Casual
РЦБ.RU

Упрощение процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением

Май 2011

На сегодняшний момент размещение и обращение федеральных государственных ценных бумаг происходит только в Секции государственных и муниципальных ценных бумаг ЗАО ММВБ. В данной секции действует особая система учета прав на федеральные государственные ценные бумаги, предусмотренная Положением Банка России от 16.03.2004 № 253-П «О порядке депозитарного учета федеральных государственных ценных бумаг», и особая схема выплаты доходов по таким ценным бумагам, предусмотренная Положением Банка России от 25.03.2003 № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг». Указанные особенности позволяют Банку России, выполняющему функции платежного агента эмитента, в режиме реального времени получать информацию о конечных владельцах федеральных государственных ценных бумаг и производить им выплаты в срок Т + 0.

С началом обращения федеральных государственных ценных бумаг на фондовых биржах согласно планам по либерализации рынка таких ценных бумаг депозитарный учет и выплаты доходов по федеральным государственным ценным бумагам будут осуществляться в соответствии с порядком, действующим для корпоративных ценных бумаг. Такой порядок предусматривает выплату эмитентом доходов на основании данных, полученных в результате составления списка владельцев ценных бумаг с указанием лиц, уполномоченных владельцами на получение доходов по ценным бумагам, и их платежных реквизитов. Составление списка владельцев ценных бумаг намного увеличивает фактические сроки выплаты доходов по сравнению с системой выплат по федеральным государственным ценным бумагам. Действующая на сегодняшний момент на российском финансовом рынке схема проведения выплат по корпоративным ценным бумагам с исполнением эмитентом функций налогового агента характеризуется высокими издержками, низкой эффективностью и длительными сроками проведения таких выплат, что снижает привлекательность внутреннего фондового рынка для потенциальных инвесторов.

В этой связи для унификации систем депозитарного учета государственных и корпоративных секторов и в целях избежания ухудшения условий по выплате доходов для владельцев федеральных государственных ценных бумаг был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”» и ст. 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»1, позволяющий значительно сократить сроки проведения выплат эмитентом и снизить операционную нагрузку при их осуществлении.

Основная идея законопроекта заключается в упрощении порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением путем установления на законодательном уровне обязанности депозитария по получению для своих депонентов выплат по таким ценным бумагам и наделения депозитария функциями налогового агента при получении указанных выплат.

На сегодняшний момент практически все выпуски корпоративных, государственных и муниципальных облигаций произведены в форме документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением. На рынке таких ценных бумаг сложилась определенная схема перечисления доходов и средств от погашения номинальной стоимости (рис. 1).

Для осуществления выплат эмитенту необходимо иметь список владельцев облигаций с указанием лиц, уполномоченных владельцами на получение доходов по ценным бумагам, и их платежных реквизитов.

Как известно, налоговым агентом при выплате доходов по облигациям физическим лицам-резидентам, физическим и юридическим лицам-нерезидентам является эмитент. Составление списка владельцев облигаций для исполнения эмитентом обязательств по облигациям является трудоемким и затратным процессом и для инвесторов (физических лиц-резидентов, физических и юридических лиц-нерезидентов), и для депозитария такого инвестора, вынужденного собирать необходимую информацию от своих клиентов, даже если клиент уполномочил депозитарий получать доходы по своим ценным бумагам, и для эмитента, который должен в достаточно короткие сроки рассмотреть все документы, правильно начислить и заплатить налоги, а позже отчитаться перед налоговыми органами. Существующая схема приводит к росту издержек как со стороны эмитента по обслуживанию выплат по облигациям, так и со стороны номинальных держателей и в конечном счете повышает расходы самого инвестора. Также проблемы могут возникнуть с неполным или несвоевременным раскрытием списка владельцев облигаций, что может привести к реализации налоговых рисков для эмитента, номинальных держателей и инвесторов.

