Casual
РЦБ.RU

«Вэбовки»

Март 2011

В конце 1980-х — начале 1990-х годов Правительством СССР был взят курс на либерализацию экономики (товарных рынков, валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности). Были приняты решения, позволившие организациям, предприятиям и объединениям осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе и посредническую, без специальной регистрации. Банки, уполномоченные на ведение валютных операций, получили разрешение открывать счета всем юридическим лицам и гражданам. Основная масса расчетов советских организаций, связанных с внешней торговлей и другими видами внешнеэкономической деятельности, осуществлялась через Внешэкономбанк СССР.

Условия появления «вэбовок»

Принятые Правительством СССР в тот период меры, направленные на стабилизацию внутреннего рынка и привлечение в СССР иностранных инвестиций, оказались неэффективными. 1 января 1992 г. фактически произошел дефолт по внешним обязательствам СССР. Все валютные средства, поступившие на счета клиентов Внешэкономбанка до 1 января 1992 г., были заблокированы.

Дальнейшую судьбу Внешэкономбанка определил Президиум Верховного Совета Российской Федерации, опубликовав Постановление от 13.01.1992 № 2172-1 «О Банке внешнеэкономической деятельности СССР». Внешэкономбанк был сохранен и продолжил свою деятельность в качестве государственного специализированного банка. На него были возложены функции агента по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего СССР. Этим же документом Российская Федерация признала свое правопреемство по обязательствам бывшего СССР перед физическими лицами, российскими предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе банками.

Правительству Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено переоформить указанные обязательства перед российскими юридическими лицами в государственные облигации с номиналом в иностранной валюте. До переоформления обязательств было приостановлено использование валютных средств, зачисленных на счета предприятий, организаций, учреждений и банков во Внешэкономбанке СССР до 1 января 1992 г. Вопросы использования средств, поступивших во Внешэкономбанк для зачисления на валютные счета клиентов, являющихся резидентами бывшего СССР (кроме Российской Федерации), до 1 января 1992 г., предполагалось решить после определения представителями государств — бывших республик СССР принципов раздела внутреннего и внешнего валютного долга. Обязательства перед физическими лицами были погашены путем выплаты денежных средств.

Таковы предпосылки появления в России «вэбовки» — первой российской ценной бумаги в иностранной валюте.

Сама идея выпуска ценных бумаг в иностранной валюте для внутреннего рынка интересна тем, что в условиях непрерывного падения курса рубля «вэбовка» даже при невысоком уровне текущей доходности в значительной степени защищала от инфляции. Форма выпуска ценной бумаги — предъявительская, документарная — обеспечивала «вэбовке» свободное обращение на вторичном рынке, а сравнительно небольшой минимальный номинал (1000 долл. США) давал возможность приобретать ее физическим лицам.

Эмиссия привлекательной для инвесторов ценной бумаги, простота ее обращения — факторы, благодаря которым «вэбовка» внесла весомый вклад в развитие российского рынка ценных бумаг. По сути, «вэбовка» стала основой формирования в России полноценного внебиржевого рынка ценных бумаг.

Для исполнения Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.1992 № 2172-1 и в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 07.12.1992 № 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР». Данным указом были определены основные параметры выпуска государственных облигаций в иностранной валюте:

• эмитент — Министерство финансов Российской Федерации;

• валюта облигационного займа — доллары США;

• процентная ставка — 3% годовых;

• срок погашения облигаций — от 1 года до 15 лет.

Минфину России совместно с Центральным банком Российской Федерации и Внешэкономбанком было поручено разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации подробные условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа с указанием сроков распределения облигаций среди юридических лиц — владельцев соответствующих валютных счетов. Указ Президента РФ от 07.12.1992 № 1565 утвердил Схему распределения облигаций Министерства финансов Российской Федерации по срокам и размерам их погашения среди юридических лиц — владельцев валютных счетов во Внеш­экономбанке.

Расчет выпуска облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) был произведен исходя из остатков денежных средств, находящихся на валютных счетах клиентов Внешэкономбанка по состоянию на 1 января 1992 г. Общая сумма выпуска ОВГВЗ составила 7 885 000 000 долл. США1.

Условия выпуска облигаций внутреннего государственного валютного займа были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 № 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа». В качестве эмитента облигаций внутреннего государственного валютного займа (заемщика) выступило Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск был датирован 14 мая 1993 г. Условия выпуска содержали следующие основные положения:

• форма выпуска — документарные ценные бумаги на предъявителя;

• неотъемлемой частью облигации является комплект купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации;

• проценты по займу выплачиваются 1 раз в год 14 мая;

• сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году, состоящем из 12 месяцев по 30 дней в каждом.

