Casual
РЦБ.RU

Роль законодательства государств - участников АЦДЕ в интеграции фондовых рынков стран СНГ

Октябрь 2008

Для фондового рынка Узбекистана 2008 г. можно назвать знаковым. Это связано не только с ростом экономики страны и, следовательно, увеличением притока капитала на фондовый рынок, но и с принятием в июле текущего года Закона "О рынке ценных бумаг".

Законодательные акты, регулирующие фондовый рынок Республики Узбекистан, принимались в разное время, и их нормы отражали особенности различных этапов экономического развития страны и соответствовали проводимой в то время экономической политике, а также государственному регулированию экономики.

Несмотря на взаимосвязь, законы, регулирующие отношения в сфере рынка ценных бумаг, в некоторых частях дублировали друг друга и отличались различными структурными подходами. Это затрудняло применение норм, регулирующих отечественный рынок ценных бумаг, изучение и восприятие их инвесторами, в частности иностранными, и тем самым сдерживало инвестиционные процессы. Кроме того, нормы, принятые в конце 1990-х гг., не отвечали современным требованиям и условиям интеграции с зарубежными финансовыми рынками. Поэтому назрела необходимость коренного изменения действующего законодательства о рынке ценных бумаг, создания документа, учитывающего интересы всех его участников.

Принятый в июле Закон "О рынке ценных бумаг" коснулся всех сфер деятельности на фондовом рынке. Кардинальному изменению подверглась учетная система. Рассмотрим историю развития учетной системы рынка ценных бумаг Узбекистана.

В развитии учетной системы республики можно выделить 3 этапа. Первый этап: в 1994 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июля 1994 г. № 285 "О мерах по обеспечению эффективности деятельности РФБ “Тошкент”" создан первый учетный институт на рынке ценных бумаг — депозитарий ОАО "Национальный депозитарий “ВАКТ”". В 1996 г., с принятием Закона РУз от 16 августа 1996 г. № 274 "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" и Положения "О реестре акционеров АО", введена обязательная норма ведения реестра акционеров АО.

Второй этап: в 1998 г., с принятием Закона РУз "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" и Постановления Кабинета Министров от 21 мая 1999 г. № 263 "О вопросах организации и деятельности Центрального депозитария", создана двухуровневая депозитарная система, состоящая из Центрального депозитария (на первом уровне) и депозитариев второго уровня.

Третий этап: выход в сентябре 2006 г. Постановления Президента РУз "О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг", согласно которому на основе четырех законов (от 2 сентября 1993 г. № 918 "О ценных бумагах и фондовой бирже", от 25 апреля 1996 г. № 218-I "О механизме функционирования рынка ценных бумаг", от 29 августа 1998 г. № 672-I "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг", от 30 августа 2001 г. № 262-I "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг"), ранее регулирующих рынок ценных бумаг республики, был разработан и вступил в силу Закон РУз "О рынке ценных бумаг".

Учетная система, действовавшая до принятия Закона "О рынке ценных бумаг" (рис. 1), состояла из двух самостоятельных систем: депозитарной системы и системы ведения реестра. Созданная на тот момент в республике учетная система доказала свою эффективность в депозитарной сфере, где взаимодействие Центрального депозитария со всеми депозитариями второго уровня, торговыми системами осуществляется посредством электронного документооборота. Но, к сожалению, система ведения реестра находилась на уровне становления, и электронный документооборот ее не коснулся.

До вступления в силу Закона РУз "О рынке ценных бумаг" депозитарии республики учитывали право собственности (или иное вещное право) на ценные бумаги, которые учитываются на счете депо владельца, а реестродержатель осуществлял учет прав на эти ценные бумаги. Для того чтобы подтвердить право владения именными безналичными ценными бумагами, инвестору достаточно получить их на свой счет депо — электронный документооборот при обслуживании торгов на организованных площадках происходит почти без участия инвестора. А для того чтобы осуществить права, закрепленные этими ценными бумагами (например, участие в управлении, получение доходов), инвестору нужно было дополнительно пройти процедуру включения в реестр, в которую входили оформление передаточного распоряжения с каждой из сторон — участников сделки и доставка этого передаточного распоряжения и сопутствующих документов непосредственно реестродержателю, независимо от того, где он расположен. Такой порядок свидетельствовал о низкой эффективности системы учета прав на ценные бумаги, приводящей к неоправданному его дублированию. При этом некоторые владельцы ценных бумаг по разным причинам не включались или несвоевременно включались в реестры владельцев ценных бумаг, т. е. не пользовались правами, закрепленными ценными бумагами.

Благодаря введению Закона "О рынке ценных бумаг", в настоящее время устранен дублирующий учет прав на ценные бумаги. При этом эмиссионные ценные бумаги, выпущенные ранее в документарной форме, должны быть обездвижены в Центральном депозитарии. Учет прав на эмиссионные ценные бумаги (акции и корпоративные облигации) осуществляют депозитарии (рис. 2).

Система депозитариев Узбекистана включает в себя Центральный депозитарий и депозитарии — номинальные держатели, открывшие корреспондентские счета в Центральном депозитарии. Центральный депозитарий дополнительно к существующим функциям выполняет и функции центрального регистратора — по сбору и формированию реестров владельцев ценных бумаг. Формирование реестра осуществляется по состоянию счетов депо владельцев ценных бумаг Центрального депозитария и депозитариев — номинальных держателей на определенную эмитентом дату. Депозитарный учет Центрального депозитария одновременно является и системой ведения реестра.

