Casual
РЦБ.RU

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ CREST’ОНОСЕЦ КАКИМ БЫТЬ ЦЕНТРАЛЬНОМУ ДЕПОЗИТАРИЮ В РОССИИ?

Июнь 2010

Действующая в настоящее время в России учетная система достаточно эффективна, но создание центрального депозитария — это уже вопрос политический, связанный с задачей формирования международного финансового центра. Появление центрального депозитария станет большим шагом вперед на пути совершенствования инфраструктуры российского рынка ценных бумаг. Своими мнениями о том, какие проблемы отечественного финансового рынка позволит решить создание центрального депозитария, является ли британская система CREST оптимальной для нашего рынка и какие вопросы централизации учетной системы требуют дальнейшего обсуждения, поделились с «Депозитариумом» ведущие участники рынка ценных бумаг.

Михаил Братанов

Директор Департамента «Депозитарий» ОАО АКБ «РОСБАНК»

Предложенная ФСФР России новая концепция, базирующаяся на примере системы CREST, показывает, что для инфраструктуры российского рынка ценных бумаг вполне может быть применима не только модель с единым центральным депозитарием. То есть надо анализировать и обсуждать различные концепции. Однако следует отметить, что новая концепция, так же как и предыдущая, породила много вопросов, и если она будет принята за основу, то необходимо ее разумно детализировать.

Принимая во внимание те задачи, которые стоят перед рынком, регулятором и даже правительством, на мой взгляд, на текущем этапе главный вопрос заключается не в том, должен ли быть центральный депозитарий, а в том, какая архитектура рынка (абстрагируясь от вопроса о центральном депозитарии) была бы в итоге логичной, удобной и эффективной для всех категорий его участников. Об этом нужно думать, конечно, учитывая историю развития российского фондового рынка и национальные особенности, а также возможные риски, связанные с теми изменениями, которые должны быть проведены. На мой взгляд, следует действовать осторожно. Возможно, придется вводить некоторые новации поэтапно, если это потребуется. Желательно помнить, что во многих случаях эволюционный путь более гармоничен и менее рискован, чем революционный.

Тем не менее хотелось бы, чтобы финальное решение было системным, а не половинчатым. Для этого перед утверждением концепции было бы полезно выслушать мнение широкого круга экспертов рынка из разных профессиональных сообществ (брокеров, кастодианов, регистраторов), что можно сделать путем открытого обсуждения более детальной концепции.

Антон Гордин

Глава отдела депозитарных операций ООО «Ю Би Эс Банк»

Необходимость единого места расчетов назрела давно. И вопрос не сводится исключительно к тому, насколько удобно или неудобно кастодиану работать через регистраторов, хотя, безусловно, это часть проблемы. Откровенно говоря, кастодиан как профессиональный участник рынка может подстроиться под любые требования, чтобы создать комфортные условия клиентам: он откроет много счетов в реестрах и расчетных депозитариях, будет между этими счетами гонять ценные бумаги клиентов, делать необходимые сверки, чтобы гарантировать соблюдение балансов, настраивать и поддерживать несколько систем электронного документооборота, чтобы обеспечивать оперативность, и т. д., и т. п. Вопрос в том, какова при этом будет стоимость обслуживания для клиента.

Миссией центрального депозитария должно стать фундаментальное снижение издержек и рисков работы инвесторов на нашем рынке. Это может достигаться через централизацию расчетов не только по биржевым, но и по внебиржевым сделкам, продвижение единых стандартов исполнения операций, продвижение расчетов на основе DVP, широкое применение электронного документооборота, основанного на международных стандартах, путем расчетов через центрального контрагента с гарантиями исполнения обязательств контрагентов и кредитованием участников расчетов.

Если большинство из этих задач будут выполнены, то следующим шагом, который может позволить вывести рынок на принципиально иной функциональный уровень, может стать внедрение института contractual settlement, который позволяет инвесторам сосредоточиваться на торговых стратегиях, в то время как решение проблем расчетов и контрагентских рисков в большей степени ложится на финансовых посредников.

