Casual
РЦБ.RU

«Работать нужно по классической триаде: быстро, дешево и качественно»

Сентябрь 2011

Интервью с Заместителем Председателя Правления,членом Правления НКО ЗАО НРД Степаном Томляновичем

IT-стратегия Национального расчетного депозитария определяется, с одной стороны, бизнес-стратегией самого НРД, а с другой — общей IT-стратегией, которая формируется в рамках Группы ММВБ. Совершенствование IT-сервисов НРД направлено на достижение основной цели — подняться до уровня ведущих глобальных расчетных депозитариев, таких, например, как Euroclear и Clearstream. О развитии информационных технологий в компании нашему журналу рассказал Заместитель Председателя Правления, член Правления НКО ЗАО НРД Степан Томлянович.

— Степан Анатольевич, какие основные принципы положены в основу планов по совершенствованию информационных технологий в НРД?

— Задача IT-блока состоит в том, чтобы обеспечить выполнение определенных бизнес-задач, в первую очередь поддержку продуктовой линейки центрального депозитария и предоставление сервиса на уровне, ожидаемом участниками рынка. А чтобы делать это с высокой скоростью и эффективностью, важно грамотно организовать внутренний процесс и выстроить качественную IT-архитектуру. То есть во главу угла мы ставим сервис, который НРД (и Группа ММВБ, а в будущем и объединенная биржа) предлагает своим клиентам.

Соответственно, задача нашего подразделения — обеспечить IT-поддержку услуг НРД. Особый акцент в нашей работе необходимо делать на повышении качества обслуживания, рассматривать IT как сервис, а не как некий самодостаточный процесс, не просто как совокупность «железа» и программ. IT-блок должен предоставлять сервис, который отвечает потребностям клиента. Под клиентом может пониматься как наше внутреннее подразделение, так и биржи и участники рынка, которые являются пользователями услуг центрального депозитария.

— Одним из критериев оценки качества Вы назвали скорость. Инфраструктура тоже уже вступила в битву за миллисекунды?

— Скорость, безусловно, важна. Вообще, мы стараемся, чтобы параметры качества нашего сервиса были количественно определенными. По сравнению с биржами мы все-таки меньше ориентированы на миллисекунды. Мы поддерживаем достаточно большой набор операций разной степени технологичности. Например, обработка биржевых операций — высокотехнологичный процесс, здесь действительно счет идет на секунды. Внебиржевые операции по сравнению с биржевыми более сложны, требуют взаимодействия нескольких участников, и, естественно, параметр скорости измеряется там совершенно другими показателями. И для каждой из таких услуг НРД разрабатывает систему количественных показателей качества обслуживания.

— И что с количественной оценкой делают потом?

— В практике западных компаний существует так называемый Service Level Agreement — стандартное решение в сфере IT и депозитарного обслуживания, где четко оговариваются количественные параметры предоставляемого сервиса. И, соответственно, этот стандарт является обязательством провайдера услуг перед клиентом.

Такой же подход можно применять и внутри Группы, если речь идет о тех сервисах, которые мы предоставляем бирже (или даже внутри НРД, если, например, говорить о взаимодействии IT-блока и операционного сектора). Для того чтобы НРД выйти на те параметры обслуживания, которые мы заявляем нашим клиентам, следует разработать систему внутренних SLA, регламентирующих взаимодействие различных подразделений внутри НРД, а по биржевым продуктам еще и между НРД и биржей.

— И SLA-стандарт, разрабатываемый НРД, соотносится с аналогичными показателями тех организаций, на работу которых Вы хотите ориентироваться?

— Да. SLA-стандарты являются для расчетных депозитариев публичными. Понятно, что у нас своя специфика продуктов, и не все внешние стандарты могут быть перенесены в нашу деятельность механически. Тем не менее в мировой практике, безусловно, выработаны модели, которые мы можем использовать.

Еще раз подчеркну: речь идет не только о скорости. Есть такой параметр, как надежность, о котором участники рынка иногда забывают, потому что про него (как про хорошего системного администратора) вспоминают только тогда, когда что-то ломается. И хотя этот параметр незаметен для текущей работы систем и обслуживания клиентов, но и по усилиям, которые на него затрачиваются, и по инвестициям, необходимым для поддержания заданного уровня надежности, он является весьма существенной частью нашей работы.

