Casual
РЦБ.RU

Регулирование фондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве

Март 2012

Информационное письмо ФСФР России от 14.02.2012 № 12-ДП-0315133 «О документах, подтверждающих списание ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) лица, принявшего добровольное (обязательное) предложение или направившего требование о выкупе ценных бумаг открытого общества, для последующего зачисления на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное (обязательное) предложение или уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг открытого общества»

ФСФР России пояснила, какие документы должны направляться вместе с требованием об оплате цены выкупаемых ценных бумаг гаранту, выдавшему банковскую гарантию, которая обеспечивает исполнение обязательств лица, направившего добровольное (обязательное) предложение либо уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг.

Глава XI.I Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) предусматривает, что в случае если лицо, направившее добровольное (обязательное) предложение либо уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, не исполнило свои обязательства по оплате приобретенных ценных бумаг, бывший владелец ценных бумаг вправе обратиться с требованием об их оплате к гаранту, предоставившему банковскую гарантию.

Согласно ст. 84.3 и 84.7 Закона об АО вместе с таким требованием гаранту должны предъявляться документы, подтверждающие списание ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) лица, принявшего добровольное (обязательное) предложение или направившего требование о выкупе ценных бумаг открытого общества, для последующего зачисления на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное (обязательное) предложение или уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг открытого общества (далее — Документы, подтверждающие списание ценных бумаг). Однако пояснений, что именно понимается под такими документами, Закон об АО не содержит.

Согласно разъяснениям ФСФР России Документами, подтверждающими списание ценных бумаг, являются уведомление регистратора о проведении операции в реестре владельцев ценных бумаг либо отчет депозитария о проведенной операции с ценными бумагами.

В случае если уведомление регистратора и отчет депозитария не содержат указания на то, что списание ценных бумаг осуществлялось на основании добровольного (обязательного) предложения или уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг, к ним должна прилагаться копия передаточного распоряжения (поручения) регистратору (депозитарию) о списании ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) владельца для их последующего зачисления на счет лица, направившего добровольное (обязательное) предложение или уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг.

На основании вышеизложенного ФСФР России рекомендует обществам, осуществляющим ведение ре­естра владельцев ценных бумаг самостоятельно, регистраторам и депозитариям:

• указывать в уведомлении регистратора и отчете депозитария в качестве основания проведения соответствующей операции сведения о добровольном (обязательном) предложении или уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг, содержащиеся в распоряжении (поручении) регистратору (депозитарию) о списании ценных бумаг;

• выдавать по просьбе лиц, принявших добровольное (обязательное) предложение либо направивших требование о выкупе ценных бумаг, заверенную копию передаточного распоряжения (поручения) о списании соответствующих ценных бумаг открытого общества для их последующего зачисления на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное (обязательное) предложение или уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг.

Рассматриваемое информационное письмо не является нормативно-правовым актом, однако, будучи изданным в рамках компетенции ФСФР России по выдаче рекомендаций в сфере его деятельности, имеет существенное значение для участников рынка.

Документ опубликован на сайтеФСФР России 17.02.2012.

Указание Банка России от 29.12.2011 № 2769-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25.03.2003 № 220-П “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации”» (далее — Указание)

Указанием вводятся следующие основные изменения в Положение Банка России от 25.03.2003 № 220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами РФ» (далее — Положение):

1. Сторонами по сделкам РЕПО могут выступать не только дилеры рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, действующие как от своего имени и за свой счет, так и за счет и по поручению инвестора, как было предусмотрено Положением ранее, но и инвесторы, в случае заключения сделки РЕПО без подтверждения;

2. Вносятся изменения в порядок расчета стоимости обеспечения: в отличие от ранее использовавшейся рыночной цены, будет применяться расчетная цена. Согласно вносимым изменениям стоимость обеспечения — это величина, рассчитанная как произведение количества облигаций, составляющих обеспечение по сделке РЕПО, и расчетной цены этих облигаций, определяемой в размере рыночной цены ценных бумаг;

3. Для сделок РЕПО с купонными (процентными) облигациями порядок расчета стоимости обеспечения также был изменен. Стоимость обеспечения составляет произведение количества облигаций, составляющих обеспечение по сделке РЕПО, и расчетной цены этих облигаций, увеличенной на сумму накопленного купонного (процентного) дохода по одной облигации, входящей в обеспечение по сделке РЕПО.

Вступление в силу: по истечении 10 дней после дняофициального опубликования в «Вестнике Банка России».Документ опубликован не был.

Письмо Банка России от 14.02.2012 № 21-Т «О Генеральном соглашении “Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг”, утвержденном Саморегулируемой организацией “Национальная фондовая ассоциация”» (далее — Письмо)

Согласно ст. 51.5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если стороны намерены заключить более одного договора РЕПО, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, согласованными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети Интернет.

Генеральное соглашение обеспечивает возможность применения участниками российского финансового рынка механизма определения нетто-обязательства по договорам РЕПО в рамках процедуры банкротства, а также решает вопрос стандартизации договорной базы, что минимизирует системные и кредитные риски и издержки сторон при заключении данного вида договоров.

Письмо опубликовано 22.02. 2012в «Вестнике Банка России» № 8.

