Casual
РЦБ.RU

О возможностях ЭДО между специализированным депозитарием и его клиентами до принятия единых стандартов ЭДО

Сентябрь 2007

ВОПРОС НЕ В ТОМ, НУЖЕН ЛИ ЭДО, ВОПРОС В ТОМ, КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ

    О необходимости принятия единых стандартов электронного документооборота написано и сказано уже очень много. Необходимость единых стандартов ЭДО - для всех уже аксиома.
    Дискуссии о том, каким же должен быть единый ЭДО, продолжаются уже очень давно, рабочая группа по выработке единых стандартов, в состав которой входит и наша организация, работает уже более 2 лет. Но единых стандартов пока нет, а наличие эффективного ЭДО - это уже насущная необходимость всей инфраструктуры.
    В ожидании унификации все участники рынка строят корпоративные системы ЭДО, основой которых являются собственные стандарты и форматы электронных документов

ПОЛНОЦЕННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ЭДО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ

    Основными задачами специализированного депозитария при построении корпоративной системы электронного документооборота являются:

  • Оптимизация взаимодействия с контрагентами.
  • Автоматизация отражения операций в учетных системах и формирование отчетности на основании произведенных операций.
  • Минимизация рисков.
        Все эти задачи решаемы путем использования при создании ЭДО электронной цифровой подписи, системы криптозащиты данных, гарантированных каналов доставки документов и формализации всего спектра документов.
        Вопрос в том, нужно ли полностью формализовывать документооборот между специализированным депозитарием и его клиентами до принятия единых стандартов ЭДО? Формализовать любой документ можно, вопрос в том, будет ли использоваться этот формат в дальнейшем и готовы ли клиенты специализированного депозитария нести затраты на превращение любого документа, в том числе бумажного, в формализованный электронный документ.
        Документооборот с клиентами в специализированном депозитарии можно условно разделить на 3 составляющие.
        Депозитарная составляющая документооборота
        Взаимодействие с депонентами осуществляется на основании документов, форму и содержание которых разрабатывает сам депозитарий. Таким образом, задача по формализации ЭДО при взаимодействии с клиентом сводится к формализации собственных документов депозитария. Создается формат, разрабатываются правила его заполнения и определяется протокол обмена документами.
        Клиент специализированного депозитария в данном случае сам является автором документа, и трудозатраты на заполнение поручения в форме формализованного электронного документа сравнимы с заполнением поручения с использованием текстовых редакторов. ЭДО в данном случае удобнее и депоненту, и депозитарию. Соответственно, обе стороны заинтересованы в применении ЭДО, и технология активно применяется.

        Документооборот при ведении реестра владельцев инвестиционных паев ПИФ
        Операции в системе ведения реестров производятся на основании документа, автором формата которого является либо сам специализированный регистратор (передаточное распоряжение, анкета, заявление на открытие лицевого счета), либо управляющая компания (заявка на приобретение паев). Перечень обязательной информации в документах законодательно регламентирован и, соответственно, при адекватном подходе задача формализации ЭДО решаема.

        Документооборот при осуществлении контрольной функции
        Основанием для проведения операций в системе стоимостного учета финансовых вложений служат надлежащим образом заверенные копии первичных документов - это отчеты брокеров, выписки с банковского счета и т. д., т. е. документы не самой управляющей компании или фонда, а третьих лиц. При этом существуют достаточно жесткие сроки предоставления этих документов в специализированный депозитарий.
        Предположим, что управляющая компания не в Москве, а брокер в Москве. Соответственно, отчет от брокера должен попасть в управляющую компанию, она должна его надлежащим образом заверить и передать в специализированный депозитарий. Даже с использованием экспресс-почты соблюдение сроков предоставления документов при использовании бумажного документооборота не реально.
        Соответственно, электронный документооборот становится не просто удобством, а единственной возможностью соблюсти требования к срокам предоставления документов.

