Casual
РЦБ.RU

Совершенствование нормативного регулирования деятельности участниковфондового рынка

Декабрь 2010

В настоящее время активно ведется работа по совершенствованию нормативной базы, регулирующей деятельность компаний учетной системы. В частности, внесены изменения в 27-е постановление ФКЦБ России1, разрабатываются изменения в Положение о лицензировании в части требований к регистраторам. Готовится Положение о передаче реестра и взаимодействии при передаче реестра, заменяющее действующее 21-е постановление ФКЦБ России2.

Данные направления работы свидетельствуют о том, что надзор, осуществляемый ФСФР России, — это не только карательная функция, но и инструмент совершенствования нормативной базы. Ведь последние предложения по регулированию учетной системы построены на обобщенном за последние несколько лет опыте, собранном Управлением надзора ФСФР России, т. е. опыте непосредственно «с полей».

Сразу хотелось бы отметить, что в рамках этих нормативно-правовых актов ФСФР России не старалась решать глобальные, концептуальные задачи, да это и не формат нормативных правовых актов ведомства, это вопросы федеральных законов. Наши усилия были направлены на решение актуальных текущих вопросов, требующих корректировки или введения каких-то новаций. И все то, что было оговорено в Приказе ФСФР России от 29.07.2010 № 10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг», — это аналитическая работа надзора, хотя конечно, изложив в этих документах свою позицию в отношении рынка, надзорное управление взяло на себя несколько несвойственные ему функции.

Изменения к 27-му постановлению, названные нами же самими приказом-заплаткой, — некая отдушина для регистраторов. Конечно, данный приказ не снимает вопроса о необходимости полной переработки 27-го постановления, которому пошел 14-й год! И уже есть очень много наработок — как у ФСФР России, так и у СРО и у самих участников рынка. Но, к сожалению, пока это вопрос времени, поскольку прежде, чем писать новое 27-е постановление, необходимо внести существенные изменения в ст. 8 «Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг» Закона «О рынке ценных бумаг», по сути, переписать ее. А чтобы ее переписать, следует определиться с концепцией учетной системы и решить, в каком направлении двигаться. Пока это направление не выбрано.

Многие сомневались, что нам удастся провести через Минюст изменения в 27-е постановление, полагали, что Минюст согласится рассматривать только новое, заменяющее постановление. Однако нам удалось это сделать, и внесенные поправки уже вступили в силу. Начало положено, многие вопросы решить уже удалось, и наличие регистрации данного приказа означает, что мы проложили эдакую тропку, идя по которой, сможем принимать и другие приказы, корректирующие наиболее острые вопросы, — вплоть до того счастливого момента, когда будет решен вопрос с генеральной линией развития учетной системы и можно будет написать «новое 27-е» целиком.

Таким образом, в дальнейших планах — работа над ст. 7 «Депозитарная деятельность» и ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами, заменяющими действующие в настоящее время 27-е и 36-е3 постановления. Сложно сказать, сколько это займет времени, а жить и работать надо сейчас.

Надзорное управление обобщает имеющуюся практику и нарабатывает новый опыт. При внесении изменений в 27-е постановление и работе над новым актом, заменяющим 21-е постановление, мы опирались на сложившуюся практику: коллегиально обсуждали детали, выслушивали мнения профучастников.

Какие вопросы решали при подготовке приказа-заплатки в первую очередь? Именно те, которые провоцируют максимальное количество нарушений прав акционеров и проблем в работе компаний учетной системы, и в основном те вопросы, по которым было больше всего штрафов и судебных решений, накладывающих на регистраторов значительные выплаты. Центральным местом здесь, безусловно, являются отказы в проведении операций в реестре и проблема с заверенной, но «непонятной» подписью. Полагаю, все, что можно было сделать для одновременного решения вопроса по защите прав акционеров и обеспечению максимально нерискованной работы регистраторов, было реализовано.

Во-первых, полностью переработана концепция отказов в проведении операций в реестре: из обязанности отказ превратился в право. Кроме того, существенно расширен и переработан перечень законных оснований для отказа.

Во-вторых, введен механизм «работы над ошибками», позволяющий регистратору на законных основаниях избавляться от массива неточных данных (оставшегося как тяжкое наследство приватизации) и, как конечная цель, защищать права акционеров на их собственность.

Ну, и при переработке оснований для отказа впервые было введено право регистратора подвергать сомнению заверенную подпись на распоряжении. Не секрет, что большинство случаев мошеннического списания акций в реестре было связано именно с использованием нотариально заверенных подписи и доверенности.

Обобщенный опыт надзора по не менее важной теме передачи реестра сейчас ложится в основу нормативного правового акта, проект которого проходит финальную стадию обсуждения с участникам рынка, — Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В итоге если задаться вопросом о том, что такое надзор ФСФР России — карательная функция или механизм совершенствования регулирования, — то ответ будет очевиден: и то, и другое. Доказательством этому являются и вступивший в силу Приказ ФСФР России № 10-53/пз-н, и работа над актом, заменяющим 21-е постановление, и внесение изменений в Положение о лицензировании.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100