Casual
РЦБ.RU

ХАРАКТЕР ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1

Ноябрь 2010

Группа специалистов Всемирного банка: Желько Богетич, Главный экономист по России и координатор странового сектора PREM, руководитель группы; Сергей Улатов, экономист; Карлис Шмитс, экономист; Ольга Емельянова, аналитик; Виктор Сулла, экономист; Аннет Де Кляйне, старший экономист; Шейн Штрайфлер, старший экономист2

Долговой кризис в ряде западноевропейских стран усугубил риски замедления восстановления мировой экономики и снижения цен на нефть. Однако влияние кризиса на экономику России, скорее всего, будет ограниченным в связи с гораздо более устойчивой бюджетной и долговой позицией России и ограниченными торговыми и финансовыми связями России со странами, переживающими кризис. Учитывая последние тенденции развития мировой экономики и допуская отсутствие серьезных дефолтов и реструктуризации долгов в Европе, а также дальнейшее распространение долгового кризиса, ожидается, что темпы роста реального ВВП в России могут составить 4,5% в 2010 г. и 4,8% в 2011 г., поддерживаемые ростом внутреннего спроса в условиях постепенного улучшения рынков труда и кредитования.

Бюджетная политика: сворачивание мер стимулирования в условиях вновь возникающих факторов давления на расходы и доходы

После осуществления масштабного увеличения расходов в 2009 г. в настоящее время Правительство намерено постепенно свернуть меры бюджетного стимулирования и в среднесрочной перспективе сократить дефицит бюджета. По предварительным оценкам Министерства финансов РФ, в I кв. 2010 г. консолидированный бюджет был исполнен с профицитом в 2,5% ВВП (табл. 1.5). Доходы в I кв. росли благодаря ценам на нефть, которые оказались существенно выше заложенного в бюджет консервативного прогноза на уровне 58 долл. США за баррель. Вместе с тем ненефтяные доходы (в процентах ВВП) еще не восстановились до уровня, наблюдаемого в разгар кризиса в I кв. 2009 г. Отчасти это объясняется более низкой суммой доходов от инвестиций средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, перечисленных в бюджет в I кв. 2010 г. Но также низкий уровень ненефтяных налоговых доходов является результатом вялой экономической активности. Кроме того, в результате снижения ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта (до 20%) поступления налога на прибыль в I кв. 2010 г. оказались ниже (на 0,2 процентных пункта ВВП), чем в I кв. 2009 г. Исполнение федерального бюджета за первые 5 месяцев 2010 г. было достаточно консервативным: дефицит составил 2,9% ВВП. (В расходы федерального бюджета включен трансферт на цели покрытия дефицита Пенсионного фонда.) Однако теперь долговой кризис в Европе снова создает неопределенность относительно будущих цен на нефть, что до конца года может привести к росту дефицита.

В бюджете на 2010 г. запланировано сокращение расходов приблизительно на 1,8% ВВП; однако запланированное к концу 2010 г. увеличение пенсий на 46% приведет к новому усугублению давления на бюджет со стороны расходов. К концу года уровень пенсий будет увеличен за счет запланированной индексации и дополнительно за счет переоценки пенсионных прав граждан советского периода. В апреле 2010 г. базовая пенсия уже была повышена на 6,3% в дополнение к плановому повышению в январе 2010 г. В I кв. 2010 г., как и ожидалось, началось постепенное сворачивание мер бюджетного стимулирования. Расходы на поддержку различных секторов экономики были снижены приблизительно на 1% ВВП по сравнению с предыдущим годом. По-видимому, в результате бюджетных поправок, предложенных Правительством 10 июня, дефицит федерального бюджета будет ниже в связи с более высокими ценами на нефть и ненефтяными доходами. При этом часть дополнительных доходов от нефти будет направлена на увеличение расходной части бюджета. Однако даже при увеличении расходов Правительство прогнозирует дефицит федерального бюджета около 5,4% ВВП, что ниже первоначального дефицита в 6,8%, заложенного в действующем Законе о бюджете.

