Casual
РЦБ.RU

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

Сентябрь 2010

Деятельность по привлечению в белорусскую экономику инвестиций, в том числе иностранных, является приоритетом государства. Привлечение иностранных инвестиций обусловливается не только возможностью получить полную информацию о политической и экономической ситуации в стране потенциального осуществления предпринимательской деятельности. Зачастую возможность собрать законным путем максимально достоверную и оперативную информацию о конкретном объекте инвестирования становится более важной задачей.

В Республике Беларусь насчитывается более 4000 эмитентов ценных бумаг. Около 2000 из них составляют открытые акционерные общества, примерно такое же количество — закрытые акционерные общества и 80 — эмитенты облигаций.

В Республике Беларусь информацию об эмитентах раскрывают, во-первых, сами эмитенты, во-вторых, государственные органы, которым эмитенты предоставляют отчеты, и, в-третьих, Белорусская валютно-фондовая биржа.

Эмитенты — акционерные общества раскрывают информацию владельцам акций. Открытые акционерные общества раскрывают информацию путем публикации годового отчета. Эмитенты облигаций самостоятельно информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности не раскрывают. Такая информация раскрывается Департаментом по ценным бумагам и Белорусской валютно-фондовой биржей.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ

Вопросы раскрытия информации открытыми и закрытыми акционерными обществами регулируются прежде всего Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйс­т­вен­ных обществах».

В соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Республики Беларусь участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в объеме и порядке, установленными учредительными документами. Аналогичное право закреплено ч. 8 ст. 13 Закона «О хозяйственных обществах».

Статья 64 данного Закона посвящена вопросам информации о хозяйственном обществе. В ней, в частности, установлено, что участникам хозяйственного общества предоставляется информация, содержащаяся в документах общества.

Перечень документов акционерного общества, с которыми имеют право знакомиться владельцы акций, достаточно широк и включает, в частности:

• учредительные документы;

• правоустанавливающие документы на имущество;

• протоколы общих собраний и протоколы счетной комиссии, протоколы заседаний иных органов акционерного общества;

• локальные нормативные акты акционерного общества, регламентиру­ющие его деятельность;

• годовые отчеты и другие документы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• статистические и иные отчеты;

• заключения ревизионной комиссии (ревизора), аудиторские заключения, а также акты (справки) контролирующих органов;

• документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию другим способом в соответствии с законодательством;

• списки аффилированных лиц хозяйственного общества.

Владельцы акций могут получить информацию путем прямого обращения в общество либо посредством почтовой связи или иным способом, обеспечивающим подлинность информации и установленным обществом в учредительных документах или локальных нормативных правовых актах.

Кроме обязанности раскрывать информацию владельцам акций, Законом «О хозяйственных обществах» установлено право акционерных обществ раскрывать информацию потенциальным инвесторам и иным заинтересованным лицам в объеме, необходимом для принятия ими обоснованного решения об участии в акционерном обществе или совершении иных действий, способных повлиять на результаты деятельности акционерного общества. Порядок раскрытия информации потенциальным инвесторам и иным заинтересованным лицам должен быть предусмотрен учредительными документами акционерного общества. Потенциальные инвесторы, если, конечно, общество признает их таковыми, могут, как и владельцы акций, получить информацию путем прямого обращения в акционерное общество либо посредством почтовой связи или иным способом, обеспечивающим подлинность информации и установленным обществом в учредительных документах или локальных нормативных правовых актах.

Помимо раскрытия информации владельцам акций, в соответствии с законодательством открытые акционерные общества обязаны публиковать для всеобщего сведения годовой отчет компании. При этом для публикации в средствах массовой информации применяются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках либо отчет о финансовых результатах страховой организации (форма № 2 — страховщик), а также информация о дивидендах, количестве акционеров, задолженности, количестве акций на балансе, основных видах деятельности и количестве работа­ющих в открытых акционерных обществах.

