Casual
РЦБ.RU

ЧТО НАМ СТОИТ МФЦ ПОСТРОИТЬ…

Август 2010

Каковы перспективы создания в России международного финансового центра?

С улучшением ситуации на отечественном рынке разговоры о создании международного финансового центра в России, несколько поутихшие в период кризиса, возобновились с новой силой. Именно этой главной цели подчинено сегодня развитие национальной экономики. Концепция построения международного финансового центра была утверждена Правительством РФ в 2009 г. и содержит детальный, рассчитанный на 5 лет план мероприятий, направленных на его формирование. По мнению разработчиков концепции, появление финансового центра будет способствовать интеграции российского рынка в глобальную индустрию финансовых услуг. Ожидается, что это привлечет в отечественную экономику дополнительные ресурсы, повысит эффективность размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных и инвестиционных фондов. Кроме того, развитие Москвы как финансового центра увеличит спрос на российские активы, позволит осуществлять расчеты с иностранными контрагентами в рублях, превратит отечественный финансовый сектор в конкурентоспособную отрасль экономики, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП.

С целью координации деятельности юридических и физических лиц, организаций и объединений по формированию финансового центра распоряжением Президента РФ от 07.07.2010 № 455-РП была сформирована рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Предполагается, что успешная реализация поставленных перед ней задач позволит России к 2020 г. достичь таких значимых показателей, как «вхождение одной из российских бирж в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций»; увеличение номинальной стоимости биржевых производных инструментов до 50% ВВП; проведение эмитентами из стран СНГ IPO в России; вхождение инвестиционных банков с преимущественно российским капиталом в число 50 крупнейших в мире; повышение доли финансового сектора в ВВП до 6%.

Своими мнениями о том, каковы перспективы Москвы стать международным финансовым центром, поделились с «Депозитариумом» ведущие участники российского и зарубежного рынков ценных бумаг.

1. Считаете ли Вы обоснованными амбиции Москвы стать международным финансовым центром?

2. Каких результатов Вы ожидаете от деятельности рабочей группы по созданию международного финансового центра, сформированной по распоряжению Президента России?

3. Что следует сделать для того, чтобы правила регулирования и надзора, а также необходимая для развития банковского бизнеса среда формировались в соответствии с существующими мировыми стандартами?

4. Сколько, по Вашему мнению, России потребуется времени на создание финансового центра?

Александр Абрамов профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ

1. Уверен, что такой проект российскому бизнесу и государству реализовать по силам. Но пока все же трудно однозначно понять, что такое московский международный финансовый центр, как он будет позиционироваться на глобальном и внутреннем рынках, какие услуги будут предоставляться потенциальным клиентам и в чем их уникальность. Если речь идет о создании одной биржи на базе ММВБ и РТС, формировании на ней секции торгов ценными бумагами отдельных иностранных эмитентов, прежде всего из СНГ, и о расширении числа участников торгов за счет дочерних фирм иностранных финансовых структур, то реализовать данный проект вполне реально. Риск в том, что он легко может стать имитацией активности его инициаторов без реального эффекта для российских и глобальных участников рынка. Вероятность данного риска усиливается тем, что, как показывает опыт «Сколково», создать творческую и комфортную для инвесторов среду даже в рамках одного города — допустим, Москвы — власти сегодня не могут. По этой причине, например, проект «Сколково» реализуется в рамках территории, наделенной особыми суверенными правами. Та же проблема поджидает международный финансовый центр. Возможно, его сделают в виде очередной свободной экономической зоны, со своими налогами, полицией, органами самоуправления и т. п.

Хочется все же надеяться, что создание московского международного финансового центра не ограничится борьбой за рост ликвидности и усиление государственного влияния на одной или двух биржах. Успех данного проекта зависит от значимости его миссии в деле модернизации экономики. На мой взгляд, такой миссией могло бы стать создание цивилизованного рынка товарных активов. Возьмем рынок нефти. Москва расположена вблизи основных зарубежных потребителей российской нефти, а рынок российской нефти десятилетиями остается непрозрачным и внебиржевым. Свидетельством его неэффективности являются сверхприбыли нефтетрейдеров. Создание прозрачного биржевого рынка нефти и иных экспортных товаров — достойная для международного финансового центра задача. Но ожидать от нового центра решения проблем подобного масштаба, к сожалению, пока вряд ли возможно.

