Casual
РЦБ.RU

Химеры и мифы электронного документооборота на рынке коллективных инвестиций

Март 2009

В последние годы значительный объем инвестиций (по некоторым оценкам, более 0,5 млрд руб.) был направлен на развитие информационно-коммуникационных технологий. Сегодня почти все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к Интернету, имеют сформированные базы данных. Однако электронный документооборот внутри и между министерствами и ведомствами до сих пор в полной мере не налажен. А простые граждане все еще не имеют возможности в необходимом объеме воспользоваться государственными и муниципальными услугами посредством информационно-коммуникационных технологий.

12 февраля 2009 г. состоялось первое заседание Совета по развитию информационного общества в России, на котором выступил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Говоря о развитии электронного правительства, он назвал электронный документооборот "химерой" и подчеркнул, что сегодня "документооборот как велся, так и ведется на бумаге, а компьютеры в основном используются сами знаете для чего: по сути, это пишущие машинки"1.

Причин такого положения дел в области электронного документооборота (ЭДО) несколько, и главные из них — недостаточная законодательная база ЭДО, отсутствие современных систем планирования, финансовой и управленческой отчетности.

А как обстоят дела с ЭДО на рынке коллективных инвестиций (РКИ)? Конец 2008 г. для РКИ ознаменовался вступлением в действие норм Федерального закона от 6 декабря 2007 г. № 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об инвестиционных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — нормы Закона), согласно которым участники РКИ обязаны использовать для информационного взаимодействия документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью, т. е. электронные документы (ЭД). Эти нормы Закона наделали много шума и даже вызвали панические настроения у некоторых участников РКИ, привлекли пристальное внимание к ЭДО других участников финансового рынка, саморегулируемых организаций и разработчиков программного обеспечения. Участники РКИ разделились на два лагеря. Одни из них — оптимисты — полагали, что после вступления в силу норм Закона на РКИ появится некая система электронного документооборота (СЭД), которая позволит всем участникам РКИ использовать электронные документы, в том числе предоставлять в электронной форме отчетность в ФСФР России. Другие — пессимисты — утверждали, что никакой СЭД в обозримом будущем на РКИ не появится, нормы Закона невозможно выполнить и срок их введения в действие следует перенести. Первые с надеждой, а вторые с ужасом ждали декабря 2008 г.

Наступил 2009 г. Что изменилось на РКИ с момента вступления в действие норм Закона в части использования электронных документов? Те участники РКИ, которые хотели выполнить нормы Закона, перешли на использование электронных документов, а те, которые не нашли в себе сил, желания и возможностей, продолжают использовать документы на бумажном носителе. Никакой глобальной СЭД в масштабах РКИ не появилось, отчетность в электронной форме в ФСФР России по-прежнему передают только те участники РКИ, которые используют СЭД ЗАО "ОДК". К тому же участники РКИ, которые планировали использовать электронные документы после вступления в действие норм Закона, убедившись, что на РКИ ничего страшного не произошло и не применяются меры воздействия за невыполнение норм Закона, продолжают по сей день осуществлять обмен документами на бумажном носителе.

Справедливости ради следует отметить, что на РКИ электронные документы уже используются более 5 лет, а уровень автоматизации СЭД, действующих на РКИ, качество и полнота предоставляемых участникам РКИ услуг ЭДО лучше по сравнению с другими рынками и государственными органами. Достигнутый уровень ЭДО на РКИ во многом является результатом целенаправленной и плодотворной работы ФСФР России по созданию нормативного правового обеспечения ЭДО. Примером тому служат Приказ ФСФР России от 16 декабря 2008 г. № 08-57/пз-н "О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 1 сентября 2004 г. № 04-442/пз-н “О предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью”" и Приказ ФСФР России от 25 декабря 2008 г. № 08-234/пз "О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 10 ноября 2004 г. № 04-910/пз “Об удостоверяющих центрах”".

К сожалению, несмотря на все достижения в области ЭДО, пока не удается справиться со всеми "химерами". Причиной их живучести является также субъективно отрицательное отношение отдельных участников РКИ к практическому использованию электронных документов. Дело в том, что организация и осуществление ЭДО требует специальных знаний программного, технического, криптографического, информационного, организационного, правового и других видов обеспечения ЭДО. Именно этих знаний в настоящее время не хватает некоторым участникам РКИ, что и порождает заблуждения, страхи и мифы, которые они пытаются спрятать под маской несостоятельных теоретически и вредных практически аргументов. Эти аргументы призваны, по мнению участников РКИ, обосновать невозможность использовать в настоящее время электронные документы и, следовательно, выполнить в полном объеме нормы Закона.

