Casual
РЦБ.RU

«Никаких рискованныхрешений мы приниматьне будем!»

Май 2012

Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации Владислав Конторович рассказывает журналу «Депозитариум» о платежной системе Банка России.

— Владислав Карлович, каким образом платежная система Банка России приняла свой нынешний вид?

— Современные платежные системы базируются на электронных расчетах. Формально первым электронным платежным документом можно, наверное, считать телеграфное авизо, которое не сопровождалось никаким бумажным документом и передавалось только по электрическим проводам, и в результате зачислялись реальные деньги на счет. Другое дело, что защита была «детская», так как безналичные деньги во времена СССР было практически невозможно конвертировать в наличные либо в другие материальные блага (все материальное лимитировалось Госпланом и Гос­снабом, и это было поважнее денег). Поэтому тогда фактически все было сосредоточено на задаче учета, а не противодействия возможному хищению безналичных денег, поскольку это было бессмысленно. Метод квитовки МФО — это, конечно, учетный, а не защитный механизм.

В конце 80-х — начале 90-х гг. все быстро изменилось. Безналичные деньги стали свободно конвертироваться в материальные блага. Это было время, когда во множестве появлялись новые коммерческие структуры, коммерческие банки, количество платежей резко возросло. И использование старых бумажных и телеграфных технологий, а также в силу разных причин деградация расчетно-кассовой инфраструктуры Госбанка СССР не позволили эффективно обрабатывать весь платежный трафик. Начались платежные заторы. Платежи стали ходить месяцами. При этом старые советские технологии фактически не были защищены от мошенников. В этих политических реалиях предложение и реализация новых технологий электронных расчетов было, возможно, и несколько запоздалым, но адекватным ответом Банка России на требования времени.

В этом году мы будем отмечать юбилей: 20 лет назад прошел первый электронный платеж в системе Центробанка.

— Известно, когда прошел первый электронный платеж в России?

— Это очень интересная история. 9 октября 1992 г. из Свердловской области в Пермскую был отправлен первый в истории Банка России электронный платеж. Этому событию предшествовала огромная организационная и техническая работа.

К началу 1990-х гг. появились предпосылки для новых технологических решений с использованием электронных систем передачи информации, которые могли быть использованы для модернизации системы банковских расчетов.

В июне 1992 г. в Свердловске на рабочем совещании руководителей и специалистов главных управлений Банка России по Свердловской, Волгоградской и Пермской областям была одобрена идея и технологическая схема реализации межрегиональных электронных расчетов.

Далее специалистами этих территориальных учреждений Банка России совместно были разработаны:

• технология проведения платежей электронным способом;

• временное положение о проведении межрегиональных электронных платежей;

• программные комплексы обработки, защиты и доставки межрегиональных электронных платежей;

• инструктивные материалы для РКЦ и кредитных организаций (КО) по оформлению межрегиональных электронных платежей и их выверке.

Распоряжением директора Департамента информатизации Банка России И. Г. Дуброво от 14.10.1992 № 17 руководителем эксперимента по апробированию технологии межрегиональных электронных платежей был назначен начальник Главного управления Банка России по Свердловской области С. В. Сорвин. Кстати, он до сих пор руководит этим главком.

Параллельно с внедрением межрегиональных электронных расчетов проводилась разработка программного обеспечения по внутрирегиональным электронным расчетам и инструктивных материалов. Через месяц после начала совершения межрегиональных электронных расчетов, 11 ноября 1992 г., в Главном управлении Банка России по Свердловской области был проведен первый внутрирегиональный электронный платеж. А через три месяца все РКЦ Свердловской области участвовали в осуществлении электронных расчетов, как внутрирегиональных, так и межрегиональных.

Одновременно с этим проводилась большая работа по приданию новой системе статуса официального вида расчетов Банка России. Наконец, в мае 1993 г. в Москве состоялось историческое совещание, на котором было признано, что межрегиональные электронные платежи необходимо развивать, и временное положение о проведении межрегиональных электронных платежей, разработанное специалистами Свердловской, Волгоградской и Пермской областей, было взято за основу для формирования соответствующего Временного положения Банка России. 2 августа 1993 г. был утвержден первый нормативный документ Банка России — «Временное положение о совершении межрегиональных электронных платежей в опытных зонах системы Центрального банка Российской Федерации», дававший официальный статус межрегиональным электронным платежам. Позже на основе Временного положения было разработано Положение Банка России от 23.06.1998 № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России».

