Casual
РЦБ.RU

БАНКОВСКИЙ СЕКТОРАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КРИЗИСНЫЙ И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Сентябрь 2010

Как и во многих странах, в предкризисный период в Азербайджане наблюдался динамичный рост экономики. C 2003 по 2009 г. темпы экономического роста Азербайджана увеличились в среднем с 11 до 24%. В 2006 г. рост ВВП составил 35%. По этому показателю республика находилась на первом месте в мире. Основными результатами такого ускоренного экономического роста явилось значительное сокращение уровня бедности, фундаментальное улучшение экономической инфраструктуры, а также углубление финансовой поддержки ненефтяного сектора.

Особо необходимо отметить, что, несмотря на продолжающийся кризис, в 2009 г. Азербайджану удалось сохранить не просто положительный, а довольно высокий темп экономического роста, который составил 9%. Так, например, по результатам 2009 г. ВВП страны достиг почти 43 млрд долл., ВВП на душу населения составил 4800 долл., инфляция к концу 2009 г. снизилась до уровня 0,7%. Важным достижением явилось также и то, что, несмотря на нестабильную финансово-экономическую ситуацию на международных рынках, Азербайджан сумел уверенно продолжить накопление валютных резервов, которые достигли 22 млрд долл.

Что же касается банковского сектора Азербайджана, то и тут с 2004 по 2008 г. наблюдался значительный рост. За указанный период сектор рос в среднем на 60% в год. Экономический рост и благоприятная возможность рефинансирования обязательств посредством внешних заимствований явились главными драйверами роста.

Основные индикаторы, характеризующие банковский сектор, остались на уровне, не вызывающем серьезных опасений. Так, например, адекватность капитала в предкризисный период составляла 22%, а на конец 2009 г. она снизилась до 17,7%. Уровень неработающих кредитов увеличился с 2 до 6%. Доходность активов (ROA) на конец 2009 г. составила 2,2%, а доходность капитала (ROE) — 16%. Ликвидные активы также проявили положительную динамику. Их рост по отношению к общим активам привел к 18%-ному соотношению. С 2004 по 2009 г. также наблюдался рост активов — с 14 до 55% по отношению к ненефтяному сектору.

Как видно из приведенных показателей, экономика Азербайджана, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжала уверенно развиваться и демонстрировать рост, но влияния кризиса страна, безусловно, не избежала.

КАНАЛЫ ТРАНСМИССИИ КРИЗИСА

Здесь я хотел бы подробно остановиться на основных каналах трансмиссии экономического кризиса в Азербайджан.

Не секрет, что нефть и нефтепродукты составляют существенную часть общего объема экспорта республики. Поэтому резкое снижение цен на нефть и на другие нефтепродукты оказали негативное влияние на экономику Азербайджана. В частности, это вызвало существенное понижение фискальных и экспортных доходов (около 30%).

Отрицательное воздействие также оказало и резкое ограничение доступа к внешнему финансированию, поскольку из-за проблем с ликвидностью возможности по предоставлению займов у внешних партнеров резко ограничились.

В предкризисный период банковский сектор Азербайджана накопил задолженность в объеме, равном примерно 2,2 млрд долл. (20% от активов банков). Анализ показал, что, как и во многих странах, это были в основном краткосрочные обязательства, которые размещались на долгосрочной основе. По этой причине примерно половина этих долгов должна была быть погашена именно в пик финансового кризиса, во второй половине 2008 г., что поставило банки страны в стрессовую ситуацию.

Сокращение объемов прямого иностранного инвестирования и денежных переводов хоть и незначительно, но также оказало негативное влияние на экономику Азербайджана и по сути явилось еще одним ретранслятором кризиса.

Из изложенного видно, что, как и во многих странах, в предкризисный период банковский сектор Азербайджана находился в состоянии перегрева, но, в отличие от банковского сектора других стран, в кризисный период сумел продемонстрировать стабильность и предсказу­емость.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА АЗЕРБАЙДЖАНА

И здесь нельзя не рассказать об анти­кризисных мерах, осуществленных Центральным Банком Азербайджана (ЦБА) в рамках антикризисной программы.

Особо необходимо отметить, что характер и динамика мирового финансового кризиса потребовали от ЦБА нестандартных действий. В этой связи Центральный Банк предпринял целый ряд денежно-кредитных и пруденциальных мер, направленных на сведение к минимуму воздействия мирового кризиса на банковскую систему.

Во-первых, еще в докризисный период, начиная с 2007 г., видя, что банковский сектор республики значительно увлекся внешними заимствованиями, Центральный Банк Азербайджана ввел норму обязательных резервов на привлеченные иностранные средства в размере 5%. Это позволило приостановить приток иностранного капитала, в том числе спекулятивного, в банковский сектор Азербайджана, так как это фактически приводило к удорожанию иностранного заимствования. Здесь особо следует отметить, что именно в кризисный период данное ограничение было снято, чтобы дать возможность банкам рефинансировать свои обязательства.

