РЦБ.RU

Допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок:опыт размещения облигаций Беларуси

Январь 2011

В последнее время наблюдаются существенные изменения в регулировании рынка ценных бумаг. В первую очередь это касается возможности допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на российский рынок. Думается, что такая необходимость назрела уже давно. Ведь всем известна проблема, при которой принадлежащие российским бенефициарам компании, зарегистрированные за рубежом, не могли размещать свои бумаги на российском рынке, хотя в этом и возникала необходимость — например, в рамках сделок по секьюритизации активов.

Ранее уже предпринимались попытки вывести ценные бумаги иностранных эмитентов на российский финансовый рынок. И первым шагом на пути к изменению данной ситуации было включение в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»1 ст. 51.1, предусматривающей возможность размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации. Однако данная статья для иностранных компаний долгое время оставалась неработающей, поскольку предполагала выпуск ценных бумаг по российским нормам без учета законодательства иностранных государств.

Как следствие, в апреле 2009 г. ст. 51.1 была серьезно переработана: согласно ее новой, ныне действующей редакции, ценные бумаги иностранной компании «создаются» за рубежом, после чего допускаются к размещению и (или) публичному обращению на территории Российской Федерации2.

Между тем следует отметить, что еще около года ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг» не могла фактически применяться, поскольку не были приведены в соответствие с новым законодательным регулированием Стандарты эмиссии ценных бумаг3, а также отсутствовали некоторые иные предусмотренные данным законом нормативные акты.

Этот механизм начал работать только 2010 г. И здесь необходимо отдать должное ФСФР России, которой удалось обеспечить участников оборота необходимой нормативной базой, подготовленной на высоком профессиональном уровне. В частности, были приняты положения, которыми:

• устанавливается порядок регистрации проспектов ценных бумаги иностранных эмитентов, а также порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ4;

• утверждается состав и порядок расчета показателей, характеризующих уровень ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровень инвестиционного риска ценных бумаг, на основании которых ФСФР России принимается решение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ5;

• определяются требования к брокеру, подписывающему проспект ценных бумаг иностранного эмитента6, к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов7, а также иные документы.

После того как нормативная база в целом была сформирована, иностранные эмитенты едва ли не сразу стали предлагать свои бумаги на российском финансовом рынке. Первым иностранным государством, чьи ценные бумаги были допущены ФСФР России к публичному размещению и публичному обращению в Российской Федерации, стала Республика Беларусь.

В качестве юридического консультанта для реализации проекта по первому в истории российского финансового рынка допуску к торгам ценных бумаг суверенного государства было выбрано Адвокатское бюро «Линия права».

В ходе работы по структурированию сделки, разработке документации, а также подготовке юридического заключения (legal opinion) по российскому праву перед юридическим консультантом возник ряд сложностей, связанных со спецификой сделки. Разумеется, в рамках данной статьи невозможно остановиться на всех деталях. Рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Применимое право. Прежде всего, как уже было отмечено, облигации как ценные бумаги считаются созданными в иностранном государстве, т. е. в Республике Беларусь. При этом, в силу того что размещение и обращение ценных бумаг Республики Беларусь осуществляется на территории Российской Федерации, в документации по сделке установлено, что к отношениям займа, условия которого содержатся в глобальных сертификатах, применяется материальное право Российской Федерации.

2. Отказ от судебного иммунитета. В связи с тем что эмитентом облигаций является суверенное государство, в документации по сделке был закреплен отказ Республики Беларусь от иммунитета в отношении:

• любого судебного разбирательства или решения суда, связанного с исполнением обязательств эмитента перед владельцами облигаций;

• любого исполнительного судебного действия, направленного на реализацию такого решения суда, в том числе обеспечительных мер;

• любого принудительного исполнения такого судебного решения в отношении активов эмитента.

При этом споры, связанные с исполнением обязательств по облигациям, должны будут рассматриваться в компетентных судах Российской Федерации.

3. Раскрытие информации. Поскольку иностранное государство, осуществляющее размещение облигаций на территории России, освобождено от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, для обеспечения информационного сопровождения эмиссии облигаций в глобальных сертификатах закреплено добровольное принятие эмитентом на себя обязательств по раскрытию информации на отдельных этапах эмиссии ценных бумаг, в том числе в форме:

• сообщения о принятии эмитентом решения о порядке размещения выпуска облигаций;

• сообщения об установленной эмитентом ставке купона на первый купонный период или сообщения о величине процентной ставки по первому купону облигаций, установленной уполномоченным органом эмитента по результатам проведенного конкурса по определению процентной ставки первого купона облигаций;

• сообщения о представлении в ФСФР России уведомления о завершении размещения облигаций.

4. Ответственность брокера. Необходимо также отметить, что, по общему правилу, иностранный эмитент и брокер совместно несут ответственность перед инвесторами за качество предоставляемой инвесторам информации (ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг»). В том случае если раскрытая в проспекте ценных бумаг информация оказалась недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвесторов, это может стать причиной конфликта между брокером и эмитентом, связанного с выяснением того, по чьей вине произошло данное событие.

Так как у брокера отсутствует возможность проверить информацию, представленную эмитентом для включения в проспект, в брокерское соглашение были внесены положения, определяющие порядок передачи информации брокеру, а также возможность брокера взыскать с эмитента убытки в случае предоставления эмитентом недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвесторов информации.

Таким образом, размещение облигаций Республики Беларусь стало первым в истории российского финансового рынка опытом по допуску долговых ценных бумаг иностранного суверенного государства к торгам на территории России и, наряду с размещением облигаций Европейского банка реконструкции и развития, дало начало развитию практики предложения иностранных бумаг на российском фондовом рынке.

  • Рейтинг
  • 0

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100