Casual
РЦБ.RU

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1

Сентябрь 2010

Группа специалистов Всемирного банка: Желько Богетич, Главный экономист по России и координатор странового сектора PREM, руководитель группы; Сергей Улатов, экономист; Карлис Шмитс, экономист; Ольга Емельянова, аналитик; Виктор Сулла, экономист; Аннет Де Кляйн, старший экономист; Шейн Штрайфлер, старший экономист; Сью Ратлидж, ведущий специалист по вопросам частного сектора

В заключительной части аналитического доклада специалистов Всемирного банка, посвященного современной экономической ситуации в Рос­сии, представлен прогноз на конец 2010 — 2011 г. Авторы предсказывают уверенное восстановление экономики, отмечая при этом, что темпы роста занятости останутся на невысоком уровне.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ НА конец 2010 — 2011 ГОД

В 2010 г. российский реальный ВВП может увеличиться на 5,0—5,5%, после чего в 2011 г. рост составит 3,5% (табл. 2.1). Главным фактором экономического роста в 2010 г. (особенно во второй половине года) будет потребление, и в частности потребление домохозяйств. Дополнительным источником роста может стать пополнение запасов материальных оборотных средств в течение первых двух кварталов 2010 г. Это связано с улучшением ожиданий в отношении восстановления экономики, а также относительно низкой базой 2009 г. В то же время значительное увеличение инвестиций в основной капитал маловероятно из-за избытка производственных мощностей (с начала кризиса коэффициент загрузки производственных мощностей снизился на 10 п. п. — до 69% в сентябре 2009 г.) и жестких условий кредитования. Чистый экспорт, вероятно, перестанет быть фактором роста (как наблюдалось в 2009 г.), и в 2010 г., скорее всего, его влияние окажется отрицательным по мере опережающего роста импорта. Темпы экономического роста в 2011 г. будут в значительной степени зависеть от способности банковского сектора предоставлять долгосрочные кредиты предприятиям, для того чтобы стимулировать рост инвестиций в основной капитал.

Восстановление российской экономики происходит в условиях постепенного, но пока еще неустойчивого восстановления мировой экономики. Последствия кризиса могут изменить условия для финансирования и роста в течение ближайшего десятилетия. Ожидается, что мировой реальный ВВП, сократившийся в 2009 г. на 2,2%, вырастет на 2,7% в 2010 г. и 3,2% в 2011 г. (табл. 2.1). Для развивающихся стран прогнозируется относительно уверенный рост в размере 5,2% в текущем году и 5,8% в следующем году (в 2009 г. он составил 1,2%). Предполагается, что реальный ВВП в странах с высоким уровнем доходов, сократившийся в 2009 г. на 2,3%, будет расти гораздо медленнее: на 1,8% в 2010 г. и 2,3% в 2011 г. Согласно прогнозам, объем мировой торговли, резко сократившийся в 2009 г. на 14,4%, увеличится на 4,3% в текущем году и 6,2% в 2011 г. Притом что это наиболее вероятный сценарий, существует неопределенность в отношении текущего прогноза. Рост мировой экономики в 2011 г. может составить всего 2,5% или достичь 3,4% — в зависимости от уровня доверия потребителей и делового сообщества в течение нескольких последующих кварталов, а также сроков отказа от мер бюджетного и денежно-кредитного стимулирования. С учетом улучшения прогнозов для мировой экономики цены на нефть также были пересмотрены в сторону небольшого увеличения — до 76 долл. за баррель в 2010 г. и 76,6 долл. за баррель в 2011 г.

Рост российской экономики в 2010 г. будет опираться главным образом на умеренное повышение потребления и эффект очень низкой базы первых двух кварталов 2009 г. (рис. 2.1, 2.2). Ожидается, что недавнее повышение и индексация пенсий в сочетании с увеличением зарплат в государственном секторе и продолжающейся дедолларизацией экономики приведут к росту доходов и расходов населения. В результате потребление домохозяйств, скорее всего, увеличится и будет способствовать экономическому росту в 2010 г. Однако этот эффект станет проявляться постепенно, и, как ожидается, показатели квартального роста (квартал к кварталу, с учетом сезонной корректировки) будут незначительными. Предполагается, что жесткие условия кредитования и недозагрузка производственных мощностей будут главными факторами, сдерживающими рост инвестиционного спроса.

С учетом прогнозов цен и мирового спроса на нефть ожидается постепенное ухудшение показателей счета текущих операций в 2010—2011 гг., в то время как состояние счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, вероятно, будет улучшаться вследствие возможного притока капитала. Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, профицит счета текущих операций сократится в 2010 г. примерно до 32 млрд долл. США (около 2% ВВП), а в 2011 г. — до 19 млрд долл. США. Это будет связано главным образом с возобновлением роста импорта, обусловленного увеличением доходов, и повышением реального курса рубля. Согласно прогнозам, показатели счета операций с капиталом и финансовыми инструментами улучшатся и положительное сальдо счета достигнет 30 млрд долл. США в 2010 г. и 50 млрд долл. США в 2011 г., отражая увеличение притока недолгового капитала и лучшую доступность к внешнему финансированию у банков и нефинансовых корпораций. Валютный курс в течение ближайшего времени, вероятно, останется волатильным, с тенденцией к укреплению рубля в случае, если цены на нефть сохранятся на уровне, близком к 80 долл. за баррель или выше, и с тенденцией к ослаблению рубля, если цена на нефть упадет ниже 70 долл. за баррель.

