Casual
РЦБ.RU

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Июль 2010

2 июля 2010 года Государственная Дума Рос­сийской Федерации приняла в третьем чтении Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и ма­нипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации»

В целом можно только приветствовать принятие закона, препятствующего недобросовестному использованию инсайдерской информации. Очевидно, при выработке проекта составителями был проанализирован огромный массив информации, в том числе законодательство ведущих государств с рыночной экономикой, в результате чего в законопроекте отражены основополагающие тенденции в сфере регулирования использования инсайдерской информации и ограничения манипулирования рынком. Тем не менее в проекте присутствуют серьезные недостатки, а некоторые подходы разработчиков по крайней мере неоднозначны.

Прежде всего необоснованным выглядит включение в сферу регулирования законопроекта положений о защите валютного и товарного рынков. Большинство злоупотреблений, на пресечение которых направлен проект, присущи исключительно рынку ценных бумаг, поэтому им и следовало ограничить сферу действия будущего закона.

Также есть претензии к ключевым понятиям проекта.

Начнем с центрального понятия — «инсайдерская информация». В проекте отражено ставшее уже общепризнанным в мировой практике определение инсайдерской информации как точной и конкретной информации, распространение которой может оказать существенное влияние на стоимость финансового инструмента. Между тем ценность этого понятия сводится к нулю, поскольку проект пользуется также понятием «сведения, относящиеся к инсайдерской информации», которые должны быть определены регулятором, причем исчерпывающим образом. Такой подход противоречит сложившейся мировой практике, в соответствии с которой понятие «инсайдерская информация» должно быть гибким и в любом случае не может быть заключено в закрытые перечни. На самом деле это практика должна определить, что такое «точная» и «конкретная» информация и что такое «информация, способная оказать существенное влияние на стоимость финансового инструмента» (в том числе с использованием такого понятия-критерия, как «разумный инвестор»).

Очень громоздко и казуистично (в том числе из-за упомянутого расширения сферы регулирования законопроекта) определено понятие «инсайдер», хотя вопрос должен быть решен проще, с использованием всего трех критериев: инсайдером признается лицо, которое либо занимает должности в органах управления, либо владеет долей в уставном капитале эмитента, либо в силу своей должности, профессии, трудовой функции или заключенного c эмитентом договора обладает инсайдерской информацией.

Отдельно стоит отметить несовершенство определения понятия «инсайдерская информация» в отношении государственных органов, в том числе правоохранительных. Этот вопрос особенно актуален в связи с тем, что, по мнению участников рынка, служащие государственных органов очень активно используют привилегированную информацию. Статья 3 проекта закона называет пять категорий сведений, которые относятся к инсайдерской информации государственных органов (информация о результатах проверок, об аннулировании лицензии, привлечении эмитента к ответственности и т. п.), однако в силу несовершенства юридической техники, например, такое крайне индикативное в российских условиях событие, как предъявление обвинения единоличному исполнительному органу или акционеру эмитента, не будет квалифицировано как инсайдерская информация. Впрочем, соответствующие государственные органы будут обязаны разработать собственные перечни инсайдерской информации в соответствии с методическими рекомендациями регулятора, которые наверняка закроют многие пробелы, однако заданная в проекте закона методика казуис­тического описания сведений, относящихся к инсайдерской информации, оставит место для злоупотреблений.

Законопроектом регулятору вполне обоснованно предоставляется право определять порядок раскрытия инсайдерской информации, однако в будущем законе как минимум должна быть закреплена обязанность регулятора или биржи предварительно анализировать информацию об эмитенте, готовящуюся к публикации, с правом временно приостанавливать обращение соответствующего финансового инструмента для предотвращения негативных последствий возможной паники среди инвесторов.

Из законопроекта не ясно, будут ли запрещены операции с использованием инсайдерской информации, заключенные вне организованного рынка. В принципе возможно обоснование и положительного, и отрицательного ответа на этот вопрос, однако ответ, каким бы он ни был, должен следовать из текста будущего закона.

Законопроект в текущем виде не дает однозначного ответа относительно будущего статуса брокерской практики, известной под названием front running (заключение брокером сделок за свой счет до исполнения приказов клиентов с целью извлечения прибыли от ожидаемого изменения цены).