— Вам приходится встраиваться в уже существующие рабочие стратегии или речь идет о создании новой?

— Можно сказать, что мне повезло, потому что я пришел в НРД в переходный период, когда только закончилась серьезная реорганизация, связанная со слиянием НДЦ и Расчетной палаты ММВБ, и начался следующий этап трансформации — объединение бирж.

Стратегические направления развития НРД одобрены Наблюдательным советом. Стратегия объединенной биржи находится в процессе разработки, как и ее IT-стратегия. С учетом этих изменений (в том числе с учетом интеграции с ДКК и Расчетной палатой РТС) будут конкретизироваться параметры общей стратегии НРД. Поэтому начало работы по созданию IT-стратегии НРД является очень своевременным.

До сегодняшнего дня IT-стратегии в явном виде как документа не существовало. Это не значит, что ее не было как таковой, — просто существовало общее понимание руководством того, как развивать сферу IT.

Словом, короткий ответ на вопрос звучит так: мы готовим стратегию. Это коллективный процесс. В него включены и IT-специалисты НРД, и Технологическая комиссия при Наблюдательном совете, которая осуществляет координацию с основными участниками рынка. Я надеюсь, что этот коллективный труд к концу года будет оформлен в виде документа.

Понятно, что написание документа — не самоцель. Главное — это формулировка долгосрочных целей развития, из которых должны вытекать конкретные задачи, решением которых мы будем заниматься в ближайшие 2—3 года. Для того чтобы документ получился живым, необходимо будет время от времени возвращаться к нему и анализировать его содержание: насколько изменился мир вокруг нас, насколько изменились цели НРД как бизнес-единицы, а также цели и конкурентная позиция объединенной биржи. В соответствии с этим мы будем корректировать нашу IT-стратегию.

— Вы сказали, что определяющими являются не «железо» и не программное обеспечение. Но если все-таки говорить о них, то каковы подходы?

— Подходы предельно прагматичные. Мы стремимся к тому, чтобы те IT-решения, которые мы используем, были эффективны с точки зрения соотношения затрат и результата. То есть должна быть достигнута финансовая эффективность. Это во-первых. И во-вторых, эти решения должны быть эффективны технологически, т. е. отвечать задачам и целям, с которыми они будут использоваться. По надежности, по производительности.

Немаловажны и сроки — насколько быстро можно конкретное решение реализовать, соответствует ли срок ожиданиям участников рынка. Словом, работать нужно по классической триаде: быстро, дешево и качественно. Для этого и необходимы менеджеры — чтобы оптимизировать процесс по всем трем параметрам.

Если говорить конкретнее, то по значительной части аппаратной и сетевой составляющей мы взаимодействуем с техническим центром ММВБ, т. е. для обработки данных НРД используем аппаратную базу ММВБ — серверы и резервный центр.

Что касается программного обеспечения, то нынешний подход исторически обусловлен тем, что в НРД объединились две организации, у каждой из которых были свои системы. Сейчас у нас используется много разных программ. Например, есть отдельные программы для учета депозитарных операций и денежных расчетов. Программу для обработки денежных расчетов мы планируем заменить на новый, более эффективный продукт. Надеемся завершить этот проект к концу года.

Теперь о стратегической перспективе. Тут возникает дилемма: что правильнее — создавать одну большую программу, которая покрывала бы все виды сервисов организации, или для каждого типа сервиса писать свою программу.

Есть разные подходы к решению этой дилеммы, но с учетом опыта зарубежных коллег и нашей собственной специфики для нас более перспективным является вариант модульного построения информационной системы. Это значит, что существуют разные модули для различных операций, и они, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают в совокупности сервис для клиентов. Это дает гибкость при модернизации, ее относительную быстроту и легкость.

Понятно, что здесь очень важна эффективная работа интерфейсов между модулями. Желательно, чтобы модули были основаны на единых технологических решениях.

Еще одна важная составляющая — интерфейс с клиентами. Он должен быть удобным, технологичным, учитывать бизнес-процессы клиентов. Например, мы сейчас работаем над совершенствованием клиентского интерфейса.

