Casual
РЦБ.RU

Еще раз о финансовом центре в России: старые проблемы и новые перспективы

Сентябрь 2009

В статье, написанной для «Депозитариума» ровно год назад1, автор уже обращался к проблематике создания в России международного финансового центра (МФЦ). За прошедшее время эта идея получила поддержку высшего политического руководства России, и наши власти предприняли ряд практических шагов по реализации этой амбициозной задачи. В то же время в экспертной среде до сих пор сохраняется скептицизм по поводу осуществимости задуманного. Кроме того, масла в огонь подлил и полномасштабный глобальный финансово-экономической кризис. Он, как это всегда бывает, случился в самый неподходящий момент и дал скептикам дополнительные аргументы в пользу того, что-де разговоры о создании МФЦ в России — чистая утопия, что не надо даже пытаться что-то изменить в существующем положении вещей и что вообще «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Попытаемся разобраться в том, насколько эта задача осталась актуальной и надо ли России в ее нынешнем положении продолжать двигаться в данном направлении.

ВОЗДЕЙСТВИЕ КРИЗИСА

Как известно, все плохое в жизни всегда происходит неожиданно. Это справедливо и в отношении глобального экономического кризиса, начавшегося более года назад. Он коснулся всех без исключения и оказал сильнейшее негативное влияние на мировую экономику. Многие экономисты считают, что текущий кризис стал самым глубоким и разрушительным в истории, превзойдя масштабами Великую депрессию 1929—1933 гг. Кризис сопровождается обвальным падением объемов промышленного производства; банкротством множества предприятий, включая крупнейших товаропроизводителей в разных странах; резким сокращением золотовалютных резервов; массовой безработицей и падением уровня жизни населения; крахом крупнейших банков и финансовых институтов. Ряд стран (Исландия, Украина, страны Балтии) на фоне кризиса оказался фактически на грани банкротства.

Даже США, которые до сих пор упорно продолжают считать себя образцом рыночной экономики и всеобщим светочем демократии, в полной мере испытали на себе тяжесть кризисных явлений. Астрономические вливания государственных средств в реальный сектор экономики и финансово-банковскую сферу Америки для спасения системообразующих компаний-товаропроизводителей и финансовых институтов пока не дают желаемого результата. А лихорадочные действия американского правительства по срочному реформированию системы государственного регулирования рынков остаются малоэффективными.

Несмотря на то, что в некоторых экономиках в последнее время наблюдается небольшая положительная динамика ключевых макроэкономических показателей2, говорить о том, что кризис подходит к концу, пока преждевременно.

Россия оказалась среди стран, в наибольшей степени пострадавших от кризиса. Очевидно, что одним из главных факторов, способствовавших быстрому нарастанию кризисных явлений в российской экономике, стала слабость национальной финансовой системы. Кризис быстро и безжалостно показал основные болевые точки этой системы: низкая ликвидность и повышенный уровень системных рисков в банковском секторе; недостаток высококачественных финансовых инструментов, пригодных для эффективного инвестирования; невысокий уровень развития инфраструктуры банковской системы и рынка ценных бумаг; слабая гармонизация российского гражданского, корпоративного и финансового законодательства с международными стандартами; недостатки действующего режима налогообложения финансовых операций; отсутствие широкого слоя экономически активных розничных инвесторов; сохраняющиеся проблемы в области корпоративного управления и защиты прав инвесторов, и т. д.

Все это давно известные вещи, и о том, что эти проблемы надо решать, в последние годы не говорил только ленивый. Что-то, безусловно, было сделано, и говорить, что наши власти сидели сложа руки, было бы несправедливо. Но необходимо признать, что до сих пор российский финансовый (и прежде всего — фондовый) рынок так и не стал высокоэффективным и доступным источником финансирования национального бизнеса. А это фактически означает, что он не выполняет своей главной экономической функции, во многом оставаясь для массового инвестора «вещью в себе» и обслуживая потребности узкого слоя профессиональных игроков в извлечении спекулятивной прибыли.

