Casual
РЦБ.RU

Инфраструктура фондового рынка Украины: состояние и вызовы

Октябрь 2011

В последние годы проблемы инфраструктуры фондового рынка привлекают внимание как специалистов, так и широкой общественности. К сожалению, их обсуждение сконцентрировано в основном на теме центрального депозитария. Уже давно разговоры о ЦД перешагнули границы профессиональной сферы и выходят на передовицы общеполитических изданий. Складывается впечатление, что если в Украине будет решена проблема центрального депозитария, то других проблем на рынке не останется. На фоне такого интереса к теме ЦД проблема клиринга и расчетов выглядит второстепенной. Но справедливо ли это?1

Важность построения эффективной системы клиринга и расчетов

Одной из причин незначительной доли биржевого сегмента в общем объеме операций на фондовом рынке Украины (в последние годы — не выше 10%) является именно неразвитость всей (а не только депозитарной) инфраструктуры фондового рынка. Нерешенными остаются вопросы функционирования и взаимодействия биржевой, депозитарной, платежной и клиринговой систем, а также связи этих центральных элементов инфраструктуры фондового рынка с другими участниками рынка капиталов. С другой стороны, учитывая мизерность биржевого сегмента, вопросы инфраструктуры довольно долго не вызывали особого интереса у рынка, а внебиржевой рынок вполне удовлетворяла общепринятая модель расчетов, которая использует существующую межбанковскую платежную систему.

Если возникает сомнение в важности такой инфраструктурной составляющей фондового рынка, как система клиринга и расчетов, то целесообразно обратиться к выводу международных экспертов Группы 30-ти, сделанному еще в далеком 1989 г.: «Система клиринга и расчетов по ценным бумагам связана с процессами, которые лежат в самой основе функционирования рынков ценных бумаг, и тем самым определяет, эффективна или нет деятельность этих рынков»2. Похоже, понимание этого факта уже существует в Украине, о чем свидетельствуют последние обсуждения данного вопроса среди участников фондового рынка.

Современное многообразие моделей клиринга и расчетов в Украине

Недостаточная нормативная урегулированность базовых вопросов инфраструктуры финансового и товарного рынков привела к тому, что в Украине созданы и продолжают создаваться отдельные и разнородные системы клиринга не только на разных биржевых рынках (фондовом, срочном, товарном), но и по разным финансовым инструментам в пределах одних и тех же фондовых бирж. Более того, наблюдается искажение базовых понятий финансовой инфраструктуры. Это приводит к неэффективным расходам на создание дублирующих друг друга, не взаимосвязанных инфраструктурных моделей, а несоответствие системы клиринга и расчетов моделям, сложившимся на зарубежных фондовых рынках, сдерживает приход иностранных инвесторов на украинский рынок.

Среди существующих моделей инфраструктуры (клиринга и расчетов) следует выделить следующие3:

• Модель расчетов по облигациям внутреннего государственного займа Украины (ОВГЗ).

• Модель расчетов ЧАО «Всеукраинский депозитарий ценных бумаг» (ВДЦБ).

• Модель расчетов ПАО «Фондовая биржа «Перспектива», согласно которой функции клиринга и перечисление денежных средств возлагается на специализированную платежную систему.

• Модель расчетов по срочным контрактам на ПАО «Украинская биржа».

• Модели расчетов, объединенные по принципу осуществления перечисления денежных средств в так называемом расчетном банке.

• Расчеты по принципу ССР.

• Свободная поставка.

Попробуем взглянуть на существующие модели сквозь призму перспективных потребностей рынка и их соответствия базовым принципам финансовой инфраструктуры, которые содержатся в международных рекомендациях.

Законодательное регулирование клирингав Украине

Тема клиринга не нашла достойного отражения в украинском законодательстве и нормативном регулировании. В настоящее время фрагментарно регулирование клиринга оговорено в законах Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине», «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине», «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», «О товарной бирже», «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине», а также ряде подзаконных нормативно-правовых актов.

Таким образом, действующее законодательство, которое регулирует клиринговую деятельность, имеет ярко выраженный отраслевой характер. В результате на каждом из сегментов финансового и товарного рынка сложилось различное регулирование подобных отношений.

Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» определяет клиринг как финансовую услугу, но не предлагает даже его определения.

В Законе Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» содержится следующее определение: «Клиринг — получение, сверка и текущее обновление информации, подготовка бухгалтерских и учетных документов, необходимых для исполнения сделок с ценными бумагами, определение взаимных обязательств, которые предусматривают взаимозачет, обеспечение и гарантирование расчетов по сделкам с ценными бумагами». Однако Закон Украины «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине» предлагает несколько иную трактовку, которая, впрочем, не многим отличается от предыдущей: «Клиринг — механизм, который включает сбор, сортировку, реконсиляцию и проведение взаимозачета встречных требований участников платежной системы, а также расчет по каждому из них суммарного сальдо за определенный период времени между общими объемами требований и обязательств».