Рассмотрим некоторые мифы, порожденные "химерами" ЭДО.

МИФ ПЕРВЫЙ: ПЕРЕХОД НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ

Данный миф основан на утверждении, что создание СЭД, в которой должен осуществляться ЭДО, требует значительных финансовых затрат и длительного времени. И это действительно так. Создание силами участника РКИ полнофункциональной СЭД для подключения до 200 участников СЭД и использования для ЭДО более 100 различных форм электронных документов в среднем занимает 2—3 года и требует около 6—8 млн руб. Очевидно, что такие затраты на создание СЭД неприемлемы для большинства участников РКИ. Отсюда делается вывод о невозможности в настоящее время использовать электронные документы. Однако при этом забываются или не учитываются другие способы перехода на использование электронных документов, среди которых самый простой и наименее затратный — присоединение к одной из существующих на РКИ СЭД.

Выбор для присоединения СЭД, конечно, не простая задача. Одним из основных требований к выбору СЭД является полнота, качество и стоимость предоставления участнику СЭД услуг ЭДО2. Важное достоинство присоединения участника РКИ к СЭД — низкая стоимость внедрения ЭДО. Так, например, минимальная стоимость подключения к СЭД ЗАО "ОДК" составляет всего 2400 руб., включая предоставление участнику СЭД сертификата ключа подписи. При этом программное обеспечение СЭД, средства криптографической защиты информации и транспорт для обмена электронными документами ЗАО "ОДК" предоставляет участнику СЭД бесплатно.

МИФ ВТОРОЙ: ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО ЭДО ДОСТАТОЧНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ЦИФРОВУЮ ПОДПИСЬ

Этот миф основан на недостаточно глубоком знании законодательства Российской Федерации об использовании электронных документов и электронной цифровой подписи (ЭЦП). На РКИ до сих пор бытует мнение, что если участник РКИ приобрел некоторое средство криптографической защиты информации (СКЗИ), позволяющее подписать электронный документ ЭЦП, то с этим документом можно прийти в суд и доказать авторство документа и его подлинность.

Действительность же такова, что ЭЦП в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-Ф3 "Об электронной цифровой подписи" (далее — Закон об ЭЦП) является лишь одним из реквизитов электронного документа и сама по себе не имеет никакой юридической силы. Юридическая сила электронного документа — это свойство документа, сообщаемое ему законодательством Российской Федерации, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления и передачи. Электронный документ приобретает юридическую силу, если он влечет правовые последствия для сторон ЭДО. Закон об ЭЦП определяет основные требования к процедуре придания электронному документу юридической силы, в том числе устанавливает условия признания равнозначности ЭЦП собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Однако Закон об ЭЦП не регулирует другие аспекты придания электронному документу юридической силы, в том числе не определяет компетенцию уполномоченных лиц участника РКИ, сформировавших и подписавших электронный документ ЭЦП, а также порядок его оформления и передачи. В этом случае, согласно Гражданскому кодексу РФ, все, что не регламентируется законодательно, должно регулироваться соглашениями между сторонами ЭДО.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, чтобы электронный документ имел юридическую силу, недостаточно его подписать ЭЦП с использованием СКЗИ. Участнику РКИ необходимо также заключить с каждой стороной ЭДО соглашение на бумажном носителе, в котором в качестве его существенных условий должны быть указаны условия признания электронных документов равнозначными документам на бумажном носителе, полномочия должностных лиц сторон ЭДО по подписанию электронных документов ЭЦП, перечень и форматы документов, порядок их формирования и передачи по каналам связи, а также процедура разрешения спорных ситуаций, связанных с использованием электронных документов. Следует особо отметить, что в случае согласия сторон ЭДО об использовании электронных документов с ЭЦП действия сторон в процессе осуществления ЭДО подпадают под действие Закона об ЭЦП.

В СЭД ЗАО "ОДК" отношения сторон ЭДО — участников СЭД регулируются договором об электронном документообороте, который фактически является договором о присоединении к СЭД. Неотъемлемой частью договора являются Правила электронного документооборота, единые для всех участников СЭД. Правила ЭДО устанавливают порядок формирования ЭД, использования ЭЦП и шифрования, передачи и приема ЭД, обработки ЭД, признания ЭД равнозначными документам на бумажном носителе, разрешения спорных ситуаций и др. Оформление отношений сторон ЭДО посредством договора об электронном документообороте позволяет участникам РКИ осуществлять в СЭД ЗАО "ОДК" юридически значимый электронный документооборот.

