Casual
РЦБ.RU

Изменения в законодательстве и их влияние на программы депозитарных расписок

Сентябрь 2012

Специализируется на сделках рынков капитала, представляя интересы эмитентов, гарантов размещения и банков-депозитариев при открытых и закрытых размещениях.

Latham & Watkins представляет интересы российских компаний в процессе их выхода на международные рынки капитала

Почти год назад Государственная Дума приняла Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» и Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О центральном депозитарии”». Данные законы — существенный шаг вперед для всей российской системы учета прав на ценные бумаги.

Режим счетов иностранных держателей

Указанные законы направлены на разрешение давних вопросов построения в России единой системы учета ценных бумаг и создания режима для владения иностранными компаниями ценными бумагами российских эмитентов.

Закон № 415-ФЗ устанавливает режим счетов иностранных держателей ценных бумаг в России и предусматривает следующие виды счетов:

• счет депо иностранного уполномоченного держателя;

• счет депо иностранного номинального держателя;

• счет депо депозитарных программ.

Важным моментом является положение о невозможности обращения взыскания на ценные бумаги иностранного номинального держателя или депозитария программы расписок по обязательствам соответствующего номинального держателя или депозитария программы. Ожидается также, что все иные ограничения и требования к собственникам ценных бумаг — в частности, требования антимонопольного законодательства, требования о направлении обязательного предложения, необходимость получения разрешения Банка России и иных разрешений при приобретении определенных пакетов акций — перестанут применяться к иностранным номинальным держателям и депозитариям программ расписок.

Установленный Законом № 415-ФЗ режим осуществления прав по ценным бумагам, учитываемым на счетах иностранных держателей, по сути направлен на гармонизацию с существующим режимом по российским бумагам. Иными словами, законодатель исходит из того, что в России порядок осуществления прав по ценным бумагам должен быть одинаковым (или хотя бы сопоставимым) как для российских, так и для иностранных ценных бумаг, как для отечественных, так и для зарубежных владельцев.

В связи с этим устанавливается необходимость составления списков владельцев для голосования, получения дивидендов и осуществления иных прав по ценным бумагам. На иностранных номинальных держателей (включая депозитарии, выпустившие расписки) накладывается обязанность раскрывать эмитентам сведения о владельцах ценных бумаг с целью составления списков, в том числе на ежеквартальной основе.

Данные требования, несомненно, знакомы российским владельцам и номинальным держателям, однако не являются распространенными и известными за рубежом. В мире существуют юрисдикции, в которых требуется и раскрытие владельцев ценных бумаг с целью осуществления прав, и составление списков владельцев. Однако в юрисдикциях основных международных финансовых центров реализация прав по ценным бумагам происходит иначе.

Владелец передает инструкцию своему брокеру (депозитарию) в отношении голосования или осуществления иного права. Брокер (депозитарий) передает данную инструкцию депозитарию, в котором учитывает ценные бумаги. Депозитарии аккумулируют информацию, полученную от владельцев или нижестоящих депозитариев, и передают ее далее по системе учета прав, без конкретизации владельцев. В итоге на последнем этапе участники клиринга формируют одну совокупную инструкцию, передаваемую эмитенту. Эмитент видит только общее количество голосовавших за, против, воздержавшихся или не участвовавших в голосовании. При такой системе определить, как проголосовал каждый из владельцев, не представляется возможным.

Данную систему голосования, принятую за рубежом, предлагается синхронизировать с российской системой, при которой каждый голосовавший владелец должен быть идентифицирован счетной комиссией. Для соблюдения требований нового российского законодательства иностранным клиринговым системам необходимо создать специальные процедуры, позволяющие владельцам акций и депозитарных расписок раскрывать информацию о себе. В настоящий момент депозитарии, выпускающие расписки на акции российских эмитентов, совместно со своими консультантами и клиринговыми системами ведут работу по установлению процедур и механизмов, которые позволят владельцам ценных бумаг голосовать, получать дивиденды и осуществлять иные права по ценным бумагам. Надеемся, что к моменту аккредитации центрального депозитария и вступления в силу положений Закона № 415-ФЗ о депозитарных программах необходимая работа будет успешно завершена.

