Casual
РЦБ.RU

СНГ: опыт российского депозитария и перспективы

Декабрь 2007

    Поскольку прошло более 2 лет с тех пор, как Депозитарием РОСБАНКа были открыты счета в Центральных депозитариях Казахстана и Узбекистана, в данной статье хотелось бы провести некоторый обзор опыта интеграции инфраструктур фондовых рынков России и СНГ на примере российского депозитария и депозитариев ряда стран СНГ.

НАЧАЛО

    Не секрет, что даже при наличии различных ограничивающих факторов интеграционные процессы, как правило, развиваются, поскольку бизнес развивается, свободные деньги должны вкладываться, поскольку есть стратегические интересы, поскольку емкости местных рынков и спектр инструментов для инвестиций ограничены и инвестор, в первую очередь, обращает внимание на соседние рынки. Сегодня у нас уже есть масса примеров взаимных межстрановых инвестиций бизнесов стран СНГ, которые благоприятно сказываются на экономиках участвующих стран. Но при этом в каждом случае имеются определенные особенности учета таких инвестиций и их обслуживания, поскольку нет единых стандартов в части инфраструктурной интеграции рынков.
    Как правило, все инвестиционные схемы де-юре готовятся юридическими службами двух сторон, участвующих в сделке, и до недавнего времени процесс подготовки сделок по СНГ, вероятно, не включал в себя рассмотрение вопроса о возможном инфраструктурном обслуживании пакета ценных бумаг, поскольку прямых инфраструктурных мостов не существовало. Момент учета прав на инвестиции оставался в рисковой зоне и регулировался только правом страны планируемой инвестиции путем исполнения требований местного законодательства, за счет мониторинга правового поля и ситуации в целом, за счет создания специальной собственной микроинфраструктуры в лице дочерних компаний и юристов. Тем не менее эволюция не стоит на месте, и в определенный момент времени инфраструктурные институты стран СНГ задумались над тем, что для дальнейшего развития, наверное, необходимо объединять инфраструктурное пространство рынков для обеспечения более тесного сотрудничества и интеграции экономических систем, снижения рисков взаимных инвестиций, и даже создали для этих целей Ассоциацию центральных депозитариев Евразии. Однако не только в рамках работы данной Ассоциации, которая, как мне представляется, создана для упорядочения процесса интеграции, может происходить и происходит инфраструктурное взаимодействие стран. На практике зачастую многие участники рынка (в первую очередь крупные участники) строят индивидуальные схемы под определенные операции либо при наличии устойчивого интереса со стороны клиентов разрабатывают постоянно действующие прямые схемы взаимодействия. Это происходит и при наличии развитой межстрановой централизованной инфраструктуры, а при ее отсутствии и подавно.
    В 2005 г. Депозитарий РОСБАНКа первым из российских депозитариев открыл счет номинального держателя в Казахстане, в Центральном депозитарии ценных бумаг (далее - ЦД Казахстана), который, по сути, является страновым центральным депозитарием, контролируемым государством. Далее Депозитарием РОСБАНКа были открыты счета в Центральных депозитариях Узбекистана, Азербайджана и Украины. Мы видели определенный интерес российских участников и пошли по пути первопроходцев, понимая, что кому-то нужно начинать, несмотря на то что золотые горы по этому направлению в тот момент явно не светили. Речь идет, естественно, о пути в СНГ для российских инвесторов, которым нужна инфраструктура как элемент управления рисками и затратами, поскольку, как мы с вами знаем, в России существует официальный запрет на работу иностранных депозитариев, но об этом попробуем поговорить чуть позже. Таким образом, к настоящему времени у нас накопился определенный опыт, которым и хотелось бы поделиться в данной статье, а также проанализировать возможные перспективы.

