Casual
РЦБ.RU

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Апрель 2010

Уже достаточно давно вступили в силу изменения в Закон «О рынке ценных бумаг», которые дали зеленый свет для появления на российском рынке иностранных ценных бумаг.

Первым условием допуска на российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг является признание иностранных финансовых инструментов ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое признание возможно, если соответствующему финансовому инструменту присвоены коды ISIN и CFI. На основании кода CFI участники рынка квалифицируют иностранные финансовые инструменты в качестве иностранных ценных бумаг в соответствии с установленным ФСФР России порядком, либо ФСФР России принимает индивидуальное решение в отношении того или иного финансового инструмента, т. е. квалифицирует финансовый инструмент в качестве ценной бумаги. Это самые общие правила, которые дают возможность обращаться любым иностранным ценным бумагам на территории Российской Федерации.

Для того чтобы иностранные ценные бумаги могли обращаться свободно, т. е. предлагаться всем лицам, необходим их допуск к публичному размещению либо публичному обращению. Если иностранные ценные бумаги не допущены к публичному обращению либо публичному размещению в Российской Федерации, они не могут предлагаться любым лицам, в том числе с использованием рекламы, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами. И на эти иностранные ценные бумаги распространяется режим обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов. Они обращаются только через брокеров и могут приобретаться только квалифицированными инвесторами или за их счет. Исключение сделано пока только для случаев универсального правопреемства, т. е. когда эти ценные бумаги попадают юридическому лицу в результате реорганизации либо физическому лицу в качестве имущества, доставшегося ему по наследству.

В рамках предоставленных ей полномочий ФСФР России в настоящее время разрабатывает проект приказа, определяющего иные случаи, когда иностранные ценные бумаги, не допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, могут обращаться в Российской Федерации без участия брокера и (или) приобретаться неквалифицированными инвесторами. К таким случаям планируется, в частности, отнести приобретение иностранных ценных бумаг неквалифицированными инвесторами в качестве бонусов, опционов или вознаграждения, которые предоставляются лицам, работающим в дочерних компаниях иностранных глобальных (международных) корпораций. Также рассматривается возможность обращения на территории Российской Федерации крупных пакетов иностранных ценных бумаг для того, чтобы дать возможность неквалифицированным инвесторам, если они являются стратегическими инвесторами, учитывать ценные бумаги на территории России. Это могут быть украинские, белорусские и любые другие бумаги, которые российский инвестор, например физическое лицо, не являясь квалифицированным инвестором, может учитывать и хранить в Российской Федерации. Процесс работы над этим документом продолжается, он активно обсуждается с участниками рынка.

Для допуска иностранных ценных бумаг к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации необходимо также соблюдение трех условий: соответствие иностранного эмитента требованиям закона, наличие проспекта иностранных ценных бумаг, подписанного брокером, и решение российской фондовой биржи или ФСФР России.

Какие же требования предъявляются к эмитентам иностранных ценных бумаг? Первая группа иностранных эмитентов — это обычные корпоративные эмитенты. Ценные бумаги таких иностранных эмитентов допускаются к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, если иностранные эмитенты учреждены в государствах — членах ОЭСР, членах или наблюдателях ФАТФ или членах МАНИВЭЛ, а также если с государствами, где зарегистрирован иностранный эмитент, ФСФР России заключила соответствующее соглашение о взаимодействии. На сегодня такие соглашения заключены ФСФР России с 13 иностранными регуляторами, информация об этих соглашениях размещена на официальном сайте ФСФР России в Интернете. Эти соглашения предусматривают возможность обмена конфиденциальной информацией и получение от иностранных регуляторов информации об эмитентах, которые учреждены на территории этих государств.

Следующую группу иностранных эмитентов, ценные бумаги которых могут размещаться и (или) публично обращаться в Российской Федерации, составляют международные финансовые организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден достаточно давно, в него входят IFC, Международный европейский банк, Европейский банк развития и Евразийский банк развития.