Проект Закона Украины «О товарной бирже» (принятый за основу Верховной Радой Украины 09.07.2003) предлагает другую, на наш взгляд, более полную и взвешенную трактовку клирингово-расчетной деятельности: «Определение взаимных обязательств участников биржевого товарного рынка по биржевым сделкам, создание системы гарантий по выполнению обязательств по биржевым сделкам и организация проведения расчетов между участниками биржевого товарного рынка»4.

В Украине получил распространение условный синтетический термин «расчетно-клиринговая деятельность»5. Это смешивает понятие клиринга (clearing) и расчетов (settlement) и неправомерно перераспределяет функции между биржевой, депозитарной, клиринговой и платежной системами.

Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» возложил функции проведения клиринга и расчетов, как и организацию самого обращения деривативов, исключительно на биржи6. В то же время именно на рынках производных финансовых инструментов использование клиринга и клиринговых учреждений является, как правило, обязательным и едва ли не основным мероприятием снижения рисков и обеспечения ликвидности. Но уместно ли совмещать торговые, клиринговые и расчетные риски?7

Какие субъекты и по каким активам, согласно действующему законодательству Украины, могут осуществлять клиринг? В соответствии со ст. 20 базового Закона «О ценных бумагах и фондовом рынке», «деятельность по организации торговли на фондовом рынке — деятельность профессионального участника фондового рынка (организатора торговли) по созданию организационных, технологических, информационных, правовых и других условий для сбора и распространения информации относительно спроса и предложения, проведения регулярных торгов финансовыми инструментами по установленным правилам, централизованного заключения и исполнения договоров с финансовыми инструментами, в том числе осуществления клиринга и расчетов по ним, и разрешения споров между членами организатора торговли». Статьей 26 этого же закона установлено, что «организаторы торговли могут осуществлять деятельность по проведению клиринга и расчетов по договорам с производными (деривативами), которые заключаются на таком организаторе торговли». (На основании этих двух статей возможно двоякое толкование, а именно: или законодатель допускает возможность проведения клиринга и расчетов биржей только для производных (деривативов), или клиринг и расчеты относительно производных могут осуществлять исключительно фондовые биржи, которые могут это делать и по другим финансовым инструментам8.)

Клиринг денежных средств регулируется Законом Украины «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине». Это специальный закон, который регулирует денежные расчеты в Украине и обобщает регуляторные требования к субъектам перечисления средств и их регулирование, в том числе при расчетах по договорам с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами. Кроме того, согласно ст. 40 Закона Украины «О Национальном банке Украины» именно Национальный банк «устанавливает правила, формы и стандарты расчетов банков и других юридических и физический лиц… дает разрешения на осуществление клиринговых операций и расчетов». Соответственно, Национальным банком Украины (НБУ) было принято Положение о деятельности в Украине внутригосударственных и международных платежных систем (утверждено Постановлением Правления НБУ от 25.09.2007 № 348, с изменениями и дополнениями), которое устанавливает, кроме прочего, предоставление разрешения на осуществление денежного клиринга. Добавим, ст. 7 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» отмечает, что задачей Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФР) является определение «по согласованию с Национальным банком Украины особенностей получения банками лицензии на депозитарную и расчетно-клиринговую деятельность».

Закон Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» от 10.12.1997 № 710/97-ВР регулирует отношения исключительно относительно клиринга ценных бумаг.

Особенности построения и функционирования нацио­нальной платежной системы приводят к техническим и нормативным проблемам при реализации расчетных моделей с использованием счетов, которые открываются участниками биржевых торгов в банке9.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• клиринг в ценных бумагах могут осуществлять фондовые биржи и депозитарии ценных бумаг;

• клиринг и расчеты по производным могут осуществлять фондовые биржи, которые должны вести учет этих производных;

• денежный клиринг могут осуществлять финансовые учреждения — члены платежных систем при наличии разрешения НБУ.

Не добавило ясности и регулирование на уровне подзаконных актов. Действующее Положение о расчетно-клиринговой деятельности по договорам с ценными бумагами, утвержденное Решением ГКЦБФР от 17.10.2006 № 1001, классификацию видов клиринга и его технологию как раз и не рассматривает, заменив это описанием функционирования так называемых технических счетов. Более того, единственными условиями проведения клиринга депозитарием по этому Положению является наличие соответствующей лицензии и формирование гарантийного фонда.

