликован Федеральный закон № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее — Закон).

Закон был подписан Президентом России 23 июля 2013 г. Основная часть положений Закона вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Законом предусмотрено создание на базе Банка России мегарегулятора, осуществляющего одновременно регулирование и надзор в сфере финансовых рынков. Для этих целей Центральному банку передаются все функции и полномочия ФСФР России, а также отдельные полномочия Минфина России и Правительства России по нормативному регулированию.

Новые функции Центрального банка

После вступления Закона в силу контроль за деятельностью некредитных организаций, в том числе инвестиционных и пенсионных фондов, страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, рейтинговых агентств, бирж, иных участников рынка ценных бумаг, будет осуществлять Центральный банк.

В новые функции Центрального банка войдет конт­роль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, осуществление регулирования в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах, регистрация выпусков ценных бумаг, а также выполнение иных функций в этой сфере, которые ранее принадлежали ФСФР России.

К Центральному банку переходят полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков, включая вопросы деятельности негосударственных пенсионных фондов, инвестирования пенсионных накоплений, обязательных видов страхований. Центральному банку также передадут контроль за соблюдением закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Дополнительно Центральный банк будет осуществлять мониторинг состояния финансового рынка России, раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка.

Со дня вступления в силу Закона отчеты, сведения, уведомления, другая информация и документы, представляемые в ФСФР России либо подлежащие ее согласованию (утверждению), направляются в Центральный банк. ФСФР России фактически войдет в состав Центрального банка и станет одним из его подразделений.

Иные изменения в деятельности Центрального банка

В связи с расширением функций Банка России вырастет количество членов Совета директоров Центрального банка — с 13 до 15 человек. Срок полномочий Председателя и членов Совета директоров Центрального банка будет увеличен с 4 до 5 лет.

Национальный банковский совет Центрального банка переименован в Национальный финансовый совет. Для осуществления новых функций в Центральном банке создадут Комитет финансового надзора.

Законом снимается ограничение срока рефинансирования Центральным банком банков под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Сейчас Банк России может кредитовать банки под залог ценных бумаг или иных активов, а также без залога на срок до 1 года.

Переходный период

До вступления в силу нормативных актов, принятие которых отнесено к компетенции Центрального банка, применяются действующие нормативные правовые акты ФСФР России, Минфина и Правительства России.

Лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации, статус, выданные (осуществленные или присвоенные) ранее действующими регуляторами (включая ФСФР России, Комиссию по товарной бирже, Федеральную службу страхового надзора), останутся действительными до окончания срока их действия. Если указанные документы были выданы без ограничения срока действия, то они также будут действовать бессрочно.

Защита прав владельцев облигаций: новое в Законе «О рынке ценных бумаг»

23 июля 2013 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) был опубликован Федеральный закон № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Закон был принят Государственной Думой 2 июля 2013 г. и одобрен Советом Федерации 10 июля 2013 г.

Законом предусмотрено создание дополнительных механизмов защиты прав владельцев облигаций. В частности, Закон вводит два новых института — представителя владельцев облигаций и общего собрания владельцев облигаций, а также уточняет порядок досрочного погашения облигаций.

Основная часть положений Закона вступает в силу с 1 июля 2014 г.

В настоящем обзоре рассмотрены основные новеллы Закона.

Представитель владельцев облигаций

С целью объединения действий владельцев облигаций для дальнейшей защиты их прав эмитент может определить представителя облигационеров.

С 1 июля 2016 г. определение представителя станет обязательным для отдельных эмитентов (например, для эмитентов, облигации которых размещаются путем открытой подписки или допускаются к торгам). Общее собрание вправе в любое время избрать представителя, в том числе взамен ранее определенного эмитентом облигаций или ранее избранного общим собранием владельцев облигаций.

Представитель будет выступать от имени владельцев облигаций в отношениях с эмитентом, лицом, предоставившим обеспечение, иными лицами и органами власти (включая судебные органы).

Список уполномоченных представителей будет вести ФСФР России, а сведения о представителе конкретного эмитента станут раскрываться в решении о выпуске.

Требования к представителям

Представителями могут стать лица, занимающиеся определенной профессиональной деятельностью (например, брокеры, дилеры, депозитарии, кредитные организации), а также любая организация, существующая не менее 3 лет.

Закон содержит отдельные ограничения для лиц, которые не могут действовать в качестве представителей. В число таких лиц входят подконтрольные эмитенту организации, лица, оказывающие услуги по размещению, контролирующие эмитента лица и т. д. При наступлении определенных обстоятельств эмитент обязан переназначить представителя в течение 60 дней, в противном случае отсутствие представителя станет основанием для досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев.

