Casual
РЦБ.RU

Необходима ли профессиональная подготовка специалистов по управлению рисками?

Сентябрь 2008

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления рисками. Система риск-менеджмента — жизненно важный элемент бизнеса, позволяющий компании поддерживать конкурентоспособность. Все больше российских компаний, как финансового, так и реального сектора, осознает необходимость построения корпоративной системы управления рисками (КСУР).

ЧТО ТАКОЕ РИСК

В финансовом риск-менеджменте под риском, как правило, понимается возможность потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности1. Риск является измеримой величиной, его количественной мерой может служить вероятность неблагоприятного исхода и возможный ущерб от реализации рискового события. Можно выделить следующие основные группы рисков:

  • рыночный риск — возможность отрицательного изменения стоимости активов в результате негативного изменения конъюнктуры рынка (колебаний процентных ставок, курсов валют, цен акций, облигаций и товарных контрактов);
  • кредитный риск — возможность потерь в результате неспособности контрагентов исполнять свои обязательства, в частности, по выплате процентов и основной суммы долга в соответствии со сроками и условиями кредитного договора;
  • риск ликвидности: а) риск рыночной ликвидности — возможность потерь, вызванных невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени из-за ухудшения рыночной конъюнктуры; б) риск балансовой ликвидности — возможность возникновения дефицита наличных средств или иных высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами;
  • операционный риск — возможность непредвиденных потерь вследствие технических ошибок при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных ситуаций, сбоев аппаратуры, несанкционированного доступа к информационным системам и т. д.;
  • риск события — возможность непредвиденных потерь вследствие форс-мажорных обстоятельств, изменений законодательства, действий государственных органов и т. д. К рискам события обычно относят юридические, бухгалтерские и налоговые риски, риск репутации, риск действий регулирующих органов и др.2

Для различных организаций вышеперечисленные риски имеют разную значимость. Например, банки несут наибольшие потери вследствие кредитных и рыночных рисков, тогда как для компаний реального сектора наиболее значимы специфические риски, обусловленные их отраслевой принадлежностью.

ДЛЯ ЧЕГО КОМПАНИИ НУЖНА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Можно выделить две основные цели создания системы управления рисками. Первая цель — выживание компании, т. е. предотвращение неприемлемых потерь, обеспечение промышленной безопасности, защита имущества и конфиденциальной информации, повышение деловой репутации. Вторая цель — процветание компании, т. е. стабилизация показателей прибыли, повышение рыночной стоимости компании, кредитного рейтинга и, как следствие, снижение стоимости заемного финансирования, страховых премий и франшиз и т. д. Следует отметить, что компании финансового сектора должны соответствовать требованиям регулирующих органов в части управления рисками, нормативная база постоянно обновляется. Так, например, в настоящее время ЦБ РФ готовит изменения к Инструкции № 110-И с целью включения операционного риска в расчет норматива достаточности капитала Н1. Также КСУР необходима для компаний, планирующих размещение акций на международных рынках.

На Западе требования к специалистам в области риск-менеджмента сложились к середине 1990-х годов. Были созданы международные профессиональные организации, сертификационные программы, кодекс этики специалистов. На данный момент времени риск-менеджер — востребованная и хорошо оплачиваемая профессия.

КАКИМИ ЗНАНИЯМИ И НАВЫКАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РИСК-МЕНЕДЖЕР

Во-первых, риск-менеджер должен быть хорошим математиком (теория вероятности и математическая статистика, случайные процессы, исследование операций, количественные методы). Во-вторых, он должен обладать знаниями в области микро- и макроэкономики, банковского дела, финансовых рынков, корпоративных финансов, инвестиционного анализа, финансовой инженерии, бухгалтерского учета, анализа финансовой отчетности и пр. Не лишними будут навыки программирования и знание английского языка, поскольку, к сожалению, по данному предмету практически нет отечественной литературы, большая часть книг и статей изданы за рубежом. Ну и, наконец, необходимы знания непосредственно в области оценки и управления рисками: умение идентифицировать риски, присущие компании, правильно их классифицировать и оценивать качественными и количественными методами, выявлять зоны концентрации риска, разрабатывать стратегии по управлению рисками, знать международные стандарты риск-менеджмента.

