Casual
РЦБ.RU

Инфраструктура фондового рынка Украины: состояние и вызовы

Ноябрь 2011

Наиболее перспективной потребностью рынка (тем более украинского) является как можно более оперативное и максимальное увеличение его ликвидности и обеспечение при этом приемлемого уровня рисков исполнения обязательств. Выделение в качестве основной функции клиринга гарантирования исполнения обязательств позволяет классифицировать клиринг в качестве самостоятельного вида бизнес-деятельности.

Международные рекомендациипо построению систем клирингаи расчетов

Максимальное увеличение левериджа (рычага, плеча) участника сделки за счет создания системы гарантирования исполнения обязательств, определения обязательств и управления расчетами (т. е. составляющими клиринговой деятельности) возможно исключительно в случае, когда клиринговое учреждение управляет всеми видами активов, которые предоставлены в обеспечение (для фондового рынка это денежные средства и ценные бумаги), и способно увеличить леверидж участника клиринга в денежных средствах благодаря использованию смежного актива, предоставленного в обеспечение. И наоборот, леверидж в смежных активах может быть увеличен за счет использования денежных средств, которые предоставлены в обеспечение.

Необходимо создать обоснованную, четкую и прозрачную правовую основу функционирования инфраструктуры.

Опыт и проблемы функционирования национального фондового рынка и международная практика показывают, что речь должна идти именно о структурно значимой системе расчетов в ценных бумагах, т. е. взаимно адаптированных и коммуницированных на законодательном и операционном (технологическом) уровне системах депозитарного учета, клиринга и перечисления денежных средств по операциям с ценными бумагами (другими активами).

Согласно международным рекомендациям2 надлежащее (надежное) и прогнозируемое функционирование системы расчетов (включая клиринг) по ценным бумагам зависит:

• от наличия общих законов, которые регулируют гражданское правоотношение и банкротство, специального законодательства, относящегося к функционированию самой системы, а также правил и процедур, которые подкрепляют владение, перечисление, предоставление в залог и кредитование ценными бумагами и связанные с этим платежи;

• от того, насколько эти законы, правила и процедуры исполняются, т. е. могут ли операторы, участники и их клиенты обеспечить защиту своих прав.

При построении как правовой, так и технологической основы функционирования инфраструктуры фондового рынка целесообразно в первую очередь воспользоваться международными рекомендациями. Во-первых, с целью привлечения инвестиций в экономику Украины, в том числе для ликвидации последствий кризиса, следует ориентироваться на внешних инвесторов, для которых едва ли не самое большое значение имеет наличие соответствующей международным стандартам системы расчетов по ценным бумагам.

Во-вторых, построение отличной от принятой в мире системы расчетов по ценным бумагам может усложнить (если не сделает невозможной) интеграцию в уже существующие международные расчетные и клиринговые системы, создаст риск того, что национальный фондовый рынок останется в стороне от мировых рынков капитала. Фактически в современных условиях создание национальной системы расчетов, которая не предусматривает удобную интеграцию с международными системами расчетов, приведет к неоправданным потерям всего рынка — сначала на внедрение несоответствующей модели, потом на ее будущую модернизацию.

ССР в Украине

Тема клиринга обострилась, когда ПАО «Украинская биржа», а со временем и ПАО «Фондовая биржа «ПФТС» внедрили технологию центрального контр­агента (Central Counterparty, ССР). Нормативная неурегулированность клиринга привела к тому, что функции ССР в Украине начал выполнять обычный торговец ценными бумагами, а мотивами внедрения технологии стали, по сути, наличие соответствующих технических возможностей у фондовых бирж и невозможность идентификации контрагента по результатам торгов.

В мире функции ССР несколько иные: это максимальное снижение рисков расчетов, удешевление платы за трансакции и предоставление дополнительных операционных возможностей участникам расчетов. Причем ССР — не столько способ расчетов, сколько технология клиринга, а лицо, которое аккумулирует на себя риски, — это не обычный брокер (который очень условным образом получает информацию обо всех контрагентах всех участников торгов и благодаря отсутствию нормативного регулирования не известно, каким образом снижает риски), а нормативно урегулированная услуга клиринговой организации (как правило, ССР и является клиринговой организацией) по обеспечению исполнения обязательств по договорам, которые заключаются на бирже. Очевидно, статус ССР — это статус технической стороны в договоре (или по обязательствам), заключающемся на бирже, которая не имеет экономической выгоды по этим договорам. Но это уже относится к сфере действия гражданского права.

Ситуация нуждается в скорейшем урегулировании, поскольку клиринговая технология ССР является также условием интеграции с международными финансовыми рынками — не меньшим, чем центральный депозитарий.