Рекомендации для эмитентов

Поскольку нормы Закона № 415-ФЗ, устанавливающие режим для программ депозитарных расписок, скоро вступают в силу, многие эмитенты уже задумываются над тем, что в связи с этим следует предпринять. Позволим себе дать эмитентам некоторые рекомендации.

Для эмитентов, у которых есть программа депозитарных расписок

1. Подготовьтесь заранее. Рекомендуем уже сейчас связаться с вашим банком-депозитарием и обсудить статус подготовки к вступлению Закона № 415-ФЗ в силу. Необходимо понять, что следует предпринять эмитенту, чтобы банк-депозитарий смог передать владельцам требование о раскрытии информации и о возможных последствиях непредоставления необходимой информации. Обсудите с банком-депозитарием планы по проведению годового общего собрания акционеров и выплате дивидендов в 2013 г. Подготовьте график мероприятий и назначьте ответственных лиц по внутренней подготовке и мероприятиям банка-депозитария. Проверяйте статус необходимых действий.

2. Обратитесь к действующим депозитарным соглашениям. Рекомендуем рассмотреть действующие депозитарные договоры на предмет наличия механизма запроса информации от владельцев депозитарных расписок и ее дальнейшего предоставления или раскрытия. Большинство форм депозитарных договоров, с которыми мы работаем, содержат общие положения, обязывающие владельцев расписок соблюдать законодательство Российской Федерации, а также раскрывать о себе информацию в соответствии с применимым законодательством или по требованию эмитента. Депозитарные соглашения часто содержат условия о том, что в случае нераскрытия информации или несоблюдения применимого законодательства права владельцев депозитарных расписок могут быть ограничены.

Если ваш депозитарный договор содержит такие общие положения, скорее всего, на данном этапе никаких изменений вносить не придется. Мы рекомендуем не вносить изменения, подробно, со ссылками на номера статей закона описывающие порядок раскрытия владельцами информации и иные требования. Поскольку законодательство новое, есть вероятность, что в него еще будут вноситься изменения и доработки, какие-то положения могут быть впоследствии вообще отменены. Поэтому на данный момент мы рекомендуем ограничиться общими описаниями о необходимом раскрытии информации и возможных последствиях.

3. Раскройте информацию. Когда Закон № 415-ФЗ вступит в силу, рекомендуем опубликовать пресс-релиз для владельцев расписок о новом режиме, порядке осуществления прав и последствиях нераскрытия информации.

В случае если у вас есть практика проводить встречи с инвесторами (или презентации), рекомендуем рассказать о вступивших в силу нормах и об их влиянии на владельцев депозитарных расписок. Обязательно включите соответствующий слайд в презентацию для инвесторов, проводимую незадолго до общего собрания акционеров или до выплаты дивидендов.

Для будущих эмитентов

При прохождении листинга иностранные регуляторы будут задавать вопросы о режиме регулирования расписок. По нашим предварительным данным, UKLA, например, не будет отказывать в листинге по причине вводимых ограничений, однако необходимо заранее обсудить с ними новый режим.

Убедитесь, что ваше депозитарное соглашение содержит положения, обязывающие владельцев расписок раскрывать информацию. Как мы уже писали, не стоит включать в депозитарные соглашения подробные описания со ссылками на закон, чтобы в будущем у вас не возникла необходимость вносить изменения.

Международный проспект должен содержать соответствующее описание фактора риска для владельцев расписок в случае неисполнения требований российского законодательства. Очень важно, чтобы инвесторы были заранее проинформированы о возможных ограничениях и о порядке действий при голосовании, получении дивидендов и осуществлении иных прав по ценным бумагам.



  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100