Здесь тоже важно понять, следует ли обеспечить единственность интерфейсной программы, обслуживающей все виды операций. С другой стороны, у наших клиентов — профессиональных участников рынка с большими объемами операций, — например, денежными расчетами и расчетами по бумагам занимаются разные подразделения. Соответственно, что им удобнее: иметь единую программу для того и для другого (с настройкой прав доступа) или же разные программы для доступа к соответствующим модулям нашей информационной системы? Это сегодня тема наших исследований, мы активно общаемся по этому вопросу с пользователями. Надеемся, что результат этой работы будет оптимальным и для нас, и для клиентов.

— То есть для более крупных клиентов Вы готовы заниматься чем-то вроде «индивидуального пошива»?

— Как инфраструктурная организация мы будем стараться всячески уходить от чрезмерной индивидуализации. Я бы сказал так: вряд ли мы будем готовы предлагать какие-то совсем уж индивидуальные решения. Наша задача — сделать стандартные решения настолько гибкими, чтобы клиенты могли их подстроить под себя максимально легко и быстро.

В этом смысле грядущее объединение с ДКК для нас тоже очень важно и интересно, потому что в восприятии участников рынка ДКК — депозитарий, который уделяет много внимания своим крупным клиентам, подчеркнуто клиентоориентированный. В процессе объ­единения мы проанализируем этот опыт и постараемся сохранить все лучшее.

— Какие задачи стоят перед Вами в связи с объединением бирж?

— Как расчетный депозитарий мы в первую очередь ориентируемся на взаимодействие и интеграцию с Расчетной палатой РТС и ДКК. И, естественно, нас не может не интересовать все, что касается общей структуры, сервисов, структуры торговых площадок, которые образуются в результате слияния бирж. Непосредственно нашей задачей в рамках общего процесса является интеграция расчетной и депозитарной составляющих. Мы уже начали общение на эту тему с коллегами из Группы РТС. Пока это начальный этап.

Наша цель — завершить процесс в 2012 г. И здесь, с моей точки зрения, необходимо внимательно изучать именно решения по IT. Но первичен, конечно, сервисный подход: какие услуги предлагает ДКК и Расчетная палата РТС, насколько легко мы можем интегрировать их в нашу структуру.

— На рынке говорят о том, что у ММВБ и РТС принципиально разные системы. Возможна ли их интеграция в принципе?

— Пока мы не видим серьезных препятствий. Можно говорить о привычках клиентов и о тех услугах, которые ДКК им предлагает. Я бы сказал, что первичны бизнес-сервисы и тарифные решения ДКК, а не IT-сервисы. Технологических проблем как раз меньше.

Для нас будет важно в рамках объединения обеспечить тот уровень гибкости, которого ожидают клиенты. И здесь потребуется в том числе глубоко анализировать технологические решения ДКК.

Вероятно, что в течение достаточно долгого периода технологические решения ДКК и НРД будут функцио­нировать параллельно в рамках одной организации. Этот переход мы постараемся сделать максимально плавным и будем согласовывать все шаги с участниками рынка, чтобы клиенты чувствовали себя предельно комфортно.

— То есть, построив квартал, Вы не будете сразу асфальтировать дорожки, а посмотрите, как их протаптывают жители?

— В данном случае у нас есть схемы двух кварталов с привычными жителям дорожками. И нужно постараться сохранить черты обеих конфигураций в новой единой схеме.

— Как с точки зрения инфраструктуры выглядят участники рынка? Находятся ли они примерно на одном техническом уровне? Есть ли какие-то участки, где IT-оснащенность компаний оставляет желать лучшего? И как здесь у нас вообще обстоят дела по сравнению с западными развитыми рынками?

— С IT-оснащенностью участников российского рынка все весьма неплохо. По крайней мере если мы говорим о лидерах.

У НРД много клиентов. И много типов клиентов: кастодиальный депозитарий, коммерческий банк, брокерская компания. Все это разные профили. И внутри них работают различные системы автоматизации. Кстати, ни один западный банк не ставит цели достичь стопроцентной автоматизации всех процессов любой ценой. Подход здесь всегда прагматический: взвешивается стоимость решения и те объемы бизнеса, которые будут поддерживаться с его помощью. То есть сопоставляются доходы и расходы.