Проект Закона о клирингеи клиринговой деятельности

Анализ положений законодательных актов по клиринговой деятельности свидетельствует, что они содержат лишь наиболее общие положения и нуждаются в значительной конкретизации. Необходимость комплексного подхода к регулированию клиринговой деятельности обусловливает потребность в принятии специального Закона Украины «О клиринге и клиринговой деятельности в Украине» (как первый шаг возможна имплементация основных положений этого закона в законодательство Украины в рамках реформирования депозитарной системы).

Закон призван урегулировать широкий круг вопросов:

• юридическое оформление CCP (в качестве функции клиринговой организации) и неттинга;

• определение порядка прекращения обязательств и правового статуса средств системы гарантирования исполнения обязательств;

• защита средств гарантийной системы и обеспечения для завершения расчетов (в направлении адаптации законодательства об исполнительном проведении и банкротстве);

• определение и юридическое оформление клиринговой деятельности, правового статуса клиринговых организаций (в том числе проблематика совмещения клиринга с другими видами деятельности) и лицензирование;

• создание адекватного налогового режима для специальных операций в ходе клиринга и т. п.

Учитывая масштабность данных вопросов, представляется целесообразным рассматривать их с точки зрения направлений урегулирования технологических процедур, которые относятся к сфере клиринга (см. рисунок).

Целью закона, в частности, является выделение рыночных (операционных) рисков из системы депозитарного учета центрального депозитария в клиринговые учреждения, но с сохранением контроля центрального депозитария за проведением расчетов, с дальнейшим отображением в его системе депозитарного учета исполнения договоров с ценными бумагами.

Управление рисками

С точки зрения управления рисками нуждаются в решении следующие проблемы:

1) создание гарантийной системы (индивидуального и коллективного клирингового обеспечения);

2) возможность предоставления клиринговым учреждением займов участникам клиринга;

3) защита от ситуаций несостоятельности (банкротства) участников клиринга;

4) правовой статус счетов, на которых учитывается (хранится) клиринговое обеспечение (как необходимое условие защиты активов на счетах).

Речь идет об исключении возможности наложения ареста или обращения взыскания на финансовые инструменты и денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательств при клиринге и расчетах по результатам биржевых торгов. Это возможно лишь путем обособления учета этих активов как в денежных средствах, так и в ценных бумагах.

Логичным решением (отвечающим законодательству о платежных системах и системе депозитарного учета) было бы внедрение отдельных клиринговых счетов с особым статусом, которые администрируются исключительно клиринговой организацией и на которые невозможно обращение взыскания по долгам как участников клиринга, так и клиринговых организаций3.

Счета, которые используются при клиринге в клиринговом учреждении, должны иметь двойное назначение: с одной стороны, на них можно учитывать индивидуальное клиринговое обеспечение (денежные средства, ценные бумаги и т. п.), с другой — использовать принятый инструментарий счетов для обеспечения перечисления денежных средств, ценных бумаг и документирования такого перечисления.

Необходимо определиться с расчетными (первичными) документами по результатам клиринга (например, клиринговая ведомость, клиринговое требование и т. п.).

В нормативно-правовом регулировании ГКЦБФР уже существует понятие гарантийного фонда, который предназначен для снижения рисков неисполнения обязательств по договорам4, но правовой режим такого фонда не определен, так же как и основания и процедуры его формирования и использования. Наверное, поэтому его существование является фактически декларативным (хотя именно наличие положения о таком фонде — условие получения депозитарием ценных бумаг лицензии на осуществление клиринговой деятельности). Клиринговые (гарантийные) фонды вместе с иными видами финансового обеспечения должны стать важными механизмами управления рисками клиринговой организации и участников клиринга. Необходимо определить виды имущества (имущественных прав), за счет которых формируются такие клиринговые фонды, основания использования и возврата такого имущества участникам клиринга, правовой режим имущества, которое составляет гарантийные фонды, а также решить вопрос его правовой защиты от требований третьих лиц в случае банкротства самой клиринговой организации или участника клиринга. Все это должно обеспечить гарантию завершения расчетов по клиринговым обязательствам.

Селекция участников клирингаи обязательств

Эффективным средством профилактики рисков является определение условий допуска к клирингу, а также мониторинг участников клиринга и допущенных к нему обязательств.

Учитывая разнообразие способов управления рисками, необходимость повышения гибкости и удобства в деятельности клиринговых организаций, предоставления им определенной самостоятельности с целью создания конкурентной среды, целесообразно предоставить клиринговой организации право разрабатывать собственные правила осуществления клиринговой деятельности, которые должны содержать: условия допуска к участию в клиринге, порядок исполнения клиринговых процедур, создание и использование клиринговых фондов, применение других процедур минимизации рисков. Это позволит в условиях кризиса или дестабилизации рынка, возможности дефолта (невыполнения обязательств) одного или нескольких участников клиринга обеспечить надлежащее исполнение обязательств.

