Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Кашкин Антон, Начальник Управления корпоративных действий инвестиционного банка BCS Financial Group

  • Все статьи автора

Требования к раскрытию информации о конечных владельцах депозитарных расписок: практическая реализация

Февраль 2013

Принятые в конце 2011 г. Законы № 414-ФЗ и № 415-ФЗ ввели требования к раскрытию информации о владельцах депозитарных расписок и санкции за нераскрытие такой информации. Просуществовав на бумаге чуть более года, требования и санкции частично были отменены за день до вступления в силу. Аспекты вновь введенных норм и их практическая реализация рассматриваются в данной статье.

7 декабря 2011 г. Президент России подписал два закона, призванных существенным образом усовершенствовать инфраструктуру и регулирование российского рынка ценных бумаг: Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» и сопутствующий ему Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О центральном депозитарии”». Как следует из ст. 1 Закона № 414-ФЗ, он прежде всего «устанавливает особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за деятельностью центрального депозитария». В свою очередь Закон № 414-ФЗ вносит коррективы в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие, обеспечивая тем самым их соответствие Закону № 414-ФЗ.

Помимо создания в России центрального депозитария (что само по себе историческое событие), основные нововведения закона касаются системы счетов номинальных держателей. В частности, право открывать счета номинального держателя получают организации, зарегистрированные не на территории РФ.

Среди прочих новаций названных законов оказалось и введение не существовавших ранее счетов депо депозитарных программ1, утверждение требований к раскрытию информации о конечных владельцах депозитарных расписок и санкций в случае нераскрытия такой информации2. В данной статье правовые аспекты последней новации будут рассмотрены с точки зрения существующей рыночной практики, а в конце будет предложен ответ на вопрос: должен ли номинальный держатель раскрывать конечных владельцев депозитарных расписок, выпущенных на российские акции. Ответ на этот вопрос интересен прежде всего иностранным номинальным держателям, которые, как и раньше, признаются бенефициарными владельцами с точки зрения российского права. Также будут рассмотрены изменения, вносимые новыми законами в проведение корпоративных действий с депозитарными расписками, и коротко проанализирован Федеральный закон от 29.12.2012 № 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с целью найти ответ на поставленный вопрос.

Согласно п. 4 ст. 8.4 Закона «О рынке ценных бумаг» акции российских эмитентов, на которые выпущены депозитарные расписки, должны учитываться на счете депо депозитарных программ. В свою очередь такой «счет депо депозитарных программ может быть открыт только в российском депозитарии, которому открыт счет депо номинального держателя в центральном депозитарии»3. В настоящее время такие акции российских эмитентов учитываются на лицевых счетах (счетах депо) в депозитариях. Например, обыкновенные акции ОАО «Сбербанк России» (ISIN RU0009029540), на которые выпущены депозитарные расписки Sberbank of Russia ADR Level I (ISIN US80585Y3080), хранятся в Депозитарии ОАО «Сбербанк России» на лицевом счете, принадлежащем The Bank of New York International Nominees (BONYN). В свою очередь, Депозитарий ОАО «Сбербанк России» хранит эти бумаги на счете номинального держателя, открытом в ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», ведущем реестр акционеров ОАО «Сбербанк России». Согласно новой структуре, вводимой законами № 414-ФЗ и № 415-ФЗ, BONYN будет хранить акции на счете депо депозитарных программ, открытом в Депозитарии ОАО «Сбербанк России», который, в свою очередь, станет держать их в центральном депозитарии на счете депо номинального держателя. А центральный депозитарий откроет в ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», ведущем реестр акционеров ОАО «Сбербанк России», лицевой счет номинального держателя центрального депозитария.

Цепочка владения депозитарными расписками в связи с принятием новых законов не изменится: The Bank of New York Mellon эмитирует бумаги, которые размещает на счетах в международных клиринговых системах, таких как DTCC, Euroclear, Clearstream. Те, в свою очередь, открывают счета международным кастодианам J.P. Morgan, Citibank, Deutsche Bank и др. Последние осуществляют хранение уже в пользу конечных клиентов или более мелких брокеров и кастодианов. Наглядно структура хранения локальных бумаг и депозитарных расписок представлена на рисунке.