Спорным также выглядит ограничение сферы действия закона только финансовыми инструментами, обращающимися на российском фондовом рынке (это следует из п. 2 ст. 1 проекта).

Указанные и иные недостатки требуют доработки проекта, однако в целом не могут изменить положительного впечатления от него.

Письмо ФСФР России от 08.06.2010 № 10-ВМ-02/12945

ФСФР России разъясняет вопросы, связанные с возможностью участия в биржевых торгах, в ходе которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Услуги, непосредственно способствующие заключению таких договоров, оказываются фондовыми биржами, а также товарными биржами в отношении производных финансовых инструментов, базисным активом которых является биржевой товар. При этом следует учитывать, что отношения, связанные с деятельностью фондовых и валютных бирж, а также фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, исключены из сферы регулирования Закона РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле». Следовательно, в понятие «биржевой товар» не могут быть включены ценные бумаги и валюта, так как согласно законодательству о рынке ценных бумаг и валютному законодательству ценные бумаги и валюта являются объектом торгов соответственно на фондовой и валютной биржах.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры, управляющие и Центральный банк РФ. Участниками процесса заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисный актив которых — биржевой товар, становятся биржевые посредники и биржевые брокеры.

Таким образом, заключение в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисный актив которых — ценные бумаги и валюта, осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими лицензии на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. При этом наличие лицензии биржевого посредника и (или) биржевого брокера не требуется.

Вступление в силу: документне является нормативным правовым актом.

Постановление Президиума Высшего Арбит­ражного Суда РФ: подсудность облигационного спора может быть определена в решении о выпуске ценных бумаг

29 июня 2010 г. состоялось заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, на котором была определена позиция арбитражных судов относительно подсудности облигационных споров. Надзорное производство было возбуждено по заявлению юристов Адвокатского бюро «Линия права», представляющих интересы одного из участников облигационного спора1.

Высшая судебная инстанция полностью поддержала позицию юристов «Линии права», изложенную в заявлении, и отменила судебные акты нижестоящих судов, что положительно отразится на облигационном рынке.

Заслушав доклад судей ВАС РФ Л. А. Новоселовой и С. В. Сар­баша, а также доводы сторон по делу, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что позиции нижестоящих арбитражных судов не соответствуют требованиям законодательства и потребностям облигационного рынка.

29 июня 2010 г. была оглашена лишь резолютивная часть Постановления Президиума ВАС РФ, но, исходя из доводов, изложенных в заявлении, подготовленном юристами АБ «Линия права», и в Определении ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ, можно говорить о двух позициях, касающихся подсудности облигационных споров, сформированных Президиумом ВАС РФ:

1. Облигационный спор корпоративным не является, в связи с чем правила об исключительной подсудности при его рассмотрении применению не подлежат.

2. Подсудность облигационного спора может быть определена в решении о выпуске ценных бумаг.

Указанное Постановление Президиума ВАС РФ можно оценить с положительной стороны. Сформированные этим Постановлением позиции о подсудности облигационных споров устранили неопределенность в спорах, дела по которым уже возбуждены арбитражными судами и находятся в их производстве, но не рассмотрены из-за нерешенности вопроса о подсудности, и создали ориентир для участников будущих споров.

Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 имеет важное значение с точки зрения реализации конституционных гарантий владельцев облигаций на судебную защиту.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
СИСТЕМА БЭСП:ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ БУДЕТ СОЗДАН НА БАЗЕ ЗАО НДЦ И ЗАО РП ММВБ
СХЕМА УСКОРЕННЫХ РАСЧЕТОВНДЦ — СИТИБАНК: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ДЕПОЗИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РОСТЕ ЗАНЯТОСТИ1
ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2010 ГОДА НА РЫНКЕ КОРПОРАТИВНЫХ, СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
СДЕЛКИ НА РЫНКЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: САЛЬВАДОР, ГВАТЕМАЛА, ЯМАЙКА
Новости
Мероприятия
КРУГОСВЕТНАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА НДЦ
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100