Особенно важно подчеркнуть, что кризис отчетливо продемонстрировал фундаментальные пороки и слабости мирового финансового рынка и серьезные недостатки национальных систем регулирования как экономической активности в целом, так и операций на финансовом и фондовом рынках. Ни в одной из развитых стран органы государственного регулирования не смогли предотвратить причины и последствия кризиса, а в некоторых регулятивный режим даже стимулировал негативное влияние кризисных явлений3.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сейчас уже очевидно, что в ближайшем будущем одними из важнейших последствий кризиса станут серьезная трансформация мировых финансовых рынков, изменение правил их регулирования как на национальном уровне, так и в глобальных масштабах. Большинство серьезных аналитиков согласны с тем, что сегодня речь должна идти фактически о построении новой мировой финансовой архитектуры регулирования в глобальном масштабе.

Как представляется, это соображение является ключевым в дискуссии о том, надо ли в период кризиса и после него предпринимать шаги по созданию МФЦ в России. Безусловно, надо! И логика рассуждений здесь простая. События последних лет свидетельствуют о том, что окружающий нас мир меняется очень быстро, и самое главное — он не становится безопаснее. Происходят тектонические изменения в геополитике. Вчерашние страны-лидеры стремительно теряют свои позиции; все громче заявляют о себе новые динамично развивающиеся экономики (Китай, Индия); количество горячих точек (Ближний Восток, Кавказ, некоторые регионы Латинской Америки и Африки) на карте мира не уменьшается, причем многочисленные «тлеющие» межнациональные конфликты в любой момент могут перейти в «горячую фазу»; обостряется экономическое соперничество между странами и регионами, в том числе война за ресурсы и т. д.

В таких условиях ни одна страна, даже обладающая большими запасами ядерного оружия, не может чувствовать себя в безопасности. В связи с этим позволю себе повторить мысль, высказанную в упомянутой выше статье. В современных условиях быть полноправным и уважаемым игроком на международной арене может только страна, обладающая реальным суверенитетом4, причем не только оборонным и политическим, но и экономическим. А сохранить экономический суверенитет невозможно без высокоразвитой и самодостаточной финансовой системы. Следовательно, задача создания МФЦ в России не только сохраняет свою актуальность в новых условиях, но фактически превращается в «категорический императив». При этом важно подчеркнуть, что МФЦ надо рассматривать не как самоцель, а как центральный элемент более общей реформы всего финансового сектора страны.

Создание МФЦ должно стать катализатором радикальных изменений в стратегии развития российского финансового рынка и экономики страны в целом, так как крупнейший в истории финансово-экономический кризис и глобальные изменения в мире, по сути дела, не оставляют России другого выбора, кроме радикальной, всеобъемлющей, хорошо обоснованной и быстрой реформы финансовой системы.

Активное участие России в построении новой глобальной финансовой архитектуры и ускоренное развитие национальных финансовых институтов позволит существенно снизить зависимость нашего финансового рынка от глобальных потрясений и занять подобающее потенциалу России место в мировом финансовом разделении труда.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ

Работа по формированию МФЦ уже перешла из стадии дискуссий в практическую плоскость.

В конце прошлого года Правительство РФ утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»5. Одним из ключевых долгосрочных приоритетов развития российского финансового рынка Концепция устанавливает создание МФЦ как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Построение МФЦ рассматривается как важная часть перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

В «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»6, разработанной специалистами ФСФР России, подчеркивается: «Условия развития мирового финансового рынка осложняются… ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений… На этом фоне… проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это… ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета».

Наконец, в начале текущего года Правительство РФ в целом одобрило Концепцию создания МФЦ в России. Документ предусматривает, что до 2012 г. одна из российских фондовых бирж должна войти в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещения акций и облигаций, а доля иностранных бумаг в биржевом обороте должна составлять не менее 10%. Доля финансового сектора в ВВП России к 2012 г. увеличится до 6% (в настоящее время этот показатель не превышает 4%).

Концепция предусматривает две фазы создания МФЦ: до 2010 г. — развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру (лидерство в рамках СНГ); в 2010—2012 гг. — достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, становление российского финансового рынка в качестве регионального МФЦ, одного из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

До 2010 г. на российских биржах должны появиться акции и облигации компаний-эмитентов из стран СНГ. К этому же сроку планируется запустить товарные биржи, на которых обращаются производные финансовые инструменты на ключевые группы товаров, в частности нефть и нефтепродукты.

