РЦБ.RU

Регулированиефондового рынка: обзор основныхизменений в российском законодательстве

Февраль 2011

27.01.2011 вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайде), который вносит изменения в существующее регулирование инсайдерской информации в России

Среди многочисленных новелл Закона об инсайде ниже выделены наиболее существенные.

Понятие инсайдерской информации

Согласно ст. 2 Закона об инсайде инсайдерской информацией признается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 Закона об инсайде.

Согласно ст. 2 Закона об инсайде инсайдерской информацией признается, в частности, информация, составляющая коммерческую тайну, служебную тайну, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), иную охраняемую законом тайну, а также сведения, касающиеся:

• одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг;

• одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

• одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» реестр и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

• одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Инсайдер

Статья 4 Закона об инсайде устанавливает перечень лиц, которые обладают инсайдерской информацией или доступом к ней (инсайдеров). При этом Законом об инсайде выделяются две группы инсайдеров:

• первичные (лица, информация о внутренней деятельности и решениях которых является инсайдерской информацией)1;

• вторичные (лица, обладающие доступом к инсайдерской информации первичных инсайдеров в силу того или иного договора, участия в уставном капитале, членства в совете директоров, исполнительном органе или ревизионной комиссии)2.

Следует отметить, что в Законе об инсайде в перечне инсайдеров прямо не названы лица, получившие инсайдерскую информацию вне связи со своей служебной или профессиональной деятельностью, в том числе случайно. Между тем в ст. 7 Закона об инсайде указано, что ответственности подлежит любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию. В связи с этим можно ожидать неоднозначного подхода в практике к определению лиц, подлежащих ответственности за злоупотребления на финансовых и товарных рынках.

Обязанности инсайдеров

Закон об инсайде устанавливает комплекс положений, закрепляющих основы системы контроля за действиями инсайдеров, и предусматривает следующие основные обязанности инсайдеров:

1. Утвердить собственные перечни инсайдерской информации (данная обязанность вступает в силу 31.07.2011)3.

2. Вести список своих инсайдеров (данная обязанность вступает в силу 31.07.2011)4.

3. Разработать и утвердить документ (документы), регулирующий следующие вопросы (данная обязанность вступила в силу 27.01.2011)4.

• порядок доступа к инсайдерской информации;

• правила охраны конфиденциальности инсайдерской информации;

• правила контроля за соблюдением требований Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

4. Создать структурное подразделение/должностное лицо, подконтрольное совету директоров, которое будет осуществлять контроль за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним подзаконных актов4. Закон об инсайде требует обеспечения условий для независимого и эффективного осуществления данным подразделением/должностным лицом своих функций (данная обязанность вступила в силу 27.01.2011).

5. Уведомлять эмитентов, инсайдерами которых они являются, а также федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента.

Ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации

Инсайдер, неправомерно использовавший инсайдерскую информацию, может быть привлечен либо к уголовной ответственности (в случае если такое использование причинило ущерб гражданам, организациям или государству в размере свыше 2,5 млрд руб. либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в таком же размере), либо к административной ответственности (при отсутствии последствий, указанных выше).

Можно отметить, что санкции за неправомерное использование инсайдерской информации относительно мягкие, а размер штрафов не соотносится с размером выгоды, полученной в результате нарушения Закона об инсайде. Единственным исключением из этого правила является ответственность юридических лиц, размер штрафов для которых равняется сумме полученной выгоды от правонарушения.

Для сравнения: в США штрафы за подобные правонарушения составляют трехкратную сумму полученной выгоды, а во Французской Республике — до десятикратного размера полученной выгоды, но не менее 1,5 млрд евро.

Информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ФСФР России дала ряд комментариев в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайде).

В соответствии с Законом об инсайде с 27 января 2011 г. вступила в силу обязанность инсайдеров разработать и утвердить документы, устанавливающие порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны конфиденциальности инсайдерской информации, правила контроля за соблюдением требований Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных актов. Также инсайдеры обязаны создать (определить) внутреннее структурное подразделение/должностное лицо, которое будет подконтрольно совету директоров и станет осуществлять контроль за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. ФСФР России разъяснило, что утверждение данных документов, а также создание структурного подразделения и утверждение порядка выполнения им своих функций должно осуществляться в соответствии с уставом, учредительными документами и иными внутренними документами инсайдера.

Указанным структурным подразделением инсайдера — профессионального участника рынка ценных бумаг может быть назначен контролер данного профессионального участника (при условии подчинения такого контролера совету директоров, а в случае его отсутствия — высшему органу управления компании).

Вступление в силу: документне является нормативно-правовым актом.

  • Рейтинг
  • 0

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100