РЦБ.RU

Провальные IPO: как инвесторамизбежать ошибок прошлого

Декабрь 2010

IPO для инвесторов — большая головная боль, поскольку, с одной стороны, соблазн поучаствовать в первичном размещении достаточно велик, а с другой стороны, предыдущий опыт показывает, что результаты инвестиций в течение нескольких лет после размещения — провальные.

Согласно статистике по IPO, на биржах США и Великобритании в первый день торгов большинство акций компаний показывали очень хороший рост — свыше половины всех зарубежных размещений (52,6%) оказались недооцененными. Получается, организаторы размещения могли продать акции дороже, провести IPO эффективнее. При этом любопытно, что статистика по недооцененности «домашних» IPO гораздо более скромная: лишь 17,4% IPO в Великобритании и 8,9% в США можно назвать недооцененными. Именно такой процент компаний после IPO демонстрировал рост в первый день торгов.

В 2000-х годах средняя доходность IPO в Великобритании составила 8,5%. Но нужно понимать, что это рост в первый день торгов. Важно, какая динамика была в дальнейшем. И что интересно: если посмотреть на статистику по IPO в США и Великобритании с 1917 г., то окажется, что показатель процентного роста в первый день увеличивался. Так, если с 1917 по 1925 г. рост в первый день после размещения составлял примерно 1,5%, то к концу 1990-х — началу 2000-х гг. доходность в первый день находилась на уровне 10%. Получается, что либо организаторы с каждым разом проводили IPO все менее эффективно, либо маркетинг компаний по размещению был настолько удачен, что акций всем просто не хватало, в результате чего в первый день торгов фиксировался сумасшедший рост.

Бытует мнение, что в России перед размещением акции, говоря на сленге частных инвесторов, «разгоняются». Эмитенты и организаторы называют это road show. Очевидно, что существует информационная асимметрия — организатор и эмитент, безусловно, владеют большим объемом информации. И в наше время, когда информация — это все, они зарабатывают на таких размещениях. Поэтому мало кто высказывает желание участвовать в подобных IPO.

С 2004 г. прошло более 60 российских IPO общим объемом свыше 45 млрд долл.

На рис. 1 представлены результаты российских «домашних» IPO в сравнении с динамикой индекса ММВБ. С 2004 по 2010 г. было осуществлено 35 IPO на сумму около 30,5 млрд долл. (рублевые размещения). Разница доходности с индексом ММВБ составляет более 150% — на столько вырос рынок, а доходность портфелей инвесторов, которые участвовали бы во всех размещениях, была близка к 0%.

Что касается размещений на зарубежных площадках, то за период с 2003 по 2010 г. проведено 26 размещений общим объемом 15 млрд долл., исключая IPO РУСАЛа. Если сравнить динамику акций после IPO с индексом РТС, то разница в доходности составит те же 150%.

Несмотря на рассуждения эмитентов и организаторов о том, что результаты должны быть долгосрочные, что необходимо смотреть в перспективу и что это делается для каких-то глобальных хороших целей, эмитент гонится лишь за краткосрочными эффектами (привлечение средств, улучшение имиджа, оценка бизнеса, удачная продажа на пике).

Естественно, размещение проходит, когда акции переоценены. На рис. 2 представлено количество IPO в сравнении с динамикой индекса ММВБ.

Безусловно, когда рынки растут, проходит больше размещений. Сейчас довольно интересно проводить IPO, поэтому мы ожидаем, что ситуация изменится в худшую сторону — дисбалансы в мировой экономике будут нарастать в течение 2011 г., и планировать размещения на последующие годы может быть весьма опасно.

Какие советы можно дать эмитенту? Они довольно стандартные и вряд ли кого-то удивят. Следует оценивать все возможные факторы, которые могут возникнуть до и после размещения. Нужно привлекать разные категории инвесторов, оценивать перспективы рынка акций и планировать размещение в периоды роста. Ну и конечно, не гнаться за краткосрочными эффектами.

В то же время инвесторам необходимо интересоваться объективными исследованиями, потому что последние размещения, которые были на российском рынке, освещались либо самой компанией, которая была организатором IPO, либо дружественными компаниями. Естественно, нужно выбирать компанию с хорошим организатором, читать проспект IPO, понимать бизнес компании и относиться к этим размещениям критически. То есть фокусироваться не на каких-то положительных моментах, а на негативных аспектах и в первую очередь оценивать именно их. И конечно, следует дождаться окончания моратория на сделки с акциями, который часто начинает действовать во время подготовки к IPO.

  • Рейтинг
  • 0

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100