Что касается предложенной концепции, то, с учетом сложившейся практики и множественности интересов различных участников рынка, данная модель мне представляется хорошим компромиссом, во многом учитывающим интересы сторон. Как у любого другого предложения, у него есть свои достоинства и недостатки, существует много дискуссионных моментов, над которыми надо работать и искать оптимальные решения. Но сейчас главное, что на стадии обсуждения концепции закладываются вполне нормальные принципы, которые, при условии качественной реализации на уровне закона, позволяют достичь заявленной цели. Это касается подхода и к операционным стандартам деятельности центрального депозитария, и к управлению операционными рисками, и к корпоративному управлению и тарифообразованию, и многих других моментов.

Одним из слабых мест в концепции, на мой взгляд, является заявленный подход к процедуре взаимодействия между центральным депозитарияем и регистраторами — например, в части проведения сверок. Чтобы гарантировать права владельцев, совсем необязательно «не реже, чем раз в день передавать копию торгуемой части реестра регистратору». Совершенно очевидно, что процедура сверки, осуществляемая подобным образом, будет создавать огромные информационные потоки между центральным депозитарием и регистраторами. Простая подготовка, пересылка и обработка этих массивов данных сама по себе является достаточно сложной технической задачей, требующей должного внимания и ресурсов на развитие и поддержание необходимых технологий.

Впрочем, не хотелось бы на данном этапе сводить дискуссию исключительно к технической стороне вопроса, в том числе к сложностям взаимодействия центрального депозитария с регистраторами и другими номинальными держателями. Порядок взаимодействия регистраторов и депозитариев (в том числе центральных) — это вопрос большего или меньшего удобства для участников инфраструктуры, и он напрямую не затрагивает инвесторов. Важно помнить, что в конечном счете необходимо решать задачу фундаментального изменения рынка, чтобы сделать его более эффективным не только и не столько для участников инфраструктуры, сколько в первую очередь для инвесторов.

Дмитрий Зализняк

Вице-президент, Начальник Депозитария КБ «Дж. П. Морган Банк Интернешнл» (ООО)

Необходимость центрального депозитария в России вытекает из Стратегии развития финансового рынка, принятой Правительством РФ, и подтверждается опытом и историей становления фондовых рынков развитых стран. Среди вариантов проведения расчетов по сделкам с ценными бумагами расчеты через центральный депозитарий оказались наиболее эффективными, поэтому именно эта модель считается основным атрибутом развитой инфраструктуры.

Система CREST была разработана в Великобритании в 1994 г. Однако даже среди членов одной из самых представительных организаций на международных финансовых рынках — Ассоциации глобальных кастодианов (Association of Global Custodians, AGC) — нет единого мнения по поводу того, признавать ли CREST центральным депозитарием или это всего лишь электронная среда для проведения расчетов. Примиряет всех с действительностью только то, что расчеты через эту систему обязательны для всех британских ценных бумаг, которые «обездвижены» в реестре, т. е. сертификаты которых переданы регистратору, а ценные бумаги обращаются в электронном виде. А поскольку крупные инвесторы торгуют только в безбумажной форме, то и CREST для всех неизбежен, а следовательно, признаваем в качестве централизованной системы расчетов.

Предполагаю, что еще одним фактором, привлекшим внимание к британской модели, явилось существование в ней регистраторов. Российских регистраторов нельзя было просто проигнорировать — их почти 50. Поэтому и модель, где регистраторы существуют наряду с централизованной системой расчетов, выполняя конкретные и не пересекающиеся с центральным депозитарием функции, могла показаться хорошей основой для концепции.

Основной целью построения центрального депозитария является возведение российской инфраструктуры на качественно новый уровень, который позволит многим иностранным компаниям выйти из тени реестров и получить возможность рассчитываться на привычных условиях «поставка против платежа» на Т+3, получать корпоративную информацию из одного источника, не платить сверхцену за переход права собственности, обеспечивать сквозную обработку при помощи электронного документооборота и прочее. Те же самые выгоды получат российские компании, торгующие с иностранными контрагентами и ощущающие на себе ограничения, связанные с необходимостью рассчитываться с ними через реестры.