В мае 2010 г. Правительством была принята комплексная программа повышения эффективности бюджетных расходов. В программе намечены масштабные меры по перестройке бюджетного процесса. К 2012 г. предполагается перейти к программно-целевому принципу составления бюджета. Бюджет будет формироваться на основе конкретных программ по семи основным направлениям, связанным с целями развития Российской Федерации, и с учетом системы целевых показателей, позволяющей отслеживать выполнение программ. Такая реформа в конечном счете позволит увязать выделяемые средства с конкретными целями, которые должны быть достигнуты к определенному сроку. Это даст возможность усилить контроль над расходованием государственных средств, повысить эффективность расходов и качество государственных услуг.

Хотя снижение бюджетного дефицита необходимо, существует риск, что это снижение до конца 2010 г. опять будет достигнуто в основном за счет столь необходимых расходов на поддержание инфраструктуры. В 2010 г. прогнозируется снижение государственных расходов на транспорт на 0,6% ВВП по сравнению с уже и так относительно низким уровнем в 2,5% ВВП в 2009 г. Общественная инфраструктура давно признана одним из ключевых факторов экономического развития, обеспечивающим один из основных каналов, по которому государство может способствовать поддержанию конкурентоспособности, росту производительности, а также более эффективным связям на межрегиональном и международном уровне. Выявлено, что недостаточные расходы на ремонт и содержание транспортной инфраструктуры являются причиной ухудшения ее качества в России. Таким образом, снижение ассигнований на улучшение существующей дорожной сети в сочетании с ориентацией на новое строительство может повлечь дополнительное сокращение расходов на ремонт и содержание инфраструктуры. По предварительным оценкам Всемирного банка, полученным в ходе проводимого анализа государственных расходов, годовой объем недофинансирования одного только ремонта и содержания дорожной сети составляет 1,2% ВВП. Выделение достаточных средств на ремонт и содержание инфраструктуры экономически эффективно и обойдется заметно дешевле, чем финансирование накапливающихся ремонтно-эксплуатационных проблем и нового строительства в будущем.

В апреле 2010 г. Российская Федерация вернулась на международные рынки капитала, успешно разместив еврооблигации на сумму в 5,5 млрд долл. Это размещение стало вторым по объему размещением долга в долларах США среди развивающихся стран и первым с 1998 г. международным выпуском российских облигаций. Пятилетний транш еврооблигаций объемом в 2 млрд долл. был размещен со спредом в 125 базисных пунктов к аналогичным облигациям Казначейства США (доходность составила 3,741%), а 10-летний транш объемом в 3,5 млрд долл. — со спредом в 135 базисных пунктов к аналогичным казначейским облигациям США (доходность на уровне 5,082%). Россия успела воспользоваться удачным моментом для заимствований на международных рынках, пока инвесторы не начали повышать оценку суверенных рисков в результате долгового кризиса в странах еврозоны. Именно за последний месяц спреды по кредитно-дефолтным свопам по суверенному риску России и других развивающихся стран выросли с посткризисного минимума в апреле 2010 г. (рис. 1.4). Самый большой рост спредов наблюдался в Греции (рис. 1.5). Однако Правительству в этом году больше не требуется дополнительно занимать на внешних рынках. Благодаря улучшению прогноза цен на нефть потребности во внешнем финансировании оказались значительно ниже, чем было запланировано на 2010 г. в размере 17,8 млрд долл.

Таким образом, в целом ситуация в экономике России в начале 2010 г. может быть охарактеризована как неравномерное восстановление в условиях повышения глобальной неопределенности. Более медленное, чем ожидалось, восстановление внутреннего спроса в сочетании с рисками широкого распространения последствий греческого кризиса на другие экономики Западной и Восточной Европы создает новые риски для восстановления российской экономики. В этих условиях макроэкономическая политика должна стремиться находить точный баланс между необходимым снижением бюджетного дефицита и одновременно поддержанием ростков восстановления экономики, решая при этом остающиеся социальные и региональные проблемы.

