Casual
РЦБ.RU

О главе XI.1 Закона "Об акционерных обществах". Взаимодействие учетных институтов

Февраль 2008

    В настоящее время все большее количество собственников завершают начатый ранее процесс получения полного контроля над предприятием, а кто-то начинает его только сейчас. Именно поэтому вопросы реализации положений гл. XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" стали наиболее актуальными. С июля 2006 г. в закон внесены изменения, регламентирующие действия участников процесса приобретения крупного пакета ценных бумаг акционерного общества. К сожалению, гл. XI.1 закона и сопровождающие ее подзаконные акты содержат много неточностей и недоговоренностей, затрудняющих или вообще делающих невозможным исполнение ее положений. На эту тему было уже проведено большое количество конференций, семинаров, круглых столов, написано немало статей. Нам бы хотелось взглянуть на эту главу закона глазами учетных институтов.

    Прежде всего кратко напомним основные положения гл. XI.1 Закона "Об АО". Допустим, акционер (или не акционер) желает стать владельцем более 30% голосующих акций общества или уже владеет более 30, 50, 75, 95%. Решив стать самым крупным или вообще единственным владельцем предприятия, он направляет в общество соответствующие документы (добровольное, обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкуп, требование о выкупе ценных бумаг). В свою очередь акционерное общество либо путем адресной рассылки, либо через СМИ доводит до остальных акционеров информацию о поступивших документах и свои рекомендации относительно предложений и намерений крупного акционера. После чего местом свершения основных событий становятся институты учета прав собственности на ценные бумаги. Рассмотрим более подробно все случаи, описанные в гл. XI.1 Закона "Об АО" и затрагивающие обязанности учетных институтов.

СТАТЬЯ 84.1. ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Лицо, желающее приобрести более 30% голосующих акций общества, вправе направить в акционерное общество публичную оферту, адресованную акционерам - владельцам голосующих акций, о приобретении принадлежащих им ценных бумаг. При этом добровольное предложение должно содержать все существенные условия совершения сделки, в том числе информацию о порядке, сроке, в течение которого ценные бумаги должны быть зачислены на счет лица, направившего добровольное предложение, а также сведения, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг. В случае принятия акционером добровольного предложения между контрагентами заключается договор, результатом исполнения которого является, с одной стороны, подача поручения или передаточного распоряжения в соответствующий учетный институт, а с другой - оплата приобретенных ценных бумаг. При этом следует заметить, что в случае несостоятельности лица, направившего добровольное предложение, гарант произведет оплату переданных ценных бумаг при предоставлении акционером документа, подтверждающего списание ценных бумаг со счета (счета депо) владельца для последующего их зачисления на счет лица, направившего добровольное предложение.

СТАТЬЯ 84.2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Лицо, ставшее владельцем более 30% голосующих акций общества, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций общества публичную оферту о приобретении у них ценных бумаг. Обязательное предложение, так же как и добровольное, помимо основных условий совершения сделки, должно содержать информацию, необходимую для оформления распоряжения о передаче ценных бумаг, а также сведения о сроке, в течение которого акции должны быть зачислены на счет лица, направившего обязательное предложение. Поручение (распоряжение) о передаче ценных бумаг также направляется акционером в организацию, осуществляющую учет прав на его ценные бумаги.