Следует отметить, что создание КСУР в компании увенчается успехом только в том случае, когда каждый сотрудник организации будет участвовать в ее построении и дальнейшем функционировании. Поэтому недостаточно обучить только специалистов по управлению рисками — необходимо также, чтобы топ-менеджмент компании понимал, что такое риск-менеджмент, какие цели он преследует и какими методами их достигает. Нередко может возникнуть ситуация, когда усилия грамотного специалиста по управлению рисками оказываются напрасными и не находят поддержки вследствие того, что руководство компании не до конца понимает, зачем все это нужно и не готово идти на расходы, связанные с разработкой КСУР. Естественно, что для топ-менеджмента не обязательна углубленная подготовка, однако очень важно иметь общее представление и понимание предмета. Задача же риск-менеджера — при поддержке руководства донести до других сотрудников компании важность задачи управления рисками и вовлечь их в данный процесс, ведь никто лучше сотрудников на местах не разбирается в специфике их деятельности. Риск-менеджер — это методолог, который должен работать в паре со специалистом, особенно в компаниях реального сектора экономики. Наиболее актуально это при управлении операционными рисками, когда, например, в создании базы данных по сбоям и событиям операционного характера должен участвовать каждый сотрудник компании.

СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

Как мы уже упоминали ранее, существует сертификация специалистов в области риск-менеджмента. На данный момент существует два международных сертификата, подтверждающих квалификацию риск-менеджера. Это сертификат FRM (Financial Risk Manager) ассоциации GARP (Global Associations of Risk Professionals) и сертификат PRM (Professional Risk Manager) ассоциации PRMIA (Professional Risk Managers’ International Association). С 2002 г. функционирует российское отделение PRMIA, возглавляемое С. Н. Смирновым. Основные направления деятельности — обмен опытом, разработка стандартов, сертификация и обучение. Под эгидой PRMIA постоянно проводится научно-практический семинар, организуются международные конференции по управлению рисками.

Экзамен FRM проводится 1 раз в год одновременно по всему миру в третью субботу ноября. Экзамен проходит на английском языке и состоит из двух сессий длительностью 2,5 часа каждая. В каждой сессии нужно дать ответ на 70 вопросов в тестовой форме. Структура экзамена представлена в табл. 1.

Более подробную информацию об экзамене можно получить на сайте организатора http://garp.com/.

Экзамен PRM также проводится на английском языке в тестовой форме и состоит из 4 частей, которые можно сдавать либо в один день, либо в произвольном порядке в срок не более 2 лет (табл. 2).

Различные части экзамена могут быть зачтены для обладателей степеней CFA, CIIA, CEFA и др. Более подробную информацию можно узнать на сайте организатора http://prmia.org/.

Ежегодно несколько десятков специалистов из России сдают квалификационные экзамены и получают сертификаты.

Существуют ли в России учебные центры, проводящие обучение специалистов по риск-менеджменту? Конечно же, существуют. Назовем основных игроков рынка:

  • Исследовательская группа "РЭА — Риск-Менеджмент",
  • Учебный центр "Диджитал" при Академии народного хозяйства,
  • Российская экономическая школа,
  • Институт банковского дела Ассоциации российских банков.

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

Что касается профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, то в этой области еще не создано стройной системы управления рисками.

Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не установлены единые требования к методам управления рисками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к содержанию разрабатываемого профессиональными участниками рынка ценных бумаг порядка по управлению рисками профессиональной деятельности, к раскрытию информации о рисках профессиональной деятельности клиентам и содержанию Декларации о рисках профессиональной деятельности. Не выделены виды рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, не сформулированы требования к сотрудникам по управлению рисками. Есть только эпизодические упоминания в некоторых нормативных документах. Например, в Приказе ФСФР России от 21 марта 2006 г. № 06-29/пз-н "Об утверждении положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" к функциям контролера отнесено осуществление контроля за соблюдением мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, в том числе мер по снижению рисков при совмещении нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В пункте 3.2 этого документа также установлено, что контролер профессионального участника, осуществляющего исключительно профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не вправе исполнять обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, за исключением управления рисками и выполнения обязанностей должностного лица по контролю за возникающими при совершении маржинальных сделок рисками и обеспечению информационного взаимодействия со всеми клиентами, в интересах которых совершаются маржинальные сделки.

Приказ ФСФР России от 7 марта 2006 г. № 06-24/пз-н "Об утверждении правил осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)" обязывает брокера, совершающего в интересах клиентов маржинальные и/или необеспеченные сделки, разработать всестороннюю и полную декларацию о рисках, которые могут возникнуть в результате совершения маржинальных и/или необеспеченных сделок, и ознакомить с ней всех клиентов; при этом факт ознакомления должен быть подтвержден подписью клиента.