Для создания МФЦ планируется разработать и принять несколько десятков федеральных законов, а также подзаконных нормативных правовых актов в области биржевой торговли, клиринговой деятельности, секьюритизации, противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и др.

В документе предлагается расширить возможности для инвестирования средств населения и коллективных инвесторов (негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов) в ценные бумаги российских эмитентов, повысить роль независимых российских и международных рейтинговых агентств в информационном обеспечении и регулировании финансовых рынков.

РОЛЬ ФСФР РОССИИ

Говоря о практических действиях, направленных на построение МФЦ, особо следует упомянуть о роли ФСФР России, как одного из главных регуляторов российского финансового рынка, в развитии юридических основ деятельности МФЦ.

ФСФР России проводит широкомасштабную законотворческую работу по созданию правовых предпосылок для динамичного и эффективного развития финансового рынка страны. В настоящее время в различной стадии готовности находится целый ряд важных законопроектов, направленных на дальнейшее повышение надежности, предсказуемости, эффективности и транспарентности национального фондового рынка. Здесь прежде всего стоит упомянуть проекты законов, регулирующих следующие вопросы:

  • противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • введение механизмов ликвидационного неттинга на рынке ценных бумаг;
  • регулирование деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставление услуг розничным инвесторам;
  • налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • создание механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций;
  • порядок квалификации имущественных прав в качестве производных финансовых инструментов и возможность учета прав на такие инструменты;
  • секьюритизация финансовых активов;
  • создание механизмов выпуска и обращения инфраструктурных облигаций;
  • клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг;
  • совершенствование системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг;
  • упрощение процедур эмиссии ценных бумаг (в том числе для квалифицированных инвесторов);
  • развитие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • компенсации гражданам на рынке ценных бумаг;
  • совершенствование правил и процедур корпоративного управления и др.

Кроме того, практика показывает, что срочного решения требует проблема разработки нормативной базы по выявлению и противодействию деятельности так называемых новых финансовых пирамид7, жертвами которых за последние годы стали более 400 тыс. наших граждан, а совокупный материальный ущерб оценивается в 40 млрд руб.

ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Понятно, что ядром будущего российского МФЦ должна стать Москва. Москва уже сейчас является одной из мировых финансовых столиц и крупнейшим центром концентрации капитала на постсоветском пространстве, в Центральной и Восточной Европе.

На Москву приходится свыше 80% финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве. В городе расположено почти 90% штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. Ведущая российская торговая площадка ММВБ является крупнейшей фондовой биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе. Москва занимает 3-е место в мире по размеру городского бюджета после Нью-Йорка и Токио. В городе сосредоточена львиная доля высококвалифицированных кадров.

Таким образом, несмотря на разрушительное воздействие мирового финансового кризиса, Москва сохраняет потенциал для того, чтобы взять на себя роль МФЦ.

Московским правительством подготовлена и утверждена «Концепция развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг». Основные положения Концепции во многом повторяют меры по созданию МФЦ, предусмотренные вышеупомянутыми концептуальными документами федерального уровня. В то же время более пристальное внимание в нем уделено развитию деловой и социальной инфраструктуры города, подготовке кадров и улучшению городской транспортной ситуации. Правда, недоумение экспертов вызывает фантастическая сумма в 5 трлн руб., которую московское правительство намеревается потратить на эти цели. Видимо, наши чиновники пока так и не избавились от болезни бюрократического гигантизма и по привычке рассчитывают получить максимум возможного под реализацию очередного национального мегапроекта.

И все-таки зададимся вопросом: насколько же реальны все эти грандиозные планы?

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ

Пока, к сожалению, приходится признать, что перспективы Москвы как МФЦ не рассматриваются международным бизнес-сообществом всерьез. Подтверждением этому может служить следующий красноречивый факт. Весной этого года в лондонском Сити опубликован очередной, пятый по счету, доклад о рейтингах мировых финансовых центров (The Global Financial Centres Index, GFCI), подготовленный консалтинговой группой Z/Yen8. За прошедший год по показателю совокупного рейтинга конкурентоспособности Москва опустилась на 4 позиции — с 56-го на 60-е место, оставив позади себя лишь Афины и Будапешт. При этом тройка лидеров осталась неизменной — Лондон, Нью-Йорк и Сингапур.