Рассматриваемый в статье законопроект призван изменить описанную выше ситуацию. Согласно предлагаемым поправкам в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предоставление эмитенту списка конечных владельцев облигаций для осуществления выплат больше не потребуется (рис. 2). Эмитент исполняет обязанность по осуществлению выплат по облигациям путем перечисления денежных средств депозитарию, с которым у него заключен договор эмиссионного счета депо, т. е. депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение ценных бумаг эмитента. Данный депозитарий является головным учетным институтом по таким облигациям. В настоящий момент практически для всех выпусков облигаций таким учетным институтом является НКО ЗАО НРД. Согласно законопроекту обязанность эмитента по осуществлению выплат по облигациям считается исполненной со дня поступления от эмитента денежных средств:

• на специальный депозитарный счет депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг (в случае если такой депозитарий не является кредитной организаций);

• на счет депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг (в случае если такой депозитарий является кредитной организаций).

После получения денежных средств от эмитента согласно законопроекту головной депозитарий обязан передать выплаты по ценным бумагам своим депонентам не позднее следующего рабочего дня. При этом если депонентами головного депозитария являются другие депозитарии, вступающие в качестве номинальных держателей (в терминах законопроекта — депозитарии, осуществляющие учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением), то головной депозитарий перечисляет денежные средства, причитающиеся клиентам таких депозитариев, в полной сумме без каких-либо удержаний:

• на специальный депозитарный счет депозитария — номинального держателя (в случае если он не является кредитной организацией);

• на счет депозитария — номинального держателя (в случае если он является кредитной организацией).

Если депонентами головного депозитария являются владельцы ценных бумаг и доверительные управляющие, то головной депозитарий перечисляет им денежные средства в порядке, предусмотренном депозитарным договором (т. е. на счета владельцев ценных бумаг и доверительных управляющих или уполномоченных ими лиц).

В соответствии с законопроектом после перечисления денежных средств, полученных от эмитента облигаций, своим депонентам головной депозитарий должен раскрыть (предоставить) информацию об этом в порядке, сроки и объеме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом законопроект устанавливает обязанность депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг эмитента, раскрыть размер выплаты, приходящейся на одну ценную бумагу.

Это важная норма, связанная с тем, что содержащиеся в законопроекте положения позволяют решить одну из имеющихся на сегодняшний момент проблем при осуществлении эмитентом частичных выплат по облигациям — однозначное регулирование порядка распределения денежных средств между владельцами ценных бумаг при частичной выплате эмитентом. Сегодня эмитент при осуществлении выплат по облигациям в неполной сумме может самостоятельно или через платежного агента неравноценно распределить данные денежные средства между владельцами — например, одному владельцу зачислить полную сумму, а другому не зачислить ничего или зачислить меньшую сумму. В соответствии с законопроектом при частичном (неполном) исполнении эмитентом своих обязанностей по выплатам по облигациям выплаты распределяются между владельцами ценных бумаг поровну, т. е. пропорционально тому количеству ценных бумаг, которыми они владели на определенную в законопроекте дату.

Согласно законопроекту передача выплат по ценным бумагам осуществляется депозитарием2 лицу, являвшемуся его депонентом на дату, определенную в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг в качестве даты надлежащего исполнения эмитентом обязанности по осуществлению выплат по ценным бумагам.

В случае если обязанность по осуществлению последней из выплат по ценным бумагам в установленный решением о выпуске срок эмитентом не исполнена или исполнена ненадлежащим образом, то идет «перефиксация списка владельцев», т. е. устанавливается новая дата для осуществления выплат по ценным бумагам, на которую определяется принадлежащее депоненту количество ценных бумаг. Такая дата определяется следующим образом. Эмитент при появлении у него возможности перечисляет денежные средства головному депозитарию, после чего последний раскрывает об этом информацию. Таким образом, следующий день за днем раскрытия головным депозитарием информации и есть новая дата, на которую определяется принадлежащее депоненту количество ценных бумаг для осуществления по ним выплат.

После получения выплат по облигациям от головного депозитария депозитарий — номинальный держатель обязан передать выплаты по ценным бумагам своим депонентам не позднее 3 рабочих дней после дня их получения, но не позднее 10 рабочих дней после даты раскрытия головным депозитарием информации о передаче своим депонентам выплат по облигациям. При этом перечисление выплат по ценным бумагам депоненту, который является номинальным держателем, осуществляется:

• на его специальный депозитарный счет (в случае если он не является кредитной организацией);

• на счет депонента — номинального держателя (в случае если он является кредитной организацией).