СТАТЬЯ 84.7 (КРОМЕ П. 8). ВЫКУП АКЦИЙ ПО ТРЕБОВАНИЮ МИНОРИТАРНОГО АКЦИОНЕРА

    Лицо, ставшее владельцем более 95% голосующих акций общества, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций уведомление о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг. Направляемый акционерам документ, так же как и в предыдущих случаях, должен содержать всю необходимую для оформления распоряжения о передаче ценных бумаг информацию.
    Схемы реализации положений закона, касающихся добровольного, обязательного предложения, а также выкупа по требованию миноритарного акционера, кроме случая, описанного в п. 8 ст. 84.7, практически идентичны (рис. 1). Лицо, намеревающееся стать владельцем более 30% голосующих акций общества либо ставшее владельцем более 30, 50, 75 или 95%, направляет в общество (1) добровольное, обязательное предложение или уведомление о праве требовать выкупа. В течение 15 дней после получения документов общество обязано направить (4) в адрес акционеров - владельцев остальных акций копии полученных документов со своими рекомендациями относительно предложенной цены и прочей информации, которая может содержаться в добровольном и обязательном предложениях. Для осуществления рассылки в соответствии с запросом общества (2) регистратор составляет и передает обществу список владельцев ценных бумаг, которым адресовано добровольное, обязательное предложение или уведомление о праве требовать выкупа (3). В указанный список включаются лица, зарегистрированные в реестре. Предоставление информации номинальными держателями о своих депонентах не требуется. После заключения (6) необходимых договоров (ст. 84.2, 84.3) на основании поступивших заявок (5) владельцы приобретаемых ценных бумаг обращаются в учетные институты, в которых они обслуживаются, где оформляют поручения (передаточные распоряжения) для внесения в реестр записи о переходе права собственности на приобретаемые ценные бумаги (7). После проведения операции по запросу зарегистрированного лица регистратор предоставляет документ (8), подтверждающий списание ценных бумаг со счета владельца для последующего зачисления на счет лица, приобретающего ценные бумаги. В случае выкупа ценных бумаг по требованию акционера в адрес лица, владеющего более чем 95%, направляется требование о выкупе и документ, подтверждающий списание ценных бумаг (9). На основании информации о зачислении акций и предоставленных документов (9) лицо, приобретающее ценные бумаги (либо гарант), производит их оплату (10).
    В целом все описанные действия не выходят за рамки обычной работы регистраторов и депозитариев. Дополнительных рисков учетной системы в связи с реализацией описанных положений гл. XI.1 не возникает. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание регулирующего органа, это на фактически прописанный в законодательстве риск лица, передающего ценные бумаги, связанный с неполучением оплаты в связи с пропуском срока, в течение которого ценные бумаги должны быть зачислены на счет лица, приобретающего ценные бумаги (ст. 84.2, 84.3). И действительно, срок зачисления акций в общем случае будет определяться, во-первых, местом учета прав приобретателя (количество уровней вложений номинальных держателей), во-вторых, полнотой и достоверностью информации, приведенной в добровольном и обязательном предложениях, которые подлежат указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг. Ни один из приведенных факторов не зависит от акционера, передающего ценные бумаги, тем не менее своевременное получение оплаты поставлено в прямую от них зависимость. На наш взгляд, если придерживаться общей логики, используемой в законе при определении сроков исполнения обязательств, следует установить сроком исполнения обязательств акционера, передающего ценные бумаги, момент списания ценных бумаг с его лицевого счета (счета депо) для последующего зачисления их на лицевой счет (счет депо) приобретателя. В этом случае каждое лицо будет нести ответственность за свое действие или бездействие, что соответствует практике и обычаям делового оборота.

СТАТЬЯ 84.7, П. 8. ВЫКУП ПО ТРЕБОВАНИЮ МИНОРИТАРНОГО АКЦИОНЕРА В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЛИЦО, СТАВШЕЕ ВЛАДЕЛЬЦЕМ БОЛЕЕ 95% ГОЛОСУЮЩИХ АКЦИЙ ОБЩЕСТВА, НЕ НАПРАВИЛО АКЦИОНЕРАМ - ВЛАДЕЛЬЦАМ ОСТАЛЬНЫХ АКЦИЙ УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ВЫКУПА

    Нам бы не хотелось останавливаться на этом случае подробно, поскольку вероятность того, что у кого-либо из регистраторов или депозитариев возникнет необходимость в реализации данной процедуры, крайне мала. Прежде всего потому, что у миноритария законодательно отсутствует возможность узнать о том, что какое-то лицо (группа лиц) стало владельцем более 95% голосующих акций общества. Крайне сомнительно, что в таком реестре будет акционер, владеющий более 1% голосующих акций общества, который сможет воспользоваться своим правом ознакомления со списком лиц, имеющих право на участие в собраниях, при этом узнать, что данное лицо приобрело более 95% акций после вступления в силу гл. XI.1 закона, и в течение срока, установленного законом, предъявить ему требование о выкупе ценных бумаг.