Закон № 414-ФЗ устанавливает также срок для перевода депозитарных программ на новые счета: не позднее одного года со дня присвоения юридическому лицу статуса центрального депозитария в соответствии с Федеральным законом «О центральном депозитарии», но не ранее 1 января 2013 г.4

Для депозитарных программ, переведенных на новые счета, обязательным становится ежеквартальное раскрытие информации о владельцах расписок. Причем ответственность за сбор этой информации была в равной мере возложена на эмитента локальных акций, владельцев депозитарных расписок и лицо, которому открыт счет депозитарных программ (в описанном выше случае — BONYN)5. Законом также были установлены санкции для тех владельцев депозитарных расписок, в отношении которых не будет предоставлена информация в рамках указанного раскрытия. Такие владельцы лишаются права участия в общих собраниях акционеров, и им не выплачиваются дивиденды6.

Следует отметить, что требования к порядку раскрытия информации должны быть установлены ФСФР России7; само требование о раскрытии вступило в силу с 1 июля 2012 г., а санкции за нераскрытие — с 1 января 2013 г.8

Российские эмитенты начали рассылать запросы на раскрытие информации в конце III кв. 2012 г., хотя разъяснения от ФСФР России о порядке раскрытия к тому моменту предоставлены не были. В отсутствие разъяснений, какая именно информация должна быть получена, эмитенты при составлении запросов на раскрытие ориентировались на Положение Банка России от 27.10.2009 № 345-П «О порядке раскрытия в официальном представительстве Банка России в сети Интернет информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банков — участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в соответствии с которым раскрывается информация о конечных владельцах тех обществ, в собственности которых находится более 1% акций кредитной организации. Количество информации, которую необходимо предоставить в рамках такого запроса по каждому владельцу, очень большое, но, поскольку до 1 января 2013 г. санкции за нераскрытие не действовали, Euroclear помечал их как добровольные, позволяя своим депонентам решать самим, должны ли они раскрывать конечных владельцев.

Если предположить, что некая компания X Securities Ltd. решила раскрыть конечных владельцев, в интересах которых она держит депозитарные расписки, такое раскрытие выглядело бы следующим образом. Эмитент ОАО «Сбербанк России» через ведущее реестр его акционеров ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС» и далее через оба депозитария направляет запрос на предоставление информации в BONYN. Тот передает его в международные клиринговые системы, которые формируют на их основе уведомления по своей форме и рассылают их далее. Компания X Securities Ltd. получает этот запрос от вышестоящего депозитария и, следуя букве закона, должна предоставить ему информацию о клиентах, имеющих счета конечного владельца, и передать запрос на раскрытие тем лицам, которые являются номинальными держателями. Учитывая, что многие из клиентов X Securities Ltd. не хотели бы быть видимыми в России, а также то, что некоторые из фактически номинальных владельцев имеют в X Securities Ltd. счета бенефициарных владельцев, компания X Securities Ltd. встает перед сложной задачей. Возможным решением было бы раскрытие самой компании X Securities Ltd. как конечного владельца, хотя юридические риски такого действия остаются неясными. С определенной уверенностью можно лишь сказать, что и у ФСФР России, и у эмитента практически отсутствуют возможности проверить, соответствует ли предоставленная компанией X Securities Ltd. информация действительности, и, следовательно, не могут возникнуть основания для лишения ее права участия в собрании акционеров или получения дивидендов. Другие сложности, с которыми может столкнуться X Securities Ltd. при раскрытии информации, связаны с определением, каких клиентов и как раскрывать, если, например, один клиент совершил короткую продажу за счет другого или есть такие же открытые сделки РЕПО.

Логично было бы предположить, что, закрепив за инвесторами новые обязательства, законодатель наделил их также и большими полномочиями или как минимум удобствами в реализации прав, закрепленных депозитарными расписками. Широко известны следующие проблемы, с которыми сталкиваются владельцы расписок:

• Отсутствие возможности личного участия в собрании акционеров.