        О возможностях формализации потока документов
        Мы уверены, что мечтой каждого специализированного депозитария является единый формат отчетов всех брокеров. Но мечты эти на данном этапе - из разряда фантазий.
        Проведя анализ электронных форматов отчетов брокеров, с которыми приходится работать нашему специализированному депозитарию, мы получили следующие результаты.
        Меньше половины отчетов, предоставляемых в электронном виде, можно с применением автоматических процедур трансформировать в учетную систему специализированного депозитария. Речь идет об отчетах, которые предоставляются в виде файлов TXT или XLS. При этом под каждый получаемый отчет необходимо разработать свой собственный "переходник".
        С другими необходимыми отчетными документами ситуация обстоит еще сложнее - вопросы унификации и формализации многих документов даже не рассматриваются на данном этапе.
        И все-таки, является ли "формализаця" непреодолимым препятствием для использования ЭДО в процессе документооборота между специализирвоанным депозитарием и его клиентами при осуществлении контрольной фукнции и какие возможны варианты?

        Вариант 1. Формализованный ЭДО
        Создание специализированным депозитарием собственных форматов электронных документов позволяет автоматизировать проведение операций в системе стоимостного учета финансовых вложений. Это существенно снизит затраты специализированного депозитария на обработку документов. Но в данном случае затраты просто перекладываются на НПФ или управляющую компанию. Так как им нужно выделять дополнительный ресурсы "на формализацию ЭДО" - трансформацию документов в нужный формат. При этом необходимо учесть и тот фактор, что управляющая компания, например, может обслуживаться в нескольких специализированных депозитариях. Следовательно, ресурсы "на формализацию" увеличиваются пропорционально количеству спецдепов - ведь у каждого свои форматы. Тем не менее подобные решения есть и используются на практике.

        Вариант 2. Электронный имитатор курьерской службы
        При создании системы электронного документооборота, на наш взгляд, важно ориентироваться не только на единые и понятные всем стандарты, но и на то, что ЭДО - это способ оптимизации документооборота и минимизации затрат всех сторон обмена электронными документами.
        Одной из первоочередных задач специализированного депозитария является организация такой процедуры документооборота, которая минимизирует трудозатраты НПФ и управляющих компаний. Именно поэтому мы считаем, что на данном этапе стандартизации рынка возможен обмен неформализованными электронными документами.
        Обмен неформализованными электронными документами, безусловно, не имеет ничего общего с нашим пониманием о полноценном электронном документообороте, но, тем не менее, имеет право на жизнь, так как решаются следующие задачи:

  • минимизация рисков - документы подписываются ЭЦП и шифруются;
  • гарантированная доставка документов - при обмене неформализованными электронными документами с использованием гарантированных каналов доставки (WEB - портал);
  • минимизация затрат клиентов на внедрение ЭДО;
  • скорость обмена документами - при наличии доступа в Интернет, документы отправляются в он-лайн режиме;
  • минимизации затрат почтовых, курьерских и т. д.

        КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ НА ПРАКТИКЕ?

        Любой документ, в любом формате, который позволяет распечатать документ и прочитать его, может быть подписан ЭЦП, зашифрован и гарантированно доставлен адресату. Это может быть отчет брокера, договор купли-продажи, акт приема передачи и т. д.
        У клиента на внутреннем ресурсе создаются директории для обмена неформализованными электронными документами. Клиенту бесплатно предоставляется программа-робот, разработанная нашей компанией, которая автоматически подписывает ЭЦП, шифрует и размещает документы на доступном только конкретному клиенту разделе WEB-портала СПЕЦДЕПа. Документ отправлен.
        Обратная связь работает путем размещения на WEB-портале неформализованных документов от СПЕЦДЕПа, адресованных клиенту.
        Программа-робот получает документы, предназначенные для клиента, с WEB-портала, осуществляет проверку ЭЦП, расшифровывает их и размещает в директорию полученных файлов.

