Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Сизова Ольга, Начальник Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России

  • Все статьи автора
  • Иванов Александр, Главный специалист-эксперт Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России

  • Все статьи автора

Типовые нарушения в деятельности профессиональных участников

Сентябрь 2008

В процессе осуществления ФСФР России надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в работе практически любой организации выявляются нарушения требований законодательства Российской Федерации. Анализ актов проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и иных организаций, деятельность которых контролирует ФСФР России, позволяет сделать вывод, что большинство нарушений типичны. Однако зачастую выявляются нарушения, вызывающие определенные трудности при их квалификации, что, как правило, является следствием несовершенства нормативной базы в текущий момент времени.

Риски организаций, возникающие при контрольных мероприятиях, проводимых регулятором, также достаточно типичны. Большинство из них по общепринятой терминологии следует отнести к операционным рискам, остальные — к юридическим рискам.

Как правило, при проверках деятельности крупных и давно работающих на рынке организаций с отлаженной и эффективной системой внутреннего контроля не выявляется нарушений лицензионных требований и условий, установленных для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такие лицензионные нарушения, как несоответствие размера собственных средств установленным нормативам достаточности, отсутствие необходимого числа специалистов с квалификационными аттестатами, несоответствие руководителя, контролера или специалистов квалификационным требованиям, типичны для небольших организаций, только начинающих развивать свой бизнес и не имеющих достаточных средств для найма необходимого числа специалистов, либо для организаций, получивших соответствующие лицензии, но фактически не работающих на рынке, либо для компаний-"пустышек", используемых для проведения "схемных" операций. Необходимо отметить, что мониторинг деятельности таких организаций в последнее время становится одним из важных направлений работы ФСФР России.

Нарушения лицензионных требований и условий, выражаясь языком административного права, образуют так называемый формальный состав, т. е. квалифицируются как грубые вне зависимости от наличия или отсутствия негативных последствий. По сложившейся практике выявление таких нарушений влечет за собой возникновение у регулятора не только права, но и обязанности применения к организации-нарушителю серьезных санкций, вплоть до аннулирования лицензии.

Следует обратить внимание профессиональных участников, что одной из типичных ошибок является неправильный расчет размера собственных средств. Необходимо помнить, что при проверке деятельности организации устанавливается не только соответствие размера собственных средств принятым нормативам, но и его расчет. Зачастую это приводит к тому, что по итогам проверки, в случае если будет установлено, что не только размер собственных средств не соответствует требуемому нормативу, но и рассчитывался он неверно, организация рискует получить не только установленное лицензионное нарушение, но и фиксацию таких нарушений, как нарушение методики расчета размера собственных средств, указание недостоверных сведений в отчетности и ненадлежащее выполнение своих обязанностей контролером организации.

Соответствие сотрудников квалификационным требованиям проверяется на основании штатного расписания, должностных инструкций и иных внутренних документов, а также, разумеется, квалификационных аттестатов сотрудников. Например, если сотрудник, согласно внутренним документам, имеет право совершать сделки, то у него должен быть соответствующий аттестат (вне зависимости от того, совершает он их в действительности или нет). Как правило, вышеуказанное нарушение в отношении специалистов выражается в отсутствии необходимого опыта работы у руководителя организации и/или образования у сотрудника по специальному внутреннему контролю, в работе контролера в организации по совместительству, а при проверках деятельности организаций, совмещающих несколько видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, также и в том, что у контролера отсутствуют квалификационные аттестаты по всем видам профессиональной деятельности. При этом рассматривается факт наличия соответствующих лицензий, а не факт осуществления или неосуществления того или иного вида деятельности, к которому апеллирует организация в качестве возражения.

К сожалению, к числу нередких нарушений лицензионных требований и условий можно отнести необеспечение условий для осуществления надзорных полномочий (противодействие при проведении проверки), а также неисполнение предписаний ФСФР России и ее территориальных органов. При этом речь идет не только о предписаниях об устранении нарушений, но и о предоставлении документов, сведений и т. д. Помимо того что указанное нарушение образует состав административного правонарушения, факт его выявления неоднократно в течение года является основанием для применения серьезных мер реагирования, вплоть до аннулирования лицензии.

