Casual
РЦБ.RU

Отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг

Февраль 2008

    В 2006 г. ФСФР России совместно с экспертами разработала комплекс мер по организации системы пруденциального надзора за деятельностью участников финансового рынка. Были разработаны концепция и техническое задание по внесению изменений в Закон "О рынке ценных бумаг", связанных с пруденциальным надзором. Данные документы были согласованы с министерствами и ведомствами, однако возникли некоторые вопросы. Самый главный из них: на всех ли участников рынка (инвестиционные компании, кредитные организации) распространяется пруденциальный надзор?

    Работая над созданием системы пруденциального надзора, ФСФР использовала модель взаимоотношений коммерческих банков и Банка России, который осуществляет надзор в сегменте кредитных организаций. Центральный банк РФ высказал мнение о том, что ФСФР и Банк России смогут обмениваться информацией о деятельности кредитных организаций. И здесь руководству ФСФР предстоит решить вопрос: есть ли необходимость Службе по финансовым рынкам осуществлять пруденциальный надзор за всеми профучастниками рынка, включая кредитные организации, ведь в отношении последних это будет уже двойной надзор.
    ФСФР были разработаны и другие нормативные документы, в том числе касающиеся управления рисками: какие требования предъявлять к риск-менеджменту, какие функции и обязанности на него возложить.
    В связи с этим хотелось бы остановиться на отчетности профучастников рынка. В настоящее время ее сбор и мониторинг осуществляет ФСФР. Однако объем и уровень той информации, которую получает ФСФР, недостаточны для построения системы эффективного риск-ориентированного пруденциального надзора.
    В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" функции по установлению правил ведения внутреннего учета и составления отчетности возложены на 2 федеральных органа - ФСФР и Министерство финансов. Однако, по нашему мнению, это не совсем правильно, поскольку организация системы пруденциального надзора требует оперативного внесения изменений в формы отчетности.
    Пруденциальный надзор необходимо вводить поступательно, следя за тем, как рынок и его участники реагируют на те или иные его формы, и в случае надобности вносить коррективы, изменения в нормативные документы. А поскольку все изменения следует согласовывать с Минфином, это затрудняет работу над этими документами.
    Поэтому необходимо внести коррективы в Закон "О рынке ценных бумаг", оговаривающие, с каким видом отчетности какой федеральный орган работает. Предлагается за Минфином закрепить работу с бухгалтерской отчетностью, а за ФСФР - работу с иными видами отчетности (отчетностью профучастников, участников финансового рынка).
    В настоящее время отчетность формируется согласно совместному Постановлению № 33 ФСФР (тогда - ФКЦБ) и Минфина. Существуют различные формы отчетности: ежемесячные формы, ежеквартальная форма 1100. Информация, которую собирает ФСФР в формах отчетности, на сегодняшний момент не позволяет отслеживать все риски, с которыми участник сталкивается при осуществлении профессиональной деятельности, - кредитный риск, риск ликвидности, рыночный и операционный риски. Существующая система отчетности позволяет отслеживать риск банкротства (сведения о крупнейших дебиторах, кредиторах, связанных с контрагентами по сделкам с ценными бумагами), риск аффилированности. ФСФР собирает отчетность организаций: общие сведения, информацию об операциях, которые профучастники совершили на биржевом и внебиржевом рынках, об операциях РЕПО, о срочных сделках.
    Хочется отметить, что существующая в настоящее время форма бухгалтерского баланса не позволяет в полной мере проверить, насколько правильно участники финансового рынка, в частности профучастники, рассчитывают собственные средства. В рамках пруденциального надзора планируется изменить методику расчета собственных средств, что явится основой расчета и кредитного риска, и рыночного риска, и риска ликвидности.
    Таким образом, на данный момент отчетность профучастников рынка ценных бумаг не соответствует в полной мере требованиям той системы пруденциального надзора, которую разработала ФСФР.

  • Рейтинг
  • 5

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100