СТАТЬЯ 84.8. ВЫКУП ПО ТРЕБОВАНИЮ КРУПНОГО ВЛАДЕЛЬЦА

    Лицо, ставшее владельцем более 95% голосующих акций общества, вправе выкупить у акционеров - владельцев оставшихся акций принадлежащие им ценные бумаги. Схема реализации процедуры "принудительного" выкупа представлена на рис. 2.
    Лицо, владеющее более 95% голосующих акций общества, принявшее решение о выкупе ценных бумаг у акционеров - владельцев остальных акций, направляет в общество (1) требование о выкупе ценных бумаг и иные, предписанные законом документы. В течение 15 дней после получения документов общество обязано направить (5) в адрес остальных акционеров копии полученных документов. Для осуществления рассылки в соответствии с запросом общества (2) регистратор составляет и передает обществу список владельцев ценных бумаг, которым адресовано требование о выкупе (3). В указанный список включаются лица, зарегистрированные в реестре на дату получения обществом требования. В список владельцев, которым адресовано требование, дополнительно включаются сведения о зарегистрированных залогодержателях или лицах, в интересах которых установлено обременение. В течение 3 рабочих дней после получения копии требования о выкупе от общества (2) для составления списка владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном ст. 84.8, регистратор направляет в адрес номинальных держателей требование (4) на раскрытие информации о реальных владельцах по состоянию на дату, указанную в требовании о выкупе. Как правило, общество направляет копию требования о выкупе в адрес регистратора вместе с распоряжением о подготовке списка владельцев, которым это требование адресовано. Таким образом, требование на раскрытие информации о реальных владельцах поступает к номинальным держателям задолго до наступления даты "закрытия реестра".
    Акционеры после получения требования о выкупе вправе направить в адрес лица, выкупающего ценные бумаги, заявление (6) с указанием способа оплаты выкупаемых у них акций. Указанные заявления должны поступить в адрес приобретателя до даты формирования списка владельцев выкупаемых ценных бумаг. Со дня составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, указанного в требовании, переход прав собственности на выкупаемые ценные бумаги и их обременение не допускается. Регистратор и депозитарии, зарегистрированные в реестре по состоянию на дату "закрытия реестра", осуществляют блокирование выкупаемых ценных бумаг на счетах акционеров. В течение 7 дней после наступления даты, указанной в требовании о выкупе, номинальный держатель обязан предоставить (7) регистратору список владельцев, в интересах которых он владеет ценными бумагами. В течение 10 дней после наступления даты, указанной в требовании о выкупе, регистратор предоставляет (8) список владельцев выкупаемых ценных бумаг обществу, которое в свою очередь передает его (9) лицу, выкупающему ценные бумаги. На основании полученных до даты "закрытия реестра" заявлений лицо, выкупающее ценные бумаги, производит их оплату (10). После чего предоставляет регистратору копии полученных заявлений и платежных документов (11) для внесения в реестр записей о переходе права собственности на выкупаемые ценные бумаги. В течение 3 дней после предоставления указанных выше документов регистратор прекращает блокирование операций с выкупаемыми ценными бумагами, после чего осуществляет списание акций со счетов зарегистрированных в реестре лиц. Списание ценных бумаг с лицевого счета номинального держателя в рамках данной процедуры является основанием для внесения записи о прекращении прав собственности на соответствующие ценные бумаги его клиента без поручения последнего. После проведения операции регистратор направляет в адрес зарегистрированного лица уведомление о списании с его счета ценных бумаг (12). Таким образом, уведомление о проведенной операции направляется в адрес владельцев, номинальных держателей, доверительных управляющих, зарегистрированных в реестре.
    В ходе реализации данной процедуры у учетных систем могут возникать дополнительные риски. На самом деле основная проблема регистратора, которую он решал и решает на протяжении своего существования, - это проблема идентификации зарегистрированного лица. Процедура выкупа ценных бумаг по требованию крупного владельца и то, каким образом это прописано в законодательных актах, делают эту проблему особенно актуальной. Вы обратили внимание, что во всех предыдущих процедурах акционер приходит в свою учетную систему, передает соответствующее поручение (передаточное распоряжение) для проведения операции перехода права собственности. К сожалению, когда мы говорим об этой процедуре, общение акционера с регистратором (депозитарием) до проведения оплаты вообще не предусмотрено. Таким образом, идентификацию лица, направившего заявление, должен проводить приобретатель, имеющий только общие сведения о владельцах выкупаемых ценных бумаг, указанные в списке. В случае предоставления заявления неуполномоченным лицом приобретатель, во-первых, лишится денежных средств, отправленных по реквизитам, указанным в заявлении, во-вторых, не получит ценных бумаг, учитываемых на счете владельца, указанного в заявлении.