        Что в результате?
        Клиент имеет простой и удобный способ отправки документов в он-лайн режиме.

        СПЕЦДЕП - подписанные ЭЦП клиента документы.
        Обе стороны - гарантированный канал обмена документами, так как имеется протокол обмена данными и электронный архив отправленных и полученных документов.
        Конечно же, обмен неформализованными документами далек от того, к чему надо стремиться. Но такие решения, на наш взгляд, необходимы как составная часть электронного документооборота специализированного депозитария до тех пор, пока не будут приняты и внедрены единые стандарты ЭДО.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Кирилл Волынкин
        Директор отдела дистрибуции ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент"

        Использование ЭДО при организации взаимодействия всех участников рынка коллективных инвестиций - это не только способ минимизации транзакционных издержек и снижения рисков, возникающих при операционной деятельности. Это, прежде всего, переход на более высокий качественный уровень взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций, ориентированный, в том числе, на взаимодействие с инвесторами. Тенденции развития рынка позволяют делать выводы о большом интересе к финансовым продуктам рынка коллективных инвестиций иностранных инвесторов (как профессиональных, так и частных).
        Для эффективного взаимодействия всех без исключения участников рынка, и тем более иностранных контрагентов, жизненно необходимы стандартизация уже созданных в России корпоративных элементов системы электронного документооборота и, в перспективе, построение единой технологической цепочки взаимодействия участников в системе ЭДО. Международный опыт организации ЭДО позволяет нам воспользоваться уже существующими стандартами, отработанными крупнейшими инвестиционными и финансовыми группами. Естественно, без адаптации международного опыта к особенностям российского права не обойтись, но принять за основу существующий стандарт взаимодействия гораздо продуктивнее, чем создавать собственный. Чем раньше участники рынка придут к пониманию перспективности такого направления взаимодействия, тем раньше начнется процесс интеграции участников финансового рынка в единую систему ЭДО как в России, так и для международного сообщества.
        Недостатки построения самостоятельных (автономных) корпоративных систем ЭДО разными организаторами очевидны: разобщенность форматов, инвариантность требований организаторов таких систем к правилам функционирования и применения ЭДО, различие в технических требованиях к программному обеспечению и оборудованию и т. д. Следствием этого является технологическая сложность внедрения участниками рынка, активно работающими в системах ЭДО разных организаторов, в собственные бизнес-процессы необходимого многообразия систем ЭДО, а в некоторых случаях - и несовместимость различных систем.
        Вопрос об унификации стандартов крайне важен для рынка в целом: появление единого стандарта ЭДО явится катализатором процесса внедрения электронного документооборота между участниками рынка как внутри России, так и с иностранными контрагентами вне зависимости от того, будет ли его внедрение обязательным с точки зрения регулятора.
        Для управляющей компании затраты на внедрение системы электронного документооборота окупаются только в том случае, если система затрагивает все источники возникновения данных при осуществлении деятельности организации. Невозможно говорить о внедрении электронного документооборота, если он охватывает только сферу обязательного общения с обслуживающими управляющую компанию учетными организациями (специализированным депозитарием, регистратором, расчетным банком). Не менее важной частью для управляющих компаний является взаимодействие с инвесторами и прочими контрагентами управляющей компании.
        Ввиду чего вопрос выбора альтернативы между ожиданием стандарта или внедрением уже сейчас собственной разработки становится практически неактуальным. Переход на новую согласованную схему сведется к тривиальному преобразованию файлов обмена. В практическом опыте на продуманной и развитой схеме ЭДО такой переход означает внедрение автоматического преобразования массивов данных без коренного изменения их структуры. Имплементация же стандарта ЭДО на деятельность, где до этого существовал только бумажный документооборот, представляется далеко не тривиальной задачей, требующей больших финансовых затрат, обучения персонала и изменения взаимодействия с партнерами, казалось бы, напрямую не связанными с внедряемой системой.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100