Casual
РЦБ.RU

БОРЬБА С МОШЕННИКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ

Апрель 2010

Пресечение всевозможных попыток незаконной перерегистрации прав собственности на ценные бумаги, обеспечение сохранности учитываемых активов всегда являлись одними из приоритетных задач, стоящих перед профессиональными участниками инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особенно актуально решение этих задач для регистраторов, обслуживающих эмитентов высоколиквидных ценных бумаг, и прежде всего эмитентов, осуществляющих свою деятельность в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, сфере телекоммуникаций.

Подходы разных регистраторов к решению задач обеспечения сохранности активов и недопущения незаконного списания ценных бумаг условно можно разделить на 3 типа:

• формальный подход;

• умеренно заинтересованный подход;

• сильно заинтересованный подход.

Суть формального подхода заключается в проверке соблюдения требований действующего законодательства к оформлению документов без каких-либо дополнительных (не обязательных с точки зрения законодательства) проверок. Здесь важно отметить, что требования законодательства к оформлению документов, инициирующих списание ценных бумаг (прежде всего передаточных распоряжений), остаются неизменными на протяжении более 12 лет и безнадежно устарели в вопросах помощи регистраторам при решении задач недопущения кражи акций.

Регистраторы, практикующие формальный подход в вопросах борьбы с мошенниками, могут быть охарактеризованы как компании, для которых задачи развития и обеспечения сохранности активов акционеров обслуживаемых эмитентов стоят далеко не на первом месте. Поэтому оценка потенциальным клиентом используемого регистратором подхода к защите имущества акционеров может много рассказать о самом регистраторе.

Умеренно заинтересованный подход представляет собой смесь формального подхода и ограниченного перечня дополнительных проверок, выполнение которых нормами законодательства не предусмотрено. Очень часто перечень таких дополнительных проверок состоит из единственного пункта: получения от нотариуса подтверждения факта оформления доверенностей и иных нотариально оформленных документов, необходимых для осуществления операции по списанию ценных бумаг.

Сильно заинтересованный подход практикуют регистраторы, для которых недопущение фактов незаконного перехода прав собственности на ценные бумаги (кражи) — первоочередная задача. Суть такого подхода заключается в использовании с целью получения фактов, свидетельствующих о подлинности документов, всех доступных для регистратора источников информации. В качестве таких источников могут рассматриваться и история отношений с акционером, имеющаяся у регистратора, и история выплаты доходов (в случае если регистратор выступает в качестве платежного агента эмитента), и информация, получаемая от нотариусов, и т. д.

Существующие на рынке схемы мошеннического получения ценных бумаг — прежде всего с целью обогащения (не получения контроля над эмитентом) — хорошо известны. К ним относятся подделка паспортов, подделка печатей и подписей нотариусов, а также другие технические приемы, позволяющие создавать документы, необходимые для проведения операции по списанию ценных бумаг, практически неотличимые от подлинных.

Отдельно следует обратить внимание на то, что в настоящее время мошенниками активно используется схема, которую можно условно назвать обманом на доверии. Данная схема применяется в основном в отношении неквалифицированных инвесторов, к которым относятся миллионы российских граждан, в ходе приватизации в добровольно-принудительном порядке ставшие акционерами тех или иных предприятий.

Суть данной схемы заключается в следующем: акционерам (особенно в регионах) за определенную сумму (от 10 тыс. до 100 тыс. руб.) предлагается выдать доверенность на право распоряжаться всеми принадлежащими акционеру ценными бумагами. Для граждан, считавших, что когда-то вложенные ими приватизационные чеки давно утеряны или украдены, информация о возможности получения достаточно крупных сумм денежных средств рассматривается как последняя надежда получить выгоду от проведенной приватизации, и они без всяких сомнений и подозрений с легкостью оформляют необходимые документы, в том числе доверенности.

Очень часто такая беспечность приводит к убыткам в размере до нескольких миллионов рублей (когда реальная стоимость пакета, принадлежавшего акционеру, в несколько раз превышает сумму, полученную в обмен на оформленную доверенность).

Принимая как данность факт наличия на рынке большого количества мошеннических способов получения ценных бумаг, нельзя не отметить и то, что ключевые регистраторы российского рынка ценных бумаг находятся в процессе постоянного совершенствования способов защиты от незаконного списания акций.