Закрытые акционерные общества публикуют такой отчет по своему желанию, кроме банков и страховых организаций, для которых публикация годового отчета обязательна.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭМИТЕНТАХ РЕГУЛЯТОРОМ

В соответствии с Инструкцией о порядке представления отчетности и раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг, утвержденной Постановлением Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь от 16.12.2005 № 10/П (с изменениями и дополнениями), годовой и ежеквартальные отчеты открытые акционерные общества (за исключением банков) предоставляют в территориальные отделы (управления) по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее — территориальные органы по ценным бумагам). Территориальные органы по ценным бумагам осуществляют передачу информации из отчетов в Департамент по ценным бумагам, который размещает полученные отчеты на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

Эмитенты облигаций ежеквартально предоставляют в территориальные органы по ценным бумагам отчет о прибылях и убытках. Информация из указанных отчетов также размещается на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ-БАНКАМИ

Отдельными актами законодательства в Республике Беларусь регулируются вопросы раскрытия информации банками. В республике действует 31 банк, и все они зарегистрированы в форме открытых или закрытых акционерных обществ.

В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.01.2006 № 6, банки обязаны публиковать в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, годовой отчет (бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств) вместе с аудиторским заключением, подтверждающим его достоверность, и квартальные отчеты.

Годовой и квартальные отчеты банки передают в Национальный банк Республики Беларусь в электронном виде для публикации в официальном издании Национального банка Республики Беларусь и размещения на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь.

Кроме того, банки обязаны иметь сайт и размещать на нем: подробные сведения о компании, в том числе информацию о составе (членах) Совета директоров (Наблюдательного совета), составе исполнительного органа банка; показатели, характеризующие выполнение банком нормативов безопасного функ­ционирования, установленных Национальным банком; структуру собственности банка; годовой и квартальные отчеты.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭМИТЕНТАХ ФОНДОВОЙ БИРЖЕЙ

Законодательством Республики Беларусь установлено требование к открытому акционерному обществу и эмитенту облигаций, по ценным бумагам которых рассчитывается рыночная цена, направлять Белорусской валютно-фондовой бирже информацию, относящуюся к наступившим или происшедшим изменениям в его хозяйственной деятельности, затрагивающим стоимость ценных бумаг или доход по ним, если в последней годовой информации не содержались данные или ссылки на эти изменения.

Инструкцией о порядке представления отчетности и раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг установлен перечень таких сведений. К ним относится информация:

• о факте (фактах), повлекшем непредвиденное разовое увеличение или уменьшение стоимости чистых активов эмитента более чем на 10%;

• о факте (фактах), повлекшем разовое увеличение прибыли или убытков эмитента более чем на 10%;

• о реорганизации эмитента; причем информация предоставляется не позднее 2 рабочих дней с даты государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

• о возбуждении в отношении эмитента производства по делу о банкротстве;

• о датах закрытия реестра для следующих целей:

- участия в общем собрании акционеров;

- получения дивидендов по акциям и доходов по облигациям.

В среднем лишь по ценным бумагам 30—40 эмитентов рассчитывается рыночная цена, т. е. только эти эмитенты обязаны предоставлять оперативную информацию на фондовую биржу и в территориальное управление по ценным бумагам. Сведения об остальных открытых акционерных обществах и эмитентах облигаций ограничиваются информацией, включенной в годовой и ежеквартальные отчеты.

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДЕПОЗИТАРИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

Следует признать, что законодательное регулирование раскрытия информации в Республике Беларусь требует дальнейшего развития и совершенствования. Закрытость информации не позволит эффективно работать, привлекать необходимые инвестиции, банковские кредиты — все то, что является в настоящее время основными рыночными инструментами развития коммерческих юридических лиц и залогом их существования. В первую очередь, по нашему мнению, требует расширения перечень информации, раскрываемой для всеобщего сведения непосредственно эмитентами. Публикации годового отчета не достаточно для обес­печения прозрачности деятельности эмитента. Информация о деятельности эмитентов, которую можно получить, не обращаясь в общество, необходима владельцам акций, потенциальным инвесторам, круг которых заранее определить невозможно, и профучастникам. Депозитариям, в частности, проблематично оказывать информационные услуги своим депонентам из-за недостаточности информации о деятельности эмитентов.