Эмитент депозитарных расписок раскрывается в реестре акционеров российского эмитента как конечный владелец акций. Следовательно, если владелец депозитарных расписок захочет лично принять участие в собрании акционеров, он должен будет получить от эмитента расписок доверенность на голосование9. Однако эмитенты депозитарных расписок не дают такие доверенности, оставляя владельцам расписок единственную возможность заочного участия в собрании.

• Отсутствие у эмитента депозитарных расписок обязанности предлагать владельцам расписок участие в выкупах и преимущественных правах, в которых могут поучаствовать держатели локальных бумаг.

Эмитент депозитарных расписок получает право участия в выкупах или преимущественных подписках на вновь выпускаемые акции наравне с любым владельцем локальных акций. Однако предоставление такого права владельцам депозитарных расписок регулируется депозитарным соглашением между эмитентом акций и эмитентом расписок и не является обязательным для последнего.

• Отсутствие у эмитента депозитарных расписок четко прописанной возможности предлагать владельцам расписок участие в выкупах и преимущественных правах, в которых могут поучаствовать держатели локальных бумаг.

В случае если владелец локальных акций не голосует или голосует против некоторых вопросов на общем собрании акционеров, он получает право требовать у общества выкупа принадлежащих ему акций10. Также, в случае если владелец локальных акций не голосует или голосует на собрании против дополнительной эмиссии акций в форме закрытой подписки, он получает преимущественное право подписки на эти акции11. В соответствии с действующим на данный момент законодательством, в случае если акционер голосует «за» по этим вопросам даже 1 акцией из 100 принадлежащих ему, он лишается указанных прав на все 100 акций. Аналогично, если эмитент депозитарных расписок проголосует по таким вопросам частью бумаг «за», а частью — «против» или «воздержался», он полностью утратит преимущественное право или право на выкуп и, следовательно, не сможет предложить его держателям расписок, которые не голосовали12.

• Выплата дивидендов не напрямую держателям депозитарных расписок, а через их эмитента и далее через всю цепочку номинальных держателей.

Список лиц, которым выплачиваются дивиденды, составляется на основании данных реестра акционеров общества13. В реестре зарегистрирован эмитент депозитарных расписок, который получает дивиденды. Распределение дивидендов через это лицо увеличивает не только срок их начисления конечным владельцам, но и риски невыплаты.

• Отсутствие возможности внесения вопросов в повестку дня собраний, в том числе кандидатов в совет директоров, созыва внеочередных собраний, получения информации от общества и его ре­естродержателя и пр.

Поскольку держатель расписок не зарегистрирован в реестре акционеров общества, с точки зрения российского права он не имеет никакого отношения к обществу. Все права принадлежат эмитенту расписок, поскольку именно он раскрыт в реестре акционеров. Однако, как и в случае с выдачей доверенности на участие в собраниях акционеров, эмитент расписок не обязан и не станет осуществлять в интересах держателей расписок описанные права.

Все представленные проблемы держателей депозитарных расписок связаны с тем, что фактически единственным владельцем всех прав по отношению к обществу является эмитент расписок, а не их конечные владельцы. В соответствии с существующим российским законодательством многие из таких прав неделимы и не могут быть переданы другому лицу.

Однако законы № 414-ФЗ и № 415-ФЗ никак не решают описанные выше проблемы. Согласно п. 7 вновь вводимой в Закон «О рынке ценных бумаг» ст. 8.4 «лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по акциям, права в отношении которых удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, принадлежащими владельцам, давшим указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров». Пункт 8 данной статьи устанавливает, что «в список лиц, имеющих право получения дивидендов, подлежащих выплате по акциям, права в отношении которых удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, включается лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ». Что касается остальных рассмотренных проблем, новые законы никак не меняют существующего положения с выкупами, преимущественными правами и пр.

Таким образом, с точки зрения осуществления корпоративных действий, к числу которых относится и раскрытие конечных владельцев, новое законодательство не только не улучшило положение держателей депозитарных расписок и действующих в их интересах иностранных номинальных держателей, но и наложило на них новые обязательства. Негативно участники рынка восприняли и то, что требования к порядку раскрытия должна была предоставить ФСФР России, однако вплоть до вступления в силу в 2013 г. описанных выше санкций эти требования так и не были разъяснены.

