Casual
РЦБ.RU

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ УЗБЕКИСТАНА

Сентябрь 2010

Одним из важнейших организационных условий нормального функционирования рынка ценных бумаг в любой стране, в том числе и в Республике Узбекистан, является обеспечение его прозрачности, предполагающее раскрытие информации обо всех участниках, и прежде всего об эмитентах ценных бумаг.

Суть прозрачности рынка составляет обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке. Раскрытие информации преследует следующие цели:

• предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

• снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

• позволяет осуществлять инвестиции тем инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

• защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;

• стимулирует конкуренцию между компаниями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;

• защищает клиентов и кредиторов компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам сведения, позволяющие принять решение, стоит ли иметь дело с данной организацией;

• повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.

Информация, раскрываемая на рынке ценных бумаг, должна быть актуальной и оперативной. Обеспечение этого требования подразумевает наличие такой системы, которая обеспечивает наряду с раскрытием информации, связанной с конкретным выпуском ценных бумаг, также и непрерывное раскрытие информации эмитентом. Раскрытие информации должно осуществляться в кратчайшие сроки.

Основные законодательные нормы, обеспечивающие раскрытие информации на рынке ценных бумаг, определены в Законе Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг». Ряд нормативно-правовых актов регулирует раскрытие информации на рынке ценных бумаг и устанавливает формы раскрытия информации путем:

• опубликования информации в средствах массовой информации;

• предоставления отчетов, сведений и иной информации.

Серьезным шагом на пути создания цивилизованной системы информирования участников национального рынка ценных бумаг явилось установление порядка обязательной публикации информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством, в газете «Биржа». Участники рынка ценных бумаг могут дополнительно публиковать информацию и в других средствах массовой информации, в том числе в Интернете.

Обязанность по раскрытию информации о своей деятельности законодательством возложена непосредственно на эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка, организаторов торгов, инвесторов, владельцев ценных бумаг. Кроме того, установлен перечень сведений, подлежащих раскрытию уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг. Наряду с этим отдельные участники рынка предоставляют информацию организаторам торгов в случае выставления ценных бумаг в определенной категории листинга. Централизованный сбор и систематизацию информации, формируемой в рамках учетной системы республики, осуществляет Центральный депозитарий ценных бумаг.

Обеспечение прозрачности деятельности эмитентов — важнейшее организационное условие защиты прав и интересов инвесторов.

Эмитент раскрывает информацию, публикуя:

• годовой отчет за последний финансовый год;

• сведения о выпуске акций, включая данные о государственной регистрации выпуска;

• сообщения о проведении общего собрания акционеров;

• списки аффилированных лиц общества с указанием количества и видов принадлежащих им акций;

• информацию о существенных фактах.

В соответствии с законодательством существенными фактами в деятельности эмитента являются:

• изменение наименования или местонахождения (почтового адреса) эмитента;

• реорганизация, приостановление или прекращение деятельности эмитента;

• решения, принятые высшим органом управления эмитента;

• изменение прав на ценные бумаги;

• изменение в персональном составе должностных лиц;

• изменения в перечне филиалов и представительств эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

• наложение ареста на имущество, банковские счета эмитента, предъявление иска к эмитенту в размере, превыша­ющем 10% от стоимости активов эмитента;

• получение кредита в размере, превышающем 50% от уставного фонда или суммы стоимости основных и оборотных средств эмитента;

• разовое увеличение или уменьшение стоимости активов более чем на 10%;

• разовые сделки эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет более 10% от активов эмитента по состоянию на дату сделки;

• список заключенных в отчетном году эмитентом крупных сделок и сделок с заинтересованными лицами;

• получение или аннулирование лицензии, приостановление или прекращение действия лицензии эмитента на осуществление отдельных видов деятельности;

• выпуск ценных бумаг, приостановление и возобновление их выпуска, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;

• изменения в списке юридических лиц, в которых эмитент обладает 10 и более процентами акций (долей, паев) каждого такого юридического лица;

• наступление сроков исполнения обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг;

• начисление доходов по ценным бумагам, начало и окончание выплаты доходов по ценным бумагам эмитента;

• введение процедуры банкротства в отношении эмитента;

• изменения во владении членов наблюдательного совета и исполнительного органа акциями (долями, паями) эмитента в отчетном году;

• изменения в списке аффилированных лиц общества с указанием количества и наименования принадлежащих им ценных бумаг.

По требованию акционера эмитент предоставляет:

• устав эмитента, а также все сопутствующие документы к нему;

• документы, подтверждающие права эмитента на имущество;

• документы, утверждаемые общим собранием акционеров и иными органами управления общества;

• положение о филиале или представительстве эмитента;

• годовой отчет за последний финансовый год;

• проспект эмиссии акций и других ценных бумаг;

• документы финансовой отчетности;

• протоколы общих собраний акционеров, заседаний наблюдательного совета, ревизионной комиссии;

• списки аффилированных лиц эмитента с указанием количества и видов принадлежащих им акций;

• заключения ревизионной комиссии, аудитора, государственных органов финансового контроля;

• иные документы, предусмотренные законодательством.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает информацию и обязан уведомить уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг об осуществлении:

• в течение одного квартала операций исключительно с ценными бумагами одного эмитента (в течение 2 дней после окончания квартала);

• разовой операции с ценными бумагами одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15% от общего количества указанных ценных бумаг (в течение 2 дней после совершения сделки).