2. Данная рабочая группа состоит преимущественно из государственных служащих. Если это означает, что ключевые идеи будут генерироваться сверху, то такой проект вряд ли будет удачным. Реализуемая с 2002 г. пенсионная реформа — наглядный пример «результативности» финансовых проектов, осуществляемых подобным образом.

За последние 20—30 лет в мире накоплен огромный опыт реализации крупных инновационных проектов в разных сферах экономики. Этот опыт хорошо изучен, и весьма ясно сформулирован главный фактор успеха. Сошлюсь лишь на исследования профессора Гарвардского университета Дэни Родрика. По его убеждению, таким фактором является создание особой творческой среды между государством и бизнесом, когда государство помогает бизнесу изучать и осваивать новые рынки, продукты и услуги. Главным же двигателем данного процесса является сам бизнес. Успех московского международного финансового центра будет зависеть от способности государственных органов реализовывать подобную политику развития. Возможно, это удастся осуществить на стадии деятельности рабочей группы.

3. При реализации проекта международного финансового центра с самого начала важно четко распределить ответственность среди государственных органов. Необходимо, чтобы за каким-либо одним из государственных органов, вовлеченных в процесс формирования международного финансового центра, была закреплена обязанность в реализации политики развития на финансовом рынке. Сегодня в федеральных законах и иных правовых актах обязанности разных ведомств на финансовом рынке либо распределены нечетко, либо, как в случае с ФСФР России, не определены вовсе. Поэтому при построении международного финансового центра можно столкнуться с той же проблемой, что и при создании национальной инновационной системы, когда инновациями занимаются все, но никто конкретно не отвечает за конечный результат и за координацию деятельности разных участников процесса.

Другая проблема — коммерциализация услуг международного финансового центра. Создание финансового центра не может быть самоцелью. Этот проект должен способствовать повышению конкурентоспособности российских инвестиционных компаний и банков, а также получению внутренними инвесторами доступа к финансовым услугам, соответствующим мировым стандартам. Это главное. Если продолжать аналогию между международным финансовым центром и «Сколково», именно проблема коммерциализации продуктов и услуг инновационного центра для развития национального бизнеса является ахиллесовой пятой данного проекта. Отсутствие внутреннего спроса на продукцию и услуги «Сколково» — наиболее значимый риск данного проекта. Появиться же этот спрос может лишь в том случае, если в отношении всей остальной экономики Правительство начнет реализовывать активную политику развития.

Применительно к российскому финансовому рынку это означает, что залогом успеха международного финансового центра является проведение активной политики развития на внутреннем рынке. Здесь должен быть такой же, как и в случае международного финансового центра, индикативный бизнес-план развития внутренней отрасли финансовых услуг. Этого пока нет, и это риск для проекта формирования международного финансового центра.

4. Поменять вывеску на здании, написать вместо «Фондовая биржа» слова «Московский международный финансовый центр» можно быстро. Создание структуры, которая, по существу, исполняет функции международного финансового центра, может занять несколько лет. Будем оптимистами. Трудности не должны останавливать его создателей. Реализуя данный проект, они, конечно, наделают массу ошибок. Но было бы еще большей ошибкой не делать ничего.

Алексей Болвачев декан финансового факультетаРоссийской экономической академииим. Г. В. Плеханова, докт. экон. наук,профессор

1. Если международный центр значит региональный, то амбиции столицы можно считать обоснованными. Глобальным центром Москве вряд ли стать. В превращении Москвы в финансовый центр для компаний и инвесторов из России и СНГ есть преимущества. Так, становится все более вероятным объ­единение российского и украинского фондовых рынков: недавно ММВБ приобрела контрольный пакет акций украинской биржи «Первая фондовая торговая система» (ПФТС). В ближайшее время может произойти и первое размещение российских депозитарных расписок (РДР), разработанных для того, чтобы привлечь в Россию эмитентов из СНГ, а также допустить к торгам на отечественных биржах торгуемые на зарубежных площадках акции компаний, ведущих бизнес в России, но зарегистрированных в офшорах. Из числа подобных, но формально не российских компаний разместить РДР в скором времени могут алюминиевая компания RUSAL и оператор сотовой связи VimpelCom.