Вопрос решился только накануне вступления санкций в силу. В последний рабочий день 2012 г. Президент подписал Закон № 282-ФЗ, который с 1 января 2014 г. отменяет обязательное ежеквартальное раскрытие информации о конечных владельцах депозитарных расписок и санкции в виде невыплаты дивидендов за нераскрытие14. Хотя вновь вносимые в Закон «Об акционерных обществах» поправки оставили в силе требование о раскрытии конечных владельцев расписок как обязательное условие их участия в собрании акционеров.

В день, когда данный закон был одобрен Советом Федерации, 26 декабря 2012 г., ФСФР России выпустила Информационное письмо, разъясняющее некоторые детали раскрытия информации о владельцах депозитарных расписок. В частности, в нем было указано, что раскрытие информации о конечных владельцах депозитарных расписок обязательно только для тех программ, которые переведены на новые счета депо депозитарных программ в центральном депозитарии. Крайний срок для перевода программ на новые счета — 6 ноября 2013 г., или, как было сказано ранее, 1 год с момента присвоения НРД статуса центрального депозитария. В таких пояснениях со стороны ФСФР России не было ничего нового, поскольку сказанное и так следовало из Закона № 415-ФЗ. Однако уже 7 января 2013 г. The Bank of New York Mellon выпустил Regulatory Update15, в котором подтвердил, что не будет переводить обслуживаемые им депозитарные программы на счета депо депозитарных программ в российских депозитариях ранее 6 ноября 2013 г. Следует ожидать, что и другие эмитенты депозитарных расписок последуют примеру BONY, поскольку такое раскрытие в первую очередь невыгодно их клиентам — эмитентам локальных акций. Таким образом, требование о раскрытии информации и указанные санкции будут действовать с 7 ноября по 31 декабря 2013 г., что составит менее двух месяцев.

С момента принятия требований к раскрытию информации и соответствующих им санкций 7 декабря 2011 г. и до их отмены 29 декабря 2012 г. прошло более года. В течение этого срока большинство участников рынка пребывали в неведении относительно применения вводимых норм. В результате изменений, введенных Законом № 282-ФЗ, требования и санкции будут действовать менее двух месяцев, при том что раскрытие должно быть обязательно совершено только раз в квартал. Очевидно, что данная законодательная инициатива была ошибкой, которую признали и исправили, однако неприятный осадок остался.

В последние годы все заметнее становятся усилия законодателей и регуляторов рынка ценных бумаг по его развитию и подтягиванию до уровня ушедших вперед конкурентов. В их числе следует отметить в первую очередь деятельность Рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации под руководством А. С. Волошина, объединение РТС и ММВБ, объединение расчетно-клиринговых и депозитарных систем ДКК и НРД, создание центрального депозитария, принятие описанных выше законов. Большинство инициатив положительно воспринимается участниками рынка, и тем не менее важным требованием с их стороны остается ясность относительно применения и вступления с силу новых норм.


Содержание (развернуть содержание)
«Кадров с дипломами финансистов много, а настоящих высококвалифицированных специалистов не хватает»
«Все надежды на репозитарий»
Новеллы законодательства в отношении депозитарных расписок
Требования к раскрытию информации о конечных владельцах депозитарных расписок: практическая реализация
2013-й: функционирование учетной системы рынка облигаций в обновленном законодательном пространстве
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за 2012 год
Регулирование фондового рынка: обзор основных изменений в российском законодательстве
Участники ECSDA: Центральная депозитарно-клиринговая корпорация (KDD), Республика Словения
Fixed income market, РЕПО Банка России с корзиной ценных бумаг и торговый репозитарий: НРД всегда на передовой
НРД начал цикл вебинаров, посвященных услугам и сервисам
Бесконечность в квадрате
Новости
События международной инфраструктуры
Перечень статей, опубликованных в 2012 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100