В соответствии с новым законом на фондовом рынке республики вводится еще один вид профессиональной деятельности — деятельность трансфер-агентов — с целью создания удобств для эмитентов при взаимодействии с Центральным депозитарием, а также для владельцев ценных бумаг и инвесторов при взаимодействии с депозитарной системой.

Введенная учетная система позволяет значительно улучшить качество обслуживания эмитентов и инвесторов, упростить и ускорить механизм обращения ценных бумаг, снизить издержки, операционные риски и риски утечки информации.

С принятием данного закона претерпели изменения старые и были введены новые нормы на рынке ценных бумаг Узбекистана. Ранее акция могла быть как именной, так и на предъявителя и могла выпускаться в бездокументарной и в документарной форме.

В соответствии с новым законом акция трактуется как именная эмиссионная ценная бумага, выпускающаяся только в бездокументарной форме. Центральному депозитарию присвоена дополнительная функция — ведение реестра владельцев акций и реестров владельцев корпоративных облигаций. Изменилось понятие номинального держателя: теперь это депозитарий, осуществляющий учет прав на акции и корпоративные облигации. Номинальный держатель предоставляет по запросу Центрального депозитария данные, необходимые для формирования реестра владельцев ценных бумаг на установленную дату.

До вступления в силу данного закона документом, удостоверяющим права, была выписка из реестра. В настоящее время документом, подтверждающим право владения акциями, является выписка со счета депо.

Так как в соответствии с законом акция — именная эмиссионная ценная бумага, которая выпускается только в бездокументарной форме, все акции, выпущенные ранее в виде бланков, подлежат сдаче в депозитарий и переводу их в бездокументарную форму. Учет акций после их обездвиживания в Центральном депозитарии до их дематериализации ведется в порядке, установленном для бездокументарных ценных бумаг.

Что касается формирования реестра по именным акциям, выпущенным в документарной форме и не сданным на дату формирования реестра в хранилище Центрального депозитария на обездвиживание, то данные о владельце, количестве, категории (типе) принадлежащих владельцу документарных именных акций и подлежащих обездвиживанию заносятся в формируемый реестр на основании данных реестра, составленного эмитентом на дату вступления в силу Закона "О рынке ценных бумаг" и сданного им в Центральный депозитарий.

С принятием Закона РУз "О рынке ценных бумаг" учетная система из разрозненной, дублирующей превратилась в единую стройную систему, основанную только на депозитарном учете прав на ценные бумаги. Это позволило значительно упростить и ускорить механизм обращения ценных бумаг, перехода прав на ценные бумаги и прав, закрепленных этими ценными бумагами.

При этом с введением новой учетной системы корпоративных ценных бумаг институт реестродержателей упразднился. Все нововведения призваны создать удобства для эмитентов при их взаимодействии с Центральным депозитарием, а также для владельцев ценных бумаг и инвесторов при осуществлении ими своих прав.

В целом вступление в действие Закона "О рынке ценных бумаг" приблизило Узбекистан к выполнению рекомендаций "Группы 30-ти" в процессе как дематериализации, так и сосредоточения учета ценных бумаг в едином центре. Тем самым сделан очередной существенный шаг на пути интеграции отечественного фондового рынка в международный рынок капитала.

Не останавливаясь на достигнутом, Центральный депозитарий Узбекистана определил перспективные направления дальнейшего развития депозитарной системы и упрощения взаимодействия участников рынка.

1. Основываясь на зарубежном опыте, Центральный депозитарий намерен перейти к электронному документообороту между Центральным депозитарием и эмитентом для более эффективной работы по обслуживанию эмиссии, а также сокращения издержек доставки документов эмитентом.

2. Центральный депозитарий планирует проводить работу по укреплению депозитариев — номинальных держателей с целью последующего совмещения данными институтами функций брокера и создания брокерских домов.

3. В связи с общим развитием фондового рынка Республики Узбекистан, расширением задач, возложенных на организации фондового рынка, и ростом объемов обрабатываемой информации назревает необходимость в расширении или замене программных комплексов профессиональных участников фондового рынка. Поскольку создание таких комплексов занимает длительное время (иногда более 3 лет), необходимо начать разработку программного обеспечения уже сегодня. В настоящее время программное обеспечение профессиональных участников фондового рынка представляет собой разрозненные программы, написанные на различных платформах и на разных языках программирования. Создание единого программного комплекса, обслуживающего все организации, дает значительные преимущества.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Новая эра для финансовой индустрии
Международный опыт и практика стран - членов Ассоциации центральных депозитариев Евразии
Клиринговая деятельность в странах - участниках Ассоциации центральных депозитариев Евразии
Фондовый рынок Азербайджана и деятельность НДЦ в 2008 году
Центральный депозитарий Армении: новости о деятельности и перспективы развития
О развитии рынка ценных бумаг и совершенствовании депозитарной системы Республики Беларусь
Роль законодательства государств - участников АЦДЕ в интеграции фондовых рынков стран СНГ
Центральный депозитарий как национальное нумерующее агентство
И спец, и депозитарий Опыт взаимодействия с Беларусью
Фондовый рынок ЮФО в 2008 году: текущее состояние и перспективы
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за 9 месяцев 2008 года
СОБЫТИЕ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100