Восстановление российской экономики, вероятно, будет иметь ограниченное влияние на рынок труда, при этом ожидается незначительный рост занятости в среднесрочной перспективе. Ожидается, что безработица останется на уровне около 9% в I кв. 2010 г., при этом в течение года возможно некоторое снижение безработицы, в основном связанное с ростом сезонной занятости. До кризиса, когда наблюдались очень высокие темпы роста, рост занятости был умеренным, так как в основном был связан с увеличением совокупной производительности факторов производства. Эта тенденция наблюдалась не только в России, но и в других странах Восточной Европы и Центральной Азии (рис. 2.3а). В течение кризиса все страны испытали значительное сокращение занятости (рис. 2.3б). В перспективе большинство стран региона, включая Россию, вероятнее всего, будут демонстрировать уверенный рост, но при этом рост занятости окажется значительно ниже (рис. 2.3в). В действительности, по рассмотренным выше причинам, вполне вероятно, что потрясения со стороны предложения и спроса, а также изменения в экономической политике (значительное повышение минимальной заработной платы) и на рынке труда (например, рост числа безработных и дисбаланс между количеством безработных и числом вакантных рабочих мест) вызвали такое повышение уровня безработицы, что его будет трудно снизить в краткосрочной перспективе. Устойчивые позитивные сдвиги на рынке труда можно будет увидеть только тогда, когда база экономического роста станет шире, а сам рост более уверенным. Возможно, это произойдет в 2011 г. Высокий уровень безработицы будет продолжать сдерживать рост доходов, а рост реальных зарплат, вероятно, будет недостаточен для того, чтобы обеспечить существенную и устойчивую поддержку потребления.

Более высокие цены на нефть обеспечат увеличение бюджетных поступлений России и, скорее всего, приведут к сокращению дефицита консолидированного бюджета. С учетом этих тенденций дефицит бюджета может сократиться всего лишь до 3% ВВП в 2010 г. с выходом на сбалансированный бюджет в 2011 г. Однако эти прогнозы не учитывают дополнительного объема средств, необходимых для финансирования растущего дефицита Пенсионного фонда РФ, а это может прибавить еще 0,5—1,0 п. п. к общему дефициту бюджета. Но если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, то даже с учетом дополнительных социальных расходов общий дефицит консолидированного бюджета можно будет практически в полном объеме профинансировать из средств Резервного фонда, составившего по состоянию на 1 марта 2010 г. 1,7 трлн руб., или 3,8% ВВП. Это, в свою очередь, сократит потребность во внешних заимствованиях, которые заложены в бюджете. При этом риски сокращения доходов в результате высокой волатильности цен на нефть и мирового спроса сохранятся.

С учетом текущих тенденций, связанных с инфляцией и денежной массой, прогноз снижения инфляции в 2010 г. остается неизменным. К концу 2010 г. инфляция потребительских цен (ИПЦ), вероятно, составит 7—8%, что станет отражением относительно медленного роста денежной массы и остающихся кредитных ограничений. Риски более высоких темпов инфляции связаны с возможным ослаблением бюджетной позиции вследствие запланированной индексации пенсий и заработной платы в государственном секторе, а также возможным резким повышением цен на импортируемое продовольствие. Существенное ослабление бюджетной позиции может создать излишнюю ликвидность в экономике и способствовать увеличению инфляции во второй половине 2010 г. и особенно в 2011 г., поскольку между увеличением денежной массы и инфляцией существует временной лаг. Для снижения этого риска потребуется строгая координация денеж­но-кредитной и бюджетной политики в 2010—2011 гг.

Благодаря постепенному расширению доступа к источникам внешних заимствований, крупные банки или корпорации должны получить возможность обслуживания или рефинансирования своих долговых обязательств в 2010 г. По данным Банка России, в 2010 г. банкам придется выплатить около 34 млрд долл. США, а корпорациям — около 70 млрд долл. США, включая основной долг и проценты (табл. 2.2). В общей сложности это на 30 млрд долл. меньше, чем в 2009 г. Однако малые и средние предприятия будут по-прежнему испытывать затруднения с получением кредитных ресурсов на условиях, обеспечивающих рентабельность их проектов.

Принятые Правительством меры, направленные не только на бедных, но и на весь средний класс в целом, способствовали снижению уровня бедности во второй половине 2009 г. (рис. 2.4а, 2.4б). Наши оценки, опирающиеся на уточненные данные о безработице, данные обследований домохозяйств, а также национальные границы бедности2, говорят о том, что в отсутствие мер го­сударственной политики (в том числе таких, как повышение пенсий, заработной платы и пособий по безработице, а также небольшое расширение масштабов программ социальной помощи и занятости) численность бедного населения в России могла бы достичь к концу 2009 г. 16,9%. В частности, увеличение зарплат, пенсий и социальных пособий, проведенное в 2009 г., ограничило снижение среднего уровня потребления домохозяйств из расчета на душу насе­ле­ния (хотя при этом оно, возможно, вызвало другие, менее желательные бюджетные последствия). Теперь с учетом этих мер уровень бедности, по нашим оценкам, к концу 2009 г. составил около 14% и в 2010 г. может снизиться до 12,5%, т. е. вернется на докризисный уровень на один год раньше, чем предполагалось.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА
СБОР, ОБРАБОТКА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ДЕПОЗИТАРИЯМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ УЗБЕКИСТАНА
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В 2010 ГОДУ
РУБЛЬ —РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА?
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОРАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КРИЗИСНЫЙ И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
ОБЗОР РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: НИКАРАГУА, ПАНАМА
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100