КАЗАХСТАН

    Начну с Казахстана, так как это был первый опыт интеграции инфраструктур рынков России и Казахстана в том смысле, в котором такая интеграция возможна как постоянно действующий и официальный канал, - в смысле междепозитарных корреспондентских отношений. Еще на этапе предварительного согласования и заключения договора ЦД Казахстана произвел весьма благоприятное впечатление, а уровень развития фондового рынка Казахстана даже в некотором смысле нас удивил, поскольку уже на тот момент уровень проработки и реализации некоторых вопросов был гораздо прогрессивнее и смелее подходов к решению данных вопросов в России. Не говоря уже о том, что сам факт возможности открытия счета депозитарию-нерезиденту был разрешен законами Казахстана, в отличие от российской правовой среды, которая жила на тот момент в условиях вялотекущей памяти о том, что есть "старая тема" о Центральном депозитарии.
    Учетная инфраструктура Казахстана жестко централизована. Порядок проведения обычных депозитарных операций в ЦД Казахстана мало отличается по сути от обычного общепринятого порядка их проведения. Однако в сфере информационного взаимодействия с депонентом по его ценным бумагам существуют определенные, в некотором смысле непривычные для нас особенности. Для иллюстрации, например, следует отметить достаточно интересный подход к сбору списка владельцев ценных бумаг к собранию акционеров с точки зрения российского зашоренного профессионального взгляда.
    Сбор списка осуществляется по данным сегрегированного учета ЦД Казахстана, который возможен в учетных регистрах в разрезе владельцев ценных бумаг по счету номинального держателя. А для обеспечения прав тех клиентов номинального держателя, которые не раскрыты сегрегированно в учете ЦД Казахстана, существует возможность раскрытия в привычном для России виде - путем подачи списка владельцев на определенную дату, которые учитываются под номинальным держателем (по сути, ответом на запрос Центрального депозитария). Однако срок такого раскрытия ограничен одним днем. Данная система фактически позволяет собирать списки в разы быстрее, чем это предусмотрено в России. Возможность существует благодаря централизации и организации соответствующего аналитического учета на уровне ЦД Казахстана и, по всей видимости, исповедует следующую логику. Если хочешь активно участвовать в управлении обществом, не планируешь большого числа операций, связанных со сменой права собственности на пакет ценных бумаг, - открывайся на уровне ЦД Казахстана по счету своего номинального держателя и будешь гарантированно оперативно попадать в список акционеров, имеющих право голосовать, поскольку риски, связанные с прохождением информации о владельце, минимизируются, а оперативность сбора данных увеличивается. Здесь необходимо отметить, что при такой системе учета, естественно, существует возможность осуществлять смену права собственности в рамках счета номинального держателя и при сегрегированном учете клиентов номинального держателя на уровне ЦД Казахстана. Если же хочется не выходить из-под номинального держателя, но есть желание активно участвовать в управлении обществом, то следи за информацией своего депозитария и эмитента, а если используешь промежуточный депозитарий внутри депозитария-корреспондента, учитывай необходимость оперативной работы своего непосредственного депозитария, поскольку времени на раскрытие дается мало. Если же участие в управлении обществом - неважная часть инвестиций или вообще пассивная составляющая, то можешь не выходить наружу ни в аналитическом учете ЦД Казахстана, ни по запросам депозитария-корреспондента, а находиться внутри своего депозитария. Принимая во внимание данную особенность, иностранным номинальным держателям необходимо давать соответствующие разъяснения своим клиентам с казахстанскими активами для доведения данной информации до конечных владельцев казахстанских ценных бумаг с целью принятия ими решения о целесообразности и способе раскрытия о них информации для целей управления обществом.
    Существуют и другие особенности, которые наталкивают на мысль о том, что в некоторых вопросах иногда возможно отойти от стереотипов, к которым привыкли.
    ЦД Казахстана развивается поступательно, и с 2006 г. стали доступны операции в режиме ППП с расчетами в долларах США. Если раньше для проведения каких-либо расчетов было необходимо использовать счета в местных банках первого уровня, а операции в режиме ППП вообще не были доступны, то сейчас они возможны, но для их реализации требуется открыть счет в денежных средствах непосредственно в ЦД Казахстана.
    ЦД Казахстана также работает над совершенствованием электронного документооборота в рамках инфраструктуры рынка Казахстана. В частности, в настоящее время успешно применяются электронные каналы связи для взаимодействия с крупнейшими регистраторами Казахстана, например, с АО "Регистраторская система ценных бумаг", что позволило существенно сократить временные затраты на перерегистрацию наиболее ликвидных акций. Для взаимодействия со своими клиентами ЦД Казахстана разработал и применяет собственный программный продукт - Автоматизированное Рабочее Место Депонента. Также ЦД Казахстана рассматривает возможность внедрения SWIFT-технологий, которые позволят обеспечить взаимодействие как с депонентами, так и с корреспондентами, с применением современных международных форматов ЭДО. По крайней мере, глобальных технических проблем с точки зрения возможности указанного внедрения вроде бы не существует.
    Резюмируя по Казахстану, можно сказать, что темпы развития инфраструктуры рынка в целом хорошие, отсутствует ряд болезней, свойственных российскому рынку, поскольку они уже принципиально решены, хотя есть, естественно, и свои особенности.