В дальнейшем технология и программные комплексы обработки электронных платежей постоянно совершенствовались с целью повышения надежности и безопасности их проведения.

Экономический эффект от внедрения электронных расчетов был колоссальным. Платежи стали зачисляться на счет получателя в тот же день.

— Как была организована работа по созданию платежной системы Банка России?

— Возможности для быстрого создания единой централизованной системы не существовало, как не существовало и единых технологических решений по осуществлению платежей. Построение единой системы расчетов потребовало бы достаточно много времени и больших затрат, а проблемы с расчетами надо было решать срочно. Поэтому было принято решение обеспечить финансирование регионов, с тем чтобы проблемы с платежами они быстро решили сами, на местах. Кстати, в это время на рынке оказалось много высококвалифицированных специалистов из ВПК, поэтому проблем с кадрами не было. В результате появилась целая серия региональных учетно-операционных систем, которые потом связали через систему межрегиональных электронных расчетов. Эти системы позволили быстро решить проблему задержек в прохождении платежей (но, разумеется, не проблему с недостатком ликвидности, взаимными неплатежами, широким распространением бартера и т. п.). Важный дополнительный итог этого периода — в Центробанке появилась своя экспертиза по созданию учетно-операционных систем.

В начале 2000-х, особенно после 11 сентября 2001 г., появилось осознание необходимости перехода к катастрофоустойчивой архитектуре платежной системы Банка России. В это же время произошел прорыв в стоимости и надежности каналов связи и одновременно увеличилась жесткость бюджетных ограничений по капитальным затратам. Все это объективно обусловило переход к централизованной технической инфраструктуре платежной системы Банка России.

К этому моменту в системе Банка России использовалось примерно 15 разных учетно-операционных систем (УОС). Одни из них использовались в нескольких регионах (типовые УОС), а другие обрабатывали учетно-операционную информацию только в одном регионе. Все УОС имели свои интерфейсы взаимодействия с клиентами и, как правило, были в значительной степени ориентированы на используемое оборудование. Все это создавало дополнительные проблемы как для Центробанка в части эксплуатации, развития и контроля платежной системы, так и для наших клиентов, особенно многофилиальных кредитных организаций. Настало время осуществить унификацию УОС.

Дискуссий на всех уровнях было много. В конце концов в 2004 г. Председателем Центрального банка С. Игнатьевым по инициативе заместителя Председателя Банка России по ИТ М. Сенаторова, которого поддержала первый заместитель Председателя Центрального банка Т. Парамонова, было принято решение о создании двух крупных коллективных центров обработки информации (КЦОИ) — в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Уже в 2007 г. перевод всех регионов, кроме регионов Северного Кавказа и Московского региона, на централизованную обработку в КЦОИ был завершен.

В 2007 г. после жарких дискуссий о целесообразности перевода обработки учетно-операционной информации Московского региона в КЦОИ в Нижнем Новгороде было принято решение о создании в 2008 г. в Москве на базе Межрегионального центра информатизации (МЦИ) третьего КЦОИ.

Перевод обработки учетно-операционной информации из региональных вычислительных центров в КЦОИ сопровождался последовательной унификацией используемых УОС. В условиях достаточно жесткой конкуренции выбрали две УОС (РАБИС-2 и РАБИС-НП), наиболее подходящие для реализации в КЦОИ. А затем, в 2010 г., было принято окончательное решение о создании катастрофоустойчивого кластера на базе двух КЦОИ с использованием одной УОС РАБИС-НП. А третий КЦОИ использовать для обслуживания централизованных информационно-аналитических задач Банка России.

До конца 2012 г. мы планируем закончить перевод всех регионов, в том числе Северного Кавказа, на УОС РАБИС-НП и тем самым практически завершить процесс централизации технической инфраструктуры платежной системы и унификации используемых программных комплексов.