Целесообразно установить правовые последствия изменения и прекращения обязательств в связи с проведением клиринга (клиринговых пулов), а также порядка определения обязательств, которые возникают вследствие проведения клиринга. Действующее гражданское законодательство (гл. 50 «Прекращение обязательств» Гражданского кодекса Украины) не содержит положений о прекращении обязательств при клиринге. Очевидно, необходимо отдельное регулирование этого правоотношения специальным законодательством (на это прямо указывает ст. 598 Гражданского кодекса Украины), а также следует предусмотреть специальные последствия недействительности сделок, обязательства по которым допущены к клирингу.

Управление расчетами

Для управления расчетами большое значение имеет их синхронизация, формирование клиринговых инструментов (документов), которое достигается путем не только урегулирования порядка взаимодействия с биржей5, но и адаптации к депозитарной системе (или учетным системам товарного рынка) и к национальной платежной системе, а также урегулирования порядка открытия и функционирования клиринговых счетов и применения расчетных инструментов (документов).

Заметим, что важность упорядочения расчетных инструментов обусловливает не просто механическое перечисление способов управления расчетами. В депозитарном учете сложилась практика, когда обязательным (и единственным) признаком собственности на ценные бумаги является их нахождение на счете в ценных бумагах, а документом (первичным), подтверждающим собственность — исключительно выписка со счета в ценных бумагах. В результате особенности депозитарного учета резко ограничивают перечень гражданско-правовых сделок, предусмотренных гражданским законодательством (заем, поручение, комиссия, залог, задаток, управление), по существу, только куплей-продажей (блокированием для обеспечения исполнения обязательств)6.

Построение системы клиринга и расчетов вне принципов построения платежной и депозитарной системы (т. е. без регламентации клиринговых счетов — депозитарных или денежных, понятных требований к клиринговым учреждениям, детальной регламентации клиринга в законе), по сути, выводит эту систему из-под регулирования, в том числе фискального, и надзора.

Кроме того, именно высокая интеграция клирингового учреждения с депозитарной и платежной системой, снижение рисков задержек в доступе к активам клирингового учреждения или активам участников клиринга, предоставленным в обеспечение, является лейтмотивом всех международных рекомендаций.

Более того, международные рекомендации акцентируют внимание на возможности объединения (интеграции) процесса клиринга с системами электронного перечисления денежных средств. Причем подчеркивается важность единообразия расчетов по всем финансовым инструментам с целью зачисления активов в тот же день. Именно поэтому проектом Закона Украины «О клиринге и клиринговой деятельности в Украине», инициированным СРО «Ассоциация «Украинские Фондовые Торговцы», предусмотрено открытие клиринговым учреждением счетов в центральном депозитарии и модель взаимодействия с Системой электронных платежей НБУ.

Нуждается в урегулировании и проблема полной защиты ценных бумаг клиента7. Понятно, что защитить ценные бумаги клиента (для бездокументарных ценных бумаг) возможно только на его счете в ценных бумагах8.

Особенности построения отечественной депозитарной системы и ее адаптация к фондовым биржам фактически не позволяет применять операции субброкериджа именно на биржевом рынке. На международных рынках эта технология очень распространена за счет использования счетов в ценных бумагах типа «омнибус» и возможности открытия депозитарными учреждениями счетов для учета ценных бумаг друг у друга. И это отнюдь не искажает исключительные функции центрального депозитария. Такая ситуация требует именно законодательного решения путем разрешения хранителям ценных бумаг (депозитарным учреждениям) открывать счета друг у друга, по крайней мере для участия в биржевых торгах или клиринга.

Кроме принятия Закона Украины «О клиринге и клиринговой деятельности в Украине», основной задачей в среднесрочной перспективе является также принятие базового Закона «О системе депозитарного учета ценных бумаг» (поскольку задача построения централизованной депозитарной системы с созданием единственного центрального депозитария нашла свое отражение в Программе экономических реформ Украины на 2010—2014 гг.). Но отсутствие центрального депозитария — далеко не единственная проблема современной украинской депозитарной системы. Без создания удобного законодательного механизма предоставления займа в ценных бумагах, инструментария поставки ценных бумаг, изменения идеологии учета прав на ценные бумаги и прав, вытекающих из владения ценными бумагами, депозитарная система будет и в дальнейшем тормозить развитие фондового рынка Украины.

Окончание следует.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
«Создание внутреннегоинвестора — масштабная и комплексная задача»
От государства — гарантии, от бизнеса — эффективность
Глобальные возможности локальных рынков: инфраструктура и регулирование
Центральный депозитарий Эстонии: внедрение инновационных решений
Особенностипостроения Центрального депозитария в Индии
Инфраструктура фондового рынка Украины: состояние и вызовы
Регулированиефондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве
Участники АЦДЕ:Частное акционерное общество «Всеукраинский депозитарий ценных бумаг» и Национальный депозитарий Украины
От деривативовк рискам
Новые стратегии построения финансовой архитектуры МФЦ
Новации на финансовых рынках: регулирование, инфраструктура, инструменты, технологии
События международной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100