МИФ ТРЕТИЙ: ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭДО ДОСТАТОЧНО ЗАКЛЮЧИТЬ СОГЛАШЕНИЕ С УДОСТОВЕРЯЮЩИМ ЦЕНТРОМ

Данный миф возник вследствие незнания современных технологий электронного документооборота и законодательства Российской Федерации. В случае использования электронных документов Закон об ЭЦП устанавливает необходимость обращения сторон ЭДО в удостоверяющий центр (УЦ) для получения сертификатов ключей подписи, а также иных услуг УЦ, предусмотренных Законом об ЭЦП. УЦ должно быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, требования к которому и его функции определены Законом об ЭЦП. Корпоративный УЦ может также осуществлять иные не запрещенные законодательством Российской Федерации функции.

Положение о предоставлении в ФСФР России электронных документов с электронной цифровой подписью, утвержденное Приказом ФСФР России от 1 сентября 2004 г. № 04-442/пз-н в редакции Приказа ФСФР России от 16 декабря 2008 г. № 08-57/пз-н (далее — Положение), устанавливает, что сертификат ключа подписи выдается УЦ, с которым ФСФР России заключает соответствующее соглашение. Перечень УЦ, которые могут выдавать сертификаты ключей подписи участникам РКИ для обеспечения ЭДО с ФСФР России, определен Приказом ФСФР России от 10 ноября 2004 г. № 04-910/пз "Об удостоверяющих центрах" в редакции Приказа ФСФР России от 25 декабря 2008 г. № 08-234/пз (далее — Приказ).

Каждый участник РКИ, использующий ЭД, обязан заключить соответствующее соглашение с одним или несколькими УЦ, причем хотя бы один из них должен быть из перечня УЦ, определенных Приказом. Заключив такое соглашение, участник РКИ получает в УЦ сертификаты ключей подписей, а при необходимости — ключи электронных цифровых подписей (ключи ЭЦП и шифрования). Ключ ЭЦП позволяет создать ЭЦП ЭД, а сертификат ключа подписи — проверить подлинность ЭЦП ЭД. Но этого совершенно недостаточно для осуществления юридически значимого ЭДО (см. Миф второй).

Стороны ЭДО также должны заключить соответствующее соглашение между собой, а при необходимости и с организатором СЭД. Организатор СЭД — юридическое лицо или подразделение юридического лица, которое осуществляет эксплуатацию СЭД и обеспечивает ЭДО участникам СЭД, которые заключили с ним соответствующее соглашение. Организатор СЭД должен отвечать следующим требованиям:

  • обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими нести гражданскую ответственность перед участниками СЭД за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие виновных действий организатора СЭД;
  • иметь необходимые лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
  • иметь материально-техническую базу и квалифицированный персонал, позволяющий выполнять функции организатора СЭД;
  • обладать правами на объекты интеллектуальной собственности — программы для ЭВМ и базы данных, которые используются для осуществления ЭДО и передаются участникам СЭД хотя бы во временное пользование;
  • иметь телекоммуникационную инфраструктуру, которая обеспечивает обмен ЭД по телекоммуникационным каналам связи и содержит в своем составе средства доступа к ресурсам сетей общего пользования.

Всем указанным выше требованиям полностью удовлетворяет ЗАО "ОДК" как организатор СЭД. ЗАО "ОДК" в рамках соглашения с участником СЭД выполняет следующие основные функции:

  • предоставляет участнику СЭД во временное пользование на период действия договора об ЭДО программное обеспечение СЭД и СКЗИ;
  • осуществляет по принципу 24•7 (круглосуточно ежедневно) техническую поддержку участника СЭД и сопровождение программного обеспечения и СКЗИ;
  • i>обеспечивает выполнение требований законодательства Российской Федерации к организации юридически значимого электронного документооборота, защите информации и персональных данных в СЭД;
  • поддерживает форматы электронных документов, в том числе предназначенные для предоставления отчетности в ФСФР России;
  • обеспечивает автоматическое обновление справочников баз данных и сертификатов ключей подписи участника СЭД;
  • предоставляет возможность проверки подлинности электронных документов, подписанных ЭЦП несколькими владельцами ключей ЭЦП разных участников СЭД;
  • обеспечивает различные способы передачи электронных документов: передача напрямую от участника СЭД ЗАО "ОДК", передача с использованием процедур транзита, как с контролем содержания документа ЗАО "ОДК", так и без контроля содержания;
  • обеспечивает возможность импорта/экспорта электронных документов в информационные системы участника СЭД в форматах .xml, .xls, .txt, .rtf, .dbf;
  • осуществляет мониторинг документооборота участника СЭД и передачу уведомлений о получении и приеме/отказе в приеме электронных документов;
  • осуществляет в автоматическом режиме проверку соответствия принятых и отправленных участником СЭД электронных документов описям документов в форме ЭД, рассылаемых ежедневно ЗАО "ОДК", а также автоматическое формирование при необходимости запросов на повторную отправку неполученных ЭД.

