Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Аксенова Галина, Начальник Управления взаимодействия с торговыми, клиринговыми и расчетными системами НДЦ, руководитель Рабочей группы АЦДЕ "Корреспондентские отношения"

  • Все статьи автора

Клиринговая деятельность в странах - участниках Ассоциации центральных депозитариев Евразии

Октябрь 2008

Современные системы клиринга способствуют качественному росту финансового рынка за счет снижения рисков и транзакционных издержек участников, повышению ликвидности и качества рыночного ценообразования, росту эффективности использования активов (через гарантийные фонды, обеспечение, заимствование), что в целом создает условия для большей устойчивости инфраструктуры рынков. Рассмотрим юридические и практические вопросы клиринговой деятельности в странах — участниках Ассоциации центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ)1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ СТРАНЫ

В некоторых странах, например в Беларуси, определение клиринга в нормативно-правовых документах отсутствует. Однако в правовых актах Республики Беларусь, регулирующих вопросы получения лицензий, клиринговая деятельность названа одним из видов профессиональной и биржевой деятельности на рынке ценных бумаг.

В Грузии понятие клиринга содержится в Законе о Национальном банке Грузии и применяется только к денежным расчетам.

В Узбекистане, в соответствии с недавно принятым Законом "О рынке ценных бумаг" (23 июля 2008 г.), клиринговая деятельность совмещена с расчетной и именуется расчетно-клиринговой деятельностью.

В тех странах, где существует понятие клиринга, разные его трактовки объединяются функцией "определение взаимных обязательств и их зачет". В некоторых странах, например в Азербайджане, к клирингу относят также проведение расчетов и обеспечение исполнения обязательств.

Трактовка понятия клиринговой деятельности в законодательстве стран — участников АЦДЕ представлена в табл. 1.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНЕ

Для осуществления клиринговой деятельности в странах — участниках АЦДЕ, за исключением Грузии, Казахстана и Молдовы, необходима специальная лицензия (табл. 2). В Грузии клиринговая деятельность косвенно разрешена в рамках лицензии Центрального депозитария. В Молдове расчетно-клиринговая деятельность не считается основным видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и отнесена к "смежной" деятельности.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФУНКЦИИ КЛИРИНГА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ СТРАНЫ

В Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане совмещение клиринговой деятельности возможно с любой профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Совмещение клиринговой деятельности с депозитарной деятельностью разрешено в Азербайджане, России, Узбекистане, Украине; совмещение клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов — в Азербайджане, Молдове, России, Узбекистане, Украине; совмещение клиринговой деятельности с деятельностью по ведению реестров — в Азербайджане (табл. 3).

ПОСТАВЩИКИ КЛИРИНГОВЫХ УСЛУГ СТРАНЫ

Основными поставщиками клиринговых услуг (табл. 4) в Азербайджане, Беларуси и России являются фондовые биржи. При этом в Азербайджане и Беларуси биржи являются монополистами данного вида деятельности. В Армении, Грузии, Казахстане и Молдове клиринг на рынке ценных бумаг осуществляют центральные депозитарии, в Украине лидирует ОАО "Межрегиональный фондовый союз".

МОДЕЛИ КЛИРИНГА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В СТРАНЕ

В соответствии с Отчетом Комитета по платежным и расчетным системам (1992 г.), в деятельности Банка международных расчетов (BIS) выделяется три модели клиринга и расчетов:

1. DVP-1 — исполнение поручений отдельно по каждой сделке ("сделка за сделкой", gross settlement). При реализации данной модели в случае отделения денежной составляющей от ценнобумажной должен быть налажен оперативный обмен информацией между депозитарием и банком.

Минусом этой модели является необходимость резервирования значительного объема активов. При отсутствии хорошей системы управления ликвидностью повышается риск неисполнения сделок.

Процесс управления данными рисками невозможен без управления очередью платежей, а также развития системы кредитования ценными бумагами.

2. DVP-2 — перевод ценных бумаг по каждой сделке и перечисление денежных средств с использованием неттинга. Переводы ценных бумаг предшествуют окончательному расчету по деньгам (в соответствии с нетто-поручением от депозитария в адрес Центрального банка или расчетного банка).

Плюсами данной модели являются отсутствие необходимости резервирования больших денежных сумм и повышение процента исполняемых сделок; минусом — большой кредитный риск продавца.

Для управления рисками необходима гарантия исполнения денежных переводов платежной системой (гарантии крупных банков или Центрального банка).

3. DVP-3 — исполнение поручений с использованием неттинга по ценным бумагам и денежным средствам.

Плюсом данной модели является отсутствие риска потери основного долга; минусами — риск ликвидности, риск банкротства гаранта, законодательные риски (необходимость отмены всех расчетов), системный риск.