    Основная задача регистратора - проводить операции в реестре на основании распоряжения владельца ценных бумаг. Если у регистратора отсутствует возможность проведения сверки подписи лица, предоставившего заявления, и подпись не заверена ни одним из установленных законодательством способов либо есть сомнения в подлинности подписи на предоставленном документе, он может отказать в проведении операции. Таким образом, под удар ставится вся процедура выкупа ценных бумаг, поскольку намеченная цель не достигается. Безусловно, ни один регистратор не допустит появления такой проблемы у своего клиента (крупный владелец - он же эмитент, т. е. клиент регистратора). Как правило, все эти вопросы решаются на подготовительном этапе: акционерам рассылаются подробные разъяснения о порядке проведения выкупа, до проведения оплаты поступившие заявления предоставляются регистратору для проверки.
    К сожалению, на этом перечень проблем, возникающих при реализации "принудительного" выкупа, не исчерпывается. Нами уже упоминалось, что требование на раскрытие информации о конечных владельцах приходит к номинальному держателю гораздо раньше срока, указанного в требовании о выкупе. В течение времени до наступления указанной даты в реестре проводятся операции, может появиться новый номинальный держатель и т. п. Несмотря на то что обязанности посылать повторное требование на раскрытие у регистратора нет, как правило, все регистраторы направляют его после наступления даты, указанной в требовании о выкупе, повторно. При этом регистратор имеет возможность указать в требовании количество ценных бумаг, учитываемых на эту дату на счете номинального держателя, что существенно снижает риски отсутствия баланса между его счетом и предоставленной им информации о суммарном количестве ценных бумаг, принадлежащих конечным владельцам. Список владельцев выкупаемых ценных бумаг, в том числе, должен содержать информацию об имеющихся обременениях и ограничениях. Существующие форматы обмена информацией между депозитариями и регистраторами, помнится, не предусматривают передачу всей необходимой информации. Но мы бы даже не характеризовали эту ситуацию как проблему. В конечном счете обо всем этом можно договориться.
    Реальную проблему мы видим в идентификации лица, направившего заявление и при этом учитывающего права собственности на эти ценные бумаги в депозитарии. Регистратор не может помочь крупному владельцу установить полномочия лица, подписавшего заявление. Возможность предоставления номинальными держателями образцов подписей вместе с информацией о конечных владельцах крайне сомнительна. Таким образом, лицо, учитывающее свои права в депозитарии, может получить свои деньги либо у нотариуса (чего никому не пожелаешь), либо у своего депозитария, если сумеет убедить его не раскрывать о себе информацию. Кстати сказать, если номинальный держатель не предоставит регистратору требуемый список в установленный срок, регистратор должен уведомить об этом регулятора. Уж не знаю, что вам за это бывает, но мы свои обязанности исполняем.
    Не побоимся повториться, но именно то, как прописано в законодательстве проведение процедуры принудительного выкупа, заставляет регистраторов и депозитарии придумывать новые схемы, менять отлаженные технологии, идти на неформальные договоренности, в общем, крутиться кто как может, чтобы удовлетворить законные желания клиента, вместо того чтобы нормально работать.
    Хотелось бы предложить для обсуждения свой вариант решения обозначенной проблемы. Наша идея не нова, и суть ее заключается в том, что риски и ошибки учетных систем уменьшаются, если мы работаем по привычным для нас схемам, по отработанным годами технологиям. Поэтому прежде всего, на наш взгляд, необходимо, чтобы владельцы выкупаемых ценных бумаг общались с теми учетными институтами, в которых они обслуживаются, т. е. заявления должны предоставляться не приобретателю, а регистратору или депозитарию - по месту учета прав на ценные бумаги владельца (уменьшаем риски мошеннических действий). Информацию о полученных заявлениях, банковские и почтовые реквизиты следует включить в список владельцев выкупаемых ценных бумаг. Практически данная схема аналогична схеме выплаты дивидендов. Оригиналы заявлений хранятся в месте их поступления (аналогия с передаточными распоряжениями). В случае возникновения судебных споров по реализации данной процедуры, как и сейчас, к делу привлекается учетный институт, принявший оспариваемое заявление.
    Конечно, в изложенном выше не предложено решение всех проблем, возникающих при реализации процедуры принудительного выкупа, но данное решение может быть использовано при обсуждении предложений по изменению положений гл. XI.1 Закона "Об акционерных обществах", Приказа № 06-74/пзн на форуме, организованном ПАРТАД. Мы уверены, что общими усилиями сможем предложить регулятору наилучшее решение назревших проблем.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100