Стоит отметить, что параллельно с началом осуществления работ по централизации технической инфраструктуры и унификации региональных платежных систем в 2003 г. был создан прототип нашей системы RTGS, а летом 2007 г. эта система, названная системой БЭСП (система банковских электронных срочных платежей), прошла приемочные испытания и была принята в промышленную эксплуатацию. При разработке данной системы использовался опыт создания региональных систем непрерывной обработки платежей, анализ зарубежных аналогов, в частности немецкой RTGS+, а также проводились регулярные рабочие встречи с группой иностранных консультантов, имеющих большой опыт в создании и аудите таких систем.

Кстати, отказ от покупки коробочного решения в пользу собственной разработки позволил быстро и достаточно дешево создать систему БЭСП, интегрировать ее с действующей платежной системой, постоянно развивать их в комплексе, быстро следовать изменениям в законодательстве и потребностям клиентуры, обеспечивая при этом необходимый уровень бесперебойности и информационной безопасности.

Хочу подчеркнуть, что нынешняя платежная система Банка России сформировалась в реальной конкурентной борьбе между сильными группами разработчиков. В результате сложился уникальный коллектив методологов, разработчиков, тестировщиков, эксплуатационщиков, вобравших в себя почти двадцатилетний опыт создания и развития современных систем электронных платежей, а также фундаментальный опыт расчетов в Госбанке СССР.

— Какова архитектура платежной системы Центрального банка? Из каких элементов она состоит?

— Техническая архитектура, как я уже отмечал, централизованная, а технологическая архитектура обеспечения расчетов децентрализованная. Обработка внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) осуществляется в КЦОИ с использованием УОС РАБИС-НП, но для каждого из 78 регионов отдельно, причем согласно регламенту, соответствующему местному времени.

Межрегиональные электронные расчеты (МЭР) проводятся по схеме «каждый с каждым» и регулируются Положением Банка России № 36-П.

Стоит отметить, что во всех регионах реализована непрерывная обработка платежей, так что ВЭР осуществляются практически в режиме онлайн. В случае возникновения очередей в течение дня предусмотрены сеансы взаимозачетов. При этом клиенты могут направлять единовременно на обработку пакеты, содержащие несколько тысяч электронных платежных документов (ЭПД). Платежи по МЭР передаются траншами несколько раз в день по специальному расписанию.

В Московском регионе исторически использовалась дискретная технология. Причем по просьбам клиентов количество рейсов постепенно увеличили с одного до пяти. В 2001 г. в Московском регионе была реализована непрерывная обработка, но лишь единичных ЭПД, причем исключительно между клиентами Московского региона и только «подписавшихся» на этот сервис. Фактически это аналог ассоциированного участника системы БЭСП, только с ограниченными возможностями. В связи с этим данный сервис в Москве практически не используется.

Система БЭСП — централизованная система, работающая в едином регламенте для всех регионов. В настоящее время через нее проводятся платежи с 9:00 до 21:00 по московскому времени. Система БЭСП является, по существу, сервисом платежной системы Банка России, обеспечивающим расчеты в реальном времени на всей территории страны.

С августа 2010 г. ассоциированными участниками системы БЭСП являются все клиенты, являющиеся кредитными организациями (филиалами), за исключением тех, кто по каким-либо причинам отказался от этого сервиса. А прямыми участниками — только те, кто хочет и при этом обеспечивает выполнение соответствующих требований Банка России. На 1 января 2012 г. прямых участников системы БЭСП насчитывалось 557, а ассоциированных — 2412. Прямые участники имеют определенные дополнительные возможности, но при этом и дополнительные обязанности.

— Каковы перспективы развития платежной системы Банка России?

— В части технической инфраструктуры в ближайшие лет десять каких-то серьезных изменений не ожидается. Аналогичная архитектура и технические решения приняты в крупнейших системах — например, в панъевропейской TARGET2. Там два центра, во Франкфурте-на-Майне и в Риме, обеспечивают расчеты и один, в Париже, задействован под решение аналитических задач.

