Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Сатина Наталья, Государственный советник Российской Федерации 2-го класса Министерства финансов РФ

  • Все статьи автора

Правовое регулирование операций с драгоценными металлами

Октябрь 2012

В настоящее время одним из препятствий на пути развития биржевого рынка драгоценных металлов в России является отсутствие закрепления на законодательном уровне понятия «металлический счет». Правоприменительная практика привлечения кредитными организациями драгоценных металлов во вклады и их размещения выявила многочисленные пробелы — в первую очередь различия в правовом регулировании банковских операций и соответствующих им сделок с драгоценными металлами, являющимися схожими по экономической сущности финансовыми активами.

Решение данной проблемы предусмотрено планом мероприятий по созданию в России международного финансового центра и Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.

Государственной Думой Российской Федерации 27 апреля 2012 г. принят в первом чтении проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено в том числе включение в Гражданский кодекс Российской Федерации понятий «договор банковского вклада в драгоценных металлах» и «договор банковского счета в драгоценных металлах».

По договору банковского вклада в драгоценных металлах одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика) или поступившие для нее драгоценные металлы (вклад в драгоценных металлах), обязуется возвратить такое же количество драгоценных металлов того же рода и качества и выплатить проценты по ним на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

По договору банковского счета в драгоценных металлах банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), драгоценные металлы, а также выполнять распоряжения клиента об их переводе (перечислении) на счет, открытый в этой или другой кредитной организации, выдаче со счета и проведении других операций по счету.

Кроме того, в целях реализации указанных понятий разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения в законодательство понятия «металлический счет», в том числе для физических лиц) (далее — законопроект).

В целях системного и комплексного регулирования и обеспечения недискриминационного подхода и равных правовых условий проведения банковских операций законопроектом вносятся изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве», а также в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Задачей законопроекта является создание эффективного правового механизма регулирования отношений, возникающих между кредитными организациями и их клиентами при привлечении драгоценных металлов во вклады, который обеспечивает как привлечение в российский банковский сектор данного финансового актива, так и расширение круга доступных для вкладчиков услуг, оказываемых кредитными организациями.

Изменения, вносимые законопроектом в банковское законодательство, направлены на уточнение характеристик банковских операций с драгоценными металлами.

Согласно вносимым изменениям к банковским операциям с драгоценными металлами отнесено:

• привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет;

• открытие и ведение банковских счетов в драгоценных металлах физических и юридических лиц и осуществление операций по этим счетам;

• исполнение поручений физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;

• осуществление операций с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов.

Кроме того, исключена возможность осуществления кредитными организациями операций с драгоценными камнями как непрофильных процедур для кредитных организаций.

Уточнены требования к кредитным организациям для получения лицензий на осуществление банковских операций.

Вносимые законопроектом изменения определяют, что банковские операции в драгоценных металлах осуществляются с аффинированными золотом, серебром, платиной, палладием в слитках и (или) с золотом, серебром, платиной, палладием, учитываемыми на банковских счетах в драгоценных металлах, монетами из драгоценных металлов. Тем самым достигается цель индивидуализации финансового актива (драгоценных металлов), используемого для совершения банковских операций, в системе правового регулирования.

Также законопроектом установлены особенности:

• обращения взыскания на драгоценные металлы должника, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях;

• конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом в части определения размера обязательств из договоров «металлических счетов».

Положения законопроекта дают право не только банкам, но и всем кредитным организациям осуществлять операции с драгоценными металлами.

Что касается некредитных организаций, то операции с драгоценными металлами, в том числе с обезличенными металлическими счетами, являются банковскими операциями и требуют наличия соответствующей лицензии Банка России, поэтому их осуществление некредитными организациями невозможно.

Изменения в налоговом законодательстве регулируют отношения, связанные с предъявлением налоговым органом требований к банковскому счету (вкладу) в драгоценных металлах.

Что касается вопросов отмены (снижения) импортных пошлин на драгоценные металлы, а также освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость банками при транспортировке слитков драгоценных металлов между хранилищами банков, то в рамках названного законопроекта они не затронуты и в ближайшее время внесение таких изменений в законодательство Российской Федерации не планируется.

Предполагается, что реализация указанных изменений в законодательство Российской Федерации послужит толчком к развитию биржевого рынка драгоценных металлов.


Содержание (развернуть содержание)
ФСФР России присвоила НРД статус центрального депозитария
Sibos ожидал в Японии присвоения НРД статуса центрального депозитария
Ликвидация иррационального разрыва между ролью России в мире и уровнем развития ее финансового рынка
T0 vs. T + 2: смена эпохи
Российская инфраструктура: взгляд международного брокерского сообщества
Российский рынок глазами международного инвестиционно-банковского сообщества
Правовое регулирование операций с драгоценными металлами
Актуальные проблемы регулирования рынка деривативов в России
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за III квартала 2012 года
Регулирование фондового рынка: обзор основных изменений в российском законодательстве
Участники ECSDA: Monte Titoli, Италия
Новации на финансовых рынках: регулирование, инфраструктура, инструменты и технологии
Порядок оказания услуг репозитария НРД
События международной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100