2. Для создания в стране финансового центра необходимо сделать тысячи шагов, и формирование подобной рабочей группы — это только один из них. Будем надеяться, что группе удастся сделать и другие шаги: прежде всего перезапустить законотворческий процесс, чтобы принять законы о развитии инфраструктуры рынка, защите прав инвесторов, повышении прозрачности российских компаний и т. д.

3. Обновление и повышение качества человеческого капитала — главное условие финансовой модернизации. Если государству и стоит вмешиваться в процесс создания финансового центра, то, помимо законотворчества, именно финансовое образование должно стать основным направлением.

Обновление программ финансового образования и запуск массовых программ повышения финансовой грамотности нуждаются в государственных средствах и требуют приглашения к участию в образовательном процессе практикующих отечественных и зарубежных специалистов. Однако сейчас российским вузам не по карману сделать им конкурентное предложение.

Для развития банковского бизнеса необходимо сделать финансовую систему более «рыночной» и конкурентоспособной. Для этого нужно, чтобы банки с бо?льшей долей государственной собственности наравне с другими боролись за привлечение пассивов, а не вытесняли конкурентов, пользуясь своим статусом. Сейчас осуществить это политически очень сложно (ведь именно частные банки сильнее пострадали от кризиса), но важно, чтобы кредитные ресурсы размещались исходя из соображений экономической эффективности, а не государственной необходимости.

4. Думаю, 5—10 лет. Тысячи шагов быстро не сделать. Так, меньше чем за 5—10 лет просто невозможно создать новые программы финансового образования и подготовить по ним необходимое для финансовой системы количество специалистов.

Константин Волков Президент СРО«Национальная фондовая ассоциация»

1. В той общей форме, в какой вопрос о международном финансовом центре ставится, безусловно, да. Под международным финансовым центром при этом понимается некое сосредоточение финансовых ресурсов, инфраструктуры и участников рынка. Более того, реальный международный финансовый центр в какой-то степени уже существует. Другое дело, что, говоря о формировании международного финансового центра как о перспективной задаче, имеют в виду некое новое качество экономических и финансовых условий, количественные характеристики (скажем, место в первой десятке мировых финансовых центров) и международное признание.

Если рассматривать формирование международного финансового центра не как самоцель, а как определенный рычаг, который поможет запустить развитие экономики России в целом, создать точки роста в разных сферах экономики, — такая амбициозная задача нашими участниками только приветствуется.

2. Наконец перейти от слов к делу. Максимально использовать уже существующие финансовые механизмы: инструменты, операции, инфраструктурные элементы рынка. В работе опираться на широкий круг участников рынка, привлекая действующие на рынке саморегулируемые организации, накопившие большой опыт реализации крупных проектов и работы с участниками рынка.

При их участии разработать четкую и детализированную Программу формирования международного финансового центра, интегрирующую то, что уже сейчас делается в инициативном порядке, и перспективные наработки. Так, СРО НФА готова привнести в Программу свои проекты по формированию рынка РЕПО, рынка кредитования ценными бумагами, по формированию ценового центра, развитию рейтинговой деятельности и др.

Необходимо также закрепление персональной ответственности за отдельные составляющие Программы.

3. В общем, во взаимодействии с ФСФР России и Центральным банком РФ мы уже несколько лет движемся в этом направлении. Сейчас для регуляторов нормой стало обсуждение в рабочем порядке смежных вопросов регулирования деятельности участников. Возможно, требуется ускорить это движение и сделать его более целенаправленным.

Но вот без чего мы точно не обойдемся — это сознательная стимулирующая роль государства в формировании международного финансового центра. Во-первых, это позволит создать общеэкономические условия, формирующие внутреннего инвестора. Формирование широкого слоя внутренних инвесторов создает необходимый фундамент для развития финансового рынка в целом и международного финансового центра.