Приказ ФСФР России от 01.12.2011 № 11-63/пз-н «Об утверждении Критериев и Порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации» (далее — Приказ)

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусматривает две процедуры допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению в Российской Федерации: 1) по решению российской фондовой биржи; 2) по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Одним из условий принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам является прохождение процедуры листинга на иностранной фондовой бирже, входящей в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее — Перечень). Изначально Перечень был утвержден Приказом ФСФР России от 27.04.2010 № 10-29-пз-н. Он формировался на основе следующих критериев:

• иностранная фондовая биржа является членом одной из следующих международных организаций фондовых бирж: 1) Всемирной федерации бирж (ВФБ); 2) Федерации евро-азиатских фондовых бирж (ФЕАФБ); 3) Международной ассоциации бирж стран Содружества Независимых Государств (МАБ СНГ);

• местом учреждения иностранной фондовой биржи является одно из следующих государств: государство, являющееся членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ).

Недостатком указанных критериев было то, что им не соответствовал ряд бирж (например, такая крупная биржа, как Франкфуртская фондовая биржа), из-за чего они не попадали в Перечень.

Приказ вводит новый критерий: иностранная фондовая биржа входит в Перечень, если контролирующая ее организация является членом одной из международных организаций фондовых бирж, перечисленных выше. Так, например, контролирующая Франкфуртскую фондовую биржу Deutsche Borse AG является членом Всемирной федерации бирж (ВФБ), в связи с чем Франкфуртская фондовая биржа в соответствии с Приказом входит в Перечень. Таким образом, отмеченный выше недостаток был устранен.

Необходимо отметить, что, несмотря на то что Приказ оперирует понятием «Перечень», сам перечень уполномоченных бирж им не утвержден. Тем не менее критерии, перечисленные в Приказе, достаточны для определения того, какая иностранная фондовая биржа входит в Перечень.

Приказ опубликован не был.

Проект приказа ФСФР России «Об утверждении Положения об условиях аккредитации кредитной организации, не являющейся клиринговой организацией, для осуществления ею функций центрального контрагента»

Проект приказа предполагает утверждение положения, определяющего условия осуществления ФСФР России следующих полномочий:

• аккредитации кредитной организации, не являющейся клиринговой организацией и планирующей осуществлять функции центрального контрагента (далее — Претендент);

• отзыва аккредитации у кредитной организации, не являющейся клиринговой организацией, осуществляющей функции центрального контрагента (далее — Аккредитованное лицо).

Аккредитация Претендента осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) Претендент является кредитной организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Претендент не вправе осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, а также осуществлять расчеты по банковским счетам по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга;

2) наличие между Претендентом и клиринговой организацией договора об осуществлении Претендентом функций центрального контрагента, возникновение прав и обязанностей по которому связано с получением Претендентом аккредитации и в котором определены обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга;

3) проведение Претендентом стресс-тестирования системы управления рисками по предполагаемым операциям;

4) отсутствие у Претендента просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России;

5) Претендент относится к 1-й либо 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» или к 1-й группе в соответствии с Указанием Банка России от 30.03.2000 № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»;

6) наличие у Претендента Порядка обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальности информации об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг, конфиденциальности сведений, предоставляемых участниками клиринга, конфиденциальности информации о торговых счетах депо и торговых товарных счетах и конфиденциальности информации об операциях по указанным счетам, о которой Претенденту станет известно в связи с осуществлением функций центрального контрагента, если в соответствии с правилами клиринга Претендент будет иметь доступ к указанной информации;

7) наличие у Претендента положительного аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности за последний отчетный год;

8) наличие у Претендента официального сайта в сети Интернет.

Отзыв аккредитации у Аккредитованного лица осуществляется в следующих случаях:

1) по заявлению Аккредитованного лица;

2) при отзыве у Аккредитованного лица лицензии на осуществление банковских операций;

3) неисполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков о запрете или ограничении проведения Аккредитованным лицом отдельных операций, связанных с исполнением функций и обязанностей центрального контрагента;

4) неоднократного неисполнения в течение одного года в установленный срок Аккредитованным лицом предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, за исключением предписания, указанного в п. 3;

5) нарушения Аккредитованным лицом требований Федерального закона от 07.02.2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» о составлении годовой консолидированной финансовой отчетности;

6) неосуществления функций центрального контр­агента Аккредитованным лицом в течение одного года.

Проект приказа опубликованна сайте ФСФР России 15.02.2012.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Выход на финишную прямую
Консенсус нужени возможен
Корпоративные действия по иностранным ценным бумагам: особенности проведения, информирование клиентов
Предоставление информации о владельцах акций при проведении корпоративных действий
Составление НРД списков владельцев ценных бумаг: рекомендации для депонентов
Новый порядок проведения НРД выплат по облигациям с обязательным централизованным хранением
Расчет надежности
Модернизация инструментариягосдолга Украины: возможные рискии пути их минимизации
Регулирование фондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве
Участники ECSDA: Центральная клиринговая палата и депозитарий Венгрии (KELER)
Корпоративные действия с российскими и иностранными ценными бумагами
Новые технологии расчетно-депозитарного обслуживания
События международной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100