Что касается организационной структуры, с 1 января 2013 г. мы практически во всех регионах превращаем наши расчетно-кассовые центры (РКЦ) фактически в дополнительные офисы головных РКЦ. Это делает структуру Банка России более гибкой, упрощает платежную и бухгалтерскую системы. Несмотря на то что РКЦ перестают быть участниками расчетов, БИК в качестве идентификатора РКЦ остается, и для клиентов наши организационные и технологические изменения окажутся практически незаметными, обслуживание клиентов будет осуществляться в том же порядке, что и сейчас. Если все пойдет по плану, то это будет очередным шагом оптимизации расчетной сети и структуры Банка России, которая не должна оказывать негативного влияния на клиентов.

В настоящее время в Центральном банке осуществляются работы по реализации Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 г. До конца 2015 г. планируется создать единую централизованную расчетную систему, в которой предполагается предоставлять клиентам сервисы по срочным и несрочным платежам. Построение такой расчетной системы будет осуществляться в несколько этапов.

На первом этапе предусматривается создание Федеральной компоненты платежной системы Банка России, обеспечивающей предоставление всем участникам операционно-клирингового сервиса по несрочным платежам в непрерывном режиме и в назначенное время.

На второй стадии будет осуществляться поэтапный эволюционный перевод обработки платежной информации участников платежной системы Банка России из региональных учетно-операционных систем в Федеральную компоненту.

На третьем этапе предусматривается на базе усовершенствованной системы БЭСП и Федеральной компоненты создание Единой централизованной системы расчетов на федеральном уровне.

Одновременно с построением Единой системы расчетов планируется осуществлять работы по расширению сервисов, предоставляемых платежной системой Банка России, созданию новых инструментов, используемых Банком России для перевода денежных средств клиентов. Так, в целях реализации требований Закона о нацио­нальной платежной системе Банком России завершается разработка нормативных актов, регламентирующих правила осуществления переводов денежных средств в Российской Федерации и в платежной системе Банка России. В этих документах предусмотрены, например, меры по уменьшению бумажного документооборота (с использованием почтовой и телеграфной технологии) между подразделениями расчетной сети Банка России, клиентами — участниками обмена электронными сообщениями (кроме нештатных ситуаций). В частности, с 1 января 2013 г. перевод денежных средств клиентами Банка России — участниками обмена другим клиентам Центрального банка — участникам обмена с использованием распоряжений в электронном виде станет обязательным для всех форм безналичных расчетов, применяемых в Банке России. Кроме того, уже с 30 июля 2012 г. будет предоставлена возможность осуществления электронного документооборота при предъявлении получателем средств (взыскателем) платежных требований и инкассовых поручений.

Уменьшению бумажного документооборота с клиентами Банка России также будет содействовать и принятое решение о том, что перевод денежных средств на основании инкассовых поручений и платежных требований может осуществляться через системы БЭСП и МЭР. Также через систему МЭР с 30 июля 2012 г. можно будет проводить перевод денежных средств на основании платежных ордеров.

В следующем году планируется предоставить возможность направления через платежную систему Банка России платежного поручения на общую сумму принятых к исполнению распоряжений с реестром (с одновременной отменой Указания Банка России от 15.06.2010 № 2467-У «Об особенностях осуществления безналичных расчетов через подразделения расчетной сети Банка России при проведении кредитными организациями электронных платежей на общую сумму документов, принятых от физических лиц для перевода денежных средств без открытия банковского счета органам Федерального казначейства»). Платежное поручение на общую сумму с реестром кредитные организации и другие клиенты Банка России смогут применять при переводе денежных средств не только в бюджет, но и между кредитными организациями — участниками обмена электронными сообщениями, в том числе со счетов нескольких плательщиков на счета нескольких получателей.

— Когда можно ожидать каких-то значимых изменений?

— Мы будем действовать не революционно, а эволюционно. Весь наш опыт показывает, что в такой сложной системе, как платежная система Банка России, добиться значимых результатов можно только последовательными целенаправленными шагами, которые внешне выглядят как плавная эволюция системы. При этом часто каждый шаг, даже самый, казалось бы, простой, сопряжен с массой обсуждений и согласований, потому что есть много за и против по многим техническим вопросам.

Надо понимать, что любые изменения в платежной системе сопряжены со всплесками операционных рисков. Поэтому в платежной системе не должно быть функционала, появление которого не обосновано внятными потребностями.

Единственно определенное, что могу сказать читателям «Депозитариума», — никаких рискованных решений мы принимать не будем!

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100