Среди всех обязательных характеристик центрального депозитария, которые в полном объеме здесь освещать не имеет смысла, я бы выделил три основных, без которых любую модель нельзя будет назвать оптимальной:

• в законе должно быть определено, что в России вводится централизованная система расчетов;

• центральный депозитарий должен быть обязательным местом для расчетов между профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• центральный депозитарий должен подтверждать право собственности в последней инстанции и не зависеть в этом от регистратора.

Наталья Сидорова

Директор, Начальник Управления Депозитарных Услуг ING Commercial Banking Securities Services

Предложенная модель а-ля CREST нас несколько удивила. Во-первых, не является очевидным, что имитация модели CREST возможна c практической точки зрения и применима к существующей инфраструктуре российского рынка. Во-вторых, применение этой модели в Великобритании было вызвано именно спецификой того рынка — в частности, наличием бумаг, выпущенных в бумажной форме, и значительным количеством регистраторов. Что касается регистраторов, то здесь ситуация в Великобритании действительно напоминает российскую, но это, пожалуй, единственное сходство.

Вообще, делать кальку с другого рынка — неблагодарное занятие, и отталкиваться надо совершенно от другого, ничего радикально не меняя в существующей инфраструктуре. Следует подумать о том, как эволюционным путем прийти к тому, что существует на развитых международных рынках, и в каких законодательных нововведениях нужно это отразить.

Чем же не устраивает нас предложенная ФСФР России модель центрального депозитария? Здесь прежде всего следует сказать о том, что, комментируя этот вопрос, мы не рассматриваем интересы нашего бизнеса, а поднимаем лишь те проблемы, решения которых ожидают наши глобальные клиенты-нерезиденты. Их обеспокоенность в первую очередь вызывает тот факт, что предлагаемая модель предоставляет инвесторам право выбора места хранения ценных бумаг — у регистраторов или на счетах, открытых в центральном депозитарии. Поэтому не исключено, что многие иностранные инвесторы сделают свой выбор не в пользу центрального депозитария и не станут переводить туда ценные бумаги. Таким образом, нынешний статус-кво в отношении преобладания внебиржевых сделок, рассчитываемых по принципу «свободно от платежа» через реестр, сохранится.

В связи с этим, наряду с необходимостью развития инфраструктуры и обеспечения удобства расчетов на рынке ценных бумаг, основным смыслом построения центрального депозитария мы считаем признание его иностранными инвесторами соответствующим требованиям Правила 17f-7 Комиссии по ценным бумагам США (US SEC). В частности, это правило, как мы уже неоднократно комментировали, в качестве первого критерия надежного иностранного депозитария (eligible securities depository) устанавливает наличие централизованной системы учета ценных бумаг (которая должны быть определена законодательно). В предлагаемой модели это не очевидно, поскольку система централизованного учета подразумевает, что все ценные бумаги одного выпуска депонированы в единой системе централизованного учета. При одновременном и независимом друг от друга функционировании регистраторов и центрального депозитария это условие не будет соблюдено. В связи с этим предлагается на уровне закона сделать регистраторов составной частью единой системы централизованного учета ценных бумаг, наравне с центральным депозитарием, с тем чтобы центральный депозитарий мог оперировать/управлять системой централизованного учета ценных бумаг. При этом необходимо возложить на центральный депозитарий (а не на регистратора) обязанности по сверке суммарного количества ценных бумаг выпуска, хранящихся в регистраторе и в центральном депозитарии, с общим количеством ценных бумаг выпуска. Комментируя этот вопрос, я, по сути, не говорю ничего нового, поскольку этот основной тезис был уже некоторое время назад сформулирован нами совместно с другими российскими кастодианами, являющимися дочерними структурами иностранных финансовых институтов, и представлен на рассмотрение регулятору.

Ирина Cмыслова

Руководитель дирекции методологии, отчетности и контроля Департамента Интегрированный бэк-офис ОАО «УРАЛСИБ»

Необходимость создания в России центрального депозитария вызвана тем, что цели развития российского рынка ценных бумаг и формирования в нашей стране мирового финансового центра требуют качественного изменения инфраструктуры рынка ценных бумаг. Одними из наиболее важных являются задачи:

• обеспечения гарантий права собственности на ценные бумаги на уровне мировых стандартов;

• повышения качественных характеристик рынка ценных бумаг путем ввода электронного документооборота, оптимизации процедур регистрации права собственности и перехода права собственности по гражданско-правовым сделкам с ценными бумагами; централизации данных о ценных бумагах;

• обеспечения интеграции российской расчетной системы в международную.