Поэтому для нас вызовом является не разный уровень автоматизации бизнеса клиентов, хотя мы предлагаем сервис как тем, кто работает в режиме STP, так и тем, кто привык работать вручную. Проблема разно­образия заключается в том, что центральный депозитарий будет поддерживать очень большой набор сервисов. А для этого нужны очень разные решения.

— Вашей задачей является также совершенствование новых продуктов и услуг. Какие продукты и сервисы НРД требуют усовершенствования?

— Да, это непривычная конфигурация задач. Обычно IT-подразделение воспринимается как звено, отдаленное от клиентской работы. Но в депозитарии как типе бизнес-структуры на технологии завязано большинство сервисов, поэтому расстояние между продуктами, услугами и технологиями невелико. Объединение, с одной стороны, подразделений, которые разрабатывают новые продукты и совершенствуют существующие, а с другой стороны, технологических звеньев — это интересное решение. И перспективное. Потому что, работая бок о бок, мы сможем максимально сократить время внедрения инноваций. Задачи, поставленные подразделением маркетинга, смогут быстро стать готовыми технологическими решениями. Логика совмещения названных задач такова.

IT-подразделение тоже должно понимать, что развитие информационной системы работает в конечном счете на улучшение сервиса НРД. Конкурентоспособность зависит от всех факторов.

Наша стратегия — максимально ориентироваться на потребности клиента. Сейчас каналов обратной связи очень много. В НРД существует клиентская служба. Также работают различные комитеты и комиссии, на которых пользователи наших услуг могут высказать свое мнение. К числу таких звеньев относится, в частности, Технологическая комиссия, которая состоит из представителей крупнейших клиентов НРД. На повестке дня стоит и внедрение СRМ-систем, которые будут фиксировать все пожелания пользователей.

Таким образом, к нам поступают идеи клиентов по усовершенствованию продуктового ряда НРД. А наша задача — как можно быстрее внедрить новую услугу на базе устойчивого технологического решения.

— Не может ли получиться так, что в результате будет создан прекрасный центральный депозитарий, но на рынке с ограниченной дееспособностью?

— Я могу ответить и как человек и гражданин, и как один из руководителей будущего ЦД. Как человек и гражданин я, естественно, заинтересован в том, чтобы наш финансовый рынок развивался, потому что это важная составляющая конкурентоспособности страны. Как сотрудник НРД вижу свою и нашу общую миссию в том, чтобы пройти свою часть пути и создать эффективные сервисы, которые позволили бы инвесторам эффективно, недорого и удобно рассчитывать сделки на российском рынке. Если каждый участник российского финансового рынка будет делать свое дело качественно, то у национального рынка в целом появится шанс на успех в глобальной конкуренции.

— Какую задачу из числа стоящих сегодня перед российским рынком следует считать самой важной?

— Ответ очевиден: завершение интеграции торговой, расчетной и клиринговой инфраструктуры. Если в стране возникнет эффективная финансовая инфраструктура, сравнимая с лучшими мировыми образцами, то по такой дороге инвесторам будет легко и удобно добираться до нашего рынка. Причем не только вторичного, но и первичного.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (5):
Brandon
30.11.2015 13:17:58
What a neat ariletc. I had no inkling.
Ivan
01.12.2015 18:17:42
YMMD with that <a href="http://mllhbteju.com">anrews!</a> TX
Myrna
02.12.2015 01:04:13
If my problem was a Death Star, this article is a photon todorep. http://yofajtsxlcr.com [url=http://lynuyt.com]lynuyt[/url] [link=http://wdzhir.com]wdzhir[/link]
FrAncisca
03.12.2015 13:00:42
Thanks alot - your answer solved all my problems after several days <a href="http://xxblwgtx.com">strlnguigg</a>
Alhoceimi
05.12.2015 01:52:40
Good to see real expertise on display. Your coironbutitn is most welcome. http://sgnhpvc.com [url=http://curghvzbah.com]curghvzbah[/url] [link=http://aymjwqms.com]aymjwqms[/link]

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100