УЗБЕКИСТАН

    По Узбекистану мы фиксируем постоянный интерес относительно возможности учета прав на ценные бумаги. Это связано с тем, что те участники рынка, которые знают о такой возможности, рассматривают для себя вопрос об инфраструктурном обеспечении инвестиций как один из вопросов управления рисками. Однако существует ряд сдерживающих факторов, которые, очевидно, препятствуют активному спросу на регионы. Это прежде всего политическая и экономическая ситуация в стране.
    В частности, по Узбекистану в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация. Весной 2007 г. неожиданно вышел государственный запрет на открытие счетов номинального держателя депозитариям-нерезидентам. При этом ранее это было разрешено в случае взаимодействия с государственным Центральным депозитарием Республики Узбекистан (ЦДРУз), что подтверждается наличием у РОСБАНКа счета номинального держателя в данном Центральном депозитарии. Тем не менее в настоящее время проводить операции по данному счету невозможно, хотя ЦДРУз не закрывает данный счет, принимая во внимание возможное изменение ситуации.
    Таким образом, на сегодняшний день мы фактически блокированы в части развития интеграционных процессов между Россией и Узбекистаном в этом секторе рынка, несмотря на интерес отдельных инвесторов к рынку Узбекистана, интерес, сопровождающийся запросом на обеспечение инфраструктуры для инвестиций в Узбекистане. Хотя, по имеющейся информации, в самой республике продолжают рассматриваться вопросы по внесению изменений в устройство инфраструктуры фондового рынка, в частности рассматривается вопрос о возможной передаче ЦДРУз функций центрального регистратора Республики Узбекистан.

АЗЕРБАЙДЖАН

    По Азербайджану ситуация развивается пассивно, вероятно, из-за того, что большая часть инвестиций в экономику республики носит ярко выраженный характер прямых инвестиций и обслуживается собственной инфраструктурой крупных инвесторов, поскольку основным инвестиционным активом является каспийская нефтяная инфраструктура. Вероятно, спрос на классическую инфраструктурную поддержку инвестиций может появиться при появлении портфельных инвесторов в экономику Азербайджана как отдельного класса.
    Особенностью устройства инфраструктуры Республики Азербайджан является то, что Национальный депозитарный центр Республики Азербайджан является не только центральным депозитарием страны, но и одним из крупнейших регистраторов.

УКРАИНА

    По украинскому рынку в последнее время было много статей и докладов, которые достаточно подробно описывали текущую ситуацию в Украине. Безусловно, учитывая давние исторические связи России и Украины, данная страна крайне интересна для российских инвесторов, в связи с чем Депозитарий РОСБАНКа первым из иностранных депозитариев открыл счет номинального держателя в Национальном депозитарии Украины (НДУ), пройдя с украинскими коллегами достаточно длинный путь по согласованию приемлемых для обеих сторон условий и регламента взаимодействия.
    Тем не менее ряд моментов на сегодняшний день, а я говорю прежде всего о сложной корпоративной ситуации, которая существует по вопросу объединения двух украинских депозитариев - НДУ и МФС, оказывает, вероятно, свое влияние на перспективы работы НДУ, который является единственным депозитарием Украины, имеющим право на открытие корреспондентских счетов иностранным депозитариям. По нашему мнению, существенное влияние также оказывает политическая ситуация, которая затрудняет решение некоторых вопросов, а также затрудняет работу над совершенствованием законодательства о ценных бумагах. В этой связи хотелось бы отметить, что ряд особенностей украинского законодательства, на наш взгляд, требуют критического анализа и возможного переосмысления. Иллюстрацией этому может служить, например, ситуация с процедурой депонирования ценных бумаг на счет иностранного депозитария в НДУ, которая требует первоначального депонирования на счет иностранного депозитария в Хранителе, и только после этого возможен перевод внутри НДУ со счета Хранителя непосредственно на счет иностранного депозитария в НДУ. Также в качестве примера можно привести определенное противоречие с точки зрения наделения НДУ исключительным правом установления корреспондентских отношений с иностранными депозитариями при отсутствии, по мнению участников украинского рынка, в том числе саморегулируемых организаций, права законно подтверждать остатки своим клиентам - иностранным депозитариям (поскольку документом о подтверждении является документ реестра или документ Хранителя, но не Депозитария, которым является НДУ). При такой конструкции парадокс заключается не только в вопросе: "А для чего тогда корреспондентские отношения?", - но также и в том, что при отсутствии у Депозитария (например, НДУ) права подтверждать права собственности своим клиентам цепочка учета права собственности в учетной системе Украины прерывается. Это обусловлено тем, что Хранитель может быть клиентом депозитария, который зарегистрировался в реестре, но депозитарий формально не подтверждает Хранителю права собственности на ценные бумаги, а Хранитель при этом подтверждает данные права своим клиентам. Представляется, что эта коллизия требует также особого внимания, поскольку ставит под сомнение легитимность системы учета прав собственности на ценные бумаги в Украине.
    Существуют и другие осложняющие функционирование рынка моменты, хотя, как я уже сказал выше, основным моментом, требующим решения, является, вероятно, все-таки политическая воля в проведении тех или иных реформ и в решении вопросов, тормозящих развитие рынка. А поскольку речь идет о достаточно крупном и привлекательном для инвестиций рынке в одной из самых крупных стран Европы, данные проблемы приобретают особую остроту.
    Из особенностей устройства инфраструктуры украинского рынка необходимо также отметить, что НДУ обладает исключительными полномочиями в части стандартизации депозитарной деятельности и кодификации ценных бумаг украинских эмитентов в соответствии с международными форматами.

