Casual
РЦБ.RU

Рекомендации для инфраструктуры рынка капитала российской федерации

Январь 2008

    В августе 2007 г. НАУФОР поручила компании Thomas Murray подготовить дискуссионный материал Blueprint For The Capital Markets Infrastructure In The Russian Federation (Программу развития инфраструктуры, поддерживающей российский рынок капитала), чтобы включить его в разработку Идеальной модели в рамках проекта, над которым работает в настоящее время НАУФОР. Работа была проведена быстро. Окончательный отчет был представлен в Москве 16 ноября 2007 г. Масштаб проекта не предусматривал достаточно времени или ресурсов для консультаций с участниками рынка в Москве, поэтому компания Thomas Murray при подготовке отчета основывалась на своем собственном понимании российского рынка, сопоставляя его со знанием глобального рынка. Отчет включает следующие вопросы:

  • текущее состояние российской инфраструктуры;
  • глобальные тенденции и лучшая рыночная практика;
  • возможное будущее российской инфраструктуры.
        Рынки капиталов по-настоящему глобальны. Несколько лет назад Россия относилась к "пограничным" рынкам (Frontier market) с высокими уровнями риска. Сегодня Россия - оплот развивающихся рынков так называемых стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Сейчас регионы, которые осваиваются инвесторами, расширились до рынков, на которых фондовые биржи практически не развиты. Инвестиционный климат явно изменился, и появилась ощутимая потребность в поддержке инфраструктурой этой глобализации рынков. Несмотря на то что российская экономика становится мировой силой, ее инфраструктура недостаточно развита для поддержки локального рынка.
        На рис. 1 показан уровень риска инфраструктуры, обеспечивающей послеторговую обработку сделок, который отслеживает компания Thomas Murray для стран БРИК и некоторых экономически развитых стран Азии. Ясно видно, что Россия отстает от своих конкурентов. По существу, Россию сдерживают фрагментарный характер инфраструктуры и неоптимальная внутренняя конкуренция. Необходимо сосредоточить внимание на конкуренции на глобальном уровне, а не на локальном рынке.
        В данной статье мы хотим сделать акцент на действиях, которые следует предпринять России, чтобы построить такой рынок капитала, которого достойна ее экономика. Проблемы хорошо известны, но каким должно быть решение? Подготовленный материал в деталях излагает лучшую мировую практику, которая может быть внедрена в России. Препятствием в России служат причины не практического, а политического характера. После того как Россия определится, она вполне сможет построить фондовый рынок мирового уровня, как это делают в Китае или Индии. В материале подробно обсуждаются аспекты управления и собственности, которые не являются спорными на других рынках. В России же развитие происходит таким образом, что наблюдающийся конфликт интересов усложняет совместную работу на благо России со стороны как государства, так и частного сектора.
        Какая модель фондового рынка необходима российской экономике? Та, которая сможет поддержать локальный рынок IPO. В то время как конкурирующие интересы в России борются за долю рынка, реальный бизнес уходит за рубеж. Крупнейшие российские эмитенты делают выбор в пользу листинга в Лондоне, а не в Москве, сдерживая ликвидность локального рынка, и это может вызвать дисбаланс в долгосрочной перспективе. Необходимо, чтобы фондовый рынок мог направить ликвидность российской экономики на поддержку локальных эмитентов. Также важно, чтобы цена на российские товары (энергоносители и металлы) формировалась здесь, а не в другом месте. Акцент должен быть сделан на создании фондового рынка, поддерживающего экономику. Не нужно создавать сложный фондовый рынок с комплексными внебиржевыми производными продуктами, предоставляющими высокий уровень прибыли для небольшого количества игроков, которые могут их оценивать и хеджировать. Необходимо построить здоровый, крепкий спотовый рынок до того, как вокруг него может образоваться комплексный рынок производных инструментов. Приоритетным направлением должно быть создание рынка производных инструментов на сырье.