И наконец, учитывая невозможность повлиять на внешние риски, было бы целесообразно минимизировать кратко­срочные и долгосрочные риски внутренней экономической политики. Кратко­срочный риск, от которого следует защититься, состоит в том, что ужесточение бюджетной политики может слишком долго откладываться, а тем временем цены на нефть могут снова упасть. За этот период масштабные повышения текущих расходов станут привычными, а их последующее сокращение станет гораздо более трудной задачей. Поэтому очень важно обеспечить разумное исполнение бюджета и не допустить неосмотрительного наращивания дополнительных расходов до конца года. Что касается долгосрочных задач, рассмотренных в предыдущем Докладе специалистов Всемирного банка «Развитие экономики России: восстановление при незначительном росте занятости»3 и состоящих в обеспечении осуществления структурных реформ государственного управления, социальных секторов, финансового сектора и инвестиционного климата, то от их успеха в значительной степени будут зависеть результаты реализации программы модернизации.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА 2010—2011 ГОДЫ

Наблюдается неравномерное восстановление российской экономики в условиях усугубления неопределенности относительно восстановления мировой экономики. Исходя из предположения, что принимаемые меры позволят предотвратить дефолт или серьезную реструктуризацию европейского суверенного долга, рост мирового ВВП прогнозируется на уровне 3,3% в 2010 и 2011 гг. и 3,6% в 2012 г. (табл. 2.1). При этом ожидается рост притока частного капитала в развивающиеся страны с 3% ВВП в 2009 г. до 3,5% ВВП в 2012 г. Благодаря более динамичному росту производительности труда и менее выраженным тормозящим факторам, связанным с необходимостью ужесточать бюджетную и кредитно-денежную политику, ожидается, что темпы роста в развивающихся странах (в среднем 6% за год в последующие 3 года) будут более чем в 2 раза выше, чем в странах с высоким уровнем дохода. В последних прогнозируется рост с 2,3% в 2010 г. до 2,4 и 2,7% в 2011 и 2012 гг. соответственно. Мировой спрос на нефть предположительно повысится на 2%, или 1,7 млн баррелей в день в 2010 г. При этом рост поставок из стран, не входящих в ОПЭК, прогнозируется на уровне 0,7 млн баррелей в день. Ожидается, что цена на нефть достигнет в среднем 78 долл. США за баррель в 2010 г., а затем опустится до 74 долл. за баррель, поскольку ОПЭК будет по-прежнему приспосабливаться к повышению спроса, удерживая цены в рамках установленного диапазона в 70—80 долл. за баррель.

Разворачивающийся в настоящее время долговой кризис в европейских странах с высоким уровнем дохода порождает новые вызовы восстановлению мировой экономики, хотя непосредственные последствия этого кризиса для России, по-видимому, будут ограниченными. Этот прогноз строится на допущении, что еврозоне удастся избежать серьезного дефолта, реструктурирования долга и более широкого распространения проблемы на другие страны. В России ситуация с долгом и бюджетным дефицитом гораздо более устойчивая, чем в других странах, потому что и дефицит, и отношение долга к ВВП существенно ниже. Кроме того, торговый оборот России с проблемными европейскими экономиками относительно небольшой, что ограничивает возможное влияние долгового кризиса на экономику России в связи с возможным падением товарооборота. Однако возможное распространение долгового кризиса на другие страны Европы потенциально способно отразиться и на России по двум другим основным каналам: ценам на нефть и финансовым потокам капитала. Возможное замедление роста в странах Евросоюза и повышение премии за риск может вызвать снижение цен на нефть, что повлечет за собой сокращение экспортной выручки и бюджетных доходов. Это, в свою очередь, может оказать понижательное давление на обменный курс и способствовать оттоку капитала. Повышение премии за риск, по-видимому, прежде всего отразится на российских компаниях, имеющих большую внешнюю задолженность. Общий объем задолженности, по которой в 2010 г. наступает срок платежа, составляет 114,5 млрд долл. США (около 7% ВВП), из которых 35,6 млрд долл. США приходится на финансовый сектор, что приблизительно на треть меньше, чем в 2009 г. Спреды на российские кредитно-дефолтные свопы, в настоящее время находящиеся примерно на уровне 200 базисных пунктов, выросли на 40 базисных пунктов, но все еще остаются на 100 базисных пунктов ниже, чем год назад.