В период кризиса норма обязательных резервов для внутренних источников была последовательно снижена с 12 до 0,5%, а для внешних источников сведена к нулю. (В результате банки получили ликвидность в размере 730 млн долл.)

Во-вторых, начиная с конца 2008 г. ЦБА 6 раз изменил ставку рефинансирования, снизив ее с 15 до 2%.

Для того чтобы решить потенциальные проблемы с ликвидностью, оперативно были внесены поправки в Закон о Центральном Банке, что позволило Центральному Банку в случае необходимости предоставлять кредиты банкам на долгосрочной основе. Более того, Центральному Банку предоставлялось право на выдачу субординированных кредитов банкам. Субординированные кредиты в случае необходимости могут учитываться в структуре капитала первого уровня. (Для информации: необходимость в выдаче субординированного кредита до сих пор не возникла.) Данные поправки наряду с практическим применением имели также и психологическую направленность для участников рынка: что ЦБА в состоянии и, что самое главное, намерен поддержать банковский сектор.

Капитализация банковского сектора в кризисный период находилась в центре внимания. С этой целью в рамках антикризисной программы та часть прибыли банков, которая будет направлена на капитализацию, полностью освобождена от налогообложения.

В феврале 2009 г. процесс девальвации национальных валют соседних стран также оказал некоторое воздействие на валютный рынок Азербайджана. Здесь необходимо отметить, что на тот период, как и на сегодня, валютные резервы республики превышали и превышают денежную массу в обращении. Ясно, что в таких условиях воздействие имело прежде всего психологический характер и каких-либо фундаментальных причин для девальвации национальной валюты Азербайджана не наблюдалось.

Именно исходя из этого Центральный Банк Азербайджана выбрал своим приоритетом финансовую стабильность и осуществил валютную интервенцию в размере более 1 млрд долл., что привело к полной стабилизации валютного рынка. И сегодня мы видим, что было принято правильное решение, поскольку в настоящее время идет обратный процесс, т. е. Центральный Банк Азербайджана выкупает валюту с рынка, чтобы избежать значительного укрепления национальной валюты. Более того, устойчивость валютного курса позволила сохранить макроэкономическую стабильность, противостоять временному увеличению долларизации и помогла избежать негативных последствий для домашних хозяйств и балансов банков.

Сегодня резерв Центрального Банка республики составляет чуть больше 6 млрд долл., в то время как стратегический валютный резерв превышает 22 млрд долл.

Возможности, которые содержит в себе механизм гарантирования, также были задействованы для обеспечения стабильности банковского сектора. Для того чтобы предотвратить элементы недоверия, которые могли возникнуть на фоне мирового кризиса, Центральный Банк разработал механизм, при котором он мог выступить в роли гаранта по сделкам на межбанковском рынке.

Также в законодательство были внесены изменения, позволившие оперативно повысить сумму застрахованного депозита (с 6 тыс. до 30 тыс. манат).

ПЛАНЫ НА ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

В заключение хотелось бы рассказать о том, что Центральный Банк Азербайджана планирует делать в посткризисный период.

На данный момент нами определены 3 приоритета: повышение качества активов банков, управление ликвидностью и увеличение их капитальной базы.

Что касается качества активов, то тут рассматривается вариант когда банки, выдающие кредиты, которые превышают определенный лимит (скажем, если объем потенциального кредита будет превышать определенную долю капитальной базы), как минимум должны проинформировать об этом ЦБА.

Также рассматривается вариант усовершенствования залогового законодательства, при котором отчуждение имущества и его реализация будут осуществляться в более сжатые сроки.

Одним из основных вопросов является проблематика улучшения капитальной базы банков в посткризисный период. Сегодня, например, требования по адекватности капитала в Азербайджане находятся на уровне 12% (стандарт — 8%). Адекватность сектора, как уже отмечалось, находится на высоком уровне. Однако в случае необходимости рассматривается возможность предоставления коридора по адекватности. Мое видение этого вопроса таково: при стандарте выше минимального (12% против 8%) и при удовлетворительном уровне ликвидности нет необходимости вливать дополнительные средства как государства, так и акционеров и тратить ограниченные финансовые ресурсы на то, чтобы поддерживать уровень в 12%.

Для того чтобы обеспечить ламинарный рост активов банковского сектора, планируется использование левериджа. На практике это будет означать, что рост активов должен непременно сопровождаться адекватным ростом капитала.

И последнее: усовершенствование управления ликвидностью банков. На сегодняшний день стабильность банковского сектора является магнитом для спекулятивного капитала. В связи с этим планируется разработать инструментарий, который позволит ограничить приток спекулятивного капитала.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА
СБОР, ОБРАБОТКА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ДЕПОЗИТАРИЯМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ УЗБЕКИСТАНА
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В 2010 ГОДУ
РУБЛЬ —РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА?
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОРАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КРИЗИСНЫЙ И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
ОБЗОР РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: НИКАРАГУА, ПАНАМА
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100