Решение данных задач позволит не только повысить привлекательность российского рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов, но и укрепить позиции нашей страны в структуре мировой финансовой системы.

Способствовать решению поставленных задач может предложенная ФСФР России концепция создания центрального депозитария на базе системы CREST. Например, такая функция системы CREST, как «удаленный регистратор», позволяет осуществлять перерегистрацию в реестре в течение трех часов с учетом времени на подготовку поручения и получение отчета.

В силу гибкости своей структуры система CREST не требует полной перестройки существующей в России учетно-расчетной системы, а лишь дополняет ее недостающим сегментом.

Использование в России системы CREST создает предпосылки для интеграции отечественной учетно-расчетной системы в международную (компания CREST Со. Limited не только организационно связана с Euroclear Bank S.A./N.V., являясь ее 100%-ной «дочкой», но и работает на технологической платформе, принадлежащей Euroclear Bank S.A./N.V.).

Поскольку электронная расчетная система CREST функционирует на старейшем и одном из самых развитых и крупных рынков ценных бумаг, она реализована с учетом потребностей современного рынка и на современной технологической платформе.

Однако следует отметить, что для внедрения системы CREST на российском рынке необходимо доработать законодательные акты с целью приведения их в соответствие с реализованным в системе CREST учетно-расчетным функционалом.

Если говорить о базе, на которой целесообразно формировать центральный депозитарий, то здесь все зависит от соотношения многих факторов, и прежде всего от цели создания центрального депозитария и материальных ресурсов, выделенных на ее реализацию. При этом оба варианта создания центрального депозитария — либо на базе существующих депозитариев, либо в качестве новой структуры — имеют свои преимущества и недостатки. Отметим некоторые из них.

С одной стороны, создание центрального депозитария на базе существующих депозитариев позволит привлечь к этому проекту кадровый потенциал и наработки уже сформировавшихся (организационно и технологически) структур, с другой — обречет новую структуру на пожизненные «родимые пятна». Скорее всего, существующие технологические решения не позволят внедрить передовые/единые технологии, что приведет к раздробленности технологических решений и, как следствие, к необходимости создания различных конверторов и процедур контроля. Это снижает оперативность работы и надежность систем. Кроме того, возможно негативное влияние на потенциал такой структуры при интеграции в международную систему. К тому же при объединении крупных структур неизбежны сильные, зачастую деструктивные политические течения, что мешает достижению поставленных результатов.

Вариант создания центрального депозитария в качестве новой структуры кажется более привлекательным, поскольку позволит реализовать передовые технологии, сформировать структуру, которая в равной степени будет ориентирована и на внутренний, и на внешний рынок, даст возможность поэтапно переводить/перераспределять функционал на новую технологическую платформу в целях постепенного создания единого учетно-расчетного центра.

Надежда Ушакова

Старший Вице-президент, Начальник Депозитария Инвестиционного блока ОАО Банк ВТБ

Принимая во внимание концепцию развития российского финансового рынка и работу Правительства РФ по созданию в Москве международного финансового центра, необходимо сделать инфраструктуру рынка ценных бумаг удобной и эффективной для всех субъектов, присутствующих на рынке, в первую очередь для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

Для привлечения инвесторов необходимы: центральный депозитарий с понятной структурой корпоративного управления, управления рисками, регулируемыми тарифами; кастодиальные депозитарии, оказывающие услуги клиентам, требующим специфических и нестандартных решений; единый источник информации о корпоративных действиях.

Очевидно, что предложенная в качестве образца для создаваемого центрального депозитария структура CREST усилит роль реестров, сделает прозрачнее работу эмитентов с реестром. Неслучайно в Великобритании такую структуру поддерживают именно эмитенты, а не инвесторы.