Работа в этой области ведется сразу в нескольких направлениях1:

• совершенствование используемого программного обеспечения, которое уже в настоящее время позволяет в автоматическом режиме выявлять подозрительные сделки и информировать сотрудников о необходимости осуществления дополнительных проверок;

• разработка для экспертов регистратора инструкции о порядке проведения дополнительных проверок, позволяющей выявлять факты мошеннических попыток списания ценных бумаг;

• использование системы категорирования поступающих документов: каждому документу, в зависимости от его важности и сложности, присваивается своя категория, определяющая требования к уровню квалификации и подготовки сотрудника, который может производить работу с документом данной категории. В качестве одного из основных критериев категорирования рассматривается вероятность попытки незаконного списания ценных бумаг с учетом информации о способе подачи документов, ликвидности ценных бумаг, истории отношений с акционером и др.

Необходимо отметить, что использование сильно заинтересованного подхода в вопросах обеспечения сохранности активов подразумевает дополнительную усиленную проверку более 60% всех поступающих документов, а в случае обслуживания реестров эмитентов высоколиквидных ценных бумаг доля документов, подвергаемых дополнительной проверке, может достигать 80—90%.

В работе регистраторов по недопущению незаконного списания ценных бумаг в настоящее время существует очень важная особенность: сложности в борьбе с мошенничеством создают не только сами мошенники, но и отдельные положения нормативных документов, регламентирующих деятельность регистраторов.

Так, например, Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 № 27 (далее — Положение), в вопросах борьбы с мошенничеством существенно устарело. Перечисленный в Положении перечень причин для отказа в проведении операций конечен и не позволяет эффективно бороться с попытками незаконного списания ценных бумаг. Принуждение регистраторов в безусловном порядке осуществлять прием документов почтовой связью значительно повышает вероятность кражи ценных бумаг.

Ситуация в борьбе с мошенниками усугубляется огромными административными штрафами (до 1 млн руб.), в том числе за незначительные технические несоблюдения требований нормативных актов, не влекущие за собой существенных нарушений прав акционеров, но позволяющие обеспечить сохранность активов.

Безусловно, инициированное ФСФР России ужесточение ответственности за нарушение порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг — мера необходимая. В то же время существенное увеличение штрафов заставляет все чаще возвращаться к давно назревшей необходимости предоставления регистраторам новых инструментов в борьбе с мошенниками, а таких инструментов на сегодняшний день очень мало.

В сложившейся ситуации регистраторы, практикующие сильно заинтересованный подход к решению задачи сохранности ценных бумаг, вынуждены балансировать между риском получения административного штрафа за отказ в проведении операции по причинам, не предусмотренным Положением, и риском незаконной перерегистрации прав собственности на ценные бумаги.

Внесенный 6 апреля 2010 г. Президентом Российской Федерации в Государственную Думу законопроект, предусматривающий уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 2 лет за предоставление регистратору недостоверной информации с целью приобретения прав на чужое имущество, в случае его принятия должен уменьшить количество желающих незаконно завладеть ценными бумагами и, как следствие, облегчить работу регистраторов в вопросах обеспечения сохранности активов.

Тем не менее регистраторам необходимо помочь с получением дополнительных инструментов в борьбе с мошенниками. В качестве некоторых из таких инструментов можно рассматривать:

• расширение перечня причин для отказа в проведении операций по документам, не вызывающим доверия и/или имеющим признаки фальсификации;

• установление для отдельных категорий документов более длительных сроков обработки, позволяющих получить подтверждение волеизъявления акционера (прежде всего речь идет о документах, инициирующих передачу крупных пакетов ценных бумаг — крупных или по рыночной стоимости, или по проценту от уставного капитала общества);

• дифференцированный поход к приему для исполнения документов, поступающих почтовой связью, а также зависимость комплекта предоставляемых для перерегистрации прав на ценные бумаги документов от способа их подачи (при подаче документов почтовой связью или через уполномоченного представителя; необходимый перечень таких документов должен быть больше, чем в случае личного предоставления акционером документов регистратору).

Внесенный законопроект позволяет надеяться, что решение и иных вопросов, связанных с борьбой против мошеннического получения прав на ценные бумаги, в частности с предоставлением регистраторам новых возможностей в этой борьбе, пойдет более быстрыми темпами.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
ИНОСТРАННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательные проблемы формирования инвестиционного климата в России
ИНОСТРАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛУГИ НДЦ
Операции Банка России на рынке РЕПО: итоги 2009 года и ближайшие планы
БОРЬБА С МОШЕННИКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ
НЕИСПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ: ОПЫТ США И РОССИИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: ЧИЛИ
Представители Группы ММВБ приняли участие в Бизнес-форуме SWIFT
НДЦ принял участие в IV открытом петербургском Форуме экономически активных горожан
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100