Casual
РЦБ.RU

Регулированиефондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве

Декабрь 2011

26 ноября 2011 г. в «Российской газете» были опубликованы Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) и Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об организованных торгах”» (далее — Закон о внесении изменений)

Закон об организованных торгах и Закон о внесении изменений вступают в силу с 01.01.2012, за исключением норм, для которых установлен иной срок вступления в силу (или со дня официального опубликования, или с 01.01.2013, или с 01.01.2014).

Закон об организованных торгах, помимо прочего: а) устанавливает единые принципы организации биржевых торгов ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями, товарами, а также биржевых торгов по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; б) устанавливает унифицированные требования к организаторам торговли; в) определяет основы государственного регулирования деятельности по проведению организованных торгов и контроля за ее осуществлением.

Закон о внесении изменений вносит коррективы в Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) (в том числе в части норм о брокерской деятельности), Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в части передачи полномочий по регулированию и контролю за деятельностью валютных бирж1 от Банка России к ФСФР России) и другие законы.

В настоящем обзоре рассматриваются следующие изменения, которые вводятся Законом о внесении изменений и Законом об организованных торгах в отношении регулирования деятельности по организации торгов:

1) два вида организатора торговли: биржа и торговая система;

2) унифицированные требования, предъявляемые к биржам;

3) расширение перечня участников организованных торгов;

4) изменение правил допуска ценных бумаг к организованным торгам;

5) новый порядок вступления в силу изменений в правила биржи;

6) право ФСФР России приостанавливать торги;

7) усиление административной ответственности за нарушение законодательства об организованных торгах.

1. Два вида организатора торговли:биржа и торговая система

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Согласно Закону об организованных торгах организаторы торговли разделяются на два вида: биржа и торговая система. Соответственно, вводятся два вида лицензий: лицензия биржи и лицензия торговой системы. Согласно же действующему законодательству (без учета правок, внесенных Законом об организованных торгах) деятельность по организации торговли осуществляется различными биржами в зависимости от вида рынка (например, фондовые биржи, валютные биржи, товарные биржи) на основании различных лицензий (лицензии фондовой биржи, лицензии на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам, лицензии на организацию биржевой торговли).

Биржа и торговая система вправе проводить организованные торги товарами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иностранной валютой.

Однако перечень разрешенных видов деятельности, которые вправе осуществлять торговая система, отличается от перечня, установленного для биржи:

1) в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг (ч. 7 ст. 12 Закона об организованных торгах);

2) биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами, а торговая система вправе; однако торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9, ч. 5 ст. 12 Закона об организованных торгах);

3) в отличие от биржи, торговая система вправе проводить организованные торги, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами ФСФР России (ч. 4 ст. 12 Закона об организованных торгах).

2. Унифицированные требования, предъявляемые к биржам

Закон об организованных торгах устанавливает унифицированные требования, предъявляемые к бирже вне зависимости от вида активов, по которым биржа проводит организованные торги. При этом данные требования отличаются от действующих требований, которым должны соответствовать фондовая биржа, торговая биржа, валютная биржа, биржа драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, это касается требований к организационно-правовой форме биржи, минимальному размеру собственных средств биржи, лицензионных требований, а также требований к структуре акционерного капитала.

2.1. Изменение организационно-правовой формы биржи

Приведенные в данном подпункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Закон об организованных торгах устанавливает в качестве единственной организационно-правовой формы биржи форму акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).

При этом до введения в действие Закона об организованных торгах фондовая биржа могла создаваться в форме как акционерного общества, так и некоммерческого партнерства (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг), товарная биржа, валютная биржа и биржа драгоценных металлов и драгоценных камней — в любой организационно-правовой форме (ст. 11 Закона Российской Федерации от 20.02.1992 № 2382-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее — Закон о товарных биржах), п. 11 ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

2.2. Установление обязательных нормативов для биржи

Приведенные в данном подпункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

В соответствии с Законом об организованных торгах (ст. 8) биржа должна соблюдать следующие обязательные нормативы2:

• минимальный размер собственных средств биржи (не менее 100 млн руб.);

• норматив достаточности собственных средств биржи;

• норматив ликвидности.

Величина и методика определения нормативов достаточности собственных средств биржи и нормативов ликвидности определяются ФСФР России.

2.3. Получение единой лицензии биржи

Приведенные в данном подпункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Закон об организованных торгах вводит единую лицензию биржи, на основании которой допускается организация торговли ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой и биржевыми товарами. Данная лицензия заменяет такие лицензии, как лицензия на организацию биржевой торговли, лицензия фондовой биржи, лицензия на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам.