Во-вторых, это важно для развития законодательно-нор­мативный базы финансового рынка, позволяющей внедрять новые операции и инструменты, что дает возможность внутренним и внешним инвесторам (со своими системами стимулов) охотно осуществлять инвестиции.

В-третьих, это значимо для создания системного мониторинга и контроля рисков финансового рынка, включающего комплекс антикризисных мер, реализуемых регуляторами согласованно и оперативно, чтобы работать на российском финансовом рынке стало удобно и выгодно.

4. Это зависит от сложности тех задач, которые будут поставлены, а также от политической воли в их решении. Также большое значение имеет объединение всех участников данной работы, заинтересованных в решении столь масштабной задачи. При наличии этих условий первых значимых результатов в формировании международного финансового центра можно будет ожидать уже через 2—3 года.

Барт Вотерс менеджер по связям с клиентами по России и Восточной Европе Euroclear

1. Стремление России стать международным финансовым центром вполне обоснованно. Рыночная капитализация российского фондового рынка составляет половину всех акций, торгуемых на территории бывшего Советского Союза и значительно превышает суммарную стоимость активов, обраща­ющихся на всех центрально-европейских биржах. Это дает России прекрасную возможность стать, по меньшей мере, региональным финансовым центром.

Идея превратить Москву в мировой финансовый центр, такой же как Лондон, Нью-Йорк или Токио, возможно, является слишком амбициозной, однако задача создания в Москве регионального финансового центра представляется вполне реальной. Со временем мы увидим, как Москва превращается в региональный центр финансовой деятельности, каким являются Сингапур, Дубай и Шанхай.

2. Рабочая группа по созданию международного финансового центра должна стать двигателем реализации этого проекта и осуществлять координацию деятельности различных сторон, принимающих в нем участие (ФСФР России, Центрального банка РФ и участников рынка).

Ключом к успеху в создании эффективного и привлекательного финансового рынка является вовлечение в процесс различных участников рынка (банков, брокеров, кастодианов и регистраторов), а также учет их мнения законодателями и сформированной рабочей группой.

Наш опыт работы с рынками Euronext показал, что для развития эффективной инфраструктуры финансового рынка чрезвычайно важно заручиться поддержкой его участников.

3. Мы считаем, что при определении необходимых мер для принятия соответствующего законодательства, нормативных документов и правил надзора и приведения российской финансовой системы в соответствие с международными стандартами ведения бизнеса необходимо понимать, почему иностранные инвесторы в настоящее время неохотно вкладывают средства в российский рынок и неохотно на нем остаются.

• Законодательство. Для того чтобы привлечь больше иностранных инвесторов, необходимо принять или внести изменения в целый ряд законов, регулирующих вопросы, связанные с инсайдерскими сделками, клирингом и расчетами, а также листингом зарубежных компаний на российских фондовых площадках.

• Инфраструктура. Необходимо создать центральный депозитарий для обеспечения эффективных расчетов для всех инструментов на условиях «поставка против платежа». Представляется целесообразным создание инфраструктурной системы, подобной системе CREST, позволяющей рассчитывать сделки со всеми финансовыми инструментами на условиях «поставка против платежа», сохраняя при этом роль регистраторов. Решающее значение в этой модели имеет признание окончательности расчетов при внесении данных о сделке в учетную систему центрального депозитария.

Для развития рынка необходимо также расширить рынок РЕПО и законодательно признать международную форму Глобального генерального соглашения по сделкам с обязательством обратного выкупа (GMRA) в России, а также создать эффективный рынок деривативов.

Важно также наличие сильного центрального контрагента — организации, призванной обеспечить снижение риска, связанного с взаимодействием различных участников рынка, а также создать эффективную платежную систему RTGS, доступ к которой российские и иностранные инвесторы могут получать в течение всего дня.

4. Очевидно, что это будет зависеть от ряда факторов, таких как:

• время, необходимое для принятия всех требуемых законодательных актов;

• повышение привлекательности фондового рынка для иностранцев путем обеспечения его прозрачности и устранения неопределенности в отношении политического риска в случае принятия нужного законодательства.