Сроки погашения облигаций по сериям:

• серия I — 14.05.1994;

• серия II — 14.05.1996;

• серия III — 14.05.1999;

• серия IV — 14.05.2003;

• серия V — 15.05.2008.

Заемщик выплачивает причитающиеся суммы основного долга и купонных процентов в долларах США. Доходы по облигациям выплачиваются держателю через основного платежного агента или дополнительных платежных агентов путем перевода соответствующей суммы в долларах США:

• для российских держателей облигаций — в российские уполномоченные банки;

• для иностранных держателей облигаций — в иностранные банки и их отделения.

Указанным постановлением были также утверждены сроки выдачи ОВГВЗ. Предполагалось осуществить распределение и выдачу облигаций клиентам в течение 75 рабочих дней с даты выпуска. В дальнейшем Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1993 № 454 сроки выдачи облигаций были перенесены на 14 сентября 1993 г.

В целом внутренний облигационный заем соответствовал принятым в мировой практике формам выпусков подобных займов. Основным отличием новых ценных бумаг стало то, что они не размещались свободно на рынке, а распределялись среди российских юридических лиц — клиентов Внешэкономбанка.

При переоформлении обязательств бывшего СССР перед российскими юридическими лицами по их валютным счетам во Внешэкономбанке в ОВГВЗ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.12.1992 № 1565 не были учтены остатки средств российских юридических лиц на счетах в клиринговых, замкнутых и специальных валютах.

В целях обеспечения равных условий погашения внутреннего валютного долга перед российскими предприятиями и организациями — владельцами средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах было принято решение осуществить дополнительный выпуск ОВГВЗ. Для этого был подписан Указ Президента РФ от 31.01.1996 № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним долгом Российской Федерации», а в дальнейшем в целях исполнения Указа было принято Постановление Правительства РФ от 04.03.1996 № 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа».

Во исполнение этих нормативных документов Внеш­экономбанк начал производить конвертацию средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах в доллары США с последующим зачислением на вновь открытые клиентам специальные валютные счета для переоформления в облигации внутреннего государственного валютного займа. Учитывая реальную покупательную способность клиринговых валют, коэффициент их пересчета в доллары США был установлен 5:1 для средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах развивающихся стран и Югославии и 10:1 для валют бывших социалистических стран. В результате дополнительной эмиссии был осуществлен выпуск ОВГВЗ II—V серий на сумму 1 550 000 долл. США и ОВГВЗ VI—VII серий со сроками погашения в 2006 и 2011 гг. соответственно на общую сумму 3 500 000 000 долл. США по 1 750 000 000 долл. США каждой серии. Для сохранения единой целостной системы учета государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, дополнительный выпуск облигаций был осуществлен в документарной форме ОВГВЗ, выпущенных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.03.1993 № 222, с сохранением при этом единой системы нумерации облигаций. ОВГВЗ VI и VII серий были выпущены номиналом 10 000 и 100 000 долл. США. Таким образом, всего Министерство финансов Российской Федерации выпустило в обращение облигации на сумму 12,9 млрд долл. США с различными сроками погашения до 2011 г.

Организация первичного размещенияи обслуживания

30 сентября 1993 г. между Минфином России и Внеш­экономбанком было подписано Агентское соглашение, которым были определены следующие функции Внеш­экономбанка по обслуживанию выпуска ОВГВЗ:

• выверка остатков валютных средств;

• распределение облигаций среди российских юридических лиц — владельцев блокированных валютных счетов во Внешэкономбанке;

• урегулирование платежных обязательств владельцев валютных средств перед Минфином России и Внеш­экономбанком;

• выдача облигаций российским юридическим лицам — владельцам блокированных валютных счетов;

• организация и проведение оплаты купонов и погашение сумм основного долга по облигациям;

• организация обращения ОВГВЗ на вторичном рынке;

• осуществление операций с облигациями и проведение расчетов по заключенным с облигациями сделкам.

Для реализации задач по обслуживанию внутреннего государственного валютного займа во Внешэкономбанке было создано обособленное подразделение — Управление по обслуживанию внутреннего валютного долга (УОВВД), в состав которого входили отдел по урегулированию платежных обязательств и отдел оформления и учета операций с ценными бумагами. С сентября 1993 г. Внешэкономбанк приступил к выдаче ОВГВЗ своим клиентам.

Выдача облигаций производилась Внешэкономбанком в соответствии с протоколом № 10 от 14.09.1993 заседания Правительственной комиссии по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации после урегулирования владельцами соответствующих счетов своих платежных обязательств перед Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком. Среди видов обязательств, подлежащих урегулированию, были просроченная задолженность по оплате векселей, гарантий и инкассо. Основными должниками по данным видам обязательств являлись внешнеторговые объединения, производившие закупки по импорту в счет централизованных средств по решению Правительства СССР и РФ.