Для управления рисками используется кредитование ценными бумагами, гарантии исполнения (например, центральным контрагентом).

В табл. 5 представлена информация о моделях клиринга и расчетах, используемых в странах — участниках АЦДЕ и самими депозитариями. Как видно, клиринговые функции по сделкам с ценными бумагами осуществляются в большинстве стран — участников АЦДЕ (в Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Украине), за исключением центральных депозитариев Азербайджана, Беларуси и Узбекистана.

НАЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОНТРАГЕНТА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ СТРАНЫ

В современной мировой практике институт центрального контрагента (CCP) занимает важное место в системах расчета по ценным бумагам. CCP является промежуточным звеном между противоположными сторонами по финансовым операциям, становясь покупателем для продавца и продавцом для покупателя. Таким образом, достигается полная юридическая прозрачность в процессе торгов, клиринга и расчетов в режиме анонимных сделок.

По мнению Технического комитета IOSCO, CCP обладает возможностями значительного снижения уровня рисков для участников рынков путем применения более мощных средств контроля за деятельностью участников, а также посредством взаимозачетов цепочки платежей по сделкам.

К сожалению, ни в одной стране — участнике АЦДЕ нормативно не закреплены права и функции центрального контрагента.

В России функции центрального контрагента на валютном биржевом рынке выполняет ЗАО "Национальный клиринговый центр", который в 2009 г. готовится стать центральным контрагентом на рынке государственных ценных бумаг. На фондовом спот-рынке (в рамках режима анонимной торговли корпоративными ценными бумагами) данные функции выполняются Клиринговым центром РТС.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛИРИНГА В СТРАНЕ

В большинстве стран — участников АЦДЕ отмечается прогресс в развитии клиринговой деятельности: внедрение новых моделей (Армения, Грузия, Казахстан), введение центрального контрагента (Россия), совершенствование нормативно-правовой базы (Беларусь, Казахстан, Россия). В Азербайджане и Узбекистане центральные депозитарии, не оказывающие до сих пор клиринговые услуги, планируют их внедрение. Перспективы развития клиринга в странах — участниках АЦДЕ представлены в табл. 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, для дальнейшего развития клиринга и повышения его эффективности крайне важно создание в странах — участниках АЦДЕ правовых условий, которые обеспечивали бы прежде всего:

  • предоставление клиринговой организации права давать поручения на перевод ценных бумаг и денег, находящихся на счетах депо (денежных счетах) участников клиринга, в целях исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;
  • безусловное завершение расчетов по обязательствам, возникшим в результате клиринга (в обязательном порядке: исключение возможности наложения ареста, обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга; исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга, и т. д.);
  • установление правовых оснований возникновения, изменения и прекращения обязательств в связи с проведением неттинга как одной из основных моделей клиринга, а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;
  • закрепление правового статуса клирингового счета (счета клиринговой организации), предусматривающего, что зачисление на него ценных бумаг (денежных средств) не влечет перехода права собственности к клиринговой организации;
  • создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента (закрепление в законодательстве статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам; создание механизмов для завершения центральным контрагентом расчетов по сделкам в случае нарушения обязательств перед ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на рынке (buy-in, sell-out) и/или иных механизмов;
  • разработка и внедрение действенных механизмов минимизации рисков в процессе деятельности клиринговой организации;
  • легитимация создания и использования клиринговой организацией гарантийных фондов и иного обеспечения исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;
  • создание правовых механизмов кредитования ценными бумагами и деньгами для завершения расчетов (заем, сделки РЕПО).

Хочется надеяться, что совместные усилия участников АЦДЕ помогут создать в этих странах благоприятную среду для поступательного развития клиринга на национальных фондовых рынках, а также, возможно, и в рамках межнационального фондового пространства.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Новая эра для финансовой индустрии
Международный опыт и практика стран - членов Ассоциации центральных депозитариев Евразии
Клиринговая деятельность в странах - участниках Ассоциации центральных депозитариев Евразии
Фондовый рынок Азербайджана и деятельность НДЦ в 2008 году
Центральный депозитарий Армении: новости о деятельности и перспективы развития
О развитии рынка ценных бумаг и совершенствовании депозитарной системы Республики Беларусь
Роль законодательства государств - участников АЦДЕ в интеграции фондовых рынков стран СНГ
Центральный депозитарий как национальное нумерующее агентство
И спец, и депозитарий Опыт взаимодействия с Беларусью
Фондовый рынок ЮФО в 2008 году: текущее состояние и перспективы
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за 9 месяцев 2008 года
СОБЫТИЕ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100