Ответ на вопрос, сколько времени потребуется для создания в Москве международного финансового центра, также будет зависеть от того, как будут развиваться финансовые рынки в течение последующих лет. Проект по созданию международного финансового центра начал реализовываться в апреле 2008 г., однако его пришлось приостановить в связи с глобальным финансовым кризисом, а отчасти и потому, что у Правительства и финансовых институтов появились другие насущные задачи. Соответственно, в случае наступления еще одного финансового кризиса в мире или в России это может повлиять на сроки реализации проекта.

Другими важными вопросами для России являются обеспечение устойчивого рынка труда и наличие высококвалифицированных специалистов в финансовой сфере. Возможно, для этого потребуется привлечение ресурсов из-за рубежа, а следовательно, становится чрезвычайно важным вопрос создания в Москве условий жизни на уровне, соответствующем показателям в других финансовых центрах.

Если все вышеперечисленные задачи будут реализовываться, Москва может превратиться в региональный финансовый центр в течение ближайших 10 лет.

Дэн Кюнель Председатель Совета директоров Ассоциации национальных нумерующих агентств

1. НДЦ уже много лет является членом Ассоциации национальных нумерующих агентств (Association of National Num­be­ring Agencies, ANNA) и активно ведет работу на международном уровне в области присвоения идентификационных кодов выпускам ценных бумаг. Соответственно, стремление Москвы создать международный финансовый центр выглядит вполне логичным продолжением тех усилий, которые предпринимались НДЦ в последние годы под эгидой ANNA.

2. Поскольку основной задачей ANNA является обеспечение использования международных стандартов ISO, мы надеемся, что рабочая группа по созданию международного финансового центра в России примет во внимание существующие и планируемые к внедрению новые стандарты ISO, продолжит поддерживать и использовать эти стандарты в качестве основных для идентификации выпусков ценных бумаг на российском рынке, а также будет содействовать их использованию внутренними и международными участниками российского рынка.

3. Как отмечалось выше, основной интерес для ANNA представляет поддержка, внедрение и использование международных стандартов внутренними и международными участниками российского фондового рынка.

4. Совет директоров ANNA затрудняется ответить на вопрос о сроках реализации данного проекта.

Аттила Салай-Берзевици Управляющий директор,Руководитель Департамента международного обслуживанияценных бумаг UniCredit Group

1. Трудно представить себе, что в Москве будет создан международный финансовый центр, подобный тем, которые существуют в Лондоне, Нью-Йорке или Гонконге, особенно в столь сжатые сроки — всего за 5—6 лет. России еще многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить систему рыночного регулирования, усовершенствовать инфраструктуру рынка и повысить его ликвидность настолько, что это сделает российский рынок привлекательным и надежным для крупных иностранных инвесторов и будет способствовать перенаправлению их основных финансовых потоков из других стран в Россию. Тем не менее если в ближайшие 4—5 лет России удастся добиться успехов в реализации объявленных реформ, направленных на централизацию и стандартизацию системы денежных расчетов и расчетов по ценным бумагам, улучшение корпоративного управления, увеличение количества акций в свободном обращении путем внедрения новых инструментов и акций, имеющих биржевой листинг, а также за счет снижения налогового бремени на инвестиционную деятельность, то скептицизм, с которым мировое финансовое сообщество смотрит на российский рынок, постепенно исчезнет. Кроме того, на начальном этапе реализации реформ России следует принять меры к тому, чтобы стать эффективной точкой выхода на рынки стран бывшего СССР, в том числе за счет введения кросс-листинга ценных бумаг и унификации депозитарных и расчетных систем по всему региону.

2. Создание международного финансового центра является первым важным шагом, сделанным Президентом России. Этот шаг демонстрирует мировому финансовому сообществу серьезность данного проекта для России и позволяет надеяться, что эта весьма амбициозная программа развития финансового рынка России будет реализована к 2020 г. Предполагается, что рабочая группа по созданию международного финансового центра будет согласовывать свои действия с российскими органами власти, однако не менее важно и то обстоятельство, что она станет проводить консультации с ведущими представителями российских и международных участников рынка, а также с отраслевыми ассоциациями, такими как Ассоциация глобальных кастодианов (AGC), Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) и др.