Для получения облигаций клиенты после урегулирования платежных обязательств перед Минфином России и Внешэкономбанком обязаны были предоставить во Внешэкономбанк:

• заявление на выдачу облигаций;

• доверенность на получение облигаций;

• документ, удостоверяющий личность представителя клиента.

При условии правильного оформления необходимых документов, а также при соответствии остатка средств, указанного клиентом, учетным данным Внешэкономбанка на второй рабочий день клиент мог получить причитающиеся ему облигации.

При наличии отдельного соглашения между клиентом и Внешэкономбанком ОВГВЗ могли быть оставлены во Внешэкономбанке на ответственное хранение. Для этих целей во Внешэкономбанке была разработана типовая форма соглашения по открытию и ведению счета ответственного хранения ценных бумаг. Однако в 1994—1998 гг. в связи с ориентацией Внеш­экономбанка на завершение расчетов по внутреннему валютному долгу услуги по хранению ОВГВЗ, а также иных ценных бумаг во Внешэкономбанке не развивались. В связи с этим до 1999 г. Внеш­экономбанк в части обслуживания ОВГВЗ выполнял в основном функцию уполномоченного агента Минфина России по данным ценным бумагам. И только после создания в 1999 г. Депозитария Внеш­эко­номбанка услуги по учету/хранению ОВГВЗ, в том числе расчеты по операциям с ними, включая сделки с клиентами других депозитариев, а также залоговые и иные операции стали предоставляться Внеш­экономбанком в полном объеме.

17 июня 1996 г. Внешэкономбанк начал производить выдачу ОВГВЗ в счет остатков средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по мере поступления заявлений клиентов и урегулирования различного вида задолженностей.

Для завершения расчетов по блокированным счетам, остатки средств на которых составляли менее 1000 долл. США (минимальный номинал ОВГВЗ), Министерством финансов Российской Федерации было выделено соответствующее валютное покрытие. На основании письма клиента остаток средств в сумме менее 1000 долл. США перечислялся Внешэкономбанком на текущий валютный счет клиента в российском банке.

В начале 1994 г. число держателей облигаций достигло примерно 10 000, и наблюдалась тенденция к росту их числа. Для поддержания оперативности расчетов по погашению и оплате купонов по ОВГВЗ возникла необходимость назначения дополнительных платежных агентов. В результате ряд российских коммерческих банков (Альфа-Банк, Банк «Столичный», Банк «Российский кредит» и др.) с апреля 1994 г. стали выполнять функции дополнительных платежных агентов по обслуживанию ОВГВЗ. Их общее число достигало 24. Институт платежных агентов просуществовал до банковского кризиса 1998 г. В дальнейшем функции дополнительных платежных агентов выполняли только Внешторгбанк и Сбербанк России исключительно в основной платежный период с даты приема облигаций для совершения платежа сроком 14 мая каждого года.

В соответствии с условиями выпуска ОВГВЗ погашение облигаций и купонов производилось Внешэкономбанком и коммерческими банками — дополнительными платежными агентами (в период их действия) только после проверки подлинности и платежности облигаций.

Испорченные ОВГВЗ принимались Внешэкономбанком от держателей облигаций для проведения экспертизы с целью определения возможности их дальнейшего обращения или необходимости замены на новые. В зависимости от состояния ценной бумаги экспертной комиссией могли быть приняты решения об оплате облигации или о ее замене.

Облигации, по которым имелись решения органов прокуратуры, следствия и судебных органов о наложении ареста или о запрете на проведение операций с ними, оплате не подлежали, а облигации, по которым объявлен розыск, но предписаний об аресте облигаций не имелось, подлежали оплате с одновременным уведомлением об их местонахождении правоохранительного органа, объявившего их в розыск.

Поначалу вопросы валютного регулирования в связи с эмиссией ОВГВЗ, номинированных в долларах США, не возникали. Однако необходимость их решения назрела довольно быстро, поэтому было выпущено Письмо Банка России от 13.04.1994 № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа», действующее до вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Установленный в упомянутом письме Центрального банка РФ порядок предусматривал следующее:

• ОВГВЗ могут обращаться на территории Российской Федерации без специальных разрешений Банка России.

• Вывоз ОВГВЗ за пределы РФ не допускается.

• Денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, выражаются в безналичной форме, как в рублях, так и в иностранной валюте.

• Доход по облигациям выплачивается в долларах США.

• Владельцы облигаций могут передать их на хранение в уполномоченные банки Российской Федерации, выступающие в качестве депозитариев. Нерезиденты не могут выполнять функции депозитариев облигаций.

После вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Письмо Банка России от 13.04.1994 № 87 утратило силу. В соответствии с новым законом ОВГВЗ стали относиться к категории внешних ценных бумаг, а операции с ними регулироваться положениями закона.

Окончание следует.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100