Организатор СЭД может также предоставлять участнику СЭД услуги удостоверяющего центра в соответствии с Законом об ЭЦП3.

Следует отметить, что если между сторонами ЭДО возник спор в связи с использованием электронных документов, а стороны ЭДО не заключили соглашение об условиях обмена ими или в заключенном соглашении отсутствуют порядок придания ЭД юридической силы, согласие сторон использовать сертификаты ключей подписи определенного УЦ или процедура разрешения конфликтных ситуаций, связанных с использованием ЭД, то арбитражный суд не примет к рассмотрению в качестве доказательства спорные ЭД.

Организатор СЭД может предоставлять участникам СЭД возможность обмена ЭД между собой с использованием процедур транзита. В этом случае стороны ЭДО должны также заключить соглашение между собой, даже если каждая из них уже заключила соответствующее соглашение с организатором СЭД. Это требование вытекает из Гражданского кодекса РФ, согласно которому если участник и организатор СЭД вступили в отношения в связи осуществлением транзита ЭД третьей стороне, то это не означает, что третья сторона должна принимать к исполнению ЭД, переданные стороной ЭДО через организатора СЭД. Если соглашение между участником и организатором СЭД налагает обязательства на третью сторону, то эта сторона должна быть участником данного соглашения. Если же третья сторона не является участником соглашения, то такое соглашение не имеет юридической силы в части обязательств, налагаемых на третью сторону.

Таким образом, каждый участник СЭД для осуществления ЭДО должен заключить соглашение со стороной ЭДО и организатором СЭД, если ни одна из сторон ЭДО не является организатором СЭД, а также соглашение с УЦ, если организатор СЭД не предоставляет услуги УЦ.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ:ЭДО — ТОЛЬКО ПЕРЕДАЧА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ КАНАЛУ СВЯЗИ

Такой миф является следствием того, что участники РКИ путают или неправильно используют два понятия: передача электронного документа и электронный документооборот.

В настоящее время в соответствии с Положением реализуется проект предоставления отчетности участников РКИ в электронной форме в ФСФР России. Многие участники РКИ полагают, что для передачи электронных документов в ФСФР России достаточно сформировать ЭД в нужном формате, подписать его ЭЦП, зашифровать и отправить в ФСФР России по какому-либо каналу связи. При этом забывают, что цикл жизни ЭД включает еще прием его ФСФР России, регистрацию, обработку, включая формирование и отправку ответов на полученный ЭД, архивное хранение. Все указанные процедуры составляют в совокупности электронный документооборот. Именно поэтому ЭДО осуществляется в системе электронного документооборота, которая предполагает обязательное наличие у обеих сторон ЭДО соответствующего согласованного сторонами ЭДО программного, технического, информационного, криптографического и других видов обеспечения. При этом любой получатель ЭД заинтересован в использовании минимального количества (желательно одного-двух) типов каналов получения ЭД, форматов электронных документов, в том числе транспортных форматов, СКЗИ, процедур обмена ЭДО и т. п.

Сегодня многие участники РКИ имеют реальную возможность предоставлять отчетность в ФСФР России по СЭД ЗАО "ОДК". Предоставление отчетности в ФСФР России осуществляется в рамках соглашения между ФСФР России и ЗАО "ОДК", а также информационного Письма ФСФР России от 17 июля 2007 г. № 07-ВМ-01/148224, определяющих порядок ЭДО участников РКИ с использованием СЭД ЗАО "ОДК" путем присоединения ФСФР России к СЭД ЗАО "ОДК" (см. рисунок).

В целях осуществления ЭДО в ФСФР России установлено программное обеспечение (ПО) СЭД ЗАО "ОДК", обеспечивающее прием ЭД, их обработку в соответствии с Правилами ЭДО ЗАО "ОДК", включая расшифрование и проверку подлинности ЭЦП, формирование и отправку участникам СЭД — отправителям ЭД — уведомлений о получении и приеме электронных документов, а также выгрузку документов в файл в форматах .xml, .dbf, .xls для загрузки в автоматизированную информационную систему (АИС) ФСФР России, визуальное отображение и печать копий ЭД на бумажном носителе. ПО СЭД позволяет формировать и отправлять участникам РКИ, использующим СЭД ЗАО "ОДК", любые электронные документы с ЭЦП уполномоченных лиц ФСФР России. ЗАО "ОДК" поддерживает на стороне ФСФР России в актуальном состоянии справочники ПО СЭД, справочники сертификатов ключей подписи уполномоченных лиц участников СЭД и список отозванных сертификатов, а также осуществляет сопровождение ПО СЭД.

