РЦБ.RU

О ПЛАНАХ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В МОСКВЕ

Август 2010

Согласно определению Международного валютного фонда, международные финансовые центры — это крупные мировые центры, предлагающие полный спектр услуг, располагающие современными расчетными и платежными системами, обслуживающие крупные экономики, имеющие полностью сформированные и ликвидные рынки с разнообразными источниками и возможностями использования денежных средств; это центры, законодательная и нормативная база которых обеспечивает надлежащую защиту безопасности отношений между принципалом и агентом, а также осуществление надзорных функций.

Москва заявила о своих амбициозных планах создания международного финансового центра. Столица России занимает относительно хорошие позиции для достижения данной цели и создания регионального финансового центра, в особенности для стран СНГ, учитывая то обстоятельство, что исторически Россия всегда была крупнейшим рынком и лидером в регионе. Тем не менее для достижения поставленной цели по-прежнему требуется серьезное реформирование финансовых рынков и рынков капитала.

Россия унаследовала от советских времен протекционистский подход к экономике. Вместе с тем недавно произошли изменения, целью которых было дальнейшее формирование рыночной экономики и адаптация к международным условиям, требующим либерализации и обеспечения прозрачности. Среди примеров можно назвать снятие ограничений на открытие счетов для осуществления инвестиций в различные ценные бумаги, переход к полной конвертируемости рубля, либерализацию рынка акций Газпрома, повышение требований к капитализации профессиональных участников рынка, а также принятие решения, разрешающего листинг иностранных ценных бумаг на российских фондовых биржах.

Несмотря на достигнутые успехи, Москва по-прежнему отстает от других крупных городов в плане реформирования финансового рынка и рынка капитала. В Отчете Лондонского Сити 2010 г. о международных финансовых рынках Москва занимает лишь 68-е место. Этот отчет основан на данных онлайн-анкети­рования, проведенного среди профессиональных участников международных финансовых рынков, и учитывает пять конкурентных областей, включая кадры, деловую среду, инфраструктуру, доступ к рынку и общую конкурентную ситуацию на рынке.

Для повышения эффективности инфраструктуры рынка капитала и привлечения иностранных инвестиций потребуется внести целый ряд изменений в инфраструктуру и снизить издержки. Проблемы и пути их решения были указаны в отчете агентства Thomas Murray «Модель инфраструктуры рынков капитала Российской Федерации», размещенном на сайте НАУФОР. Посттрейдинговая инфраструктура рынка в России по-прежнему весьма раздробленна: несколько организаций де-факто выступают в качестве депозитариев, хотя НДЦ и ДКК стали основными центрами инфраструктуры, осуществляя расчеты по сдел­кам, заключенным на фондовых биржах ММВБ и РТС соответственно. Отсутствие в законодательстве ясности относительно того, где учитываются так называемые юридические права (legal ownership) зарегистрированного лица на ценные бумаги — в депозитарии или регистраторе, — удерживало американских инвесторов, таких как глобальные кастодианы, от открытия счетов депо непосредственно в депозитариях. Это, в свою очередь, приводит к возникновению целого ряда проблем, поскольку перерегистрация в реестрах происходит на условиях free of payment (FOP), в то время как денежные расчеты в долларах США происходят за рубежом. Регистраторы (на данный момент их насчитывается около 50) в целом не придерживаются международных стандартов и в документообороте активно используют бумажные документы и ручную обработку данных. Кроме того, платежная система Центробанка в настоящее время не используется при расчетах сделок с ценными бумагами (хотя возможность подключения к ней запланирована с 27 августа 2010 г.). Вместо этого у каждой фондовой биржи есть своя клиринговая палата — организация, имеющая ограниченную банковскую лицензию и осуществляющая денежные расчеты по сделкам. В настоящее время в эту схему расчетов вносятся изменения, в результате которых расчетные палаты ММВБ и РТС будут объединены с НДЦ и ДКК соответственно.

Среди прочих недостатков, которые необходимо устранить, следует назвать отсутствие равных прав у миноритарных акционеров на получение выплат дивидендов, а также отсутствие конкретной даты их выплаты. Поскольку законом предусматривается выплата дивидендов в течение 60 дней с момента объявления о выплате, как правило, мажоритарные акционеры получают дивиденды раньше и на более выгодных условиях.

Кроме того, осуществляется контроль за иностранными инвестициями в секторах, которые Правительством страны признаны секторами стратегического значения. Также требуется подача отчетности в соответствующий регулирующий орган о ценных бумагах, право на которые принадлежит зарубежным владельцам, в случае достижения определенного порогового значения. Кроме того, установлены некоторые ограничения на эмиссию ценных бумаг российскими эмитентами за пределами Российской Федерации.

Среди прочих ограничений, которые могут рассматриваться как препятствия на пути создания в России международного финансового центра, можно назвать:

• непризнание на законодательном уровне иностранных кастодианов компаниями — номинальными держателями;

• преимущественное использование ручной обработки сделок в депозитариях;

• сложность процесса расчетов ввиду существования нескольких депозитариев, а также роли регистраторов и разнообразия расчетных процедур, используемых депозитариями;

• смешение сделок кредитования ценными бумагами с фактически форми­ру­ющимся рынком сделок обратного РЕПО.

Наконец, необходимо, чтобы Россия обеспечила непрерывность функционирования рынка и невозможность приостановки торгов регулирующим органом, как это случилось в 2008 г., когда на рынке наблюдалась волатильность, обусловленная финансовым кризисом. Подобные действия никак не вяжутся с представлением о рынке, являющемся международным финансовым центром.

Хотя много еще предстоит сделать для улучшения российской рыночной инфраструктуры, это является необходимым, но недостаточным условием формирования международного финансового центра. Также важное значение имеет создание рыночных условий, которые будут способствовать развитию активной трансграничной торговли ценными бумагами.

Модель международного финансового центра, разработанная компанией Thomas Murray, содержала в качестве необходимого условия ряд дополнительных требований по созданию трансграничной инфраструктуры, которые должны быть выполнены при построении современной внутренней модели инфраструктуры рынка. Выдержка из обзора приведена на рисунке.

Для того чтобы это произошло, необходимо грамотное регулирование, призванное обеспечить прозрачность и конкуренцию на рынке, а также законодательство, которое способствует созданию открытого либерализованного рынка. Для завершения изменений в регуляторной сфере потребуется несколько лет, поскольку преобразования следует начинать с изменений в установках руководства страны в плане перехода к большей открытости по отношению к международным рынкам, причем чем больше времени займет этот процесс, тем значительнее будет отставание от других международных финансовых центров по причине все возрастающей жесткой конкуренции.

  • Рейтинг
  • 0

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100