Итак, клиринг — это отдельная операция, которая не включает в себя расчеты в ценных бумагах или перечисление денежных средств. Клиринг предшествует перечислению денежных средств и поставке фондовых или товарных ценностей. Необходимо подчеркнуть, что клиринг (клиринговая система) осуществляет координирование всего дальнейшего процесса проведения расчетов по договорам, заключенным на фондовой бирже, как в депозитариях (депозитарной системе), так и в платежной системе (в первую очередь в банках)10. Причем законодательство четко разделяет клиринг с ценными бумагами, клиринг с денежными средствами и клиринг с товарными ценностями.

Settlement в Украине

Выше уже указывалось на существенное отличие расчетов и клиринга. Действительно, в международной практике settlement — это именно расчеты.

Кто же, согласно украинскому законодательству, может осуществлять расчеты и по каким активам?

При реализации моделей расчетов по результатам биржевых торгов участники рынка (депозитарии ценных бумаг и фондовые биржи) в первую очередь акцентируют внимание именно на системе расчетов в ценных бумагах. Менее популярным является проведение денежных расчетов (более верным, согласно Закону Украины «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине», будет термин «перечисление денежных средств») по договорам с ценными бумагами, которые заключены на фондовой бирже. Вместе с тем неурегулированность расчетов в денежных средствах (перечисления денежных средств) приводит к обособлению биржевого рынка от платежных систем, прежде всего от банковской системы, и к проблемам при формировании первичных документов в подтверждение движения денежных средств в бухгалтерском и налоговом учете. Отсутствие понятной системы расчетов по результатам биржевых торгов виртуализирует и профанирует любые биржевые механизмы, имеет следствием операционные, юридические и налоговые риски для участников торгов (например, из-за отсутствия легитимных первичных документов).

Расчетная модель, которая использует текущий счет депозитария, открытый в банке, реализована как в ЧАО «Всеукраинский депозитарий Украины» (ВДЦБ), так и в ЧАО «Национальный депозитарий Украины» (НДУ). Длительное время депозитарии, а за ними и фондовые биржи и участники биржевых торгов, словно не видели в этом проблемы. При этом ссылались на «прямую норму» Закона «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» и игнорировали факт противоречия с базовым для перечисления денежных средств Законом «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине»11. Попытка учитывать не средства на отдельном текущем счете в банке или счете в небанковском финансовом учреждении по правилам платежной системы, а лишь «обязательство на аналитических счетах» чревата выведением перечисления денежных средств из-под установленного законом государственного регулирования, виртуализацией денежных средств12. Такой правовой нигилизм продемонстрировали как НДУ, так и ВДЦБ (до предоставления последнему права на открытие денежных счетов), а также украинские биржи (наиболее активно подобные операции проводит ПАО «Украинская биржа» при проведении клиринга и расчетов на срочном рынке).

Недавно НБУ принял решение предоставить ВДЦБ статус участника Системы электронных платежей (СЭП) НБУ и право открывать денежные счета13, которое дает возможность реализовать модель, в которой ВДЦБ фактически играет роль банка.

Такая модель расчетов в значительной мере легитимировала проведение перечисления денежных средств по результатам заключенных на бирже договоров и может рассматриваться как шаг вперед. Но вряд ли можно говорить, что проблема решена.

Необходимо иметь в виду, что передача разнообразных функций, в том числе по перечислению денежных средств (вероятно, и денежного клиринга), депозитариям ценных бумаг увеличивает риски, хотя, на наш взгляд, эти риски уже и так являются критическими.

Если присмотреться к схеме внимательно, то можно увидеть, что роль НБУ в качестве центрального банка не увеличивается. Национальный банк и банки как не принимали, так и не будут принимать непосредственного участия в системе перечисления денежных средств по результатам биржевых торгов. То есть реализация «модели ВДЦБ» не приблизит систему расчетов к более развитым рынкам капитала. Кроме того, эта система отстраняет банки от естественной для них функции участия в перечислении денежных средств, и, более того, ВДЦБ фактически конкурирует (пока что в перспективе) с банками, отбирая у банковской системы ликвидность. Поэтому не следует ограничиваться исключительно предложенной моделью. Эта модель оправдана только с учетом мизерности объема расчетов по результатам биржевых торгов в общем денежном обращении Украины.

Окончание следует.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Российская финансовая инфраструктура: движение к поставленным целям
Центральныйрасчетный институт:новые сервисы
Социальные сети для финансовых коммуникаций
Корреспондентские отношения центральных депозитариев и открытие корреспондентскихсчетов депо
Инфраструктура фондового рынка Украины: состояние и вызовы
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за III квартал 2011 года
Регулированиефондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве
Участники АЦДЕ: Государственное предприятие «Центральный депозитарий ценных бумаг», Республика Узбекистан
Россия — Канада: инвестиционное сотрудничество
Перспективы развития расчетно-депозитарного обслуживания
НРД представил новую трансфер-агентскую услугу
Новости
События международной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100