Casual
РЦБ.RU

Что написано пером, пора вырубить ЭДОм!

Март 2009

Построение системы электронного взаимодействия на рынке коллективных инвестиций — задача не только регулирующих органов, но и всех его участников: управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и специализированных депозитариев. Особенно важно, когда форматы такого взаимодействия одобрены всеми участниками рынка. Думаю, любые разумные идеи построения электронного документа будут только приветствоваться, а представители профессионального сообщества предлагают таких идей немало.

Не станем останавливаться на принятых законодательных нормах, которым чуть более года назад обрадовались участники рынка коллективных инвестиций. Появился электронный документооборот — хоть и на бумаге, но все же появился! Отрасль коллективных инвестиций оказалась первой отраслью на российском финансовом рынке, которой предстояло столкнуться со всеми подводными камнями формирования электронного документооборота.

На этот вызов профессиональное сообщество откликнулось мгновенно: еще во время прохождения в Государственной думе проекта изменений в законы "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах" и другие федеральные законы ПАРТАД создал рабочую группу по выработке форматов электронного взаимодействия между участниками рынка коллективных инвестиций. Особенно хотелось бы отметить, что в данной рабочей группе активное участие приняли представители ведущих специализированных депозитариев и регистраторов отечественного финансового рынка.

Среди управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов идея "поработать" над совершенствованием взаимодействия на рыночном пространстве не нашла отклика. И это объяснимо: в специализированных депозитариях концентрируется вся учетная документация, они получают пачки первичных документов от контрагентов, создают для них целые архивы, направляют отчеты и уведомления в ФСФР России, а у регистраторов оседает множество документов распорядительного и отчетного характера, связанных с перемещением прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. "ЭДО нужен им больше, чем нам, а мы лучше будем управлять и инвестировать", — примерно так мыслит сообщество управляющих компаний и пенсионных фондов.

Но все же работа группы проходила очень продуктивно, и к вступлению в силу 12 декабря 2008 г. изменений в федеральные законы "Об инвестиционных фондах" и "О негосударственных пенсионных фондах" был подготовлен 61 формат электронного документа. Коснулись они не только отношений между инвестором и участниками рынка, а также между самими профучастниками, но и отношений с ФСФР России, связанных с направлением отчетности и различных уведомлений.

Проблеме вывода из обращения бумажных документов во многих государственных органах власти не уделяется должное внимание. Бумажный документ продолжает влиять на многие отношения в нашей жизни, потому что содержит подписи, печати, резолюции. Пока отсутствует понимание того, как поставить подпись на электронный документ, — это очень рискованно: вдруг она куда-нибудь исчезнет, что-то не сработает. Сегодня ФСФР России остается единственным органом, которому в силу обстоятельств, продиктованных требованиями федерального законодательства об инвестиционных фондах, предстояло столкнуться с теми подводными камнями, о которых упоминалось выше. Необходимо было понять: что, от кого кому, когда и на основании чего должно направляться.

С начала совместной работы представителей ПАРТАД, ФСФР России, специализированных депозитариев и регистраторов была намечена основная цель — выявить все документы, которыми обмениваются участники рынка в своей повседневной деятельности, избавить их от бумажного носителя и перевести на электронный формат. Документы разделены на 5 групп в зависимости от деятельности и нормативных актов, устанавливающих требования к документам для ее осуществления. Классификация электронных документов на конец 2008 г. представлена в таблице.

Указанные документы охватывают практически все отношения между участниками рынка коллективных инвестиций по паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам. Однако пока утвержденные Советом директоров ПАРТАД и одобренные ФСФР России в конце 2008 г. форматы не содержат в себе форм отчетности по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, отчетов по такой малоизвестной сфере деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев, как ипотечные ценные бумаги. Все эти отчеты еще предстоит разработать и представить для использования участникам соответствующих отношений.

Если рассматривать развитие ЭДО на ближайшее десятилетие, то некоторые конкретные цели уже намечены в утвержденной в конце прошлого года Правительством Российской Федерации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.:

1. "…Федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке".

2. "…Требуется предпринять шаги, связанные с повышением прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев, исключением их участия в корпоративных конфликтах, особенно в пользу своих акционеров, а также обеспечением стимулирования их перехода на электронный документооборот между собой, с клиентами и федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков путем корректировки лицензионных требований и условий".

3. "…Также в надзорных целях потребуется: создать условия для скорейшего перехода на предоставление всеми участниками финансового рынка отчетности в электронном виде, установить требования к программному обеспечению, используемому участниками финансового рынка. Эта мера позволит существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информацией и совершения операций на рынке ценных бумаг".

Некоторые из намеченных мер уже начинают выполняться: созданы форматы электронной отчетности для управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов; подготовлены изменения в нормативные акты ФСФР России, касающиеся корректировки лицензионных требований и условий осуществления депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестра ценных бумаг, и т. д.

В конце 2008 г. ФСФР России утвердила ряд изменений к действующим нормативным правовым актам, касающихся практической реализации требований федерального законодательства Российской Федерации по предоставлению в ФСФР России электронной отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, специализированными депозитариями и пенсионными фондами.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что заданный положительный вектор развития ЭДО на рынке коллективных инвестиций пройдет в скором времени и через формирование отношений между всеми операторами финансового рынка и его расчетной инфраструктурой, затронет участников товарно-биржевого рынка (биржевых брокеров и посредников, товарных бирж и т. д.), тем более что ЭДО вполне можно назвать одним из приоритетных направлений государственной политики по развитию отечественного финансового рынка.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100