        В материале приводится длинный список лучших рыночных практик, которые следует внедрить в России. Вопрос в недостаточной мотивации на самом рынке, на котором не существует механизма для примирения конфликтующих интересов и проведения наилучших для России инициатив. В нормальной рыночной экономике участники финансируют крупнейшие проекты, устанавливая строгие требования и сроки окончания проекта. Российское правительство может сказать: "Вот 150 млн долл., постройте рынок капитала, поддерживающий экономику, за 2 года. Если вы сделаете это за меньшие деньги и качество нас устроит, можете оставить себе разницу. Если же рынок не будет построен в эти сроки, ваша репутация будет уничтожена". Это вполне реалистичное заявление. Важно, чтобы существовала мотивация. Сумма в 150 млн долл. является незначительной по сравнению со стоимостью перехода рынка IPO в Лондон. Несмотря на то что не проведена оценка по внедрению рекомендаций, названная сумма - очень консервативная цифра и упоминается только для того, чтобы поднять этот вопрос. Период окупаемости проекта по модернизации российского рынка капитала, согласно рекомендациям, составляет 6 мес. Это очень привлекательный проект по любым стандартам. Важно учесть, что 150 млн долл. необходимы не только для покупки систем, но и для оплаты рационализации рынка, что может означать покупку компаний, которые уже давно известны на рынке, или компенсацию при потере бизнеса. Основной вопрос в России: кому дать эти 150 млн долл.? На рынках, которые достигли успеха, был один сильный победитель, влиятельный и с хорошим видением процесса, который проводил сложные, но необходимые изменения, например Вернер Сейферт (Werner Seifert) или Жан-Франко Теодоре (Jean-Francois Theodore). Рекомендации только затрагивают вопрос "что"; вопросы "как" и "кто" остаются без ответа. Очевидно, что необходимо согласовать это "что" до того, как можно будет сделать следующий шаг.
        Глобальные тенденции, включенные в материалы, изменчивы, они предсказывают будущее, основываясь на текущем состоянии, тогда как экономические обстоятельства могут существенно измениться в срок, который отведен в рамках Идеальной модели. Тем не менее они дают четкие ориентиры, куда движется индустрия: консолидация, конкуренция и комплексность - темы, которые России не удастся избежать. Предполагается, что то, что является в настоящее время тенденцией, вскоре становится стандартной практикой проведения операций.
        Так какие даются рекомендации?
        Рекомендуется на локальном рынке создать единую биржу, единый центральный контрагент и единый центральный депозитарий (рис. 2). Если бы не существовало внешних факторов, то больше ничего бы и не понадобилось. Однако Россия не может избежать глобализации, и, чтобы быть частью этого процесса, мы рекомендуем объединить усилия с другими глобальными игроками. Примеры, которые мы приводили, - MTS для рынка облигаций и CME Swapstream для срочного рынка, но могут быть и другие игроки. Послеторговая поддержка этих глобальных рынков может осуществляться в другом месте - Euroclear и Clearstream для MTS и Swapswire и DERIV/Serve для CME Swapstream. Рекомендации допускают дальнейшее усложнение, связанное с внедрением MTF1, что должно приветствоваться, если они принесут пользу России. IXSP (Закрытое акционерное общество "Международная фондовая биржа "Санкт-Петербург"") может стать каналом связи для NASDAQ после открытия российского рынка для иностранных ценных бумаг.
        Если данная структура будет принята, очевидно, что она явится вертикальной моделью для локального рынка - биржа владеет центральным контрагентом и центральным депозитарием. Дискуссия о собственности и управлении отпадает, как только станет ясно, что России необходимо создать сильное локальное ядро, вокруг которого можно вырастить свой глобальный бизнес. Реальные споры будут идти о праве собственности и управлении глобальной частью, и не должно возникнуть вопросов по локальной части. Вертикальная структура объединяет все интересы, позволяет отдать мандат тому, кто сможет повести весь рынок вперед (не надо будет иметь дело с конкурирующей инфраструктурой). У правительства нет времени на участие в данном проекте, а остальной мир не будет ждать, пока Россия решит свои локальные проблемы. Государству необходимо проведение расчетов в единой валюте, нужно срочно предоставить систему проведения платежей в режиме реального времени для финансового рынка и поддержать проект, который принесет огромную пользу всей России. Стоимость упущенной выгоды из-за промедления на 1 день составляет 1 млн долл. в дополнение к потерянным возможностям по реализации российского богатства через государственные фонды и инвестиции из-за границы. Правительство РФ заинтересовано, чтобы это произошло, поэтому ему необходимо немедленно инициировать создание комитета для определения спонсора и скорейшего начала проекта.
        Компания Thomas Murray хотела бы поблагодарить НАУФОР за спонсорство и поддержку в ходе всего этого проекта. Мы не обсуждали наши рекомендации с участниками рынка и уверены, что есть много хороших идей, которые стоило бы включить в Программу развития инфраструктуры, поддерживающей российский рынок капитала. Надеемся, что публикация настоящей статьи послужит началом дискуссии, что позволит выработать решение, выгодное для каждого, принимающего участие в процессе.

    • Рейтинг
    • 3
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100