В Приказе ФСФР России от 3 апреля 2007 г. № 07-37/пз-н "Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" установлено, что при подписании договора доверительного управления с учредителем управления управляющий обязан ознакомить учредителя управления с рисками осуществления деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг, в том числе с информацией о следующем:

  • все сделки и операции с имуществом, переданным учредителем управления в доверительное управление, совершаются без поручений учредителя управления;
  • результаты деятельности управляющего по управлению ценными бумагами в прошлом не определяют доходы учредителя управления в будущем;
  • подписание учредителем управления Отчета (одобрение иным способом, предусмотренным договором доверительного управления), в том числе без проверки Отчета, может рассматриваться в случае спора как одобрение действий управляющего и согласие с результатами управления ценными бумагами, которые нашли отражение в Отчете.

Факт ознакомления с указанной информацией подтверждается подписью учредителя управления на документе, содержащем информацию о рисках, связанных с осуществлением управления ценными бумагами.

В соответствии с Приказом ФСФР России от 21 августа 2007 г. № 07-90/пз-н "Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг" соискатель лицензии профессионального участника должен представить в составе документов в лицензирующий орган копию Перечня мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. В случае совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг заявитель представляет в лицензирующий орган копию Перечня мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, включающего меры при совмещении различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Требований к сотрудникам профессионального участника, осуществляющим оценку рисков и управление ими, не установлено вообще.

СПРАВКА

Фонд "Институт фондового рынка и управления" (ИФРУ) имеет большой опыт в сфере обучения и аттестации специалистов финансового рынка. ИФРУ был создан в 1997 г. как инфраструктурный институт, задача которого — обслуживание процессов аттестации специалистов рынка ценных бумаг.

С момента своего образования ИФРУ активно участвовал в разработке концепции аттестации специалистов рынка ценных бумаг, в формировании и работе рабочих групп по написанию квалификационных минимумов и их актуализации. Экспертами ИФРУ создавалась и поддерживалась база экзаменационных вопросов. Совместно с Финансовым издательским домом "Деловой экспресс" были изданы учебные пособия для подготовки профессиональных участников рынка ценных бумаг: "Базовый курс по рынку ценных бумаг", "Учебное пособие для руководителей, контролеров и специалистов организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и доверительное управление ценными бумагами".

В 2003 г. ИФРУ был создан консорциум, членами которого стали профессиональные участники рынка ценных бумаг. Силами членов консорциума и привлеченных экспертов на средства консорциума была разработана новая программа по корпоративным финансам на рынке ценных бумаг и сформирована база экзаменационных вопросов серии 7.0, издано учебное пособие для специалистов по корпоративным финансам.

По нашему убеждению, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг должен установить следующие требования к профессиональным участникам:

  • о наличии сотрудников, осуществляющих оценку и управление рисками;
  • о создании отдельного подразделения по управлению рисками профессиональной деятельности;
  • о разделении должностных обязанностей и ответственности сотрудников профессионального участника по управлению рисками;
  • к перечню вопросов, форме, срокам и содержанию внутренней информации, которую руководитель подразделения по управлению рисками или сотрудник по управлению рисками предоставляет непосредственно органу управления профессионального участника;
  • о наличии не менее одного штатного сотрудника, соответствующего квалификационным требованиям к специалистам по управлению рисками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и/или имеющего аттестат, сертификат или иной документ, который подтверждает наличие квалификации по управлению рисками и признается ФСФР России.

Причем для специалистов по управлению рисками должна быть разработана отдельная программа аттестации и введен новый тип квалификационного аттестата.

Аттестация на финансовом рынке в общем виде представляет собой комплекс мер и процедур, осуществляемых регулятором в целях снижения негативного воздействия человеческого фактора на внутрисистемные процессы на финансовом рынке.

Если для организаций на финансовом рынке барьером является лицензирование, то для физических лиц — ключевых работников данных организаций — аттестация. Наличие квалификационных требований и аттестации — признак цивилизованного, развитого финансового рынка.

Можно выделить 3 главные задачи, которые решает аттестация на финансовом рынке:

  • недопущение в отрасль неквалифицированных лиц;
  • поддержание актуального уровня квалификации руководителей и ключевого персонала организаций, действующих на финансовом рынке;
  • недопущение в отрасль лиц, чьи действия (бездействия) однажды уже привели к существенным нарушениям прав и законных интересов инвесторов, а также других участников финансового рынка.

Специалисты ИФРУ вместе с профессиональными участниками, другими обучающими организациями готовы разработать программу подготовки и аттестации специалистов по управлению рисками.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (2):
07.09.2009 10:57:33
если перепечатываете откуда то материал то его неплохо было бы читать.
в тексте даются ссылки на таблицы (1 и 2), которые обнаружить не удалось
Гений
29.08.2012 12:21:16
Ну давайте, бл...., еще и специалиста по рискам в обязательном порядке в штат запихнем! А то по контролю, по ПОД/ФТ, по инсайду, по персональным данным сотрудников нам мало. ДА? Ублюдки!

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100