Учитывая более медленное, чем ожидалось, восстановление в I кв. 2010 г. и возникающие новые риски дальнейшего замедления, мы пересмотрели наши прогнозы роста реального ВВП до 4,5% на 2010 г. и 4,8% на 2011 г. (табл. 2.2). После неутешительных результатов I кв. 2010 г. ряд ведущих показателей за апрель — май свидетельствует об оживлении экономической активности, которое, по всей вероятности, должно сохраниться до конца года. Так, например, в апреле 2010 г. умеренно росли капиталовложения (на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года), поддерживаемые оживлением кредитной активности. Кроме того, в результате восстановления спроса на промежуточные товары существенно выросли цены производителей, что было зафиксировано изменением индекса менеджеров по закупкам (PMI). В первой половине 2010 г. источниками роста, по-видимому, станут потребление и пополнение товарно-мате­риальных запасов, при этом восстановление будет происходить с весьма низкой базы 2009 г. Во второй половине 2010 г. и в 2011 г. темпы экономического роста, вероятно, окажутся ограниченными. Они будут зависеть от устойчивости роста потребления на фоне высокой безработицы и от улучшения кредитных условий, способствующих росту капиталовложений.

Основными факторами экономического роста России в 2010 г. будет прежде всего умеренный рост потребления и эффект базы, отражающий низкий уровень во время первых двух кварталов 2009 г. (рис. 2.1 и 2.2). Определяющим фактором экономического роста в 2010 г., особенно к концу года, будет потребление, прежде всего потребление домашних хозяйств. Некоторое влияние на рост, по-видимому, окажет также восстановление товарно-материальных запасов во II кв. 2010 г. В то же время в 2010 г. мы не ожидаем значительного повышения капиталовложений, учитывая избыточные производственные мощности и жесткие кредитные условия. Рост капиталовложений во II кв. будет происходить в основном за счет возобновления товарно-ма­териальных запасов. В апреле текущего года индекс цен производителя вырос на 17,9% по сравнению с апрелем 2009 г. Это, по-видимому, свидетельствует о уже начавшемся процессе возобновления то­варно-материальных запасов. При этом положительный вклад чистого экспорта в совокупный рост, имевший место с 2009 г., по-видимому, к концу 2010 г. сменится отрицательным, поскольку объемы импорта будут увеличиваться по мере восстановления экономики. И наконец, возможный пересмотр Росстатом поквартальных темпов роста за предыдущие периоды, в особенности быстрый квартальный рост в конце 2009 г., может изменить динамику квартального роста в 2010 г., поскольку изменятся показатели базы.

С учетом прогнозов цен на нефть и мирового спроса мы ожидаем, что в 2010 г. профицит счета текущих операций сохранится на относительно высоком уровне при некотором снижении в 2011 г., в то время как состояние счета операций с капиталом, по-видимому, несколько улучшится. Если цены на нефть сохранятся на прогнозируемом уровне, профицит счета текущих операций платежного баланса в 2010 г. составит около 58 млрд долл. США (около 3,9% ВВП), а затем снизится до 33 млрд долл. США в 2011 г. в результате опережающего роста импорта. При условии, что европейский долговой кризис не вызовет значительного «эффекта домино» (что, однако, невозможно исключить), мы прогнозируем повышение профицита счета операций с капиталом до 31 млрд долл. в 2010 г. и 60 млрд долл. в 2011 г. в результате роста притока недолгового капитала, снижения объ­емов погашений долга, а также постепенного повышения способности банков и нефинансовых организаций осуществлять внешние заимствования. Мы ожидаем сохранения волатильности обменного курса в краткосрочной перспективе, причем если цены на нефть будут удерживаться на уровне 80 долл. и выше, то будет наблюдаться тенденция к укреплению рубля, а если цена на нефть опустится ниже 70 долл., то курс рубля будет снижаться.