Однако рисовать картину исключительно мрачными красками тоже было бы неправильно. По итогам 2008 г. журнал «Foreign Policy» опубликовал новый Индекс глобальных городов мира (The 2008 Global Cities Index)9, подготовленный международной консалтинговой компанией A.T. Kearney и исследовательским центром «Чикагский Совет по международным отношениям» (The Chicago Council on Global Affairs). По данным этого исследования, Москва вошла в первую двадцатку рейтинга, заняв 19-е место из 60-ти возможных и опередив такие крупные финансовые и культурные центры, как Шанхай, Франкфурт, Цюрих, Дубай и Рим10.

Global Cities Index отражает «уровень глобальности городов» — то есть влияние  крупных городов на цивилизацию, которое рассчитывается по пяти основным параметрам: уровень деловой активности, человеческий капитал, информационный обмен, культурный уровень и политический вес. Составители рейтинга попытались определить, как глобальные города развивают и распространяют в мире свое финансовое, политическое и культурное влияние, ценности и идеи11.

В тройку лидеров Global Cities Index вошли Нью-Йорк, Лондон и Париж. Однако, по оценке авторов доклада, их по многим позициям стремительно начинают догонять мегаполисы из стран с развивающейся экономикой, в особенности Москва, Пекин, Шанхай и Дубай.

По совокупности критериев первая десятка глобальных городов выглядит следующим образом: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Гонконг, Лос-Анджелес, Сингапур, Чикаго, Сеул и Торонто. Москва вошла в первую десятку (6-е место) лишь по одному критерию — культурному уровню, уступив Лондону, Парижу, Нью-Йорку, Торонто и Лос-Анджелесу, но опередив Токио, Берлин, Мехико, Вену и Сеул. Все остальные показатели Москвы находятся на среднем уровне: уровень деловой активности — 23-е место, человеческий капитал — 15-е, информационный обмен — 33-е, политический вес — 39-е.

Стоит упомянуть еще о двух интересных экспертных оценках перспектив Москвы как будущего МФЦ. В 19-м ежегодном отчете «Обзор европейских городов» (European Cities Monitor), вышедшем в октябре 2008 г., Москва заняла 1-е место по критерию «Европейская экспансия: города, которые могут ожидать наибольшего притока компаний в ближайшие 5 лет». А согласно рейтингу «Великие города мира», составленному журналом «Forbes», Москва вошла в число наиболее перспективных городов, обеспечивающих развитие мировых рынков (14-е место из 85-ти).

В предыдущей статье автор подробно писал о многочисленных проблемах и препятствиях на пути создания МФЦ в Москве. Эти проблемы никуда не исчезли, и решать их придется. Но, как видим, в целом все не так плохо. Москва вполне может претендовать на получение фактического статуса МФЦ в ближайшие годы. Главное, чтобы эта крупномасштабная и сложная задача не приобрела характер очередной кампанейщины, не выродилась в написание бесконечных концепций и докладов и не свелась к решению многочисленных узковедомственных задач под видом борьбы за национальные интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя сказанное, рискнем утверждать, что создание МФЦ в России в среднесрочной перспективе — реальная задача. Более того, решение этой задачи становится абсолютно необходимым, если учесть текущие тенденции развития мировой политики и экономики. Мировой кризис со всей очевидностью выявил имеющиеся слабости и недостатки российского финансового рынка. Если мы не хотим, чтобы наша страна по-прежнему только постфактум реагировала на глобальные геополитические изменения и считалась аутсайдером и сырьевым придатком стран «золотого миллиарда», иного пути нет. В России должна быть создана мощная и суверенная финансовая система, которая позволит нам чувствовать себя уверенно и независимо при любых потрясениях — как нынешних, так и возможных в будущем. И напоследок вспомним одну старую мудрость: Дорогу осилит идущий!

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100