По требованию инвестора профессио­нальный участник предоставляет:

• копию документа о государственной регистрации;

• копию лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• сведения об уставном фонде, размере собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг и его резервном фонде;

• сведения о государственной регистрации выпуска приобретаемых инвестором ценных бумаг;

• сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии ценных бумаг, приобретаемых инвестором, а также о ценах на эти ценные бумаги в течение 6 недель, предшест­вовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации;

• отчетность по результатам сделок с ценными бумагами в сроки, оговоренные в договоре.

Организатор торгов ценными бумагами любому заинтересованному лицу раскрывает правила допуска ценных бумаг и участника рынка ценных бумаг к торгам; список ценных бумаг, допущенных к торгам; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации и исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торгов ценными бумагами, а также регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные документы.

Владелец ценных бумаг раскрывает информацию о владении 35 или более процентами любого вида ценных бумаг эмитента.

Инвестор раскрывает информацию о намерении приобрести самостоятельно и (или) совместно с аффилированными лицами в результате одной или нескольких сделок пакет акций открытого акционерного общества, составляющий в совокупности 15 и более процентов от уставного фонда данного открытого акционерного общества. При этом предварительная публикация осуществляется в газете «Биржа» не менее чем за 3 дня до даты заключения сделки.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг раскрывает информацию:

• о зарегистрированных выпусках ценных бумаг и о выпусках ценных бумаг, выпуск, размещение и обращение которых приостановлены и возобновлены, признаны несостоявшимися или недействительными;

• о выдаче, приостановлении или прекращении действия, аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• об эмитентах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, должностных лицах, в отношении которых им были применены меры ответственности в связи с допущенными правонарушениями на рынке ценных бумаг, и о видах примененных мер ответственности;

• о решениях суда, вынесенных по его искам.

Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» определены понятие конфиденциальной информации и органы, которым профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает информацию. К ним относятся:

• антимонопольный и налоговый государственные органы;

• Департамент по исполнению судебных решений;

• суды и органы следствия и дознания;

• нотариальные конторы и консульские учреждения иностранного государства (предоставляется информация по находящимся в их производстве наследственным делам);

• уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг в случаях рассмотрения им фактов нарушения законодательства о рынке ценных бумаг;

• Департамент по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

Таким образом, законодательством определен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию и предоставлению инвестору, способствующей (или не способствующей) принятию решений потенциальным инвестором о совершении сделки с ценными бумагами.

Вместе с тем следует отметить, что требования уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг к раскрытию информации эмитентами имеют определенные недостатки: они предписывают совершать множество действий, которые проконтролировать, а подчас и реализовать невозможно.

Сведения, предоставляемые уполномоченному государственному органу, в достаточной мере раскрывают деятельность эмитентов и других участников рынка ценных бумаг, содержат накопительные данные за несколько лет и могли бы позволить потенциальному инвестору оценить финансово-хозяйственное состояние эмитента ценных бумаг, перспективы его развития и в результате принять (или не принять) решение о покупке ценных бумаг. Однако сведения, публику­емые эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг в средствах массовой информации, в большинстве случаев не представляют реального интереса для потенциального инвестора, поскольку не содержат подробных данных о финансово-хозяйственном состоянии, в том числе накопительных сведений за последние несколько лет, подробную информацию о руководстве компании, ее перспективах, являются фрагментарными, бессистемными. Кроме того, их нельзя назвать оперативными. Будучи опубликованными по состоянию на 1 января, они не отражают текущей ситуации в компании.

Базы данных, созданные уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг, используются регулятивным органом во внутренних целях и малодоступны потенциальным инвесторам.

Отсутствует утвержденный стандарт формы раскрытия информации эмитентом, т. е. формы, предназначенной для публикации в СМИ и содержащей достаточное количество показателей отчетности о деятельности эмитента.

Таким образом, при создании видимости интенсивного информирования участников рынка ценных бумаг о его состоянии потенциальный инвестор может с трудом найти для себя информацию, влияющую на принятие им решения о совершении сделки с ценными бумагами. Можно сделать вывод, что на национальном рынке ценных бумаг отсутствует эффективная система раскрытия информации о финансово-хозяйственном положении эмитентов. Это является одним из главных препятствий на пути развития отечественного рынка ценных бумаг. Отсутствие исчерпывающей информации о рынке ценных бумаг Узбекистана не способствует раскрытию его потенциала и привлечению иностранных инвесторов.

Для обеспечения прозрачности рынка ценных бумаг Республики Узбекистан необходимо:

• создать систему информирования, которая должна быть построена по принципу «не инвестор ищет информацию, а информация находит инвестора»;

• разработать и утвердить стандарт раскрываемой в прессе информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, включающий в себя показатели финансово-хозяйственной деятельности в количестве, позволяющем осуществлять элементарный анализ финансового состояния эмитента;

• обеспечить публикацию на сайте уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг и на сайтах информационных агентств сведений о финансово-хозяйственном состоянии эмитентов. Данные сведения будут предоставляться эмитентом в порядке, определенном специальным регламентом по утвержденному стандарту.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА
СБОР, ОБРАБОТКА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ДЕПОЗИТАРИЯМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ УЗБЕКИСТАНА
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В 2010 ГОДУ
РУБЛЬ —РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА?
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОРАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КРИЗИСНЫЙ И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
ОБЗОР РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: НИКАРАГУА, ПАНАМА
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100