Функции представителя

В обязанности представителя входят:

• исполнение решений общего собрания облигационеров;

• контроль за исполнением эмитентом обязательств по облигациям;

• выявление обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение прав и интересов облигационеров, а также принятие мер для их защиты;

• информирование облигационеров о событиях, затрагивающих их права и интересы (например, о наступлении обстоятельств, в силу которых владельцы облигаций вправе требовать их досрочного погашения, либо дефолте эмитента);

• учет и передача денежных средств, полученных представителем в пользу облигационеров;

• иные функции, предусмотренные законодательством, условиями выпуска или решением собрания облигационеров.

Представитель вправе давать согласие на внесение эмитентом изменений в решение о выпуске, требовать от депозитария представить список владельцев бумаг, присутствовать без права голоса на общих собраниях акционеров, осуществлять полномочия залогодержателя, бенефициара или кредитора по поручительству в случае выпуска облигаций с обеспечением.

В соответствии с Законом владельцы облигаций по общему правилу не смогут в индивидуальном порядке осуществлять действия, отнесенные к полномочиям их представителя Законом, условиями выпуска или решением общего собрания облигационеров.

Исключением являются случаи, когда в течение месяца после возникновения оснований представитель не обращается в арбитражный суд или общее собрание облигационеров не принимает решение об отказе от права обращаться в суд с таким требованием.

Услуги представителя оплачиваются эмитентом, за исключением судебных расходов.

Общее собрание владельцев облигаций

Еще одним ключевым изменением стало введение института общего собрания владельцев облигаций. Собрание правомочно принимать решения по закрытому перечню вопросов, а его решения являются обязательными для всех владельцев, включая тех, кто голосовал против или не принимал участие в голосовании.

Общее собрание вправе принимать решения по следующим вопросам:

• о согласии на внесение эмитентом изменений в эмиссионные документы, связанные с объемом прав по облигациям и порядком их осуществления, если решение этого вопроса не принимается представителем владельцев облигаций самостоятельно (на основании отдельного решения общего собрания);

• об отказе от права требовать досрочного погашения облигаций или предъявлять требования к лицу, предоставившему обеспечение, в случае возникновения у владельцев указанных прав;

• о согласии на заключение от имени владельцев облигаций соглашения о прекращении обязательств по облигациям предоставлением отступного или новацией, а также об утверждении условий указанного соглашения;

• об отказе от права на обращение в суд с требованием к эмитенту облигаций и (или) лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, в том числе с требованием о признании указанных лиц банк­ротами;

• о предоставлении представителю владельцев облигаций права самостоятельно принимать решение по вопросу внесения изменений в эмиссионные документы (как указано выше);

• об избрании представителя владельцев облигаций;

• по иным вопросам, предусмотренным Законом.

Кворум для принятия решений общим собранием отличается в зависимости от вопроса. Максимальный кворум (9/10 голосов) установлен для отказа от права на обращение в суд с требованиями к эмитенту или лицу, предоставившему обеспечение.

Инициировать проведение собрания могут: эмитент, представитель владельцев облигаций либо лица, являющиеся владельцами не менее 10% облигаций выпуска.

Досрочное погашение облигаций

Действующее законодательство обязывает эмитента предусмотреть в решении о выпуске условия досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев.

Закон закрепил также возможность досрочного погашения облигаций по требованию владельцев вне зависимости от указания в решении о выпуске возможности такого погашения. Погашение в данном случае допускается при существенном нарушении эмитентом исполнения обязательств по облигациям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Существенными признаются следующие нарушения (перечень закрытый):

• просрочка по выплате процентного дохода или номинальной стоимости облигаций, а также по приобретению облигаций (если такое обязательство предусмотрено условиями выпуска) сроком более 10 рабочих дней;

• утрата обеспечения по облигациям или существенное ухудшение условий обеспечения.

Следует отметить, что до вступления Закона в силу дефолт по облигациям наступает в случае просрочки по выплате купона более чем на 7 дней, а по телу долга — более 30 дней.

Законом также уточнен порядок погашения облигаций по требованию владельцев в случае, когда такое право предусмотрено условиями выпуска:

• эмитент должен погасить облигации в течение 7 рабочих дней с даты окончания срока для предъявления требований;

• срок предъявления требований устанавливается решением о выпуске и не может быть менее 15 рабочих дней (с даты раскрытия информации о возникновении права на досрочное погашение);

• решение может предусматривать возможность досрочного погашения всего выпуска при предъявлении к досрочному погашению определенной доли облигаций.



  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100