Для обеспечения эффективности системы централизованных расчетов центральный депозитарий должен отвечать следующим критериям:

• технологическая платформа центрального депозитария должна обеспечивать бесперебойное совершение операций с ценными бумагами на принципах сквозной обработки документов;

• тарифы центрального депозитария должны быть понятными и предсказуемыми;

• центральный депозитарий необходимо наделить единоличным правом на разработку единых стандартов обмена информацией с регистраторами и депонентами;

• центральный депозитарий не должен иметь права открывать ценнобумажные счета номинального держания у профессиональных участников;

• счета в центральном депозитарии должны иметь право открывать только профессиональные участники рынка.

Отдельно хотелось бы сказать о месте регистраторов в предложенной модели. В настоящее время на рынке ценных бумаг Великобритании 5—6 регистраторов, которые характеризуются сильной позицией в инфраструктуре, независимостью, большим уставным капиталом, сильной IT-платформой и т. д.

С введением в России модели CREST необходимо предусмотреть законодательные требования к регистраторам, которые должны обеспечить надежность функционирования инфраструктуры в целом. К ним относятся:

• требования к уровню страховки;

• требования к структуре собственности и независимости;

• порядок работы с центральным депозитарием только по ЭДО — надежная платформа;

• создание отдельных структурных подразделений по осуществлению корпоративных действий в реестрах, так как моделью предусмотрено обеспечение корпоративных действий регистратором;

• технологичность проведения операций в реестре: операции по перерегистрации в реестре, в том числе между «торгуемой» и «неторгуемой» частями реестра, должны совершаться в течение одного рабочего дня; зарегистрированные лица должны иметь возможность передавать и получать информацию по ЭДО;

• в целях унификации правил осуществления операций в «торгуемой» и «неторгуемой» частях реестра необходимо, чтобы и в центральном депозитарии, и в реестрах операции проводились на основании двух встречных сквитованных поручений.

Также необходимо на законодательном уровне обеспечить сохранность и защиту конфиденциальности информации реестра, не допустить разглашения ее регистраторами.

Модель предполагает работу центрального депозитария с профессиональными участниками рынка либо напрямую с владельцами через попечительскую схему, что означает для иностранных инвесторов следующие варианты работы на российском рынке:

1. Иностранные инвесторы держат бумаги у кастодиана, а кастодиан — в центральном депозитарии, что может быть дорого.

2. Иностранные инвесторы держат бумаги в «неторгуемой» части через кастодиана, что усложняет расчеты.

3. Иностранные инвесторы держат бумаги в центральном депозитарии напрямую, при этом кастодианы выступают их попечителями. Функции кастодиана, который должен являться одной из ключевых составляющих модели инфраструктуры, сужаются до уровня агента.

В целях эффективного функционирования централизованной модели расчетов ценные бумаги иностранных инвесторов, в том числе и акции, на которые выпущены американские и глобальные депозитарные расписки, должны составлять часть «торгуемого» реестра. Это позволит убрать все построенные «мосты» и схемы междепозитарного взаимодействия и сократит риски.

При выполнении указанных требований предложенную модель можно будет назвать централизованной системой учета прав на ценные бумаги.

Однако многие вопросы требуют дальнейшего обсуждения, например: что будет происходить со специализированными регистраторами, большую часть из которых в настоящее время ведут специализированные депозитарии; каков должен быть объем ежедневно раскрываемой информации о владельцах/номинальных держателях; имеет ли право эмитент или регистратор на получение информации о конечных владельцах акций или конечных бенефициарах компаний — владельцев акций; каков будет порядок определения «торгуемой» и «неторгуемой» частей реестра.

Роман Чернов

Младший Вице-президент, менеджер по работе с клиентами Депозитарного управления ООО «Дойче Банк»

Вопрос создания центрального депозитария обсуждается на российском рынке уже много лет. Несмотря на то что необходимость данной организации сомнений не вызывает, предлагается много вариантов ее формирования. Наличие института центрального депозитария делает рынок прозрачнее и понятнее для иностранного инвестора и создает условия для прихода на рынок крупных иностранных инвестиций. Существует несколько моделей данной структуры, функционирующих в разных странах, вопрос в том, какую модель выбрать и каким образом адаптировать ее к отечественному рынку.