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ СНГ

    В рамках анализа возможности работы на других рынках СНГ мы также исследовали ситуацию по ряду других стран. Ситуация разная, но, как правило, с определенными проблемами. Например, Киргизия в результате политического кризиса оказалась в сложном положении с точки зрения развития своего рынка и внешних экономических связей. В Белоруссии один из активных этапов развития законодательства в сторону либерализации экономической системы для обеспечения нового режима допуска на белорусский рынок иностранных инвестиций, в том числе в форме обеспечения условий для работы иностранных депозитариев, был заторможен. Причиной, как мне кажется, послужил российско-белорусский газовый кризис.
    Таким образом, на примере тех стран, о которых я говорил выше, можно сделать вывод о том, что политическая составляющая сейчас является одним из основных сдерживающих факторов. Однако она не единственная, оказывающая влияние.

ДИЛЕММА В РОССИИ

    Что сегодня может предложить сама Россия с точки зрения возможной интеграции, оставаясь на позициях официального запрета работы иностранных депозитариев в России?
    Мы с вами знаем, что попытка решения этого вопроса была предпринята в законопроекте о Центральном депозитарии, который даже прошел первое чтение в Государственной думе. Тем не менее, по мнению многих участников рынка, проект сырой, а по мнению некоторых участников, абсолютно не нужный для России. И хотя большая часть сомнений связана именно с концепцией наличия единственного Центрального депозитария, отдельным и весьма сложным вопросом является вопрос обеспечения ликвидности российского фондового рынка в России, поскольку существуют определенные опасения в этом отношении в случае официального допуска на российский рынок крупных кастодианов. Реальное решение этого вопроса, как мне кажется, в первую очередь, сопряжено с определенной политической волей и зависит прежде всего от Правительства и ФСФР, поскольку они должны окончательно определиться по вопросу модели рынка и степени его открытости. У участников российского рынка существуют полярные мнения, и отдать данный процесс полностью на откуп участникам рынка в самом широком составе - это похоронить перспективы возможного решения. Однако мнение участников рынка, безусловно, необходимо учитывать и анализировать, поскольку они, что называется, своими руками ежедневно работают непосредственно на рынке.

    ЧТО ИМЕЕМ СЕГОДНЯ?