3. Первым весьма важным шагом в этом направлении является получение полной информации о международных стандартах от организаций, которые их разработали и приняли. Постоянные консультации специалистов, работающих над проектом по созданию международного финансового центра, с лидерами мировой финансовой индустрии имеет большое значение для быстрого получения положительных результатов. В этом отношении Россия находится в более выгодном положении, поскольку большинство крупнейших международных брокеров-дилеров, глобальных кастодианов, а также финансовых и юридических консультантов уже имеют свои подразделения в стране. Их участие в процессе создания совместных рабочих групп, сосредоточивающих усилия на различных аспектах программы по созданию международного финансового центра, позволит повысить эффективность деятельности сформированной Президентом России рабочей группы.

4. Как уже отмечалось выше, если будут выделены необходимые ресурсы, сделаны шаги в правильном направлении, с участием международных специалистов, оказана государственная поддержка и устранены бюрократические проволочки, у России есть хороший шанс за 5—6 лет значительно повысить свою инвестиционную и инфраструктурную привлекательность и стать одним из ведущих финансовых рынков, по крайней мере — для начала — в своем регионе.

Джон Фoлк Директор SWIFT по рынку ценных бумаг

1—4. Желание создать международный финансовый центр должно было возникнуть у Москвы давно. Почему? После финансового кризиса 1998 г. Россия постепенно расширяла объемы операций по всему миру. С одной стороны, российские компании стали вести бизнес за рубежом, с другой стороны, увеличилось количество зарубежных компаний, инвестирующих средства в Россию. Это также привело к росту интереса зарубежных инвесторов к операциям с российскими акциями и долговыми инструментами.

Инвестиции из-за рубежа осуществлялись невзирая на многочисленные ограничения (которые были введены отчасти по причине финансового кризиса) или препятствия, следствием которых стало изобретение различных способов их преодоления. Это означает, что сама структура рынка предполагает некоторые базовые издержки и, возможно, риски, которые трудно устранить.

Если не будут быстро произведены серьезные преобразования, сопровождаемые созданием положительных условий для ведения торговых операций (а статус международного финансового центра предполагает создание таких условий), то со временем задача устранения тех особых процедур, которые сложились на сегодняшний день, станет сложноразрешимой.

Это вызывает определенные трудности, поскольку рабочей группе, отвечающей за создание условий, необходимых для развития Москвы как международного финансового центра, придется действовать оперативно, опираясь не только на внутренние ресурсы, но и пользуясь поддержкой международных организаций по различным конструктивным элементам, которые требуются для создания международного финансового центра в стране.

Заявленная цель создания международного финансового центра в России к 2020 г. достижима, но хотелось бы иметь возможность сказать, что ее можно достичь менее чем за 5 лет. Конечно, для создания некоторых конструктивных элементов международного финансового центра понадобится больше 5 лет, учитывая внесение в законодательство всех требуемых изменений, необходимость заручиться согласием участников финансового рынка, а также учитывая запросы участников российского и международного рынков.

Можно ли что-нибудь сделать в более сжатые сроки, чтобы исключить издержки или риски на рынке и обеспечить достижение долгосрочных задач превращения Москвы в международный финансовый центр? Мы считаем, что это возможно.

Существует необходимость стандартизации и применения передовой международной практики. Это является ключевой предпосылкой преобразований. В рамках этого процесса SWIFT может оказать помощь, действуя в качестве международного органа по стандартизации, располагающего компетенцией в области стандартов ISO и передовым международным опытом. Сегодня мы уже сотрудничаем с российскими рабочими группами по рыночной практике в области денежных расчетов и расчетов по ценным бумагам.

Мы также играем важную роль, действуя в качестве нейтральной стороны, призванной способствовать диалогу между финансовыми сообществами. Мы содействуем развитию трансграничного диалога и сотрудничества, а также обеспечению функциональной совместимости с внутренними, региональными и международными рынками в сфере денежных расчетов и расчетов по ценным бумагам.

SWIFT способен сделать значительно больше, оказывая услуги российскому финансовому и корпоративному рынкам внутри страны, с тем чтобы российскую финансовую индустрию и международный финансовый центр рассматривали не как то, что значится в меню, а как то, что подано на стол.