Третья группа иностранных эмитентов, ценные бумаги которых могут быть допущены к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, — это иностранные государства и центральные банки иностранных государств, если они являются членами ОЭСР, членами и наблюдателями ФАТФ или членами МАНИВЭЛ, либо с регуляторами которых заключены соглашения ФСФР России о взаимодействии.

Членами ОЭСР на сегодняшний день являются 30 государств, это ведущие европейские страны, членами ФАТФ — 31 государство. При этом между членами ОЭСР и членами ФАТФ существует пересечение: так, большинство членов ОЭСР одновременно являются и членами ФАТФ. Статус наблюдателя ФАТФ имеет всего 1 страна — Индия. Членами МАНИВЭЛ являются 28 иностранных государств, при этом пересечение с членами ОЭСР или ФАТФ не наблюдается.

Для того чтобы иностранные ценные бумаги могли размещаться и (или) публично обращаться в Российской Федерации, необходимо представление проспекта иностранных ценных бумаг. Проспект иностранных ценных бумаг составляется на русском языке. Особенности, связанные с объемом и содержанием информации, которая включается в проспект иностранных ценных бумаг, определяются нормативными актами ФСФР России. Проспект иностранных ценных бумаг должен подписываться брокером, который отвечает требованиям, установленным ФСФР России. Единственное исключение из этого правила сделано для международных финансовых организаций. Они могут представлять проспект ценных бумаг сами и не должны привлекать брокера для подписания проспекта их ценных бумаг.

В некоторых случаях установлена обязанность подписания проспекта иностранных ценных бумаг иностранным эмитентом, если ценные бумаги допускаются к размещению либо к публичному обращению в Российской Федерации, и при этом такие ценные бумаги не обращались ранее на иностранном организованном рынке. В этом случае именно эмитент является движущим элементом, который приводит свои ценные бумаги на российский финансовый рынок.

В части содержания и объема информации, которая должна находиться в проспекте иностранных ценных бумаг, на сегодняшний день ФСФР России определила особенности лишь для облигаций иностранных государств и для облигаций международных финансовых организаций. Указанные особенности в основном заключаются в установлении ряда изъятий из правил составления проспекта российских ценных бумаг. Вместе с тем дальнейшее регулирование будет строиться таким образом, чтобы проспект иностранных ценных бумаг, который необходим для допуска иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок, и проспект иностранных ценных бумаг (иной аналогичный документ), который был составлен для прохождения процедуры листинга на иностранной фондовой бирже, максимально совпадали. То есть если иностранная ценная бумага включена в листинг иностранной фондовой биржи и для этого составлялся проспект иностранных ценных бумаг или иной документ, выполняющий те же функции, то будет достаточно перевести его на русский язык, актуализировать на текущую дату и в таком виде представить для допуска иностранных ценных бумаг к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации.

В части требований к брокерам, которые вправе подписывать проспект иностранных ценных бумаг, мы считаем необходимым установить достаточно жесткие требования, с тем чтобы это были проверенные организации, у которых уже есть сложившаяся репутация, опыт оказания соответствующих услуг и определенная финансовая устойчивость, поскольку брокеры несут имущественную ответственность в связи с подписанием ими проспекта иностранных ценных бумаг. Этим обстоятельством обусловлены требования, которые будут предъявляться к брокерам. Это прежде всего наличие собственных средств в размере не менее 150 млн руб.; срок осуществления брокерской деятельности — не менее 3 лет; опыт оказания услуг по «выведению» ценных бумаг на финансовый рынок не менее чем по 10 выпускам ценных бумаг. Все эти требования должны соблюдаться на момент подписания брокером проспекта иностранных ценных бумаг. Нормативный правовой акт, устанавливающий указанные требования, уже принят ФСФР России и находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Брокер объективно не может подтверждать достоверность информации, которая содержится в проспекте иностранных ценных бумаг, однако он должен подтвердить, что информация, содержащаяся в этом проспекте, соответствует либо той информации, которая раскрывается на иностранном регулируемом рынке, либо той информации, которая была представлена брокеру иностранным эмитентом для подготовки проспекта. Это обстоятельство и определяет имущественную ответственность брокера за ущерб, причиненный инвесторам вследствие подтверждения недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации.