Таким образом, денежные средства перечисляются по депозитарной цепочке от одного депозитария другому до тех пор, пока не дойдут до конечного владельца.

Законопроектом установлено, что после истечения указанного 10-дневного срока депоненты вправе требовать от депозитария, с которым у них заключен депозитарный договор, осуществления причитающихся им выплат по ценным бумагам независимо от факта получения таких выплат депозитарием, т. е. даже в случае, если такой депозитарий не получил от другого депозитария, в котором у него открыт междепозитарный счет, денежные средства. При этом указанное требование об обязанности депозитария передать выплаты по ценным бумагам своим депонентам не позднее 10 рабочих дней не применяется к депозитарию, ставшему депонентом другого депозитария в соответствии с письменным указанием своего депонента и не получившему от другого депозитария подлежавшие передаче выплаты по ценным бумагам.

В связи с предусмотренным законопроектом изменением системы выплат по облигациям составления списка владельцев облигаций с передачей его эмитенту для осуществления выплат больше не потребуется. Тем не менее законопроект предусматривает, что головной депозитарий по распоряжению эмитента предоставляет ему список лиц, являющихся владельцами облигаций, один раз в год за вознаграждение, не превышающее затраты на его составление, а в остальных случаях за вознаграждение, размер которого определяется договором с таким депозитарием. Следовательно, номинальный держатель, являющийся депонентом головного депозитария в соответствии с законопроектом, должен предоставить список владельцев облигаций не позднее 7 дней после дня получения требования от головного депозитария. Данная норма осталась в законопроекте в целях обеспечения для эмитента возможности получения информации о владельцах облигаций в необходимых ему случаях.

Отдельно следует сказать про вносимые законопроектом изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии с данными поправками функции налогового агента для физических лиц-резидентов, физических и юридических лиц-нерезидентов при осуществлении выплат по облигациям переходят от эмитента к депозитарию, обслуживающему конечных владельцев: физических лиц-резидентов, физических и юридических лиц-нерезидентов.

Изменения в ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают признание депозитария налоговым агентом в отношении своих депонентов физических лиц-резидентов только при осуществлении процентных (купонных) выплат по облигациям. Законопроект устанавливает, что при погашении номинальной стоимости облигаций уплата НДФЛ производится физическим лицом самостоятельно в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса.

В отношении своих депонентов — владельцев облигаций физических и юридических лиц-нерезидентов депозитарий в соответствии с поправками, вносимыми в ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации, будет выполнять функции налогового агента при осуществлении любых выплат по облигациям (при осуществлении купонных (процентных) выплат и при погашении номинальной стоимости облигаций).

В заключение необходимо отметить, что описанные выше поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Налоговый кодекс Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2012 г.

При этом важно подчеркнуть, что новый порядок осуществления выплат по облигациям, предполагающий в том числе наделение депозитария функциями налогового агента для физических лиц-резидентов, физических и юридических лиц-нерезидентов, будет распространяться:

• на федеральные государственные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска;

• на новые выпуски субфедеральных, муниципальных и корпоративных эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, т. е. на такие ценные бумаги, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
«Хороший сервис должен быть стандартным»
Упрощение процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением
Глобальный рынок акций: упущенные возможности и перспективы
Действующаяроссийская система депозитарного учета закладных: недостатки и необходимость изменения1
Взаимодействие брокеров и институциональных инвесторов в условиях инфраструктурных и законодательных ограничений
Обеспечение электронного взаимодействия между учетными институтами
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за I квартал 2011 года
Регулированиефондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве
Участники АЦДЕ: Национальный депозитарий ценных бумаг Республики Молдова
Москва как международный финансовый центр: от стратегиик действиям
Foxybusiness?
НРД:совершенствование технологий и новые услуги
НРД — победитель в номинации «За внедрение инноваций и развитие новых технологий»
К новым рубежам
НРД создал Экспертный клуб
Новости
События международной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100