21 мая 2010 г. в ФСФР России состоялось совещание, посвященное будущей модели центрального депозитария, на которое были приглашены ведущие иностранные кастодианы. Участникам была предложена концепция закона, в основе которой лежит модель системы CREST, функционирующей в Великобритании. Преимущество данной концепции в том, что она хорошо вписывается в существующую модель российского рынка и предполагает участие регистраторов и депозитариев в процессе осуществления расчетов.

Предложенная концепция расчетов предоставляет инвесторам право выбора: хранить ценные бумаги у регистраторов или на счетах, открытых в центральном депозитарии. Таким образом, в рассматриваемой модели по-прежнему отсутствует единое место хранения ценных бумаг, регистраторы и центральный депозитарий образуют систему, предоставляющую услуги по хранению ценных бумаг и проведению расчетов. Основной вопрос, который предстоит решить регуляторам, — каким образом ее централизовать и связать всех участников в единое целое.

С точки зрения иностранных инвесторов, наиболее важным аспектом концепции закона о центральном депозитарии является соответствие центрального депозитария требованиям Правила 17f-7 Комиссии по ценным бумагам США (US SEC), на основании которого американские инвестиционные фонды и их кастодианы осуществляют выбор иностранного депозитария, в котором хранить активы. Правило 17f-7 в целом говорит о том, что каждый американский фонд должен хранить ценные бумаги, только в так называемых заслуживающих доверия депозитариях (eligible depositories). С вопросом о доверии американский фонд обычно приходит к своему американскому глобальному кастодиану, дающему доступ на иностранные рынки. В отношении России в настоящее время их диалог выглядит следующим образом:

— Вы можете хранить наши бумаги, купленные в России, в российском центральном депозитарии?

— В России нет центрального депозитария, так как нет единого места расчетов. Вы можете рассчитываться с рынком и хранить бумаги или в НДЦ/ДКК, или в регистраторе.

— Где же нам хранить бумаги — в НДЦ/ДКК или в регистраторе?

Глобальный кастодиан, как правило, не хочет брать на себя ответственность за такой выбор и поэтому отвечает:

— Рассчитывайтесь и храните где хотите, только у регистратора — солидарная ответственность с эмитентом, а у НДЦ/ДКК — собственный капитал и страховка.

И выбор в большинстве случаев решается в пользу регистратора.

Соответствие предлагаемой к обсуждению модели Правилу 17f-7 снимает «инфраструктурный» барьер на пути иностранных инвестиций в Россию.

Первое требование Правила 17f-7 предполагает наличие в стране системы централизованного хранения и учета ценных бумаг. Помимо этого, инфраструктура центрального депозитария должна:

• обеспечивать расчеты по схеме «поставка против платежа» на уровне одного юридического лица;

• являться обязательным местом расчетов (биржевых и внебиржевых);

• осуществлять подтверждение расчетов по сделке, т. е. обеспечивать так называемое требование по finality of settlement.

Данная организация также должна обеспечивать возможность электронного взаимодействия на основе международных стандартов финансовых сообщений (в том числе с использованием SWIFT).

Второе требование Правила 17f-7 предполагает наличие у центрального депозитария отдельного правового статуса. Этот пункт необходимо закрепить законодательно.

Третье требование Правила 17f-7 регламентирует стандарты учета и хранения ценных бумаг. Оно заключается в том, что условия по хранению активов одних участников должны быть не менее выгодными, чем условия других участников системы. Хотелось бы подчеркнуть, что данное требование касается только стандартов хранения и не распространяется, например, на ценовую политику депозитария.

Правило 17f-7 также регламентирует следующие функции, которые, на наш взгляд, хорошо вписываются в предложенную концепцию:

• ведение учета, позволяющего идентифицировать активы каждого из участников;

• регулярное предоставление участникам отчетности по учитываемым активам;

• регулярные проверки со стороны органов надзора или независимых аудиторов;

• анализ рисков, связанных с хранением активов в центральном депозитарии.

В настоящее время ООО «Дойче Банк» и другие иностранные кастодианы продолжают обсуждение с регуляторами рынка модели создания центрального депозитария. Надеемся, что участникам рынка удастся прийти к согласию в данном вопросе.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100