Иностранные ценные бумаги, которые торгуются на иностранных фондовых биржах, включенных в перечень, утвержденный ФСФР России, могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации путем допуска к торгам этих ценных бумаг на российской фондовой бирже.

Следует отметить, что на российской фондовой бирже могут обращаться не только те иностранные ценные бумаги, которые допускаются к публичному обращению, но также и те иностранные ценные бумаги, которые могут обращаться только среди квалифицированных инвесторов. Требования к процедуре допуска к торгам на российской фондовой бирже иностранных ценных бумаг в режиме торговли только для квалифицированных инвесторов в настоящее время разрабатываются.

ФСФР России необходимо разработать критерии и утвердить перечень иностранных бирж, наличие листинга на которых позволяет иностранным ценным бумагам получать доступ к торгам на российской фондовой бирже без решения регулятора.

В целях формирования такого перечня иностранных фондовых бирж предполагается использовать 2 критерия, первый из которых — это членство в одной из международных ассоциаций фондовых бирж, что предполагает соответствие иностранной фондовой биржи более жестким требованиям, которые установлены этими международными ассоциациями. При этом планируется ориентироваться на 3 международные ассоциации фондовых бирж: Всемирную федерацию фондовых бирж, в состав которой входит 69 иностранных фондовых бирж; Федерацию евроазиатских фондовых бирж, которая включает 32 фондовые биржи; Международную ассоциацию бирж стран СНГ, включающую 13 фондовых бирж.

Второй критерий — это место учреждения фондовой биржи как раз в тех государствах, эмитенты которых могут прийти со своими ценными бумагами на российский рынок. Это государства, являющиеся членами ОЭСР, членами или наблюдателями ФАТФ, членами МАНИВЭЛ, или те государства, с регуляторами которых ФСФР России заключено соглашение о взаимодействии. На основании этих критериев будет утвержден конкретный перечень иностранных фондовых бирж, наличие листинга на которых даст возможность российским фондовым биржам допустить иностранные ценные бумаги к публичному обращению, не обращаясь в ФСФР России.

Если ценные бумаги не допущены к размещению или публичному обращению на основании решения российской биржи, в том числе в связи с тем, что они не включены в листинг «разрешенных» иностранных фондовых бирж, предусмотрена возможность допуска таких ценных бумаг к публичному обращению на основании решения ФСФР России. Однако для реализации этой возможности необходимо, чтобы допускаемая на российский рынок иностранная ценная бумага была как минимум не хуже тех ценных бумаг, которые уже торгуются на российской фондовой бирже.

Сопоставление допускаемой иностранной ценной бумаги с ценными бумагами, уже допущенными к торгам на российской фондовой бирже, осуществляется по двум группам критериев (показателей): критериям ликвидности и критериям инвестиционного риска. Так, ликвидность или предполагаемая ликвидность допускаемых иностранных ценных бумаг не должна быть ниже, чем ликвидность ценных бумаг, уже допущенных к торгам на российской фондовой бирже, а уровень инвестиционного риска этих ценных бумаг не должен быть выше уровня инвестиционного риска аналогичных ценных бумаг, которые уже допущены и торгуются на российской фондовой бирже.

Под ликвидностью имеется в виду риск невозможности быстрой продажи актива (ценной бумаги) без существенной потери в стоимости этого актива. Поэтому здесь важна достаточно легкая возможность продажи ценной бумаги на организованном рынке. И для подтверждения этой возможности будут использоваться такие показатели, как разница между лучшей ценой предложения на продажу и лучшей ценой предложения на покупку (спред) и объем подаваемых заявок на продажу и покупку ценных бумаг.