Увеличение бюджетных доходов благодаря повышению цен на нефть, по-види­мому, будет частично нивелировано дополнительными социальными расходами и индексациями пенсий. Мы прогнозируем бюджетный дефицит на уровне 4,6% ВВП в 2010 г. и 3,8% ВВП в 2011 г., учитывая дополнительные расходы на пенсионное обеспечение. Несмотря на некоторое повышение прогноза цен на нефть на текущий год, ухудшение прогнозируемого состояния бюджета по сравнению с прогнозами последнего Доклада об экономике России4 вызвано значительным дополнительным повышением расходов бюджета на финансирование пенсий. Объем Резервного фонда на конец 2010 г. оценивается в 15 млрд долл. США (рис. 2.3). Следовательно, ожидаемый в 2011 и 2012 гг. дефицит бюджета придется в основном финансировать за счет внутренних и внешних заимствований. При этом остаются риски, связанные с высокой волатильностью цен на нефть и мирового спроса. Было бы благоразумно и при формировании бюджета на 2011 г. придерживаться хорошей практики Минфина закладывать консервативный прогноз цен на нефть, чтобы обеспечивать бюджету «подушку безопасности» на случай неблагоприятных сюрпризов мировой конъюнктуры.

Учитывая текущий инфляционный тренд и динамику денежного предложения, мы сохраняем прогноз инфляции на 2010 г. Индекс потребительских цен (ИПЦ) прогнозируется на уровне 7—8% ВВП на конец 2010 г., что отражает относительно медленный рост денежного предложения в 2009 г. и сохраняющиеся ограничения кредитования. Вместе с тем существуют риски повышения инфляции, связанные с возможным ослаблением бюджетной политики в результате запланированной индексации пенсий и заработной платы в бюджетном секторе, а также монетизации дефицита в будущем.

Более крупные банки и корпорации в 2010 г., по-видимому, сумеют погасить или реструктурировать свои долговые обязательства, хотя есть опасность, что европейский долговой кризис может привести к новому ужесточению условий заимствований, в том числе и для России. По данным Банка России, в 2010 г. банки должны выплатить около 40,8 млрд долл. США (включая платежи по основной сумме долга и проценты), а корпорации — около 84,2 млрд долл. США (табл. 2.3).

По-видимому, влияние восстановления экономики на рынок труда будет ограниченным; уровень безработицы в среднесрочный период останется относительно высоким, смягчаясь сезонным ростом занятости. Скорее всего, в России рост занятости будет восстанавливаться умеренными темпами при сохранении высокого уровня безработицы — по модели, изложенной в предыдущем Докладе об экономике России и предусматривающей экономический рост на фоне сохранения относительно высокого уровня безработицы. Подобная модель восстановления рынков труда, по всей вероятности, будет преобладать и во многих европейских странах. В России прогнозируется сохранение безработицы на уровне 8—9% к концу 2010 г., при этом в течение года будет наблюдаться некоторое сокращение безработицы, в основном в результате сезонных факторов. Мы также прогнозируем, что в среднесрочный период уровень занятости будет восстанавливаться постепенно, темпами, отстающими от темпов роста реального ВВП.

Последние статистические данные по бедности в России свидетельствуют о том, что уровень бедности в 2009 г. остался приблизительно таким же, как и в 2008 г. По-видимому, это было связано с тем, что уровень безработицы вырос не настолько значительно, как ожидалось, а также благодаря увеличению трансфертов населению. Масштабное повышение пенсий и других пособий, осуществленное в 2010 г., по-видимому, должно оказать дополнительный положительный эффект на уровень бедности. Мы ожидаем его дальнейшего снижения до 11,4% в 2010 г. и до 10,2% в 2011 г. Однако в результате мер, которые привели к росту государственного потребления, необходимое сокращение бюджетного дефицита в среднесрочный период будет более трудной задачей и займет больше времени, чем ранее предполагалось, а повышение социальных выплат может иметь также и другие, менее желательные последствия для бюджета, делая его структуру менее эластичной и вытесняя расходы на инфраструктуру.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100