РЦБ.RU

ЧТО ОЖИДАЕТ ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР В РОССИИ?

Май 2010

Группа специалистов Всемирного банка под руководством Главного экономиста по России и координатора странового сектора PREM

Желько Богетичa

Глобальный финансовый кризис нанес тяжелый урон российскому финансовому сектору, создав огромную нагрузку на финансовые учреждения. Принятые государством меры во многом оказались успешными. Удалось предотвратить системный банковский кризис, облегчить ситуацию с ликвидностью и вернуть доверие вкладчиков. Однако кризис обнажил множество проблем.

Банки слишком сильно зависят от иностранных источников финансирования: соотношение суммы банковских кредитов и депозитов увеличилось со 126% в 2005 г. до 149% в конце 2008 г., отражая возросшую зависимость банков от иностранных заимствований. Рост просроченной задолженности, по оценкам одной из банковских ассоциаций, вызывает беспокойство и у корпораций, и у банков, особенно с учетом того, что реорганизация предприятий в 95% случаев заканчивается их ликвидацией. К концу 2009 г. объем кредитования, особенно малых и средних предприятий и физических лиц, резко сократился, поскольку экономический кризис отрицательно сказался на кредитоспособности многих ранее платежеспособных заемщиков. В период, когда банки нуждались в дополнительном капитале, стоимость ценных бумаг на рынках и в России, и за рубежом упала, и банкиры столкнулись с перспективой привлечения капитала в условиях, когда цены на акции оставались на низком, по историческим меркам, уровне.

Теперь, когда кризис ослабевает и начинается сворачивание полномасштабной программы антикризисных мер, наступило время перестановки акцентов в рамках программы финансовых реформ в целях повышения потенциала и увеличения устойчивости финансовых рынков. Нужен комплексный и согласованный программный подход. Недавнее увеличение требований к капитализации банков, скорее всего, приведет к необходимой консолидации банковского сектора. Однако нужна новая система, обеспечивающая планомерную реорганизацию учреждений, принимающих вклады, в случае их банкротства. Более совершенная система банкротства корпораций должна дать реальные механизмы оздоровления предприятий, чтобы жизнеспособные компании могли продолжать свою деятельность.

Пруденциальное регулирование банков и надзор за их деятельностью необходимо усовершенствовать в соответствии с международной практикой, особенно в том, что касается консолидированного надзора за крупными финансовыми группами. Управление операционными рисками и другие формы корпоративного управления банками также должны быть приведены в соответствие с международными стандартами. Рекомендуется усовершенствовать правила раскрытия информации о финансовых продуктах розничным клиентам и внедрить простые компенсационные механизмы и прочие средства защиты потребителей финансовых услуг. Дальнейшее реформирование систем информации о кредитах, залогового законодательства и системы регистрации залога (особенно движимого имущества, такого как запасы материальных оборотных средств и дебиторская задолженность предприятий) также поможет банкам расширить кредитование предприятий и физических лиц.

Однако этим список задач не исчерпывается. В дополнение к реформированию банковского сектора необходимо усовершенствовать инфраструктуру рынков капитала. Следует укрепить расчетно-депозитарные организации и ввести более строгий пруденциальный надзор за профессиональными участниками рынка. Для того чтобы российские рынки капитала дополняли работу частных банков, необходимо углубление рынков краткосрочных инструментов, включая векселя и РЕПО, что позволит расширить набор инструментов финансового рынка, используемых для осуществления инвестиций. Кроме того, необходимо реформировать такие сегменты, как частное пенсионное обеспечение и страхование. Многое еще предстоит сделать для того, чтобы российские финансовые учреждения в полной мере выполняли свою роль, поддерживая устойчивое восстановление экономики, и были готовы выдержать следующий финансовый кризис. Хорошая новость заключается в том, что государство уже приступило к проведению кропотливой работы, направленной на решение многих из этих проблем1.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ УСЛУГ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА
МОДЕРНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ РП ММВБ
РАСЧЕТНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕБИРЖЕВОГО РЫНКА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПАЯМИ
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ ПО БИРЖЕВЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УСЛУГИ SWIFT ДЛЯ РАСЧЕТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ЧТО ОЖИДАЕТ ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР В РОССИИ?
СДЕЛКИ НА РЫНКЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ ЗА I КВАРТАЛ 2010 ГОДА
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: КОЛУМБИЯ, ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Итоги деятельности НДЦ за I квартал 2010 года
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ НДЦ ПРОШЛА V ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100