В отношении иностранных ценных бумаг данные показатели будут рассчитываться на основании договора с маркетмейкером, который будет заключать российская фондовая биржа. Установление жестких требований к условиям такого договора пока не планируется. Для тех ценных бумаг, которые уже торгуются на российской фондовой бирже, указанные показатели будут определяться исходя из заявок, которые участники торгов подают на российскую фондовую биржу.

Для облигаций иностранных государств или облигаций центральных банков иностранных государств установлены иные правила, поскольку к ним в ряде случаев невозможно применить указанные критерии. В этом случае в качестве критерия используется объем торгов по этим ценным бумагам.

Вторая группа показателей характеризует уровень инвестиционного риска. Инвестиционный риск — это вероятность наступления ситуации, когда инвестор не получает того дохода, на который рассчитывал, покупая ценную бумагу. С точки зрения облигаций инвестиционный риск прежде всего связан с возможностью неисполнения обязательств (дефолтом) по облигациям, и в мировой практике такой риск оценивается с помощью значения кредитных или инвестиционных рейтингов, которые присваиваются рейтинговыми агентствами.

Мы в качестве такого показателя предлагаем использовать значение рейтингов, которые присваиваются признанными международными агентствами: это 3 ведущих агентства — Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody’s. Основная проблема сводится к тому, что иностранная бумага сравнивается с российской бумагой. Такое сравнение представляется корректным только в том случае, если рейтинги присвоены по международной шкале. Такие рейтинги, как правило, присваиваются именно ведущими международными рейтинговыми агентствами. Хотя нельзя исключать и появления российских рейтинговых агентств, которые будут такую услугу оказывать. При появлении таких агентств ФСФР России будет рассматривать вопрос по расширению перечня рейтинговых агентств, рейтинги которых будут признаваться для целей этого показателя.

С точки зрения акций и ценных бумаг инвестиционных фондов, которые допускаются к торгам на организованном рынке, для определения уровня инвестиционного риска важен уровень волатильности, т. е. колебания цен в течение какого-то исторического периода. Волатильность рассчитывается на основании такого показателя, как значение среднеквадратического отклонения изменения цен ценных бумаг, причем берется расчет не менее чем по 30 значениям. А для акций, не допущенных к торгам на иностранном организованном рынке, в том числе для акций, которые впервые предлагаются к публичному размещению, и причем такое размещение осуществляется в России, используются показатели, которые у нас применяются для целей листинга.

Важно отметить, что, в отличие от допуска к публичному обращению, публичное размещение иностранных ценных бумаг возможно только на основании решения ФСФР России. Но инициатором и спусковым крючком запуска этого механизма являются российские фондовые биржи. На биржи ложится очень большая нагрузка и очень большая миссия, связанная с выводом на российский фондовый рынок иностранных ценных бумаг.

На эмиссию иностранных ценных бумаг не распространяется процедура эмиссии, предусмотренная Законом «О рынке ценных бумаг». Для того чтобы разместить в России иностранные ценные бумаги, необходимо зарегистрировать проспект таких иностранных ценных бумаг, раскрыть информацию и после окончания размещения представить уведомление о завершении размещения. После того как будет предоставлено уведомление о завершении публичного размещения, эти бумаги могут обращаться, в том числе публично, на российском фондовом рынке.

Особенность ныне действующего закона заключается в том, что этот закон регулирует не только публичное размещение, публичное обращение иностранных ценных бумаг, но и регламентирует процедуру частного размещения на российском фондовом рынке. Если иностранный эмитент не собирается публично предлагать, публично размещать свои ценные бумаги, но все-таки имеет желание разместить их в Российской Федерации среди ограниченного круга лиц, то ему также необходимо получить соответствующее разрешение ФСФР России и зарегистрировать проспект иностранных ценных бумаг в Российской Федерации, а для обращения указанных ценных бумаг на территории Российской Федерации необходимо представить уведомление о завершении их размещения.