МИФ ПЯТЫЙ: ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭДО И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СКВОЗНОЙ ОБРАБОТКИ ЭД СТОРОНАМ ЭДО ДОСТАТОЧНО СОГЛАСОВАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ И ФОРМАТЫ ЭД

Этот миф связан с недостаточным знанием технологии ЭДО. Многие участники РКИ полагают, что для организации ЭДО на РКИ и осуществления сквозной обработки ЭД (STP) достаточно согласовать (стандартизировать) форматы электронных документов. На стандартизацию форматов ЭД и их внедрение на РКИ расходуются значительные силы, энергия и время. В настоящее время форматы ЭД разрабатываются несколькими группами участников РКИ и профессиональными разработчиками программного обеспечения. В наибольшей степени в разработке форматов продвинулась ПАРТАД. Разработанные ПАРТАД форматы получили одобрение ФСФР России и были рекомендованы участникам РКИ для использования. Однако следует учитывать, что стандартизация форматов ЭД — важная, но далеко не единственная и даже не главная задача организации ЭДО. Стандартизация ЭДО, кроме разработки форматов ЭД, также предполагает согласование (стандартизацию):

  • визуальных и печатных форм ЭД;
  • словарей и справочников, обеспечивающих ЭДО;
  • процедур обмена ЭД (форматов транспортного уровня);
  • процедур ЭЦП и шифрования.

Очевидно, что если в СЭД предполагается визуализация форм ЭД на экране монитора или на бумажном носителе, то эти формы должны быть согласованы всеми сторонами ЭДО, поскольку недопустимо, что один и тот же ЭД у разных участников СЭД отображался или распечатывался на бумажном носителе в разных формах. Также без использования единых для всех участников СЭД словарей и справочников невозможно осуществлять автоматизированную обработку ЭД. Например, если одна сторона ЭДО будет использовать для идентификации юридических лиц ИНН, а другая — ОГРН, то ЭД одной стороны ЭДО не будут обрабатываться и, соответственно, приниматься другой стороной. К сожалению, даже форматы электронных документов ПАРТАД допускают значительную вольность при формировании ЭД участниками СЭД из-за использования структур типа "выбор" и большого числа необязательных элементов. Поэтому форматы ПАРТАД только условно можно считать стандартами для РКИ. Стандарт потому и называется стандартом, что он недвусмысленно определяет стандартизируемые объекты или процессы и их взаимодействие.

Стороны ЭДО должны согласовать процедуры обмена ЭД, включая тип используемого канала передачи электронных документов (электронная почта, сервисы web или ftp и др.), формат передаваемого ЭД по каналу связи (формат транспортного пакета, порядок использования СКЗИ, архивирования, адресации ЭД и др.), порядок взаимодействия сторон ЭДО при обмене электронными документами (при получении ЭД, невозможности расшифрования или проверки ЭЦП, невозможности доставки ЭД и др.). Без согласования указанных процедур невозможно создать СЭД и осуществлять ЭДО.

Важнейшим аспектом организации ЭДО является согласование процедур ЭЦП и шифрования, которое заключается в определении типа и версии используемых сторонами ЭДО СКЗИ ("КриптоПро CSP", "Верба-OW", "Крипто-КОМ" и др.), а также способа сохранения ЭЦП (в составе файла с ЭД, в отдельном от ЭД файле, в качестве реквизита ЭД и др.). Необходимо также установить процедуры расшифрования и проверки подлинности ЭЦП электронного документа (проверка полномочий лиц, получающих и подписывающих ЭЦП ЭД, проверка действия сертификатов ключей подписи по времени и по списку отозванных сертификатов и др.).

Электронный документооборот на РКИ развивается достаточно быстрыми темпами. Конечно, хотелось бы быстрее. И многие "химеры", стоящие на пути ЭДО, безусловно, будут побеждены. Сам рынок коллективных инвестиций является той движущей силой, которая толкает участников РКИ к совершенствованию ЭДО и ускоряет его развитие. В настоящее время наметилась тенденция интеграции систем электронного документооборота разных организаторов СЭД и присоединения к ним все большего числа участников РКИ, которые прежде и не помышляли об использовании электронных документов. Это объективный процесс информатизации РКИ, и важно строго следить за тем, чтобы сами участники РКИ не порождали очередных "химер" ЭДО.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Инна
19.01.2016 14:13:48
Мы с ЭДО от http://www.docsvision.com/ имеем прежде всего повышение эффективности работы.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100