    Говоря о возможных перспективах, необходимо отметить, что, несмотря на все проблемы, тем не менее мы все-таки кое-что имеем на сегодняшний день. В частности:
    1. Мы имеем возможность обеспечить учет ценных бумаг эмитентов СНГ в соответствии с требованиями российского законодательства и подтвердить российскому инвестору его права в соответствии с российским законодательством.
    2. Мы имеем возможность совершать сделки между резидентами РФ с ценными бумагами эмитентов-нерезидентов РФ с соблюдением требований российского валютного законодательства об учете такой операции в российском депозитарии.
    3. Мы имеем тенденции развития операций на некоторых рынках с учетом снижения рисков и издержек на проведение данных операций, поскольку накапливается практика взаимодействия.
    В случае решения отдельными странами - участниками СНГ прежде всего своих политических проблем, выработки какого-либо стабильного курса, возможно, наступит черед рынков, упорядочения их функционирования и развития.
    В этом случае можно надеяться на то, что возможно:
    1) будут созданы корректные правовые условия, регулирующие взаимные инвестиции и гарантирующие их безопасность;
    2) по самим операциям будут снижаться риски, временные издержки и операционные затраты;
    3) будет обеспечен нормальный обмен опытом, в том числе опытом создания благоприятных правовых условий для развития рынков.
    Еще одним из вариантов возможных перспектив следует упомянуть российский проект РДР.
    В отношении акций эмитентов стран СНГ представляется, что это может быть одним из инструментов возможной активизации интеграции.
    По данному проекту в настоящее время созданы первичные законодательные условия. Однако остаются нерешенными задачи, связанные с правовыми аспектами регулирования отношений между хранителем базового актива и эмитентом РДР, гарантиями, налоговые вопросы, в том числе с точки зрения обеспечения избежания двойного налогообложения. Все эти проблемы в случае отсутствия решения будут тормозить развитие РДР-программ, которые как раз могли бы быть интересными с точки зрения вывода эмитентов СНГ на российский биржевой рынок. Также "набирает оборот" тема допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок. Было бы интересно узнать, как наши коллеги из стран СНГ относятся к данному проекту. Не волнует ли их проблема возможной утечки ликвидности на российский рынок или, наоборот, они видят позитивные перспективы в отношении резерва роста капитализации своих компаний. Тем не менее есть еще много нерешенных вопросов по данным проектам.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что сегодня основными сдерживающими факторами интеграции фондовых рынков России и стран СНГ являются следующие:
    1) политическая ситуация в ряде стран, связанная как с внутренними, так и с внешними факторами функционирования государственной власти;
    2) неэффективная государственная поддержка реализации принятых на межправительственном уровне решений;
    3) законодательные ограничения и неясности в среде правового регулирования (правовой запрет на работу нерезидентов - номинальных держателей на фондовом рынке России и ряда стран СНГ, проблемы создания Центрального депозитария России и др.);
    4) валютные сложности, связанные с отсутствием свободного обращения на международном рынке и свободной конвертации валют стран СНГ, в результате чего большая часть сделок заключается либо на условиях расчета твердыми валютами, либо на условиях бартера и зачета, а также существуют обоснованные требования и ограничения, связанные с денежными счетами;
    5) таможенные барьеры, препятствующие развитию торговли и обращению товаров и, как следствие, росту капитализации компаний, росту потребностей в новых инструментах финансирования;
    6) налоговые ограничения и барьеры, тормозящие наращивание торгового оборота между странами (в качестве примера можно привести вопросы возврата НДС, вопросы ограничений, связанных с налоговым резидентством, и др.);
    7) информационный дефицит в отношении тенденций развития рынков обеих стран.
    На микроуровне следует отметить наличие коммуникационных проблем, связанных со стандартами электронного документооборота, поскольку стандарты каждой из стран могут быть неприемлемы для конкретных участников, а международные стандарты, например SWIFT, возможно, еще недостаточно освоены или дороги для отдельных участников с точки зрения экономического смысла окупаемости их внедрения.
    Что может в таких условиях служить сегодня побуждающими импульсами к активизации взаимной интеграции? Наверное, можно говорить о следующих моментах:
    1. Стабилизация по ряду стран политической ситуации, поскольку длительная дестабилизация в итоге приводит если не к прямому ущербу, то к стагнации.
    2. Усиление контроля со стороны государства за принятыми ранее решениями.
    3. Завершение реформ, которые влияют на прозрачность и понятность инфраструктур рынков.
    4. Анализ проблем интеграции, увеличения товарооборота, торговли, инвестиций.
    5. Принятие новых законодательных и межправительственных документов для ликвидации "дыр", которые существуют в действующих нормативных документах.
    6. Активное участие профессионального сообщества двух стран с целью лоббирования принятия нормативных актов, способствующих дальнейшей интеграции финансовых рынков, повышению их открытости (безусловно, с обеспечением необходимого контроля, но не в виде запретительных барьеров).
    7. Обмен накопленным опытом, информацией и результатами исследований, может быть даже с созданием постоянно действующего информационного поля, консолидирующего информацию о финансовых рынках стран СНГ.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Мы интегрируемся в международную структуру, но с учетом национальных особенностей
Организация кредитования участников клиринга и расчетов на торгах и вне торгов в рамках расчетной инфраструктуры
К вопросу о кредитовании ценными бумагами на фондовом рынке
СНГ: опыт российского депозитария и перспективы
Состояние фондового рынка Азербайджана и перспективы иностранных инвесторов
Обзор фондовых рынков и депозитарных систем стран - участниц АЦДЕ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии
Свобода выбора поставщика инфраструктурных услуг - швейцарская идея?
Фондовый рынок создан в эти годы с нуля
НДЦ выступил спонсором конференции "Инфраструктура рынка ценных бумаг" в рамках IV Федерального инвестиционного форума
НДЦ на IX Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Национальные ледовые игры - 2007
Фотоконкурс "Лучше гор могут быть только горы..."

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100