Casual
РЦБ.RU

"Оценивая то, что удалось сделать в качестве министра финансов, я удовлетворен"

Июнь 2007

    Сегодня мы предлагаем вам воспоминания бывшего министра финансов РСФСР Бориса Федорова. Воспоминания написаны им для книги "История российского фондового рынка: депозитарии и регистраторы", подготовленной НДЦ и Автономной некоммерческой организацией "Экономическая летопись" (авторы-составители Николай Кротов и Олег Никульшин) к 10-летию НДЦ.

    14 июля 1990 г., сменив А. А. Бобровникова (занимавшего этот пост 17 лет!), я стал министром финансов РСФСР. Сразу попытался выяснить: кто в министерстве отвечает за ценные бумаги. Таких не нашлось, поэтому решил ответственность возложить на Беллу Ильиничну Златкис, она отвечала за сбережения населения и советский госзаем и была вроде как ближе всех к теме. Я передал ей проекты законов, подготовленные мной еще в социально-экономическом отделе ЦК КПСС: "Закон об акционерных обществах", "Закон о рынке ценных бумаг" и "Закон о государственном долге". Все проекты я храню до сих пор. Проект закона о долге был совсем маленьким, а два других были достаточно проработанными и объемными.
    Частично эти материалы вошли тогда в программу "500 дней" (2-й том - финансовые и денежно-кредитные вопросы), дальше над ними работала Белла Ильинична и другие сотрудники. Для повышения квалификации я направил Беллу Ильиничну на краткую стажировку в США. Очень хотел в процесс написания законов вмешаться Григорий Алексеевич Явлинский со своими сотрудниками Задорновым и Михайловым. Он привел Питера Дерби из "Диалог-банка", принесшего с собой американский аналог закона о рынке ценных бумаг.
    Действовал я, не скрываю, просто, не пытаясь демонстрировать глубину собственной проработки документов: взял за основу английское законодательство и трансформировал текст под нужды российской экономики, с учетом специфики.
    Вскоре выяснилось, что премьеру Силаеву ничего этого не нужно и принимать постановления и проекты законов он не собирается. Тогда в декабре 1990 г. я написал Ельцину заявление о своей отставке, среди причин значился и саботаж Ивана Степановича.
    Силаев "с перепугу", узнав, что я обвинил его в саботаже, быстро, задним числом, подписал подготовленный нами проект "Постановления об акционерных обществах". Оно было принято якобы 25 декабря 1990 г. под № 601, а на самом деле на несколько дней позднее. 28 декабря 1990 г. я все-таки ушел из министерства.
    Постановление служило долго. Только в 1993-1995 гг. оно было переработано под эгидой Анатолия Борисовича Чубайса и вышло в виде Закона "Об акционерных обществах". Во время подготовки закона, в 1993 г., я второй раз стал министром финансов. Мы в кабинете Анатолия Борисовича, много спорили - я не мог понять, зачем вносятся целый ряд пунктов. Но поскольку он человек жесткий, а обсуждаемой темы тогда еще не вполне понимал, убеждать его было трудно. Кстати, не все переделки пошли закону на пользу! Плюс к этому если авторов нашего постановления можно было сосчитать на пальцах одной руки, и подготовка его практически ничего не стоила то у Чубайса трудился большой коллектив советников и консультантов, в том числе американских.
    13 ноября 1992 г. вышел "Закон о государственном внутреннем долге" под № 3877-1, а 28 декабря 1991 г. под № 78 вышло постановление "Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР". Все задуманное нами в 1990 г. было реализовано!
    Хотелось вспомнить еще один забавный случай периода моего первого хождения во власть. В Минфине хранились не реализованные и никому не нужные облигации РСФСР. Скажите, кто купил бы эти бумаги в 1990 г. с прибыльностью 5%? Тем не менее я дал Белле Ильиничне поручение разместить объявление в "Экономической газете" об их реализации. И мы осенью 1990 г. их продали, в том числе каким-то предприятиям и колхозам, с существенным дисконтом с помощью обратного - "голландского" аукциона. Кто тогда знал о "голландских" аукционах!? Бумаги были еще "бумажными", и Златкис с мальчиками сидела, ставила на них печати, расписывалась.
    Тогда же мы создали Московскую международную фондовую биржу. Я собрал рабочую группу для подготовки ее Устава во главе с Б. И. Златкис, выпустил соответствующее распоряжение. Возглавил биржу сотрудник Министерства финансов СССР Андрей Захаров. При мне 5 ноября 1990 г. биржа была зарегистрирована, через год на ней начались регулярные торги. Однако после моего ухода она оказалась никому не нужна и вскоре прекратила свою деятельность (Захаров трагически погиб - был убит).
    Уход мой был связан и с тем, что меня активно подсиживали первый заместитель министра И. Н. Лазарев и первый заместитель Председателя Совета министров РСФСР Ю. В. Скоков. Силаев был безучастен! Лазарев в результате после меня возглавил Министерство и стал помогать Скокову подсиживать Силаева. Еще через 9 мес. он покинул министерский пост и перешел в налоговую службу. Вновь мы встретились в 1993 г., когда я вернулся в Министерство финансов. Я тут же предложил Лазареву написать заявление об увольнении по собственному желанию. Возможно, он неплохо знал советский бюджет, но в новых условиях был человеком абсолютно неадекватным. Его неспособность ориентироваться в современной экономике сочеталась с мнительностью, доходившей до шпиономании.
    Но самое главное то, что мои оппоненты активно интриговали, пытаясь заставить меня конфликтовать с союзным Минфином. Активную роль в развале играл, кстати, и первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР коммунист Ю. М. Воронин! Особенно вопрос обострился, при подготовке государственного бюджета 1991 г. Российские руководители хотели прекратить все отчисления в союзный бюджет! Но это было абсурдное решение! Функций оборонных у нас не было, не занимались мы тогда безопасностью и внешней торговлей, союзный министр финансов Валентин Павлов мне даже компьютеры покупал. У нас были нормальные отношения - Союз еще никто не отменял!
    Даже я, никогда не претендовавший на звание крупного специалиста в бюджетной сфере, понимал, что меня заставляют принять документ, разваливающий СССР. Я политикой заниматься не хотел - мне это не было нужно. И тогда Верховному Совету и Председателю Правительства я выдвинул ультиматум: определиться, как делать бюджет - в рамках Союза или автономно.
    Оценивая то, что удалось сделать в качестве министра финансов, что нет, - я удовлетворен. Практически все задуманное реализовали. Правда, сейчас я признаю: не нужно было столько времени уделять работе над программой "500 дней"! На работу в Комиссии были потрачены июль и август 1990 г. Я занялся программой, поддавшись на уговоры Явлинского, поэтому считал, что тот сумел заручиться поддержкой Горбачева и Ельцина и у документа есть перспективы. Сейчас я понимаю, насколько был наивен! Следовало больше времени уделять работе в Министерстве - толку было бы больше.