При этом согласно Закону об организованных торгах (ч. 1 ст. 29) организации, имеющие на 01.01.2013 лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе лицензии фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны получить предусмотренную Законом об организованных торгах лицензию или прекратить осуществление своей деятельности до 01.01.2014.

2.4. Снятие ограничений по акционерному капиталу

Приведенные в данном подпункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

В соответствии с Законом об организованных торгах (ч. 1 ст. 7) исключаются действующие ограничения к доле акций, которые могут принадлежать одному акционеру и его аффилированным лицам. Так, в соответствии с действующим Законом о рынке ценных бумаг одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций каждой категории (типа) (п. 3 ст. 11). Согласно действующему Закону о товарных биржах доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10% (п. 3 ст. 11).

С вступлением в силу Закона об организованных торгах указанные ограничения к структуре акционерного капитала отменяются и вводится обязанность акционера, имеющего право прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции биржи, уведомлять о данном факте биржу и ФСФР России (ст. 7 Закона об организованных торгах)2.

3. Расширение перечня участников организованных торгов

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Закон об организованных торгах устанавливает, что к участию в организованных торгах ценными бумагами, кроме брокеров, дилеров, управляющих и Центрального банка Российской Федерации (как это предусмотрено действующим законодательством), могут быть допущены также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и центральный контрагент3.

4. Изменение правил допуска ценных бумаг к организованным торгам

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2012.

В соответствии с действующим Законом о рынке ценных бумаг (без учета правок, внесенных Законом о внесении изменений) допуск ценных бумаг может проводиться как с прохождением процедуры листинга, так и без прохождения процедуры листинга. С 01.01.2012 в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (с учетом правок, внесенных Законом о внесении изменении) ценные бумаги будут допускаться к организованным торгам только путем осуществления их листинга.

Кроме того, Закон о внесении изменений предоставляет организаторам торговли право отказывать в допуске ценных бумаг к организованным торгам или прекратить допуск ценных бумаг к организованным торгам без объяснения причин. В настоящее время фондовая биржа вправе отказать в допуске ценных бумаг к торгам только в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента требованиям, установленным нормативными правовыми актам ФСФР России и фондовой биржей4.

5. Новый порядок вступления в силу изменений в правила биржи

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Закон об организованных торгах предусматривает порядок вступления в силу изменений, внесенных в правила организованных торгов.

В настоящее время такой порядок предусмотрен только для правил организатора торговли на рынке ценных бумаг (изменения и дополнения в них вступают в силу не ранее чем через 3 дня после раскрытия организатором торговли на рынке ценных бумаг информации об этих документах в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами ФСФР России).

Согласно Закону об организованных торгах изменения в правила организованных торгов вступают в силу следующим образом5:

• при наличии рекомендации (одобрения) на данные изменения биржевого совета (совета секции) — не ранее чем через 5 дней после дня раскрытия информации об этом (ч. 10 ст. 4);

• либо при отсутствии указанной рекомендации (одобрения) на данные изменения биржевого совета (совета секции) — не ранее чем через 3 месяца со дня раскрытия соответствующих изменений (ч. 5 ст. 10).

Кроме того, установлены специальные правила вступления в силу изменений, связанных с исключением из правил организованных торгов положений третейского соглашения или изменением третейского суда; такие изменения вступают в силу не ранее чем через 3 месяца после дня раскрытия биржей информации об этом (ч. 10 ст. 4, ч. 3 ст. 24).

6. Право ФСФР России приостанавливать торги

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Законом об организованных торгах ФСФР России предоставлено право своим предписанием приостановить на срок до 6 месяцев или прекратить проведение организованных торгов в случаях, предусмотренных данным законом (ст. 25). В частности, в случаях, если организатором торговли не исполнено предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, если выявлены нарушения организатором торговли прав и законных интересов инвесторов или если совершаемые организатором торговли действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов.

7. Усиление административной ответственности за нарушение законодательства об организованных торгах

Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 01.01.2013.

Законом о внесении изменений усилена административная ответственность за нарушение законодательства об организованных торгах (ч. 2 ст. 13). Так, в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (без учета правок, внесенных Законом о внесении изменений) размер административных штрафов для юридических лиц составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

С 01.01.2013 согласно Кодексу об административных правонарушениях (с учетом правок, внесенных Законом о внесении изменений) размер административных штрафов для юридических лиц будет увеличен и составит от 300 тыс. до 1 млн руб., для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб. Для должностных лиц также будет установлена ответственность в форме дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.

Наиболее крупные административные штрафы (для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.) будут установлены за следующие административные правонарушения:

• нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах;

• воспрепятствование организатором торговли проведению ФСФР России проверок или уклонение от таких проверок;

• нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности;

• неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100