Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Лапыгин Денис, Помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К. А. Лукьяновой, Комитет по экономической политике и предпринимательству

  • Все статьи автора

Законодательные проблемы формирования инвестиционного климата в России

Апрель 2010

В статье рассматривается текущая ситуация на финансовом рынке с позиции законодателя. Возможно ли построение мирового финансового центра в Москве, о котором говорил Президент России?

На мой взгляд, для начала не стоит рассматривать вопросы развития финансовой системы и вопросы развития промышленности, инфраструктурных проектов, малых инновационных предприятий отдельно друг от друга. Ведь именно мощная финансовая система с множеством институтов и широким спектром услуг дает возможность развития всех отраслей рыночной экономики.

К сожалению, наблюдаемый нами процесс модернизации говорит о том, что все эти элементы экономики, в том числе и финансовая система, рассматриваются не в совокупности. Причем у бизнес-сообщества — одно видение ситуации, у Правительства — другое. Мы, как законодатели, пытаемся решить проблему комплексно, однако Государственная Дума постепенно утрачивает функции законодательно-дискуссионной площадки, отдавая свой приоритет кулуарным встречам в Правительстве. В результате утрачивается необходимая связь между законодателем, органами исполнительной власти, а самое главное, субъектами рынка. Все это приводит к неэффективности издаваемых законов и их чрезмерной зарегулированности и политизированности.

Изменения в российском законодательстве, касающиеся иностранных ценных бумаг, делались в рамках осуществления концепции по созданию международного финансового центра в Москве. Логично задаться вопросом: какие изменения должны произойти, чтобы Москва стала реальным финансовым центром, хотя бы регионального масштаба? Понятие международного финансового центра предполагает концентрацию в одном месте первоклассной фондовой, финансовой и клиринговой инфраструктуры и удобного доступа для инвесторов со всего мира. Полтора года назад, когда Президент выдвинул идею о создании в Москве финансового центра, проблемы были во всех перечисленных выше областях. Сейчас, спустя полтора года, можно констатировать, что реальных изменений к лучшему немного.

На вопрос иностранным инвесторам, рассматривающим возможности инвестировать в российские ценные бумаги, что им мешает, чаще всего первым следует ответ: отсутствие центрального депозитария. Его наличие повышает прозрачность рынка ценных бумаг, делает невозможным многие теневые операции. Законодательство некоторых стран прямо требует от своих компаний централизованного хранения ценных бумаг. Однако идея создания в России центрального депозитария, судя по всему, окончательно похоронена.

Развитие фондовой индустрии в целом соответствует месту, которое Россия занимает на мировой карте финансовых рынков. Со стороны периодически создается ощущение, что государственный регулятор не очень доверяет профессиональному сообществу и стремится излишне регулировать его деятельность. Это можно понять, вспомнив историю 1990-х гг. и множество обманутых граждан. Вероятно, регулятор предпочитает где-то перетянуть гайки, чем допустить возможность чего-то подобного.

Если говорить об удобстве доступа международных инвесторов на российский фондовый рынок, то нужно признать, что здесь изменений к лучшему не произошло. Конечно, миграционное законодательство ведущих мировых финансовых центров, таких как Лондон или Нью-Йорк, вероятно, является не менее сложным для российских граждан, чем наше для жителей этих стран. Но давайте реально оценивать ситуацию. Визовый режим и Лондона, и Нью-Йорка весьма дружелюбен к гражданам наиболее развитых стран мира. России нужно выбирать: или реальное привлечение иностранных инвесторов, или принципы паритета миграционного законодательства с другими странами, которые до сих пор являются для нас священными. Учитывая степень развития нашего фондового рынка, нам нужно равняться не на Лондон, Нью-Йорк и Франкфурт, а на Гонконг и Мумбай.

То же самое касается и вопросов трудовой иностранной миграции. Функционирование международного финансового центра предполагает привлечение иностранных специалистов — менеджеров, аналитиков, трейдеров. Однако в настоящее время российское трудовое миграционное законодательство не делает различия между массовыми, неквалифицированными трудовыми кадрами и высококвалифицированными специалистами. Для тех и других существует затратный по времени режим квотирования, необходимость проходить всю процедуру заново каждый год и учитывать возможность в любой момент непродления специалисту разрешения на работу по причине сокращения квот. Понятно, что все это наш финансовый рынок более конкурентоспособным не делает.