СПРАВКА

    1980 - 1987 - экономист и старший экономист Главного валютно-экономического управления Госбанка СССР.
    1987 - 1989 - старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.
    1989 - 1990 - консультант группы консультантов при социально-экономическом отделе ЦК КПСС.
    1990 - министр финансов РСФСР.
    1991 - 1992 - руководитель отдела Европейского банка реконструкции и развития (Лондон, Англия) по финансированию проектов в России и странах СНГ.
    1992 - исполнительный Директор от России в Совете директоров Мирового банка реконструкции и развития (Вашингтон, США), а также Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
    1993 - 1994 - министр финансов Российской Федерации, Председатель Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики.
    1992 - 1994 - заместитель Председателя Правительства РФ.
    1993 - 1998 - депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ, Председатель подкомитета по денежно-кредитной политике Центрального банка России.
    1998 - министр Правительства РФ, Руководитель Государственной налоговой службы РФ.
    1998 - заместитель Председателя Правительства РФ.
    2000 - настоящее время - член Совета директоров ОАО "Газпром", член Наблюдательного совета Сбербанка России.
    1994 - 2006 - почетный председатель Объединенной финансовой группы (ОФГ).
    2006 - настоящее время - генеральный партнер фонда UFG Private Equity Fund. Также член советов директоров Ингосстраха, "Седьмой Континент", "Нево-Табак", "Ньюс-Медиа" и др.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100