Отдельно хотелось бы обратить внимание профессиональных участников, особенно специалистов, ответственных за подготовку внутренних документов организации, на то, что сам факт наличия разработанных внутренних документов, регламентирующих осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности, не является достаточным при проведении проверки. Практически постоянно выявляются случаи, когда внутренние документы в той или иной мере не соответствуют требованиям действующего законодательства (начиная от технических ошибок и недочетов и заканчивая полным отсутствием отдельных положений). Пожалуй, самый типичный пример — отсутствие в правилах по осуществлению специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма программ по выявлению иностранных публичных должностных лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции от 28 ноября 2007 г.). В связи с этим необходимо обратить внимание профессиональных участников на то, что в настоящее время со стороны ФСФР России все больше внимания уделяется вопросам организации специального внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и соблюдения организацией требований "антиотмывочного" законодательства.

Говоря об отдельных видах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, хотелось бы обратить внимание профессиональных участников на типовые ошибки, которые ФСФР России наиболее часто встречает при проверках. Так, в деятельности брокеров и доверительных управляющих практически всегда выявляются следующие нарушения:

  • неправильное отражение операций (неполное или недостоверное) во внутреннем учете (зачастую в регистрах внутреннего учета профессиональных участников либо некорректно введены те или иные реквизиты операции, либо некоторые операции просто отсутствуют);
  • неправильное оформление первичных документов (чаще всего поручений и отчетов клиентам);
  • неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по договорам с клиентом (доверительные управляющие не соблюдают требования по составу и структуре клиентского портфеля);
  • нарушение требований к порядку и срокам предоставления отчетов клиентам.

В деятельности регистраторов наиболее типичными нарушениями, которые выявляются практически при каждой проверке, являются:

  • проведение операции на основании неправильно оформленных документов или в отсутствие всех необходимых документов;
  • нарушения, связанные с ненадлежащей идентификацией зарегистрированного лица и/или его уполномоченного представителя, а также проведение операций на основании распоряжений неуполномоченных на то лиц;
  • необоснованный отказ в проведении операций и/или предоставлении информации из реестра;
  • предъявление требований о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных законодательством, а также предъявление к обратившемуся лицу иных непредусмотренных требований;
  • нарушения при внесении в реестр записей о переходе права собственности в результате наследования;
  • нарушение сроков проведения операций, предоставления информации.

Указанные нарушения можно распространить и на депозитарную деятельность с учетом ее специфики.

В связи с тем что для регистраторов одним из лицензионных требований является наличие не менее 50 заключенных договоров с эмитентами с числом владельцев ценных бумаг более 500, ведение реестров владельцев которых осуществляется регистратором, при проверках и в процессе мониторинга отчетности выполнение данного требования изучается на предмет наличия в списке эмитентов организаций, в отношении которых в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об их ликвидации. Ведение регистраторами реестров владельцев ценных бумаг ликвидированных эмитентов также является достаточно распространенным нарушением. При этом возражение регистратора относительно отсутствия прямой обязанности по выявлению таких эмитентов не может быть принято во внимание, поскольку в силу общих положений гражданского законодательства обязательства (в том числе возникшие из договора) прекращаются ликвидацией юридического лица. Кроме того, в связи с тем что с ликвидацией юридического лица эмитированные им ценные бумаги прекращают свое существование как объект гражданского оборота, внесение в реестр записи, например, о переходе права собственности на такие ценные бумаги создает угрозу имущественным интересам добросовестных приобретателей.

Конечно, это далеко не полный перечень нарушений, которые ФСФР России выявляет при проверках.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость построения в организации эффективной системы внутреннего контроля, при нормальном функционировании которой, возможно, не всех, но многих нарушений в деятельности профессионального участника можно будет избежать.

  • Рейтинг
  • 4
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100