Дэррил Хукер Глобальные новые/формирующиеся рынки, Управляющий, ICAP Electronic Broking

1. Учитывая территорию Российской Федерации, масштаб ее экономики и международный политический статус, стремление создать в Москве международный финансовый центр представляется вполне обоснованным.

Такое событие станет явным сигналом того, что Россия полностью оправилась от банковского кризиса 1998 г. Создание в Москве международного финансового центра повысит уровень международного доверия к России и послужит убедительным свидетельством того, что иностранные инвесторы не только являются желанными гостями на российском рынке, но и могут получить здесь обслуживание на высоком профессиональном уровне и возможности роста, не уступающие тем, которые существуют в любом другом крупном глобальном финансовом центре.

В поддержку этих начинаний за последние 5 лет ICAP выделила значительные ресурсы на обеспечение своего присутствия в России и продолжает тесно сотрудничать с государственными органами, а также с российскими и иностранными участниками рынка, чтобы способствовать дальнейшему росту российского рынка и повышению интереса к нему.

2. Эффективная организационная структура, взаимодействие и подотчетность должны стать ключевыми факторами успеха деятельности созданной рабочей группы.

Прежде всего рабочей группе следует в ближайшее время составить и довести до сведения международного финансового сообщества четкое описание основных положений своей стратегии и плана работы, а также представить график его реализации.

Прямое, открытое и непротиворечивое изложение целей рабочей группы, а также предоставление сведений об основных этапах деятельности по их достижению позволят продемонстрировать твердое намерение России создать международный финансовый центр в стране и заручиться поддержкой других крупных финансовых центров в отношении таких начинаний.

Кроме того, способность рабочей группы привлекать к участию в проекте другие международные финансовые центры по всему миру на всех этапах деятельности (от разработки до реализации на всех уровнях) позволит улучшить восприятие ее работы, повысит вероятность получения положительных результатов и обеспечит их своевременное достижение.

3. Наиболее важной задачей для России является создание реально работающей и повсеместно используемой Системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS).

С целью содействия достижению этой задачи ICAP 3 года назад начала проводить Международный форум по расчетам в рублях. Хотя принятое Банком России решение о предоставлении с 27 августа 2010 г. возможности всем банкам, отвечающим определенным требованиям, участвовать в Системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП) является положительным событием, эффективное функционирование системы БЭСП не удастся обеспечить, если ее участники не будут обязаны пользоваться ее услугами. Политика, предусматривающая требование «всеобщего использования» системы, может стать следующим вполне логичным шагом и позволит очень быстро получить положительные результаты.

Как только международные банки получат прозрачную платежную систему, позволяющую в режиме реального времени отслеживать статус их расчетов в рублях, они захотят увеличить свое участие в рублевых финансовых инструментах.

Аналогичным образом обязательное использование системы БЭСП позволит CLS Bank, организации, предоставляющей услуги по проведению непрерывных связанных расчетов (Conti­nuous Linked Settlement), серьезно продвигать вопрос о включении рубля в список своих расчетных валют и использовать его наряду с другими валютами, признанными на международном уровне.

Активность сделок, заключенных на платформе EBS (которая является основным источником валютной ликвидности на глобальном спот-рынке) за последние 12 месяцев, свидетельствует об интересе зарубежных инвесторов к российскому рублю. Этот интерес значительно возрастет, как только будет введена в действие Система расчетов в режиме реального времени.

И главное: без законодательно закрепленной, повсеместно и единообразно используемой расчетной системы RTGS у России будет гораздо меньше шансов стать международным финансовым центром, а также сделать рубль одной из основных мировых валют.

4. Согласно общему мнению, эта цель вполне может быть достигнута к 2020 г., и, с реалистической точки зрения, для достижения статуса международного финансового центра, по всей видимости, потребуется не менее десятилетия. Однако совершенно ясно, что до наступления указанного срока абсолютно необходимо добиться продвижения вперед по смежным направлениям.

Например, повсеместно используемая расчетная система RTGS может быть создана всего за 2 года (т. е. в 2012 г.), в результате рубль может быть принят для использования в качестве одной из валют в системе CLS в 2015 г. Эти изменения абсолютно необходимы, если Россия хочет стать международным финансовым центром.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100