Одновременно, следуя принципу доступности информации на рынке ценных бумаг, необходимо, на наш взгляд, определить единый информационный интернет-ресурс, на котором будет размещаться данная информация.

Центральным депозитарием внесено предложение в Департамент по ценным бумагам о создании на сайте организации информационной системы, в которой будут аккумулироваться, кроме справочника выпусков ценных бумаг, информация, раскрываемая эмитентами, и сведения о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время центральный депозитарий уже является источником информации о ценных бумагах.

В соответствии с Законом «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» одна из основных функций центрального депозитария — ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы. В рамках выполнения данной функции центральный депозитарий осуществляет ведение справочника выпусков ценных бумаг.

Справочник выпусков ценных бумаг является автоматизированной информационной системой, база данных которой ведется центральным депозитарием и содержит перечни эмитентов, выпусков ценных бумаг, их идентификационные коды, наименования депозитариев эмитентов и периодически обновляемую справочную информацию о них.

Сведения о корпоративных ценных бумагах вносятся центральным депозитарием в справочник выпусков ценных бумаг на основании информации, получаемой от Департамента по ценным бумагам — государственного органа, осуществля­ющего ведение государственного реестра ценных бумаг; сведения о государственных ценных бумагах и ценных бумагах Национального банка — на основании информации, получаемой от Министерства финансов и Национального банка соответственно. В случае изменения сведений, содержащихся в анкете выпуска ценных бумаг, центральный депозитарий на основании информации из Государственного реестра ценных бумаг либо информации Министерства финансов или Национального банка вносит соответствующие изменения в справочник с уведомлением об этом депозитария эмитента и депозитариев, осуществляющих учет прав на ценные бумаги данного выпуска.

Доступ к справочнику осуществляется путем его размещения на сайте организации.

Информация из справочника передается депозитариям для организации депозитарного учета и Белорусской валютно-фондовой бирже — для размещения на ее сайте. Кроме того, информация из справочника передается ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» (Россия) для размещения в информационной системе ДКК-Инфо.

Фактически централизованный информационный ресурс может создаваться путем расширения существующего справочника выпусков ценных бумаг.

Первым шагом на пути реализации указанного предложения является внесение в Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии в Республике Беларусь» нормы, позволяющей центральному депозитарию оказывать услуги эмитентам и иным лицам, обязанным раскрывать информацию в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Данная норма в случае ее принятия позволит центральному депозитарию размещать на сайте организации раскрываемую эмитентами информацию. Следует отметить, что речь не идет о едином централизованном источнике информации, поскольку эмитенты смогут публиковать раскрыва­емую информацию и в других источниках. Однако, по мнению центрального депозитария, в Республике Беларусь достаточно создать один общедоступный централизованный официальный источник информации об эмитентах.

Каким образом информация будет поступать в указанный централизованный источник информации?

По мнению РУП «РЦДЦБ» и учитывая тот факт, что эмитент больше всего взаимодействует с депозитарием эмитента (депозитарием, с которым заключен договор на депозитарное обслуживание эмитента), целесообразно организовать поступление информации от эмитента в депозитарий эмитента, а затем в центральный депозитарий. При передаче информации от депозитария эмитента в центральный депозитарий можно использовать уже существу­ющую систему электронного документо­оборота.

Другой путь поступления информации в информационный ресурс — это ее предоставление центральному депозитарию непосредственно эмитентами. Такой путь предполагает заключение договоров между центральным депозитарием и эмитентами, раскрывающими информацию, и определение способов передачи информации.

Будем надеяться, что инициатива центрального депозитария по созданию единого информационного ресурса будет поддержана участниками рынка ценных бумаг и регулятором и в республике появится единый централизованный источник информации на рынке ценных бумаг.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА
СБОР, ОБРАБОТКА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ДЕПОЗИТАРИЯМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ УЗБЕКИСТАНА
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ В 2010 ГОДУ
РУБЛЬ —РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА?
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОРАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КРИЗИСНЫЙ И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
ОБЗОР РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: НИКАРАГУА, ПАНАМА
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100