В рамках создания международного финансового центра несколько месяцев назад в Закон «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения, делающие возможным доступ на российский рынок иностранных ценных бумаг. Поправки в Закон разрабатывались Федеральной службой по финансовым рынкам и были приняты в предложенной Службой редакции. После изучения ст. 51-1 Закона возникает большое сомнение в том, что эти изменения в законодательстве будут способствовать широкому притоку иностранных эмитентов на российский фондовый рынок. Когда изучаешь подобное законодательство США или Великобритании, то видишь, что главная цель законодателя — определить, какие ценные бумаги и на каких условиях должны быть допущены на фондовый рынок этих стран. Речь идет о полноте информации для инвесторов, сроках существования компании, об определенных финансовых показателях эмитента и т. д. Главная идея: инвестор должен гарантированно получить всю необходимую для анализа компании информацию. Компании, имеющие недостаточную историю или не раскрывшие в полной мере информацию, или отсекаются от широкого круга неквалифицированных инвесторов, или торгуются на специальных площадках, или не допускаются на рынок вообще. Все остальное отдается в руки профессионального сообщества. Именно его усилиями происходит развитие финансовых рынков. В нашем законодательстве 80% текста посвящено описанию бюрократических процедур, необходимых для появления иностранного эмитента на российской бирже. Большая часть процедур требует получения разрешения или согласования с регулятором. Такое ощущение, что государственные чиновники уверены, что если дать волю бирже, то брокерские компании тут же наводнят страну необеспеченными ценными бумагами ненадежных или вообще мошеннических компаний-эмитентов.

Если реально посмотреть на вещи, то наиболее доступные варианты для появления первых иностранных ценных бумаг в России — это компании с российскими активами, зарегистрированные за рубежом, и компании из стран постсоветского пространства, испытывающие трудность с выходом на международный рынок капитала. То есть планка входа на рынок должна быть установлена чуть ниже, чем в развитых международных центрах. Но, похоже, шанс стать международным посредником между глобальными и региональными инвесторами, быстро развивающимся рынком безнадежно упускается. Ограничения по странам компаний-эмитентов отсекают от нашего рынка большую часть пока еще не публичных больших российских сырьевых компаний. Ведь практически все они зарегистрированы в офшорных зонах. В этой связи хочется задать вопрос: хоть какое-то отношение в свете современного российского законодательства будет иметь джерсийская компания «Русал», торгующаяся в Гонконге, к российскому фондовому рынку? Что касается эмитентов из стран постсоветского пространства, то, по отзывам некоторых их представителей, с которыми удалось контактировать, условия Лондона и Варшавы пока представляются им более удобными.

Хочется надеяться, что ситуация изменится и механизм привлечения на российский фондовый рынок иностранных эмитентов все-таки заработает.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Депозитариум № 4 2010
купить подписку
на бумажную версию
архив номеров
Содержание (развернуть содержание)
ИНОСТРАННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательные проблемы формирования инвестиционного климата в России
ИНОСТРАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛУГИ НДЦ
Операции Банка России на рынке РЕПО: итоги 2009 года и ближайшие планы
БОРЬБА С МОШЕННИКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ
НЕИСПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ: ОПЫТ США И РОССИИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: ЧИЛИ
Представители Группы ММВБ приняли участие в Бизнес-форуме SWIFT
НДЦ принял участие в IV открытом петербургском Форуме экономически активных горожан
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Рубрикатор
Законодательная база и регулирование
Инфраструктура
Рынки
Регионы
Инструменты
Зарубежный опыт
Макроэкономика
Отрасли и компании
IR и Корпоративное управление
Финансовые институты
Управление активами
Институциональные инвесторы
Частные инвестиции
История рынка
Государственно-частное партнерство
Технологии
События и комментарии    
30 ноября 2016
16:39 На должность министра экономического развития назначен Максим Орешкин
16:28 Пособие по безработице предлагают увеличить почти вдвое
16:15 3 декабря в Москве состоится конференция «Практика трейдинга на биржевом товарном рынке»
15:23 Samsung Pay с декабря начнет работать с картами Visa в РФ
14:21 Группа Тинькофф банка увеличила квартальную прибыль по МСФО в 4 раза
14:16 Об уровне доверия к накопительной пенсионной системе
13:15 Последствия Brexit по-прежнему несут в себе риски для британской экономики - Банк Англии
12:13 Госзаказчики будут сами проверять всех бенефициаров поставщиков
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →

© ЗАО "Группа РЦБ".