Законом, помимо требований к брокерам и эмитентам иностранных ценных бумаг, также вводится специальное требование для лиц, осуществляющих учет прав на иностранные ценные бумаги, которые допускаются к публичному обращению либо к публичному размещению в Российской Федерации. Во-первых, к таким лицам относятся только российские депозитарии. Во-вторых, эти депозитарии должны открыть счета в иностранной организации, в соответствии с которыми депозитарии могут учитывать ценные бумаги, действуя в интересах других лиц. В нашей терминологии они должны открыть в иностранных организациях, осуществляющих учет прав на иностранные ценные бумаги, счета номинального держателя. Российские депозитарии, которые не имеют таких счетов, тоже могут учитывать права на указанные иностранные ценные бумаги, но при условии, что они открыли счет в российском депозитарии, который имеет такой счет в иностранной учетной системе. Перечень иностранных организаций, где российский депозитарий может открыть счета в интересах других лиц, также ограничен и определяется приказом ФСФР России. Такой приказ уже принят, и в этот перечень вошли наиболее крупные учетные институты. В этой части эти депозитарии практически полностью совпадают с теми депозитариями, в которых можно открывать счета в целях осуществления эмиссии российских депозитарных расписок.

В-третьих, ФСФР России в качестве обязательных требований к российским депозитариям, в которых могут учитываться права на иностранные ценные бумаги, установила срок осуществления депозитарной деятельности, который должен быть не менее 1 года, и оказание депонентам услуг, связанных с получением доходов и иных выплат, причитающихся депонентам как владельцам иностранных ценных бумаг. Последнее требование представляется наиболее важным с точки зрения обеспечения защиты прав российских инвесторов, приобретающих иностранные ценные бумаги, права на которые учитываются в российских депозитариях.

Одна из главных проблем, которую нужно решить для прихода иностранных ценных бумаг на российский рынок, — обеспечение раскрытия информации. Рынок ценных бумаг — это во многом рынок информации, поэтому чем быстрее, чем полнее раскрывается информация о ценных бумагах и их эмитентах, тем конкурентоспособнее рынок, на котором обращаются данные инструменты. С точки зрения обращения иностранных ценных бумаг закон возлагает на российскую фондовую биржу, допустившую к торговле иностранные ценные бумаги, обязанность обеспечивать раскрытие информации об иностранных ценных бумагах и об иностранном эмитенте сначала на иностранном языке в оперативном режиме, а затем с минимальной задержкой на русском языке.

Объем раскрываемой информации должен соответствовать тем сведениям, которые раскрываются на иностранной фондовой бирже, если иностранная ценная бумага торгуется на иностранной фондовой бирже. При отсутствии листинга на иностранной фондовой бирже объем подлежащей раскрытию информации определяется требованиями Закона «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, которые устанавливаются нормативными актами ФСФР России. Особенности пока не установлены, а сделаны лишь некоторые изъятия применительно к таким эмитентам, как иностранные государства и международные финансовые организации. Обеспечение раскрытия информации об иностранных ценных бумагах и их эмитентах представляется достаточно сложной задачей, но мы надеемся, что российские фондовые биржи должны с ней справиться.

  • Рейтинг
  • 2
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
ИНОСТРАННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательные проблемы формирования инвестиционного климата в России
ИНОСТРАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛУГИ НДЦ
Операции Банка России на рынке РЕПО: итоги 2009 года и ближайшие планы
БОРЬБА С МОШЕННИКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ
НЕИСПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ: ОПЫТ США И РОССИИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
УЧАСТНИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ: ЧИЛИ
Представители Группы ММВБ приняли участие в Бизнес-форуме SWIFT
НДЦ принял участие в IV открытом петербургском Форуме экономически активных горожан
СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100